Элективный курс «Математика в реальной жизни»
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему

Ткаличева Светлана Владимировна

Разработка программы данного элективного курса обусловлена тем, что в школах при решении математических задач не делается акцент на том, каким образом каждая изученная тема и набор навыков по решению математических задач могут быть использованы в жизненных ситуациях и применены к расчетам, совершаемым человеком каждый день. Большая часть в данном элективном курсе отводится задачам на проценты, так как на первом этапе основной школы эта тема изучается довольно мало и учащиеся в силу своих возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_matematika_v_realnoy_zhizni.docx42.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа №1

                                                                                         

СОГЛАСОВАНО                                                         УТВЕРЖДЕНО                                                                                                        

Зам.директора по УВР                                                  Приказ №______

___________________                                                   от «___»_____20___г.

    (подпись,ФИО)

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

по   математике

для  11  класса очно-заочного отделения

на 2013 -2014 учебный год

Учитель:

 Ткаличева Светлана Владимировна

Рассмотрено на заседании  МО

__________________________________

__________________________________

Протокол от ______ №_______________

руководитель  МО__________________

                                         (подпись,ФИО)

 

Элективный курс «Математика в реальной жизни»

Актуальность данной темы заключается в том, что сейчас наше общество развивается и с каждым годом становится более грамотным, в частности и по экономическим вопросам. Практически все люди сталкиваются в своей жизни с банковской сферой – это и оплата платежей, и всевозможные кредиты, ссуды, банковские вклады. Кроме того, решаются и некоторые бытовые вопросы, например, строительство домов, ремонт квартиры и т.д. С одной стороны это кажется простым, но когда люди начинают сталкиваться с подобными вопросами, возникают некоторые проблемы и затруднения. Многие из этих вопросов неразрывно связаны с математикой, так как требуют математических подсчетов и решения задач.. Так, если бытовые вопросы можно решать, зная только в основном устный счет и арифметику, то вопросы, касающиеся банковской сферы не так просты и требуют хорошего понимания некоторых разделов, а именно: вычисление площадей, объемов тел, знание процентов и т.п.

Пояснительная записка

Разработка программы данного элективного курса обусловлена тем, что в школах при решении математических задач не делается акцент на том, каким образом каждая изученная тема и набор навыков по решению математических задач могут быть использованы в жизненных ситуациях и применены к расчетам, совершаемым человеком каждый день. Большая часть в данном элективном курсе отводится задачам на проценты, так как на первом этапе основной школы эта тема изучается довольно мало и учащиеся в силу своих возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни.

Понимание и умение того, как производить разного вида расчеты, необходимы каждому человеку.

Предлагаемый курс «Применение математики в повседневной жизни» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественнонаучному и социально-экономическому профилю.

Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков математических вычислений, но и формированию интереса учащихся к изучению математики в школе.

Цели курса:

  •  сформировать понимание необходимости знаний разного вида вычислений, в том числе и процентных для решения большого круга задач, показав широту применения математики в реальной жизни;
  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем;

Задачи курса:

– сформировать умения заполнять некоторые документы, часто используемые в жизни каждой семьи, производить вычисления, необходимые для применения их в практической деятельности;

– решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

- понимать содержательный смысл термина “процент” как специального способа выражения доли величины;

- знать широту применения процентных вычислений в жизни;

- уметь применять формулы “простых” и “сложных” процентов, формулы массовой концентрации вещества, формулы процентного содержания вещества;

- уметь сочетать устные и письменные приёмы вычислений, использовать приёмы, рационализирующие вычисления.

          – привить учащимся основы экономической грамотности;

– помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Данный курс рассчитан на 36 занятий по различным темам, касающимся рассмотрению задач с практическим содержанием, а именно таких задач, которые связаны с математическими вычислениями в повседневной жизни.

Ко всем занятиям имеется либо небольшая историческая и теоретическая справка, либо краткое изложение того, как та или иная тема может быть применена к расчетам на каждый день. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на умение заполнять документы по оплате жилищно-коммунальных услуг и подсчитывать расход материалов и денежных средств на ремонт помещения до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации.

В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар и использование презентаций на уроке. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме.

Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.

