Решение текстовых задач
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
(10класс)
Автор И.В. Ефимова
Решение текстовых задач
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы являлись:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ №1312 от 05.03.2004;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012/2013 учебный год, утверждённым Приказом МО РФ №2885 от 27.12.2011г.;
-Письмо Минобрнауки России от01.04.2005 №03-417 « о перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»;
-Примерная программа основного общего образования по истории и авторская программа под Я. С. Фельдмана, А. Я. Жаржевского;
- Образовательная программа МБОУ Жердевской СОШ №2, утвержденная приказом директора №131 от 31.08.2011г.
Статус документа
Курс рассчитан на учащихся 10 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к изучению математики.
Курс призван помочь обучающимся с любой степенью подготовленности в овладении способами деятельности, методами и приемами решения математических задач, повысить уровень математической культуры, способствует развитию познавательных интересов, мышления обучающихся, умению оценить свой потенциал для дальнейшего обучения в профильной школе.
Курс "Теория и практика решения текстовых задач" связан как с математикой, так с химией и физикой. Изучение курса поможет учащимся получить представление о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, а также овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин
Данный элективный курс направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного и высокого уровня сложности, получение дополнительных знаний по математике, интегрирующих усвоенные знания в систему.
Рабочая программа элективного курса отвечает требованиям обучения на старшей ступени, направлена на реализацию личностно-ориентированного обучения, основана на деятельностном подходе к обучению, предусматривает овладение учащимися способами деятельности, методами и приемами решения математических задач. Решение текстовых задач разных типов, рассмотрение методов и приемов их решений отвечают назначению элективного курса - расширению и углублению содержания курса математики с целью подготовки учащихся 11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Отличительные особенности программы состоят в том ,что на занятиях предусматривается решение сложных задач по темам: «Задачи на концентрацию и процентное содержание», «Задачи на пропорциональное деление», «Задачи, математические модели которых содержат неравенства», геометрический метод решения задач, задачи с альтернативным условием.
Учителю курс поможет наиболее качественно подготовить учащихся к математическим олимпиадам, сдаче ЕГЭ и экзаменов при поступлении в вузы.
Программа элективного курса предполагает знакомство с теорией и практикой рассматриваемых вопросов и рассчитана на 17часов. Программа содержит список литературы по предложенным темам.
В процессе изучения данного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы.
Результатом освоения программы курса является представление школьниками творческих индивидуальных и групповых работ на итоговом занятии
Структура документа
Программа элективного курса включает 5 разделов:
- Пояснительная записка.
- Содержание тем учебного курса.
- Учебно-тематический план.
- Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Перечень учебно-методического обеспечения
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы
алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса
Основная цель курса:
• дополнительная подготовка обучающихся 10-11 классов к государственной
итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования.
• дальнейшее формирование ключевых компетенций - готовности учащихся
использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни
для решения практических задач.
Задачи курса:
- пополнить теоретические знания учащихся о текстовой задаче;
- совершенствовать у обучающихся умения и навыки решать задачи, используя алгебраический метод;
- сформировать навыки решения задач, используя геометрический метод;
- вырабатывать умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей в курсе изучения физики, химии.
- сформировать навыки самостоятельной работы, работы в малых группах;
- сформировать навыки работы со справочной литературой, с компьютером;
- сформировать умения и навыки исследовательской работы;
- способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся;
- способствовать формированию познавательного интереса к математике.
При реализации программы используются элементы технологий:
- - личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
- - развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;
- - объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний.
- - формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.
- - дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя;
Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.
Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
При реализации программы используются практически все методы
организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся
- по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); -- по источникам знаний (словесные, наглядные, практические);
- по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные)
- по степени самостоятельности обучающихся;
-обобщающая беседа по пройденному материалу, практические работы, тестирование, фронтальный опрос, индивидуальная работа (карточки, устный опрос), дискуссии, составление презентаций, публикаций.
Формы работы с учащимися: : комбинированный урок, урок – беседа,
урок – практикум, обобщающий урок и др.
