Решение текстовых задач
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему

Ефимова Ирина Владимировна

Программа элективного курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_tekstovykh_zadach.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

                       Программа элективного курса

                                                   (10класс)

                                                                         Автор И.В. Ефимова

Решение текстовых задач

Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы являлись:

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

 - Федеральный базисный учебный план для  среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ №1312 от 05.03.2004;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012/2013 учебный год, утверждённым Приказом МО РФ №2885 от 27.12.2011г.;

-Письмо Минобрнауки России от01.04.2005 №03-417 « о перечне учебного и компьютерного оборудования для  оснащения образовательных учреждений»;

-Примерная программа основного общего образования по истории и авторская программа под Я. С. Фельдмана, А. Я. Жаржевского;

- Образовательная программа МБОУ Жердевской СОШ №2, утвержденная приказом директора №131 от 31.08.2011г.

Статус документа

Курс рассчитан на учащихся 10 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к изучению математики.

Курс призван помочь обучающимся с любой степенью подготовленности в овладении способами деятельности, методами и приемами решения математических задач, повысить уровень математической культуры, способствует развитию познавательных интересов, мышления обучающихся, умению оценить свой потенциал для дальнейшего обучения в профильной школе.

Курс "Теория и практика решения текстовых задач" связан как с математикой, так с химией и физикой. Изучение курса поможет учащимся получить представление о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, а также овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин

Данный элективный курс направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного и высокого уровня сложности, получение дополнительных знаний по математике, интегрирующих усвоенные знания в систему.

Рабочая программа элективного курса отвечает требованиям обучения на старшей ступени, направлена на реализацию личностно-ориентированного обучения, основана на деятельностном подходе к обучению, предусматривает овладение учащимися способами деятельности, методами и приемами решения математических задач. Решение текстовых задач разных типов, рассмотрение методов и приемов их решений отвечают назначению элективного курса - расширению и углублению содержания курса математики с целью подготовки учащихся 11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Отличительные особенности программы состоят в том ,что на занятиях предусматривается решение сложных задач по темам: «Задачи на концентрацию и процентное содержание», «Задачи на пропорциональное деление», «Задачи, математические модели которых содержат неравенства», геометрический метод решения задач, задачи с альтернативным условием.

Учителю курс поможет наиболее качественно подготовить учащихся к математическим олимпиадам, сдаче ЕГЭ и экзаменов при поступлении в вузы.

Программа элективного курса предполагает знакомство с теорией и практикой рассматриваемых вопросов и рассчитана на 17часов. Программа содержит список литературы по предложенным темам.

В процессе изучения данного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы.

Результатом освоения программы курса является представление школьниками творческих индивидуальных и групповых работ на итоговом занятии

Структура документа

  Программа элективного курса включает 5 разделов:

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание тем учебного курса.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Перечень учебно-методического обеспечения

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли,   критичность  мышления,   интуиция,  логическое  мышление,   элементы

алгоритмической  культуры,  пространственных  представлений,   способность  к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса

Основная цель курса:

•        дополнительная подготовка обучающихся 10-11 классов к государственной
итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования.

•        дальнейшее формирование ключевых компетенций - готовности учащихся
использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни
для решения практических задач.

Задачи курса:

  • пополнить теоретические знания учащихся о текстовой задаче;
  • совершенствовать у обучающихся умения и навыки решать задачи, используя алгебраический метод;
  • сформировать навыки решения задач, используя геометрический метод;
  • вырабатывать умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей в курсе изучения физики, химии.
  • сформировать навыки самостоятельной работы, работы в малых группах;
  • сформировать навыки работы со справочной литературой, с компьютером;
  • сформировать умения и навыки исследовательской работы;
  • способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся;
  • способствовать формированию познавательного интереса к математике.

При реализации программы используются элементы технологий:

  • - личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
  • - развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;
  • - объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний.
  • - формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.
  • - дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя;

Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.

Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

При реализации программы используются практически все методы 

организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся

- по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); -- по источникам знаний (словесные, наглядные, практические);

- по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные)

- по степени самостоятельности обучающихся;  

-обобщающая беседа по пройденному материалу, практические работы, тестирование, фронтальный опрос, индивидуальная работа (карточки, устный опрос), дискуссии, составление презентаций, публикаций.

