Преемственность в обучении математики учащихся 1 и 2 ступени общеобразовательной школы.
статья по алгебре (5 класс) на тему

терехова лариса николаевна

адаптация учащихся 5кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность в обучении математики  учащихся 1 и 2 ступени общеобразовательной школы.

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью,

 снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

Психологи утверждают, что для учащихся начальной школы личностно значимой является оценка учителя, тогда как в 5-м классе значимой становится оценка товарищей по классу, сверстников. Почему? Ведь за летние каникулы не происходит серьезных изменений в физиологии ребенка. Значит, дело не в возрастном изменении. Тогда в чём? И здесь многие на уровне интуиции говорят: "Там был один учитель, а здесь их много". Много учителей - это хорошо или плохо? Хорошо, так как они как специалисты "сильнее" одного. А получается плохо. В чем тут дело? Действительно, ученик начальной школы привык, что результаты его учения оценивает один человек. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки. Более того, и класс оценивал его также в аналогичном качестве. И вдруг "оценивающие" меняются. Они еще и веса не имеют в глазах ученика, а уже выносят ему подчас суровые (или просто другие) оценки. В результате возникающие внутренние противоречия и внешние конфликт генные ситуации склоняют многих пятиклассников руководствоваться прежними критериями и оценками своих действий, в чем учащиеся находят поддержку и у своих одноклассников (они ведь лучше "знают какой он"еще по предыдущей жизни. В итоге эти дети испытывают стресс, из которого они выходят лишь к концу 5-го класса. А у многих учащихся отрицательное отношение к школе сохраняется дольше, а то и до конца обучения. Лишь очень небольшой части школьников — экстравертов удается сохранить относительно положительное, комфортное самочувствие к школе.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы.Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

  • сменой социальной обстановки;
  • изменением роли учащегося;
  • увеличением учебной нагрузки;
  • изменением режима дня;
  • разностью систем и форм обучения;
  • нестыковкой программ начальной и основной школы;
  • различием требований со стороны учителей-предметников;
  • изменением стиля общения учителей с детьми.

Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.

Переход из начальной школы в среднюю школу - событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической нагрузкой

 Поэтому необходимо учитывать возрастные особенности. подростков, создавать ситуации успеха.

         Наиболее сложным для ребят является переход от одного учителя 

 к взаимодействию с несколькими различными учителями - предметниками. У них ломаются привычные стереотипы, самооценка: ведь теперь его будет оценивать не один учитель, а несколько. Одной из особенностей обучения на данном этапе является переход учащихся из одного кабинета в другой.

В этот период дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются. В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности.  

Результативность при обучении математике во многом зависит от скорости чтения, от компетентности чтения каждого ученика, особенно при решении задач. Поэтому тесное сотрудничество учителей начальных классов и учителей русского языка, истории, иностранных языков определяет успешное продвижение учащихся в дальнейшем в средней школе. Таким образом, выполняется задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Итак, реализация преемственности между ступенями начальной и средней школой является важным условием для успешности и развития школьников.

Рекомендации, которые помогут в успешной реализации приемственности между ступенями начальной и средней школы: Учителям 4-х классов:

  • “открыть” уроки для специалистов основной школы с целью изучения уровня готовности к переходу в основную школу, индивидуальных особенностей учащихся и класса в целом;
  • провести экскурсии по кабинетам основной школы;
  • провести классные часы “Скоро в 5-ый класс”;
  • провести родительские собрания “Особенности подросткового возраста”;
  • посетить уроки в 5-х классах в сентябре месяце с целью осуществления преемственности.

Классным руководителям будущих 5-х классов:

  • посетить в апреле-мае уроки в 4-х классах;
  • познакомиться с детьми, уровнем их подготовки, с учителем начальной школы;
  • изучить индивидуальные особенности пятиклассников, наладить эмоциональный контакт с классом, обосновать предъявляемые требования (сентябрь);
  • обеспечить знакомство родителей (сентябрь) со всеми учителями-предметниками, их требованиями по отдельным предметам

Единые требования к учащимся  это то, что мы с вами, в состоянии согласовать и соблюдать в дальнейшем.

