Организация преемственности между 1 и 2 ступенями общеобразовательной школы
методическая разработка по психологии (5 класс) по теме

Воложина Алена Владимировна

Сложность проблемы преемственности обучения между начальной и средней школой наблюдается из года в год и заключается в том, что ученики 5-го класса снижают показатели обученности из-за того, что встречаются с большим количеством учебных дисциплин, новыми требованиями, с учителями, отличающимися от их наставников в начальной школе. Это педагогическая сторона проблемы.

        Но есть и психологическая сторона. Приход детей в среднюю школу совпадает у них с началом кризисного периода, связанного с физиологическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Утомляемость детей, перегрузки, эмоциональное и психологическое напряжение приводит к снижению учебной результативности.

Переходный момент в жизни младших школьников требует тщательного внимания и изучения. Поэтому необходимо:

- проследить, как осуществляется преемственность обучения и воспитания

- разработать совместные действия учителей начальных классов и предметников

-создать благоприятный микроклимат, для того, чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения и навыки, полученные в начальной школе

- разрушить психологический барьер привыкания учащихся к новым условиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_organizacii_preemstvennosti.docx61.82 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования  Администрации

МО Куйтунский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр Образования «Каразей»

Программа рассмотрена и утверждена на  заседании педагогического совета

от «               » ___________________ 2012 г.,

протокол №

                                            Утверждаю:

           Директор МБОУ ЦО «Каразей»

               _____________Куликова ИВ.

               «_____» ____________2012 г.

ПРОГРАММА

Организация преемственности

между 1 и 2 ступенями общеобразовательной

школы

                                                                                                                                   Составитель:

                                                                                                 Воложина Алёна Владимировна

                                                                                                                            педагог-психолог

                                                                                                                    МБОУ ЦО «Каразей»

Каразей – 2012 г.

Пояснительная записка

      Сложность проблемы преемственности обучения между начальной и средней школой наблюдается из года в год и заключается в том, что ученики 5-го класса снижают показатели обученности из-за того, что встречаются с большим количеством предметов, новыми требованиями, с учителями, отличающимися от их наставников в начальной школе. Это педагогическая сторона проблемы.

        Но есть и психологическая сторона. Приход детей в среднюю школу совпадает у них с началом кризисного периода, связанного с физиологическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Утомляемость детей, перегрузки, эмоциональное и психологическое напряжение приводит к снижению учебной результативности.

          Перейдя в среднюю школу, ребята сталкиваются с различными проблемными ситуациями:

- смена режима и ритма работы (увеличение количества уроков в неделю, объема домашних заданий)

- много времени требуется на адаптацию в новых условиях (темп урока, манера ведения различными учителями)

- несоответствие программ, требований, учебников

- введение новой терминологии

- резкое увеличение устных предметов и объема материала в них и т.д.

          Переходный момент в жизни младших школьников требует тщательного внимания и изучения. Поэтому необходимо:

- проследить, как осуществляется преемственность обучения и воспитания

- разработать совместные действия учителей начальных классов и предметников

-создать благоприятный микроклимат, для того, чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения и навыки, полученные в начальной школе

- разрушить психологический барьер привыкания учащихся к новым условиям.

Цель программы: обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении процесса получения образования.

Задачи:

  1. согласовать изучение учебных дисциплин так, чтобы одна ступень школы готовила основу для последующих;
  2. обеспечить преемственность в формировании и интерпретации основных понятий, единства требований к их усвоению;
  3. обеспечить общие подходы к формированию у учащихся общих умений и навыков учебного труда, преемственности в их развитии;
  4. разработать систему заданий и упражнений требующих от учащихся самостоятельной организации собственной познавательной активности

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом:

  1. сохранение самоценности каждого возрастного периода развития ребенка;
  2. сформированности умения учиться как фундаментального новообразования;
  3. должна быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.

Принципы

  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений, навыков, развития функциональных возможностей организма.
  2. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений, навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.
  3. Принцип комплексного сквозного подхода – заключается  в осуществлении преемственности между возрастными видами деятельности.
  4. Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников подразумевает тесное взаимодействие педагогов, психолога, социального педагога, администрации, родителей.
  5. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики как целостного процесса.
  6. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания.

Взаимодействие участников образовательного процесса

В центре внимания ученик и его проблемы. Их ему помогают решать заинтересованные взрослые: учителя-предметники, родители, социальный педагог, психолог, классный руководитель, а на первой ступени обучения учитель начальной школы.

Направления в работе по преемственности:

  1. Совместная методическая работа учителей начальной школы и воспитателей на первом этапе и учителей начальной школы и учителей – предметников в среднем звене на конечном этапе.
  2. Работа с детьми (учитель, психолог, социальный педагог, библиотекарь).
  3. Работа с родителями (учитель, психолог, социальный педагог, библиотекарь).