Формы работы с учащимися: : комбинированный урок, урок – беседа,

урок – практикум, обобщающий урок и др.

В процессе реализации программы формируются также ключевые  компетенции:

  • информационные компетенции,
  • познавательные компетенции,
  • коммуникативные компетенции,
  • рефлексивные компетенции.

КОМПЕТЕНЦИИ

Общеучебные

- владение конкретными математическими знаниями, необходимыми для практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования, формирование практических навыков вычислений и вычислительной культуры;

-интеллектуальное развитие, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни и работы в обществе;

- формирование представлений об идеях и методах математики.

как форме описания и познания действительности, расширить представления о роли вычислений в человеческой практике, понимать вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира:

- формирование представлений о математике как о части

общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;

- развитие умения использовать для изучения окружающего мира такие методы, как наблюдение, моделирование, измерение;

- использование простейшей вычислительной техники для выполнения практических расчетов:

- развитие логического мышления и речевых умений - умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический).

Предметно-ориентированные

- развитие формально-оперативных алгебраических умений до

уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных дисциплин:

- усвоить аппарат уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач:

- осуществлять функциональную подготовку школьников, уметь с помощью функций описывать реальные зависимости

- знать сущность понятий математического доказательства, алгоритма;

- уметь использовать математические формулы, выполнять расчеты по формулам, составлять формулы, выражающие зависимости между величинами, уметь находить нужную формулу в справочной литературе;

- расширить представление о понятии числа.

           

Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:

Учебно-познавательные компетенции:

• ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
•, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты, формулировать выводы;
• выступать устно и письменно о результатах своего исследования.
Информационные компетенции:
• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.
Коммуникативные компетенции:
• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы

Формы текущего и итогового контроля

Для текущего и итогового контроля используются такие формы, как самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, тестирование, самостоятельные, контрольные, творческие работы, зачеты, презентации, заполнение таблиц.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


В результате изучения программы элективного курса "Решение текстовых задач" учащиеся получают возможность

Знать и понимать: 

  • классификации задач и методы их решения;
  • этапы решения задач и приемы их выполнения;
  • понятие процента;
  • основные формулы


Уметь:

  • классифицировать задачи по методу их решения;
  • различать этапы решения задач, осуществлять приемы их выполнения;
  • использовать понятие процента и процентного отношения в ходе решения задач;
  • решать задачи на движение, сплавы и смеси, процентные отношения

Формы организации образовательного процесса:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-практикум.

Технологии  обучения:

Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов: групповой опрос, урок-практикум, урок-семинар и т.д.; дифференцированные задания и личностно-ориентированные технологии. Использование ИКТ.

Виды и формы контроля:

самостоятельные работы, тестирование, контрольные работы, зачеты

Основное содержание курса.

  1. Текстовая задача и процесс ее решения ( 1 ) Этапы решения задачи и приемы их выполнения,  моделирование процесса решения. Классификации задач

Основная цель: ввести понятие текстовой задачи, этапов ее решения, приема их выполнения

Требования к уровню подготовки: 

Знать: классификации задач, этапы решения задач;

 Уметь: классифицировать задачи по методу их решения, отмечать этапы решения

Перечень контрольных мероприятий:

  • самостоятельные работы;
  • тесты
  • контрольные  работы
  1. Алгебраический метод ( 10 ) Задачи на движение: встречное движение, движение в одном направлении, движение в противоположных направлениях, движение по замкнутой траектории. Задачи на работу. Задачи на смеси и сплавы. Задачи на проценты, на пропорциональное деление. Задачи, которые не подчиняются универсальной схеме.

           Основная цель: рассмотреть решение задач на движение (встречное движение, движение в одном направлении, движение в противоположных направлениях, движение по замкнутой траектории), задачи на работу, смеси и сплавы, проценты.

Требования к уровню подготовки: 

Знать: приемы и методы решения задач на движение, работу, смеси и сплавы, проценты и процентное содержание

 Уметь: классифицировать задачи по методу их решения, решать задачи на движение, работу, смеси и сплавы, проценты и процентное отношение, пропорциональное деление

Перечень контрольных мероприятий:

  • самостоятельные работы;
  • тесты
  • контрольные  работы
  1. Некоторые специальные виды задач (5  )Задачи, в которых невозможно однозначно построить математическую модель. Задачи с альтернативным условием. Задачи, математические модели которых, содержат неравенства. Задачи, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы.