В процессе реализации программы формируются также ключевые компетенции:
- информационные компетенции,
- познавательные компетенции,
- коммуникативные компетенции,
- рефлексивные компетенции.
КОМПЕТЕНЦИИ | |
Общеучебные | - владение конкретными математическими знаниями, необходимыми для практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования, формирование практических навыков вычислений и вычислительной культуры; -интеллектуальное развитие, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни и работы в обществе; - формирование представлений об идеях и методах математики. как форме описания и познания действительности, расширить представления о роли вычислений в человеческой практике, понимать вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира: - формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса; - развитие умения использовать для изучения окружающего мира такие методы, как наблюдение, моделирование, измерение; - использование простейшей вычислительной техники для выполнения практических расчетов: - развитие логического мышления и речевых умений - умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический). |
Предметно-ориентированные | - развитие формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных дисциплин: - усвоить аппарат уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач: - осуществлять функциональную подготовку школьников, уметь с помощью функций описывать реальные зависимости - знать сущность понятий математического доказательства, алгоритма; - уметь использовать математические формулы, выполнять расчеты по формулам, составлять формулы, выражающие зависимости между величинами, уметь находить нужную формулу в справочной литературе; - расширить представление о понятии числа. |
Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:
Учебно-познавательные компетенции:
• ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
•, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты, формулировать выводы;
• выступать устно и письменно о результатах своего исследования.
Информационные компетенции:
• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.
Коммуникативные компетенции:
• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы
Формы текущего и итогового контроля
Для текущего и итогового контроля используются такие формы, как самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, тестирование, самостоятельные, контрольные, творческие работы, зачеты, презентации, заполнение таблиц.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
В результате изучения программы элективного курса "Решение текстовых задач" учащиеся получают возможность
Знать и понимать:
- классификации задач и методы их решения;
- этапы решения задач и приемы их выполнения;
- понятие процента;
- основные формулы
Уметь:
- классифицировать задачи по методу их решения;
- различать этапы решения задач, осуществлять приемы их выполнения;
- использовать понятие процента и процентного отношения в ходе решения задач;
- решать задачи на движение, сплавы и смеси, процентные отношения
Формы организации образовательного процесса:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-практикум.
Технологии обучения:
Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов: групповой опрос, урок-практикум, урок-семинар и т.д.; дифференцированные задания и личностно-ориентированные технологии. Использование ИКТ.
Виды и формы контроля:
самостоятельные работы, тестирование, контрольные работы, зачеты
Основное содержание курса.
- Текстовая задача и процесс ее решения ( 1 ) Этапы решения задачи и приемы их выполнения, моделирование процесса решения. Классификации задач
Основная цель: ввести понятие текстовой задачи, этапов ее решения, приема их выполнения
Требования к уровню подготовки:
Знать: классификации задач, этапы решения задач;
Уметь: классифицировать задачи по методу их решения, отмечать этапы решения
Перечень контрольных мероприятий:
- самостоятельные работы;
- тесты
- контрольные работы
- Алгебраический метод ( 10 ) Задачи на движение: встречное движение, движение в одном направлении, движение в противоположных направлениях, движение по замкнутой траектории. Задачи на работу. Задачи на смеси и сплавы. Задачи на проценты, на пропорциональное деление. Задачи, которые не подчиняются универсальной схеме.
Основная цель: рассмотреть решение задач на движение (встречное движение, движение в одном направлении, движение в противоположных направлениях, движение по замкнутой траектории), задачи на работу, смеси и сплавы, проценты.
Требования к уровню подготовки:
Знать: приемы и методы решения задач на движение, работу, смеси и сплавы, проценты и процентное содержание
Уметь: классифицировать задачи по методу их решения, решать задачи на движение, работу, смеси и сплавы, проценты и процентное отношение, пропорциональное деление
Перечень контрольных мероприятий:
- самостоятельные работы;
- тесты
- контрольные работы
- Некоторые специальные виды задач (5 )Задачи, в которых невозможно однозначно построить математическую модель. Задачи с альтернативным условием. Задачи, математические модели которых, содержат неравенства. Задачи, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы.
