устный журнал "История математики"
материал по алгебре (9 класс) на тему

Сидельникова Елена Павловна

Данное мероприятие направлено на ознакомление учащихся с краткой историей развития математики, расширение кругозора учащихся, привитие интереса к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_matematiki.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: устный журнал «История математики»

Цель: формирование у учащихся знаний о краткой истории развития математики; расширение кругозора учащихся; привитие познавательного интереса к предмету.

Оборудование: портреты Евклида, Архимеда, О.Хайяма, Н.Лобачевского, деревянные весы, «золотая» корона из фольги.

Вед. 1Дорогие друзья!

С малых лет каждый из вас изучает математику. Кто-то изучает ее с интересом, а кто-то с безразличием. Изучая математику, мы открываем всё новые и новые слагаемые красоты, приближаясь к пониманию, а затем и к созданию красоты и гармонии.

Вед 2 .Математика- царица всех наук. Ее любимица-истина, ее убранство – простота и ясность. Дворец этой властительницы окружен тернистыми зарослями, и, чтобы попасть в него, каждому приходится пробиваться сквозь дебри.

Вед 1. Случайный путешественник не найдет во дворце ничего привлекательного. Краса его открывается лишь уму, который любит истину и закален в борьбе с трудностями.

Вед 2. Можно любить науку за суровость ее истин, силу и многогранность, можно чувствовать нелюбовь к ней за ее сухость и сложность, которая кажется ненужной.

Вед. 1. Сегодня в нашем устном журнале мы попробуем представить математику в особенном, романтическом духе, показать ее своеобразную душу, которая слилась с трепетными образами тех, кто ею жил.

Вед.2. Математика возникала повсюду, где жил человек. Шли годы, столетия. Математическая наука развивалась быстро. Открывались новые законы, доказывались теоремы. Вот об этом мы и хотим вам рассказать в нашем устном журнале под названием  « Из истории математики» 

Вед. 1. О простом  и сложном,

Об истинном и ложном

Истории правдивые

Серьезные, шутливые.

И про умы пытливые

Про важные события-

Великие открытия.

Вед. 2. Настоящей наукой математика стала у древних греков. Это был удивительно талантливый народ, у которого учатся  многому даже сейчас, тысячи лет спустя.

(Танец « Сиртаки »)

Вед. 1. Первого греческого ученого, который начал рассуждать о математике, а не только пользоваться ею, звали Фалес. А о числах первым начал рассуждать грек Пифагор.

Вед. 2. Через два столетия после Пифагора, греческий геометр  

Евклид написал книгу « Начала »

( Голос за кадром: « Евклид ( 3 век до н.э. )  Древнегреческий математик, автор первого трактата по геометрии».)

Там, где с морем сливается Нил,

В древнем  жарком краю Пирамид

Математик греческий жил –

Много знающий, мудрый Евклид.

Геометрию он изучал,

Геометрии он обучал.

Написал он великий труд,

Эту книгу « Начала » зовут.

Чтоб попасть к нему

В ученики

И постигнуть мудрость старика,

Морем плыли, шли издалека…

А вопросы были нелегки:

  • Что есть точка ?- вопрошал Евклид,

Взглядом обводя своих гостей.

  • Точка – это, в чем нет частей,-

Архелай кудрявый говорит.

  • Правильно ответил, молодец !-

Улыбнулся ласково мудрец.

  • Ну, а в чем же линии секрет ?
  • Есть длина, а ширины в ней нет!
  • Снова в точку. Я б хотел узнать,
  • Для чего ученым хочешь стать?
  • Ведь дороги к знаньям непросты!
  • Я богатым стать хочу, как ты!
  • Я слыхал: наука – это клад!
  • Я уверен: ты, Евклид, богат!

Две монеты достает мудрец,

Их берет растерянный юнец.

  • Все, ступай!- ученый говорит.
  • Ты теперь богаче, чем Евклид.

Теплый ветер вдруг подул сильней,

Пальмы закачал на берегу.

  • Кто поделит круг на пять частей?

Архилок  поднялся: « Я смогу!»

Осветило солнце светлый лик.

Циркуль сжав уверенно в руке,

Круг он ловко делит на песке.

