Устный журнал "Математика и поэзия"
классный час по алгебре (10 класс) по теме

Внеклассное мероприятие для 10-11 класса. Включает в себя 3 страницы: первая посвящена Омару Хайяму-поэту и математику. Вторая - Софье Ковалевской, первой женщине-математику России. Третья страница содержит подборку стихов поэтов о математике, устройстве Вселенной, философии, написанной математическими знаками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Устный журнал

«Математика и поэзия»

10-11 класс

Подготовила материал учитель математики

Хохолкова Т

                                            «Человек не может понимать

                                                              окружающий мир только логикой мозга,

                                                              он должен ощутить его логикой сердца,  

                                                               т.е. эмоцией».

                                                                                             Сергей Образцов

        Должно быть трудно найти теперь образованного человека, совсем  нечувствительного к эстетической привлекательности математики. Но отдать ей жизнь и быть убежденным, что математик, подобно художнику или поэту, создает прекрасные узоры, - на это готов лишь тот, кому красота математики представляется как безусловная и несомненная реальность. Такие люди говорят вместе с Харди: «Математик, также, как художник или поэт, создает узоры. Узоры математики так же, как узоры художника или поэта, должны быть прекрасны; идеи так же, как цвета и слова, должны гармонически соответствовать друг другу. Красота есть первое требование: в мире нет места для некрасивой математики».

        В математике каждая задача нуждается в творческом подходе, пусть и весьма скромном. И тот, кто испытал радость от того, что ему самому удалось найти подход к решению задачи, постарается и дальше не лишать себя этого, не опускать руки перед трудностями.

        Не общее ли первоначально у теоремы и стиха: вдохновение и интуиция?

        Не едино ли предназначение: поиск истины, ответов на бесконечное «почему?». «Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе», - эти слова принадлежат «русскому чуду», так назвала

С.В.Ковалевскую при ее жизни иностранная печать. Ковалевская – это имя – символ. Символ щедрого таланта, яркого самобытного характера. В ней одновременно жили математик и поэт. Они вместе росли, учились, писали научные работы и стихи, и вместе встретили несправедливо раннюю смерть.

 

         С.Ковалевская

Если ты в жизни хоть на мгновенье истину в сердце твоем ощутил,

Если миг правды сквозь мрак и сомненья ярким сиянием твой путь  озарил:   Что бы, в решение своем неизменном рок не назначил тебе  впереди,  Память об этом мгновенье священном вечно храни, как святыню в груди.

С того человека и взыщется много, кому было много талантов дано.

 Ты знаешь в писанье суровое слово: прощение замолит за все человек, но

 Только за грех против духа святого прощения нет, и не будет вовек.

        Омар Хайям – еще один ученый, который был математиком не только в душе, но и в действительности. Интересно, что в Европе еще не так давно были убеждены в существовании двух Хайямов. Никому не приходила

в голову мысль, что Хайям – поэт и Хайям – математик – один и тот же человек – математик, астроном, философ, классик персидской литературы, правоверный мусульманин и  безбожник-материалист – О.Хайям.

        Вот его знаменитые рубаи:

        Я – школяр в этом лучшем из лучших миров.

        Труд мой тяжек: учитель уж больно суров!

        До седин я у жизни хожу в подмастерьях,

        Все еще не зачислен в разряд мастеров.

        Мы источник веселья – и скорби рудник,

        Мы вместилище скверны – и чистый родник.

        Человек, словно в зеркале мир, - многолик,

        Он ничтожен – и он же безмерно велик!

        

Чтоб мудро жизнь прожить

Знать надобно немало.

Две истины запомни дня начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

        Есть много свидетельств тому, как искусство вдохновляло человека науки. Более удивительно, что наука может быть источником вдохновенья. Перечитав сборники стихов поэтов, можно найти глубокие и, наверное, не всегда осознанные связи математического образования и поэтического мышления. Для каждого человека  входом в математику является  понятие числа.

        Древнегреческий философ и математик Пифагор учил: «Элементы чисел являются элементами  всех вещей, и весь мир в целом является гармонией и числом».

        Поэту Гумилеву принадлежат такие строки:

        - А для низкой жизни были числа,

          Как домашний подъяремный скот,

          Потому что все оттенки смысла

          Умное число передает.

        Наступление на нашу жизнь цифровых устройств необычайно расширило оттенки смысла, передаваемые числами. Так, вместо громоздких грампластинок мы слушаем записи на компактных дисках.

        «Числа не управляют миром, но они показывают, как управляется мир». В.Брюсов определял свои стихи как научную поэзию.

        Мечтатели, сибиллы и пророки,

        Дорогами запретными для мысли,

        Проникли – вне сознания – далеко,

        

         Туда, где светят царственные числа.

        Вам поклоняюсь, вас желаю числа,

        Свободные, бесплотные как тени,

        Вы радугой связующей повисли

        К раздумьям с вершины вдохновения.

        

        Философия математики дает человеку силу мышления, занятия математикой делают его стойким и сильным духом.

        

- Нет, не всегда смешон и узок мудрец, глухой к делам Земли:

  Уже на рейде в Сиракузах стояли римлян корабли.

  Над математиком курчавым солдат занес короткий нож,

  А он на отмели песчаной окружность вписывал в чертеж.

  Ах, если б смерть – лихую гостью – мне также встретить повезло,

  Как Архимед, чертивший тростью в минуту гибели – число!».

Это стихотворение посвящено Архимеду, восклицание которого «Дайте мне точку опоры, и я сдвину землю», стало классическим примером образного выражения.