Программа может быть эффективно использована в 10-11 классах с любой степенью подготовленности учащихся, способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • уметь заполнять квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг, и производить для этого все необходимые математические расчеты;
  • знать сферы применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
  • производить прикидку и оценку результатов вычислений;
  • при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления;
  • применять основные законы геометрии на практике в затруднительных случаях жизни;
  • ориентироваться в учебниках, работать с дополнительной и справочной литературой;
  • анализировать и отбирать материал для творческого отчёта;
  • пользоваться высотомером, «булавочным» прибором и буссолью и проводить с их помощью необходимые измерения;
  • решать задачи практической направленности.

Данный элективный курс может стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике.

Формы контроля

Зачет по итогам освоения модуля может проводиться в форме:

  • письменной контрольной работы;
  • самостоятельной работы;
  • тестирования;
  • творческой индивидуальной работы

как, например:

“Геометрическая прогрессия и её приложения в экономике” или «Проценты в стохастике» и т.п.;

  • собеседования по оценке результатов, достигнутых учеником (рейтинг);

По окончанию курса готовится и проводится деловая игра.

Список литературы для учащихся

  1.  Усов Н.А. Повторим математику. – Киев, 1994 Дорофеев, Г. В., Седова, Е. А. Процентные вычисления. 10-11 классы: учеб.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 144 с.
  2. Денищева, Л. О., Бойченко, Е. М., Глазков, Ю. А. и др. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика. – М.: Дрофа, 2003. -120 с.
  3. Егерев, В. К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. – М.: “Оникс – 21 век” 2003.
  4. Шевкин, А. В. Текстовые задачи. – М.: Просвещение, 1997. – 112 с.
  5. Корешкова Т.А. Тестовые задания по математике. – М.: Экзамен, 2005
  6.  Петрова И.Н. Проценты на все случаи жизни. – Челябинск, 1996

Список литературы для учителя

  1. Винокурова Е., Винокуров Н. Экономика в задачах. – М, 1998
  2. Денищева Л.О. Единый государственный экзамен: Математика. – М.: Просвещение, 2003-2009
  3. Звавич Л.И., Аверьянов Д.И., Пигарев Б.П., Трушанина Т.Н. Задания для проведения письменного экзамена по математике в 9-м классе. – М.: Просвещение, 1994
  4. Корешкова Т.А. Тестовые задания по математике. – М.: Экзамен, 2005
  5. Макарычев Ю.Н. Дополнительные главы к школьному учебнику. – М.: Просвещение, 1996
  6. Математика: 2600 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы / П.И. Алтынов, Л.И. Звавич, А.И. Медяник и др. – М.: Дрофа, 1999
  7. Петрова И.Н. Проценты на все случаи жизни. – Челябинск, 1996
  8. Рельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия для 9-х классов средних общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 1994
  9. Сборник задач по математике для поступающих в вузы / Под редакцией А.Н. Приленко. – М.: Высшая школа, 1989
  10. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М: Школа-Пресс, 1999
  11. Усов Н.А. Повторим математику. – Киев, 1994
  12. Цыпкин А.Г., Пинский А.Н. Справочник по методам решения задач по математике для средней школы. – М.: Наука, 1989
  13. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач. – М.: Просвещение, 1994
  14. Вигдорчик, Е., Нежданова, Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. – М., 1997.
  15. Глейзер, Г. И. История математики в школе (4-6 кл.): пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
  16. Денищева, Л. О., Миндюк, М. Б., Седова, Б. А. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 10-11 класс. – М.: Издательский дом “Генжер”, 2001.
  17. И. Н. Петрова. “Проценты на все случаи жизни”. Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство. 1996.
  18. Модульно-рейтинговая система в профильном обучении. Методические рекомендации. Федеральное агентство по образованию. Российская академия образования. М. 2005.
  19. Лурье, М. В., Александров, Б. И. Задачи на составление уравнений. – М.: Наука, 1990.
  20. Потапов, М. К., Олехник, С. Н., Нестеренко, Ю. В. Конкурсные задачи по математике: справочное пособие. – М.: Наука, 1992. – 480 с.
  21. Перельман Я.И. «Занимательная геометрия», М., АО «Столетие», 1994.
  22. Атанасян А.В. «Геометрия 7–9 кл».


Учебный план элективного курса для учащихся 11 классов

«Математики в реальной жизни»

Название тем курса

Кол-во часов

Основные вопросы

Методы обучения

Формы контроля

Домашнее задание

Жизнь без математике не возможна

1

Введение в элективный курс.

1

Сообщение цели и задачи курса. С помощью презентации демонстрация его актуальность. Составляется задание в виде таблицы, которую необходимо заполнять на протяжении всего курса.