Головой кивнул ему старик:

  • Хорошо!- Потом спросил Евклид:
  • А тебя к науке что манит?

Юношу погладил по плечу.

  • Знаменитым стать, как ты, хочу.
  • Слышу всюду: « Как умен Евклид!
  • Значит, славу знание сулит!

Взял Евклид заточенный тростник,

Пишет на папирусе старик:

  • « Люди! Он умней, чем я, Евклид .
  • На, иди! Теперь ты знаменит!
  • Ну, а третий думает о чем?
  • Что-то чертит, чем-то увлечен.
  • Что ты чертишь?
  • Линии черчу. Теорему доказать хочу,
  • Но другим путем, не как Евклид,

Юноша упрямо говорит.

Слезы на глазах у старика:

Он нашел себе ученика.

  • Кто же ты?

И слышит он в ответ:

  • « Я из Сиракуз. Я – Архимед.

 ( Голос за кадром: « Архимед. Около 287-212 г. до н.э. Древнегреческий математик, механик, военный инженер.)

Сценка « Закон Архимеда.

Жил в Сиракузах мудрец Архимед.

Был другом царя Гиерона.

Какой для царя самый важный предмет?

Вы все догадались: корона!

Захотелось Гиерону сделать новую корону.

Золота отмерил строго,

Взял не мало и не много,-

Сколько нужно, в самый раз,

Ювелиру дал заказ.

Через месяц Гиерону ювелир принес корону,

И царю узнать охота: честно ль сделана работа?

  • Вот корона, Архимед, золотая или нет?

И задумался ученый:

  • Как узнать состав короны?
  • И однажды, в ванне моясь,
  • Погрузился он по пояс.

На пол вылилась вода: догадался он тогда,

И помчался к Гиерону не обут и не одет…

-Эврика! Раскрыл секрет!

Пусть весы сюда несут и с собой большой сосуд.

На весы кладем корону и теперь, такой же ровно,

Ищем слиток золотой.

Мы теперь корону нашу опускаем в эту чашу.

Гиерон! Смотри сюда-

В чаше поднялась вода!

Ставлю черточку по краю,

А корону вынимаю.

В воду золото опустим,

В воду золото допустим…

Поднялась опять вода. Метку ставлю я. Куда?

Ну, конечно же, по краю.

-Ничего не понимаю.

Лишь две черточки я вижу.

Эта выше, эта ниже.

-Но какой же вывод главный?

Равный вес. Объем – не равный!

Понимаешь, Гиерон, я сейчас открыл закон.

Тот закон совсем простой:

Тело вытеснит…

-Постой!

Говоришь: объем не равный?

Мастер мой мошенник явный!

За фальшивую корону он ответит по закону!

А ты за разгадку получишь дары.

Вед.1. Архимед погиб от руки воина, потому что отказался пойти за ним, пока не будет решена задача о законе движения планет. Предание говорит, что, когда римский солдат уже замахнулся на Архимеда мечом, ученый крикнул: « Не трогай мои чертежи!»

  Вед.2. Не стояла на месте наука и у народов Средней Азии. Давайте перенесемся с вами на Восток в 11-12 век.

( Восточный танец)

Вед.1. Одним из крупнейших математиков Востока был Омар Хайям. Он был не только математиком, астрономом и философом, но и знаменитым поэтом.

Вед.2. Хайям написал работы по теории параллельныхрямых, изучал уравнения третьей степени.

( Голос за кадром: « Омар Хайям-1040-1123 г. Персидский математик. Заложил основы важных математических теорий.) ».

Хорошо, если платье твое без прорех,

И о хлебе насущном подумать не грех,

А всего остального и даром не надо-

Жизнь дороже богатства и почестей всех.

В этом мире глупцов, подлецов, торгашей

Уши, мудрый, заткни, рот надежно зашей.

Веки плотно зажмурь- хоть немного подумай

О сохранности глаз, языка и ушей.

В то время философа или врача

Ждала не награда – топор палача.

Алгебра – главный хайямов трактат

Теперь уравнение люди решат.

Две параллельных: рифма и число.

И, может быть, Хайяму повезло,

Что он легко владел и тем и этим,

У лодки жизни не одно весло.

Он солнечный составил календарь –

Подобного не знали люди встарь.