Марина Цветаева, гуляя с дочерью, нашла «счастливый» листок клевера из четырех лепестков и родились стихи:

- Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты,

  Небесный гость в четыре лепестка.

  О мир, пойми: певцом во сне открыты

 Закон звезды и формула цветка».

Неизвестно, знала ли Цветаева законы Менделя, дающие математическое описание расположения листьев и лепестков. И если не во сне, то как Вольтер смог предугадать открытие двух спутников Марса  («Микромегас»), а Андрей Белый – атомную бомбу («Первое свидание»).

Леонид Вышеславский

                    «Формула цветка»

Сплелись в клубок запутанные трассы

Рабочих пчел, и оводов, и ос.

Разгул цветов, сплошное буйство красок

Неразбериха полная, хаос.

Но это только кажется снаружи,

Лишь озаряясь познанья огнем,

Мы изнутри порядок обнаружим,

Строжайший строй в нестройности найдем.

И станет ясным листьев бормотанье,

И пляска пчел у тесного летка.

И разглядев растение, ботаник

Изобразит нам формулу цветка.

Математическим воплощением поэтической мечты о формуле цветка являются уравнения кривых в полярной системе координат, напоминающих очертания лепестков и листьев стилизованной ромашки:

                                  r = sin23φ, 0 ≤ φ ≤ 2π – уравнение «лепестков»,    

                                  r = 21sinφ*tgφ, 0 ≤ φ < π/2 – уравнение «стебелька».

Это стихотворение эквивалентно высказыванию создателя кибернетики Норберта Винера «Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает».

Кристаллы уступают цветам в сложности форм, их «формула» проще.

 Пример:

Кристалл алмаза имеет вид октаэдра; IхI + IyI + IzI = 1 – уравнение его поверхности.

В.Брюсову давно был тесен наш трехмерный мир.

- Высь, ширь, глубь.

Лишь три координаты.

Мимо них где путь? Засов закрыт.

С Пифагором слушай сфер сонаты,

Атомам дли счет, как Демокрит.

Но живут, живут в N-измерениях

Вихри воль, циклоны мыслей,

Те , кем смешны мы с нашим детским зрением,

С нашим шагом по одной черте.

Мир N-измерений в математике –

Пространство n-переменных.

Его поэтический образ – космос,

Является пространством

По меньшей мере четырех измерений (4-ая координата – время).

Павел Антокольский

Трехмерный мир Евклида страшно прост и просто страшен. Есть четырехмерный. В нем правит время, отданное в рост.

Двадцатый век – его союзник верный. Ему не Ньютон, а Эйнштейн сродни. Встань, Муза, с ними песню затяни!

 И вот оказалось, что современная теория поля требует не четырех мерной системы координат, а двадцатишести мерной. По истине, как сказал Тютчев:

- Нам не дано предугадать,

  Как слово наше отзовется,

  И нам сочувствие дается,

  Как нам дается благодать…!

Математике, как науке, свойственны следующие особенности: творчество мысли, совершенство языка, полезность, обаяние истории. И многие другие.

«Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой, холодной и суровой, подобной красоте скульптуры».

                                                                                 П.Рассел

Осип Мандельштам написал загадочное восьмистишье:

- И я выхожу из пространства

  В запущенный сад величин,

  И мнимое рву постоянство

 И самосогласье причин.

           И твой, бесконечность,

Учебник читаю один без людей -

Безлиственный дикий  лечебник –

Задачник огромных корней.

Не знал же Мандельштам  современной физики, для которой «запущенные векторные поля» с трудом раскручиваются с помощью «бесконечных линейных пространств».

  ПЛАКАТЫ:

- Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей

        Пифагор

- Мы любим все – и жар холодных числ, и дар божественных видений

        А. Блок

- Нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе

        С.Ковалевская

- Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии

                                  А. Пушкин

- Математик, так же, как и поэт,  и художник, создает узоры.

 И если эти узоры более устойчивые, то лишь потому, что они составлены из идей

        Харди

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Б.А.Кордемский. Увлечь школьников математикой. М.Просвещение, 1981 г.;
  2. И.Г.Зенкевич. Эстетика урока математики.

М.Просвещение, 1981 г.;

  1. Журнал «Квант» № 2 – 1988 г. М.И.Башмаков «Математические образы в поэзии»;
  2. О.Хайям. Рубайат. М.Наука, 1972 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Китайская поэзия - поэзия мысли"

В процессе  работы творческой мастерской  "Китайская поэзия - поэзия мысли" школьники знакомятся с китайской классической поэзией, занятие организуется таким образом, что дети ставятся в сит...

Урок словесности "Поэзия мира и мир в поэзии"

Урок словесности из цикла уроков, посвященных работе с поэтическими текстами....

« Есть у поэзии начало, нет у поэзии конца».

Саратовскому поэту, бывшему учителю школы № 89, кандидату филологических наук, доценту кафедры общего литературоведения и журналистики СГУ  - Книгину Игорю Анатольевичу, посвящается…...

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...

Устный журнал: "Цветы в легендах, поэзии, музыке и жизни"

Это меропритие предназначено для расширения кругозора детей и знаний о цветах....

«Мифологема дерева в русской и современной мордовской поэзии: к опыту сравнительно-сопоставительного изучения (на материале поэзии С. А. Есенина и В. А. Ващалкина)»

Стихи о родной природе составляют сокровищницу русской литературы. Именно в них, одухотворенно описывая красоты родного и милого сердцу автора края, поэты создают удивительно проникновенные обра...