лекция, показ презентации, беседа, объяснение

2

Коммунальные платежи.

1

Показ широты применения в жизни математических расчетов. Заполнение квитанций по оплате коммунальных услуг за свет, за квартиру, за телефон. Введение основных понятий в коммунальных платежах: «пеня», «доплата». Отработка навыков ориентирования в тарифах, предлагаемых МГТС.

лекция, показ презентации, беседа

Рассчитать коммунальные услуги своей квартиры на прошедший месяц

3

Решение задач по теме «Коммунальные платежи».

1

Решение задач, связанных с заполнением квитанций на оплату. Выполнение тренировочных упражнений.

объяснение, выполнение тренировочных задач.

проверка самостоятельно решенных задач

4

Ремонт кабинета.

1

Демонстрация разного вида таблиц, для усвоения учащимися навыков работы с таблицей предлагаемых бытовых услуг.

лекция, показ презентации, беседа

проверка самостоятельно решенных задач.

Составить смету и рассчитать расходы на ремонт своей комнаты.

5

Ремонт мой квартиры (комнаты).

1

Решение задач по подсчетам расходных средств на ремонт помещения и прикидка оптимального вида ремонта.

объяснение, выполнение тренировочных задач.

Творческая работа

6

Отпуск с экономией.

1

Изучить рынок предлагаемых услуг в г. Сургуте в сфере туризма

лекция, показ презентации, беседа, объяснение, выполнение тренировочных задач.

проверка самостоятельно решенных задач

Изучить рынок предлагаемых услуг в г. Сургуте по предоставлению связи

7.

Средства связи по доступным ценам.

1

Изучить рынок предлагаемых услуг в г. Сургуте по предоставлению  телефонной связи, широкополосного доступа в Интернет , цифрового телевидения.

показ презентации, объяснение, выполнение тренировочных задач.

Творческая работа

Изучить рынок предлагаемых услуг в г. Сургуте по предоставлению  

8

Решение задач повседневной жизни

1

проверка самостоятельно решенных задач.

Что надо знать о процентах?

9

Что надо знать о процентах?

1

Сообщение об истории появления процентов; устранение пробелов в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализация знаний об арифметических и алгебраических приемах решения задач

лекция, показ презентации, беседа, объяснение

Конспект.

 10

Вычисление процентов  по количеству,  количества по процентам.

1

объяснение, выполнение тренировочных задач.

Конспект,

самостоятельная работа

 11

Сколько процентов составляет одно число от другого?

Изменение величины в процентах.

1

объяснение, показ презентации, выполнение тренировочных задач.

Конспект,

самостоятельная работа

 12

Проценты в стохастике

1

лекция, показ презентации,

Творческая работа

 13

Основные задачи на проценты.

объяснение, выполнение тренировочных задач.

Контрольная работа.

Решение задач с помощью уравнений и неравенств.

14

Стратегия решения расчётных задач с помощью уравнений

1

  • расширить знания учащихся о методах и способах решения текстовых задач, о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
  • решение уравнений, неравенств и их систем;

лекция, показ презентации, беседа, объяснение, выполнение тренировочных задач.

Конспект.

15

Решение задач с помощью уравнений, систем уравнений и неравенств.

1

объяснение, выполнение тренировочных задач

Конспект,

самостоятельная работа.

16

Решение задач с помощью уравнений и неравенств.

1

объяснение, выполнение тренировочных задач

Самостоятельная работа.

Задачи на процентный прирост и вычисление “сложных  процентов”.

17

Прикладные задачи.

1

  • Обучить решению задач на проценты с помощью формул “сложных процентов”;
  • обобщить методов решения задач проценты; научить переводить реальные предметные ситуации в различные математические модели;
  • сформировать умений решать задачи повышенной сложности;

лекция, показ презентации, беседа, объяснение, выполнение тренировочных задач.

Конспект.

18

Формулы сложных процентов в задачах с финансово-экономическим содержанием.

1

  • Знать широту применения процентных вычислений в жизни;
  • решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
  • производить прикидку и оценку результатов вычислений;
  • при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления;

лекция, показ презентации, беседа, объяснение, выполнение тренировочных задач.

Конспект. Самостоятельная работа.

19

Распродажа. Тарифы. Штрафы.

