Урок алгебры в 9 кл по теме "Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии".
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Франк Елена Анатольевна

Конспект урока алгебры в 9 кл пе теме "Определение геометрической прогрессии. Формула n-  го члена геометрической прогрессии" по учебнику А.Г. Мордкович

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока72.97 КБ

Предварительный просмотр:

     Тема урока: Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии.

 

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: усвоить понятие геометрической прогрессии, вывести формулу n-го члена геометрической прогрессии, применить на практике полученные знания.

Задачи урока: 

Образовательные:

  • расширить и углубить знания о числовых последовательностях;
  • ввести определение геометрической прогрессии и вывести  формулу n-го члена геометрической прогрессии;
  • ознакомить с понятиями возрастающей, убывающей и конечной геометрической прогрессии;
  • показать практическое применение  понятия геометрической прогрессии и формулы n-го члена при решении задач.

Развивающие:

  • развить аналитическое и логическое мышление;
  • развивать зрительную память  и  произвольное внимание;
  • развивать интеллектуальные умения: сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, анализировать.

Воспитательные: 

воспитывать

  • правильную самооценку;
  • культуру общения;
  • ответственность;
  • аккуратность;
  • взаимопомощь.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, репродуктивный.

 

Оборудование: 

  1. Учебник и задачник  «Алгебра – 9», Мордкович А.Г. и др.

  1. ПК.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Экран.
  4. Сопроводительная учебная презентация.

Ход урока.

  • Организационный момент - 1этап (1 минута):

цель: обеспечение общей готовности к уроку.

Приветствие, проверка готовности рабочего места к уроку.

  • Мотивация - 2этап (3 минуты):  

цель: развитие познавательного интереса.

Притча:

            Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жили добрый мудрец и злой человек, который завидовал славе мудреца. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мёртвая? Если он ответит, что мёртвая, я раскрою ладони – бабочка улетит, а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт». Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил её между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или мёртвая?» Но мудрец ответил: «Всё в твоих руках».

Бывают моменты в жизни, когда руки опускаются и кажется, что ничего не получится. Тогда вспомните слова мудреца «Всё в твоих руках» и пусть эти слова будут девизом нашего урока.

1.Запись темы урока (слайд 1).

2.Постановка цели урока учащимися (слайд 2).

Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока.

  • Актуализация знаний по темам: «Числовые последовательности», «Арифметическая прогрессия и ее свойства» - 3этап (5 минут).

1.Фронтальный опрос (слайд 3):

цель: подготовка к изучению нового материала на основе ранее изученного.

Вы перешли к изучению одной из интересных тем алгебры 9 класса – «Числовые последовательности». Наше познание курса алгебры можно сравнить с походом в горы и сегодня мы с вами преодолеем ещё одну математическую вершину, а какую вы узнаете позже. А теперь давайте проверим, готовы ли вы к восхождению.

-Что называется числовой последовательностью?

-Назовите и охарактеризуйте способы задание числовой последовательности?

-Что называется разностью арифметической прогрессии?

-Какова формула n –го члена арифметической прогрессии?

-Приведите примеры арифметических прогрессий.

2.Самостоятельная работа (слайд 4):

цель: подведение к самостоятельному формулированию определения геометрической прогрессии путем создания проблемной ситуации.

-Вставьте  в числовую последовательность число вместо вопросительного знака:

- Выявите закономерность, которой подчиняются числа в каждой последовательности.

- Являются ли данные последовательности прогрессиями, если да,

то какими?

Проверка самостоятельной работы осуществляется

самими учащимися, путем сверкой с ответами (слайд 5).

  • Объяснение нового материала - 4 этап (13 минут):

1. Введение определения геометрической прогрессии,  понятий возрастающей и убывающей, конечной геометрической прогрессии (слайд 6).

цель: формирование понятия геометрической прогрессии.

Запись на доске и в рабочей тетради математических символов используемых при изучении данной темы.

2. Вывод формулы n –го члена геометрической прогрессии с записью конечного результата в рабочих тетрадях.

цель: показать непосредственное следствие формулы n –го члена геометрической прогрессии из ее определения.

- На доске рассматривается  пример: дана геометрическая прогрессия 2; 6; 18, 54, ... со знаменателем q=3. 

        

        

- Для записи второго столбца вызывается к доске один из учеников, используя карточки на магнитах, заранее подготовленные учителем.

3. Анализ формулы  n –го члена геометрической прогрессии с записью результатов на доске и в рабочих тетрадях.

цель: показать непосредственное применение формулы n –го члена геометрической прогрессии.

-Учащиеся самостоятельно формулируют формулу первого члена геометрической прогрессии при  известных  значениях n-го члена и знаменателя.

