Урок словесности "Поэзия мира и мир в поэзии"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Урок словесности из цикла уроков, посвященных работе с поэтическими текстами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_slovesnosti.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

1.Приветствие. Слово учителя.

Друзья! На сегодняшнем уроке словесности я хотела бы поговорить с вами о простых на первый взгляд, но очень важных вещах. А о чём именно, вы сможете понять сами, поразмышляв над темой урока.

-Прочитаем её вслух ( Поэзия мира и мир в поэзии. Стихи   русских  поэтов о природе).

-Звучит красиво, не правда ли?

-А нет ли в первом предложении речевой ошибки? (повторение форм слов).

–Какие слова повторяются? (поэзия, мир).

-Отыщите в толковом словаре слово «ПОЭЗИЯ». Однозначное оно или многозначное? В каком значении слово употребляется в первый раз? (Красота, очарование). А во второй? (Словесное художественное творчество).

-Итак, о чём же мы сегодня будем говорить?

-О красоте, о поэзии, о природе. О том, как красота мира отражается и преображается в стихах о природе. А говорить об этом мы будем, не спеша читая поэтические строки и размышляя над ними.

-Ребята! А вам приходилось слышать такое: «А я не люблю стихи. Я не понимаю стихов». Признайтесь, среди вас есть такие, кто ещё не успел понять и полюбить поэзию? Как вы думаете, почему не любому читателю открываются через стихи красота и сложность мира? (Не случайно поэт начала 19 века  В.А. Жуковский один  из своих поэтических сборников назвал символично «Для избранных»).

-А какому «избранному» читателю понятны и близки стихи? (вдумчивому, внимательному, «настоящему»).

-А вы хотите носить высокое и гордое звание «настоящий читатель»? Тогда вам предстоит составить волшебную фразу-шифр, открывающую доступ к Заповедям настоящего читателя.

2.Задание (по группам): сконструировать предложение, выполнив ряд указанных действий. ( См. Приложение №1). Обсудите получившееся предложение, постарайтесь прийти к единому мнению. Прочитаем вслух эту фразу-шифр. (Талантливый читатель судит, наслаждаясь текстом, и наслаждается, рассуждая. И.В.Гёте).

3.Продолжаем работать в группах:

1группа-лексичекий разбор слова «талантливый» (см. памятку);

2группа-подбор однокоренных (родственных) слов к слову «талантливый»;

3группа-составить морфологический портрет слова «талантливый»;

4группа-работа по плану со словами «наслаждаться» и «наслаждаясь» (см. Приложение №2);

5группа-думает над вопросом, осмысляя высказывание Гёте: «Какими талантами должен обладать настоящий читатель?» 

4.Подводим итоги работы в группах (выступают спикеры). Учитель резюмирует: «Обратите внимание на глубину, красоту и гармоничное построение  этого высказывания. Учитесь выражать свои мысли так же ёмко и ярко! Думайте и говорите красиво!»

5.Ребята, полистайте подборку стихов на распечатках. Обратите внимание на имена авторов. Какие  вам известны? Какие встречаются впервые? А встретилась ли весьма странная подпись? (К.Р.)

К.Р.-это криптоним.

-Какие вопросы хочется задать, глядя на эти буквы? ( Кто это? Почему скрывает  своё   имя?)

-Эту тайну кроме меня знает ещё один человек из класса (индивидуальное сообщение-рассказ о Константине Романове). (См. Приложение №3).

6.Первое открытие мы с вами уже сделали-разгадали тайну имени поэта. А теперь будем открывать художественный мир его стихов. Это первое знакомство, оно продолжится на следующих уроках словесности. Я прочту стихотворение К.Р. (см. Приложение №4), а вы внимательно слушайте и приготовьтесь ответить на вопрос: «Какие картины рисует в нём поэт?» (При ответе  пользуйтесь речевыми  моделями  на  распечатках. ( См. Приложение №5).

-Итак, поэт рисует картины четырёх времён года. Посмотрите, как тема стихотворения  отражена в его заглавии - «Времена года».

-Для того чтобы понять стихотворение глубже, нужно его внимательно прочитать, найти опорные слова и ключевые образы, определить настроение, отыскать выразительные средства. Этим мы сейчас и будем заниматься. Работаем на больших листах ватмана, задания выполняем по группам:

1и 2 группы - работают с 1 строфой

3 группа- 2 строфа

4 группа- 3 строфа

5 группа- 4 строфа

Задание всем группам: подчеркните  первые строки каждой строфы.

-Прочитаем их (по группам).

-Что они  представляют собой с точки зрения синтаксиса? (Односоставные предложения, восклицательные по интонации, в контексте всей строфы  это распространённые  обращения, которые  начинаются с междометия О!..) Такая фигура речи называется риторическим обращением ( см. Приложение №6).

-Итак, первые строки каждой строфы построены по одинаковой синтаксической модели. Такой приём называется синтаксический параллелизм (см. приложение №6).Подумайте, какую роль играет он в стихотворении (придаёт гармоничность и динамизм  композиции стиха).