1

Введение основных понятий для решения математических задач по данной теме, а именно:

скидка, распродажа, тарифы, штрафы, бюджет. Демонстрация примеров повседневного использования процентных вычислений в настоящее время.

лекция, показ презентации, беседа, объяснение, выполнение тренировочных задач.

Конспект.

20

Банковские операции. Голосование.

1

лекция, показ презентации, выполнение тренировочных задач

проверка самостоятельно решенных задач

21

Задачи на процентный прирост и вычисление “сложных  процентов”.

1

выполнение тренировочных задач

Самостоятельная работа, собеседование.

Задачи на смеси, сплавы, концентрацию и процентное содержание.

22

Задачи на смеси, сплавы, концентрацию и процентное содержание.

1

  • Обобщить решение задач на сплавы, растворы и смеси различными способами.
  • Повторить понятия «процентное содержание», «концентрация»,  масса смеси (сплава), масса чистого вещества в смеси (сплаве); научить решать задачи на сплавы и смеси (дать алгоритм решения данного типа).

лекция, показ презентации, выполнение тренировочных задач

Конспект.

23

Растворы, смеси. Сплавы.

1

лекция, показ презентации, выполнение тренировочных задач

Конспект,

самостоятельная работа.

24

Концентрация и процентное содержание.

1

лекция, показ презентации, выполнение тренировочных задач

Конспект,

самостоятельная работа.

25

Комбинированные задачи.

1

выполнение тренировочных задач

Конспект

26

Задачи на смеси, сплавы, концентрацию и процентное содержание.

1

выполнение тренировочных задач

Самостоятельная работа, собеседование.

Геометрия и жизнь.

27

Геометрия в лесу

1

  • Внушить охоту и воспитать вкус к изучению геометрии;
  • показать нестандартные пути использования геометрических знаний в повседневной жизни;

•        расширять и углублять знания по геометрии;

•        формировать умение применять геометрические знания в повседневной жизни.

лекция, показ презентации, выполнение тренировочных задач

Конспект.

28

 Геометрия в открытом поле

1

лекция, показ презентации, выполнение тренировочных задач

Конспект,

самостоятельная работа.

29

 Походная тригонометрия без формул и таблиц

1

лекция, показ презентации, выполнение тренировочных задач

Конспект,

самостоятельная работа.

30

 Геометрия в дороге и у реки

 

1

лекция, показ презентации, выполнение тренировочных задач

Конспект

Самостоятельная работа, собеседование.

Что значит жить на проценты?

31

Стратегия ликвидности, стратегия доходности, цепные вклады, государственные краткосрочные облигации.

1

Применение процентов в жизненных ситуациях.

лекция, показ презентации, выполнение тренировочных задач

Конспект.

32

Решение задач.

1

выполнение тренировочных задач

Конспект,

самостоятельная работа.

33

Что значит жить на проценты?

1

Беседа, поиск информации, работа над проектом

Творческая работа.

Проценты в современной жизни. Проценты в мире профессий.

34

Прикладные задачи «на проценты»

1

Беседа, поиск информации, работа над проектом

Исследовательская      

            работа в      

   малых группах

35

Прикладные задачи «на проценты»

1

Беседа, поиск информации, работа над проектом

Исследовательская      

            работа в      

   малых группах

36

Проценты в современной жизни. Проценты в мире профессий.

1

 Деловая игра

Защита исследовательского проекта, игра «Математик-бизнесмен»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы здорового образа жизни".

Элективный курс "Основы здорового образа жизни"для 5 класса....

элективный курс "Химия в повседневной жизни"

Программа элективногокурса предназначена для учащихся 10-11-х классов универсального профиля. Этот курс расширяет кругозор учащихся в области бытовой химии....

Рабочая программа элективного курса "Математика в жизни человека"

Описание место учебного предмета в учебном планеНа изучение элективного курса «Математика в жизни человека» в 9 классе выделено по 0,5 часа в неделю (17 часов за год).\Пояснительная запискаМатематика ...

Элективный курс "В мире реальной математики"

Данный элективный курс разработан в рамках предпрофильной подготовки  учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений по математике  для ориентации учебно-воспитательного процесса:o...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА И ЛОГИКА» ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 9 КЛАССА НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа элективного курса " математика и логика" по математике для 9 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 9 класса «Реальная математика»

Цели курса: развитие устойчивого интереса обучающихся к изучению математики; формирование у них полного представления о решении текстовых задач; определение уровня способности обучающихся и их готовно...