Вопросы, на которых необходимо остановиться особо:

·          вычислительные навыки учащихся;

·          решение уравнений;

·          решение текстовых задач;

·          речевая культура учащихся.

Вычислительные навыки учащихся .Вычислительная культура учащихся закладывается с первых уроков математики. Поэтому самая сложная и ответственная часть работы по формированию вычислительных навыков учащихся возложена на учителей начальных классов. Это и устный счет, и умения вычислять в столбик, но прежде всего, конечно,  - это ее Величество «Таблица умножения». Без нее все наши усилия сводятся к нулю.

Решение уравнени. При решении уравнений большинство выпускников начальной школы грамотно применяют правила нахождения неизвестных компонентов, правильно записывают решение уравнения. Но при выполнении проверки заметен формальный подход (часто, допустив ошибку в решении и выполнив такую «проверку», ученик автоматически записывает верное равенство, а неверный корень выписывает в ответ). Кстати, об ответе в уравнениях. Может быть, приучать записывать ответ учеников проще начинать в начальной школе, чтобы сразу формировалась привычка, и в пятом классе детям не приходилось ломать свои представления о правильной форме записи решения уравнения. А вот проверку можно вообще оставить на черновике, научив школьников действительно, а не формально ее выполнять. 

Речевая культура .Забота о чистоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда была общим делом школьных учителей всех предметов. Традиционно учитель в России – носитель высокой культуры, образцовой родной речи. Именно учителя – начиная с первой учительницы, встретившей ребят на пороге школы, - на протяжении всех школьных лет оказывают определяющее влияние на речевую культуру детей. Большинство учителей на уроках математики постоянно следят за правильностью и точностью речи учащихся –

  1. верным употреблением терминов,
  2. склонением числительных,
  3. логичностью и доказательностью рассуждений.

Многие рекомендуют вести детям словарики – записывать в них новые термины, объяснять смысл пройденных понятий, запоминая одновременно правописание трудных слов.Учителя стараются на уроках дать детям образцы чтения математических предложений, прививают нормы культурного речевого общения.Однако в речи учителей иногда встречаются отклонения от литературных норм.Так при чтении выражений с переменными можно услышать, например: «а равен двум», «х равно восьми», «2 игрека равно десять», …В русском языке названия латинских букв х, у, z – мужского рода, остальных латинских букв – среднего рода. Надо читать: «а равно двум», «х равен восьми».

При чтении выражений названия букв по падежам не изменяются:3у – «три игрек», а не «три игрека».Если модуль коэффициента отличен от 1; 0,1; 0,01; 0,001 и т. д., то выражение читают во множественном числе:

5х=145 -  «пять икс равны ста сорока пяти».Очень часто на уроках можно услышать, как и учитель и дети небольшой отрезок называют «отрезочек», меньший из углов «уголочек», «треугольничек»,…Следует помнить, что в русском языке у терминов нет уменьшительно-ласкательной формы!Нет, видимо в русском языке темы, вызывающей большие трудности, чем тема «Числительные».Редко можно услышать  - даже от дикторов радио и телевидения  - верно прочитанное многозначное число в косвенном падеже. Но и мы с вами, согласитесь, грешим иногда неверным чтением выражений с числами.Знакомы мне некоторые «хитрости», позволяющие обходить трудности в склонении числительных, которые используются в начальной школе.

Например: добавляется слово «число» - « сто двадцать шесть больше числа сто пятнадцать», «к тридцати двум прибавляем двадцать восемь и получаем шестьдесят»,  вместо - «сумма тридцати двух и двадцати восьми равна шестидесяти»…В результате дети не слышат образцового чтения числительных от взрослых, и не накапливают свой собственный речевой опыт.