Основная цель: рассмотреть решение задач в которых невозможно однозначно построить математическую модель, задач с альтернативным условием, задач, математические модели которых, содержат неравенства, задач, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы..
Требования к уровню подготовки:
Знать: приемы и методы решения задач с альтернативным условием, задач, математические модели которых, содержат неравенства, задачи, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы.
Уметь: задачи, в которых невозможно однозначно построить математическую модель, задачи с альтернативным условием, задачи, математические модели которых, содержат неравенства, задачи, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы.
Перечень контрольных мероприятий:
- самостоятельные работы;
- тесты
- контрольные работы
4 Обобщающее занятие (1). Коррекция знаний и умений.
Основная цель: обобщить и систематизировать полученные знания и умения
Требования к уровню подготовки:
Знать: приемы и методы решения задач с альтернативным условием, задач, математические модели которых, содержат неравенства, задачи, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы.
Уметь: задачи, в которых невозможно однозначно построить математическую модель, задачи с альтернативным условием, задачи, математические модели которых, содержат неравенства, задачи, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы.
Перечень контрольных мероприятий:
- собеседование
Учебно-тематический план для 10 класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Форма контроля |
1 | Текстовая задача и процесс ее решения | 1 | Собеседование |
2 | Алгебраический метод | 10 | Контрольная работа |
3 | Некоторые специальные виды задач | 5 | Самостоятельная работа |
4 | Обобщающее занятие | 1 | Собеседование |
Литература:
Автор | Название учебника | Издательство и год издания |
Ф.Ф.Лысенко | Алгебра и начала анализа. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации | Ростов-на-Дону, ЛЕГИОН-М, 2010, 2011, 2012,2013 |
Д.А.Мальцев | Алгебра 10-11 Тематические тесты и упражнения | НИИ школьных технологий, Москва, 2010, 0211 |
Ф.Ф.Лысенко | Математика. Подготовка к ГИА - 9 | Легион-М, Ростов-наДону, 2010, 2011, 2012, 2013 |
И.Г.Алексеев | Подготовка к ЕГЭ | Саратов, «Лицей», 2007 |
Т.А.Корешкова, Ю.А.Глаков, В.В.Мирошин, Н.В.Шевелева | Математика ЕГЭ. Типовые тестовые задания | Москва, «Экзамен», 2009 |
А.Л.Семенов, И.В.Ященко | Математика ЕГЭ. Типовые тестовые задания | Москва, «Экзамен», 2010 |
Л.Д.Лаппо, М.А.Попов | Математика ЕГЭ. Тематические тренировочные задания | Москва, «Экзамен», 2009 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник задач."Использование дробей при решении текстовых задач в 5-8классах"
Сборник предназначен для использования при повторении пройденных тем по дробям, и особенно, по решению задач. В ней даются в виде математических моделей: схем, таблиц, числовых и буквенных выраж...
Учебный модуль по теме " Уравнение. Решение уравнений.Решение текстовых задач с помощью уравнений."
Данный учебный модуль разработан в рамках персонализированного обучения .Модуль расчитан на 12 часов. Содержитз адания для прохождения уровней цели 2.0,,3.0 и 4.0.В модуле представле...
Решение текстовых задач: задач на смеси, сплавы и растворы при подготовке к ГИА по математике. ( рекомендации учащимся)
Решение задач на смеси, сплавы, растворы требует определенной теоретической базы.Это различные определения, такие как концентрация, процентное содержание и др., а также и всевозможные допущения, напри...
Практическая задача по математике для 5 класса. Тема: Решение текстовых задач.
Цели: формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных...

Приемы решения уравнений в 5-6 классах и обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений
Приемы решения уравнений в 5-6 классах и обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений...
Урок в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» по ФГ
Содержание урока в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» направлено на формирование у обучающихся понятия расходы, п...

Решение текстовых задач прикладного характера. Задачи на движение
Необходимость рассмотрения техники решения текстовых задач прикладного характера обусловлена тем, что умение решать задачу является высшим этапом в познании математики и развитии учащихся. С помощью т...