                       Основная цель: рассмотреть решение задач в которых невозможно однозначно построить математическую модель, задач с альтернативным условием, задач, математические модели которых, содержат неравенства, задач, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы..

Требования к уровню подготовки:

Знать: приемы и методы решения задач с альтернативным условием, задач, математические модели которых, содержат неравенства, задачи, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы.

 Уметь: задачи, в которых невозможно однозначно построить математическую модель, задачи с альтернативным условием, задачи, математические модели которых, содержат неравенства, задачи, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы.

Перечень контрольных мероприятий:

  • самостоятельные работы;
  • тесты
  • контрольные  работы

                    4 Обобщающее занятие (1). Коррекция знаний и умений.

                      Основная цель: обобщить и систематизировать полученные знания и умения

Требования к уровню подготовки:

Знать: приемы и методы решения задач с альтернативным условием, задач, математические модели которых, содержат неравенства, задачи, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы.

 Уметь: задачи, в которых невозможно однозначно построить математическую модель, задачи с альтернативным условием, задачи, математические модели которых, содержат неравенства, задачи, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы.

Перечень контрольных мероприятий:

  • собеседование

   

                          Учебно-тематический план для 10 класса

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Форма контроля

1

Текстовая задача и процесс ее решения

1

Собеседование

2

Алгебраический метод

10

Контрольная работа

3

Некоторые специальные виды задач

5

Самостоятельная работа

4

Обобщающее занятие

1

Собеседование

Литература:

Автор

Название учебника

Издательство и год издания

Ф.Ф.Лысенко

Алгебра и начала анализа. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации

Ростов-на-Дону, ЛЕГИОН-М, 2010, 2011, 2012,2013

Д.А.Мальцев

Алгебра 10-11  Тематические тесты и упражнения

НИИ школьных технологий, Москва, 2010, 0211

Ф.Ф.Лысенко

Математика. Подготовка к ГИА - 9

Легион-М, Ростов-наДону, 2010, 2011, 2012, 2013

И.Г.Алексеев

Подготовка к ЕГЭ

Саратов, «Лицей», 2007

Т.А.Корешкова, Ю.А.Глаков, В.В.Мирошин, Н.В.Шевелева

Математика ЕГЭ. Типовые тестовые задания

Москва, «Экзамен», 2009

А.Л.Семенов,  И.В.Ященко

Математика ЕГЭ. Типовые тестовые задания

Москва, «Экзамен», 2010

Л.Д.Лаппо, М.А.Попов

Математика ЕГЭ. Тематические тренировочные задания

Москва, «Экзамен», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник задач."Использование дробей при решении текстовых задач в 5-8классах"

Сборник  предназначен для использования при повторении пройденных тем по дробям, и особенно, по решению задач. В ней даются в виде математических моделей: схем, таблиц, числовых и буквенных выраж...

Учебный модуль по теме " Уравнение. Решение уравнений.Решение текстовых задач с помощью уравнений."

Данный учебный модуль разработан   в рамках персонализированного обучения .Модуль расчитан на 12 часов. Содержитз адания для прохождения уровней  цели 2.0,,3.0 и 4.0.В модуле представле...

Решение текстовых задач: задач на смеси, сплавы и растворы при подготовке к ГИА по математике. ( рекомендации учащимся)

Решение задач на смеси, сплавы, растворы требует определенной теоретической базы.Это различные определения, такие как концентрация, процентное содержание и др., а также и всевозможные допущения, напри...

Практическая задача по математике для 5 класса. Тема: Решение текстовых задач.

Цели: формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных...

Приемы решения уравнений в 5-6 классах и обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений

Приемы решения уравнений в 5-6 классах и обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений...

Урок в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» по ФГ

Содержание урока в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» направлено на  формирование у обучающихся  понятия расходы, п...

Решение текстовых задач прикладного характера. Задачи на движение

Необходимость рассмотрения техники решения текстовых задач прикладного характера обусловлена тем, что умение решать задачу является высшим этапом в познании математики и развитии учащихся. С помощью т...