-Учащиеся самостоятельно формулируют формулу знаменателя геометрической прогрессии при  известных  значениях первого и n-го члена.

4.Демонстрация применения новых знаний при решении задач (слайд 7) с записью этапов алгоритма решения  в тетрадях.

цель: показать применения новых знаний и алгоритм решения задач.

  • Динамическая пауза- 5 этап (1 минута).

цель: восстановление работоспособности учащихся.(физкультминутка)

  • Задания на закрепление материала

 (работа с учебником) - 6 этап (8 минут):

цель: первичное осмысление и закрепление полученных знаний

и навыков в стандартных ситуациях.

1.№17.1 (а,б) (устно).

2. №17.4 (а,б) (решить самостоятельно с последующим обсуждением).

3.№17.5 (а,б) (для решения у доски  каждого примера вызвать по одному ученику, остальные  работают самостоятельно и исправляют ошибки).

№17.7 (а,б) (устно).

Какие из приведенных геометрических прогрессий являются возрастающими, какие убывающими:

а) Решение: т.к.  то геометрическая прогрессия возрастающая.

б) 

Решение: т.к.  то геометрическая прогрессия убывающая.

№17.8 (а,б). Найдите знаменатель геометрической прогрессии:

а) Решение: т.к.  то

б) Решение: т.к.  

то

№ 17.21 (а,б). Дана конечная  геометрическая прогрессия .Найдите n, если известны :

а) Решение: используя формулу n-го члена, имеем:

б) Решение: используя формулу n-го члена, имеем:

№ 17.42 Первый член геометрической прогрессии (bn) равен 4, а сумма третьего и пятого членов равна 80. Найдите q и b10, если известно, что прогрессия возрастающая.

   Решение:

1этап. Составление модели:  

2этап. Работа с составленной математической моделью:  3этап. Ответ на вопрос задачи:

  • Итог урока - 7 этап (5 минут):

цель: итоговое  закрепление знаний  и отработка умений и навыков.

Что нового вы узнали на уроке?

Дайте определение геометрической прогрессии.

Как проверить, является ли последовательность геометрической прогрессией?

  • Рефлексия - 8 этап (1 минута):

цель: формирование адекватной самооценки.

Трудным ли для вас было покорение новой математической вершины? Я хочу узнать где вы находитесь – по-прежнему у подножия горы, на середине пути или на вершине, изобразите себя на листах.

  • Домашнее задание и выставление оценок - 9 этап (3 минуты):

1. Сообщение домашнего задания с комментированием (слайд 8):

цель: разъяснение возможных вопросов, снятие затруднений.

  1. Теория § 17 п.1,2.
  2. Решить №17.7 (в,г), №17.21 (в,г),  №17.44 (решение задач, аналогичных разобранным в классе).
  3. Подготовить краткое сообщение об истории геометрической прогрессии (по желанию).

2.Выставление оценок.

цель: стимулирование познавательного интереса, формирование адекватной самооценки учащихся.

Приложение 1

Лист для рефлексии

Литература, используемая для подготовки к уроку:

1.Мордкович А.Г.  и др. Алгебра. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений .-М. : Мнемозина, 2012г.

2.Мордкович А.Г.  и др. Алгебра. 9 кл.: Задачник для общеобразовательных учреждений .-М. : Мнемозина, 2012г..

3.Конструирование современного урока математики. Кн. Для учителя/ С.Г.Манвелов.-М.: Просвящение, 2007.

4.Епишева О. Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока на тему" Определение арифметической и геометрической прогрессий. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий"

В технологии УДЕ (укрупненная дидактическая единица) при обучении математике одним из основных элементов является совместное и одновременное изучение родственных разделов. Арифметическая и геометричес...

Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы первых n членов.

Тип урока - обобщение знаний (в классе коррекции). Может быть использован и в обычном классе....

Открытый урок алгебры в 9 классе. Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.

Открытый урок алгебры в 9 классе.  Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.Цели: 1.  Расширить и углубить знания о прогрессиях, продолжить форм...

Урок алгебры 9 класс по теме "Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии".

  Целями данного урока являются:  1. обобщение и систематизация знаний по теме, контроль  теоретического материала, закрепление навыков применения формул при решении задач....

Презентация к уроку алгебры в 9 классе по теме: "Формула суммы n-первых членов геометрической прогрессии"

Данная презентация составлена к уроку алгебры по теме:"Формула суммы n-первых членов геометрической прогрессии".Предназначена для отработки умений учащихся решать задачи на нахождение суммы ...

Методическая разработка урока по алгебре для обучающихся 9 класса по теме "Cумма n- первых членов геометрической прогрессии""

Методическая разработка учебного занятия с использованием новых образовательных технологий  по математике для обучающихся 6 класса по теме "Проценты"...