Решение текстовых задач . Здесь я остановлюсь на:

  1. краткой записи условия;
  2. единицах измерения;
  3. способах записи решения задачи.

       Прочитать условие задачи минимум 2 раза, после этого выполнить краткую запись условия. Я уверена, что вы учите детей различным формам краткой записи:

  1. словесной  (Что она дает? Осмысление условия.)
  2. табличной (Осмысление условия, экономия времени.)
  3. схематической (Осмысление условия, экономия времени, наглядность.)

Лично я отдаю предпочтение схематической форме, правильно выполненная схема – это на половину решенная задача.

Единицы измерения С единицами времени, длины, массы, как правило, проблем у школьников не возникает.А вот единицы измерения площадей и объемов требуют дополнительной отработки. В первую очередь здесь хочется обратить внимание на определения единиц измерения площадей и объемов:

  1. квадратным сантиметром называется площадь квадрата со стороной 1 см;
  2. кубическим метром называется объем куба с ребром 1м.

Очень полезен вопрос: «Почему 1 дм кв. = 100 см кв.?»Очень часто при решении задачи требуется выразить одни единицы через другие. Возникает вопрос, как и где, записать эти преобразования?Например:3 м= 3* 10000 см= 30000 см.

Вы видите, что единицы измерения указываются при каждом преобразовании.Можно записать и кратко: 3 м= 30000 см.Выполнять эту запись лучше отдельным действием, а не в стороне от решения задачи.

Различные формы записи решения задачиУниверсальный способ – по действиям.  В этом случае нет необходимости указывать единицы измерения в ходе действия, достаточно записать их в скобках в конце действия. Обязательным является пояснение каждого действия. Ответ при этом записывается кратко с указанием только единиц измерения.При полном ответе последнее действие не поясняется.

Уважаемые коллеги,  помните, преемственность является важным условием для успешности и развития школьников.

Литература:

  1. Обеспечение преемственности и непрерывное развитие всех содержательно-методических линий курса математики с I по 9 класс. Лузина Т.А.
    Учитель математики СШ 83 .
  2. Преподавание математики в 5-6 классах :  методическое пособие. В. И. Жохов – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для II и III ступеней общеобразовательной школы.

Такая рабочая программа является наиболее полной из всех использовавшихся мной когда-либо форм. Она объединяет и ГОС, и типовую программу, и тематическое и поурочное планирование, и требования к уровн...

Рабочая программа по литературе для II - III ступеней общеобразовательной школы

Рабочая программа по литературе включает примеры тематического и поурочного планирования....

Обеспечение преемственности в обучении математики между 1 и 2 ступенями общеобразовательной школы

Основным принципом, положенным в основу программы начальной школы, является принцип преемственности между 1 и 2 ступенями, который предполагает следующие направления: 1....

Современные образовательные технологии как средство развития интереса к изучению английского языка на различных ступенях общеобразовательной школы.

Современное общество оценивает иностранный  язык  как важнейшее средство  меж­личностного и межкультурного общения, без которого не­возможно развитие международных связей нашего...

Организация преемственности между 1 и 2 ступенями общеобразовательной школы

Сложность проблемы преемственности обучения между начальной и средней школой наблюдается из года в год и заключается в том, что ученики 5-го класса снижают показатели обученности из-за того, что встре...

Проект «Формирование учебных компетенций учащихся старшей ступени общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ по химии через электронное пособие».

Проект включает в себя тесты по основным разделам общей химии, задания которой включены в контрольно-измерительные материала ЕГЭ....

ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ КАК СРЕДСТВУ ОВЛАДЕНИЯ СИСТЕМОЙ НАВЫКОВ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ СКАЗОК ОСКАРА УАЙЛЬДА

На основании отобранных сказок “The Nightingale and The Rose” (рус. Соловей и роза), “The Devoted Friend” (рус. Преданный друг), “The Happy Prince” (рус. Счастливый...