На семь секунд он нашего точней,

Но много ль в нем счастливых было дней?

Они у всех людей наперечет:

За летом осень жизни настает.

  • Книга жизни моей перелистана. Жаль!

От весны, от веселья осталась печаль.

Юность – птица; не помню, когда прилетела

И когда унеслась легкокрылая вдаль.

Я познание сделал своим ремеслом,

Я знаком с высшей правдой и с низменным злом.

Все тугие узлы я распутал на свете,

Кроме смерти, завязанной мертвым узлом.

( голос за кадром: « Николай Иванович Лобачевский. 1792-1856 г. Русский ученый, один из создателей неевклидовой геометрии»)

И стояла геометрия Евклида,

Как египетское чудо – пирамида.

Строже выдумать строенья невозможно,

Лишь одна была в ней глыба ненадежна.

Аксиома называлась « Параллели».

Разгадать ее загадку не сумели.

И подумал Лобачевский:

« Но ведь связана с природой аксиома!

Мы природу понимаем поземному.

Во Вселенной расстоянья неземные,

Могут действовать законы там иные!

Да, конечно, да! Доказывать бесцельно!

Параллельные пойдут не параллельно!

Там,где звездный мир раскинулся без края,-

Аксиома параллелей там другая!

Параллельна геометрия Евклида.

Есть еще одна – другого вида.»

Смотрел он долго в зимнее окно:

Горели звезды в небе над Казанью.

Вселенная была с ним заодно –

Открылся чистый купол мирозданья.

И звезды в вышине огнем горели,

Твердя: непараллельны параллели.

А математика отправили в отставку.

Забытый всеми, быстро угасал,

Ослеп, но труд упрямо диктовал,

Внося то добавленье, то поправку.

О чем он думал в свой последний час?

Быть может, о пространствах беспредельных,

Где нет привычных людям параллельных,

Иль думал он о будущем, о нас?

И физика в дальнейшем подтвердила:

Теория его не мир, не сон.

Луч света не прямой. Вблизи светила

Он силой тяготенья искривлен.

Вед.2. Лобачевский первым доказал, что существует, кроме геометрии Евклида другая геометрия. Идеи Лобачевского, которые считались в начале XVIII столетия неприступным парадоксом, теперь широко развиты и обобщены. Вот каким он был, «Коперник геометрии» , непризнанный гений своего времени, Николай Иванович Лобачевский.

Вед.1: Мы закрываем последнюю страничку нашего устного журнала. Сегодня мы рассказали только маленькую частичку о прекрасном мире математики.

Вед.2: Многое вы узнали – как зародилась эта наука и как она развивалась. Но всё это только начало знакомства с математикой.

Вед.1: Некоторые из вас выберут математику делом своей жизни. Но путь к вершинам математики начинается в школе.

Вед.2 Только хорошо усвоив школьный курс математики, научившись решать самые сложные школьные задачи, можно рассчитывать на успехи в математическом творчестве.

Вед.1:  Самая длинная дорога начинается с первого шага! Так делайте же эти шаги – и в путь, далёкий и сияющий путь математического творчества.

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Математика и живопись"

Устный журнал  для школьников 9-11 классов создан с целью расширения кругозора учащихся....

устный счет, математика 6 класс. "Действия с рациональными числами"

Не все дети любят считать. Но забавная "Пчелка" поможет проявить интерес даже к такой трудной теме. Эта презентация наверняка понравится вашим ученикам. А может использоваться и родителями....

Устные упражнения. Математика. 6 класс.

Устные упражнения по математике 6 класса в виде презентаций. Содержат материал по изучаемым темам и логические задачи....

Устный журнал "Математика и поэзия"

Внеклассное мероприятие для 10-11 класса. Включает в себя 3 страницы: первая посвящена Омару Хайяму-поэту и математику. Вторая - Софье Ковалевской, первой женщине-математику России. Третья страница со...

Устный журнал "Математика - это сила!"

Материал может быть использован при подготовке и проведении "Недели Математики"....

Таблицы для устного счёта. Математика 5 класс, 6 класс

Предлагаю три таблицы для устного счёта. 5 класс: таблица "Решить уравнения" по теме " Действия с натуральными числами" и таблица "Равный счёт" по теме "Действия с десятичными дробями". я данные табли...