-А одинаковы ли чувства, переданные в первых строчках стиха? (нет). Перечитайте внимательно «свою» строфу и попробуйте определить одним словом то настроение, которым она пронизана. Заполните 1 графу таблицы  (см. Приложение№7).

При проверке задания, слушая ответы других групп, заполняйте все графы таблицы.

-Итак, каждая строфа пронизана «своим» чувством, настроением. А как вы думаете, от чего зависит, чем определяется настроение и автора, и читателя? С чем соотносится? (с разными временами года).

Задание по группам: определите, о каком времени года говорится в вашей строфе. Внесите свои наблюдения в таблицу (2 графа).

-Итак, мир в сонете К.Р. представлен как движение по годовому кругу от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме. Но вчитайтесь в строки внимательнее. Только ли движение годового природного круга представлено в стихотворении? ( время суток). Определите, о каком времени суток говорится в вашей строфе. Сделайте записи в соответствующей графе таблицы.

Задание группам: посмотрите на заполненные графы таблицы и сделайте вывод  о том, как  движется  время  в  художественном мире сонета. (Как в природе, по кругу-изо дня в день, из года в год, от  утра к ночи, от весны к зиме).

-Скажите, а меняется ли мир во время этого движения или остаётся неизменным? (Конечно, меняется). И прежде всего это отражается  в изменениях света и цвета.

Задание по группам: найдите в своих строфах слова, называющие свет и цвет, или слова со значением света и цвета, заполните соответствующие графы таблицы. Сделайте вывод о движении световых и цветовых доминант  в художественном мире сонета.

-Итак, мир природы, отражённый в сонете, освещён и расцвечен. А в каких ещё своих проявлениях он представлен в стихотворении? ( В звуках).

Задание  группам: найдите в тексте слова, которые озвучивают мир сонета. Обратите внимание, что в некоторых строфах звуковая доминанта прямо упоминается в тексте, а в некоторых она только предполагается.

-Перечитайте ещё раз сонет. Какая ещё грань мира изменяется с ходом времени? ( одушевлённые обитатели).

Задания группам: найдите в тексте, какие птицы символизируют каждое время года. Заполните  графу таблицы. Подумайте  над вопросом, случайны ли их образы? (Имеют символический смысл, основываются на народных представлениях и традициях).

-Друзья! Мир природы, изображённый в сонете, удивительно гармоничен в своём непрерывном круговом движении. А где же в нём очень важная составляющая - человек? Как мы ощущаем присутствие лирического героя в художественном мире стиха? (Его глазами мы смотрим на мир, его чувствами окрашено восприятие природы).

Задание группам: найдите в тексте слова, называющие чувства, заполните последнюю графу таблицы. Обратите внимание, что «летнее» состояние человека в сонете не обозначено словом, называющим чувство, его нужно угадать, прочитать в подтексте. В этом умении, в том числе, и проявляется талант читателя.

-Посмотрите на заполненную таблицу. Скажите,  чем вы  занимались сегодня на уроке и что представляют собой эти записи в таблице? ( Анализировали стихотворение, записывали свои наблюдения над различными гранями мира природы, отражёнными в сонете К.Р.).Мы старались увидеть, как  поэт отражает мир и преображает  его в своих стихах (вспомните тему сегодняшнего урока). На следующем уроке словесности мы продолжим работу со стихотворением К.Р. и откроем тайны его языка.

Домашнее задание: подготовить сонет к выразительному чтению наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к урокам "ТЭК мира. Горнодобывающая промышленность мира"

Презентация содержит статистический материал, позволяющий продемонстрировать развитие топливно-энергетического комплекса и горнодобывающей отрасли мира по регионам и странам мира, вырабатывать у учащи...

Поэтический диспут в кафе "Бродячая собака" (итоговый урок по теме "Серебряный век русской поэзии")

Урок представляет собой литературно-музыкальную композицию с элементами театрализации....

презентация к уроку литературы в 7 классе "Японская поэзия"

Презентация "Японская поэзия" поможет разнообразить урок литературы. В ней содержится иллюстративный материал, дающий представление о Японии и её поэзии....

Конспект урока по литературе в 10 классе «Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета в музыке»

Урок ставит своей целью расширить и обогатить представления учащихся о творчестве Ф.И.Тютчева и А.А.Фета....

разработка урока "Путешествие в серебряный век русской поэзии"

Разработка урока "Путешествие в серебряный век русской поэзии" представляет собой конспект урока и презентация к нему....

План-конспект урока "Картина мира в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета"

Открытый урок "Картина мира ..." проводился в рамках районного этапа конкурса педагогических достижений "Педагогические надежды" 2012. Ученики добросовестно подготовились к уроку, и их презентации сос...

Урок по теме «Серебряный век русской поэзии»

Урок по теме «Серебряный век русской поэзии»...