В организации преемственности между начальной школой и средним звеном обучения можно выделить два этапа:

1 этап: Формирование готовности к обучению в новой социально – педагогической ситуации (выпускной класс начальной школы)

2 этап:  Социально-психологическая адаптация к новой социальной ситуации (пятый класс, 1 полугодие)

1 ЭТАП

Формирование готовности к обучению в новой социально-педагогической ситуации (выпускной класс начальной школы)

Цель: подготовка учащихся к более высокой ступени обучения, сохранение качественного уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в средней школе.

Задачи преемственности:

  1. Обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.
  2. Формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другие виды активности в различных видах деятельности.
  3. Включать детей в различные формы сотрудничества.
  4. Развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению.

Характеристика выпускника начальной ступени обучения

Выпускник начальной школы для успешного продолжения обучения в основной школе должен обладать:

  1. Устойчивым познавательным интересом
  2. Необходимыми знаниями
  3. Владеть основами осуществления учебной деятельности:

-уметь решать учебные задачи под руководством учителя

-иметь предрасположенность к творческому решению учебных задач и практических задач

  1. Должен уметь наладить дружеские отношения со сверстниками и работать в группе
  2. Должен обладать желанием и умением следовать правилам поведения в обществе и общения со сверстниками и взрослыми
  3. Обладать достаточно развитой эмоционально-волевой сферой, чтобы противостоять отрицательному влиянию сверстников и старших

2 ЭТАП

Социально-психологическая адаптация к новой социальной ситуации

Цель: Сохранение качества знаний учащихся в период адаптации, обеспечение условий для дальнейшего успешного обучения.

Подцели:

 1)   создать условия для организации связей между педагогами разных ступеней обучения

 2) актуализировать мотивацию обучения, постепенно вырабатывать способность учащегося брать на себя ответственность за успешность в обучении

3) способствовать успешному процессу адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя

 4)    поддерживать психофизическое здоровье учащихся

Направления реализации принципа преемственности

  1. Учебная деятельность осуществляется (особенно на начальном этапе) под руководством администрации
  2. Обеспечение единства требований к деятельности компонента урока
  3. Вариативная часть учебного плана школы на каждой ступени обучения может включать разноуровневые курсы, имеющие прикладной характер и направление на обучение школьников приемам  с самостоятельной познавательной деятельности

При переходе из начальной школы в среднее звено у значительной части учащихся наблюдается снижение успеваемости. Одной из причин возникновения рассматриваемой проблемы является неспособность учеников справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объемом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям учителей предметников.

Необходимо отметить:

  1. Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах.
  2. Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста, и как следствие, неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения.
  3. Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с раннее изученным в начальной школе.
  4. Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы.
  5. Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе
  6. Слабый контроль со стороны родителей и самоконтроль учащихся.
  7. Влияние изменений физиологии учащихся (наступает половое развитие).
  8. Преобладание деятельности общения над учебной деятельностью.
  9. Социальные условия, в которых находятся учащиеся
  10. Здоровье учащихся

Важно отметить, что   в решении проблемы преемственности немаловажное значение играет расстановка кадров. Необходимо учитывать психологическую характеристику класса, детей, стиль работы, личностные характеристики учителя начальной школы.

 Качество образования зависит от личности учителя и от того, как учитель владеет методикой преподавания предмета; насколько он знает детскую психологию; умеет формировать у учащихся интерес к предмету; умеет развивать потенциал каждого ученика.

 Переход от младшей ступени образования к основной сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся:

- повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся;

- возрастающая сложность предметного содержания обучения;

- новые отношения с учителями-предметниками;

- физиологические изменения (первый период полового созревания);

- изменения в межличностных отношениях.

Поэтому крайне необходимо  учитывать психофизические особенности учащихся.

Начальное образование может быть эффективным (т.е. направленным на развитие личности ребенка, раскрытие его способностей) только в том случае, если оно исходит из учета психологических особенностей детей.

Однако, учителя основной школы, работающие с пятиклассниками, часто недооценивают те психолого - физиологические изменения, которые происходят с младшими подростками в этот период. Дело в том, что  у них начинается первый период полового созревания, и происходящие при этом процессы (изменения в обмене веществ, усиление деятельности половых гормонов и др.) часто отрицательно сказываются на познавательной деятельности детей. Так, пятиклассники медленнее пишут, читают, им требуется больше времени на решение логических задач, несколько снижается объем памяти, внимания. Многие подростки становятся раздражительными, неадекватно реагируют на замечания старших, капризничают, проявляют упрямство. Все это учителя и родители часто считают проявлением испорченности ребенка и поэтому начинают его «воспитывать»: приказывают, спорят, наказывают, что еще больше усугубляет отрицательное поведение подростков.

Очень важно не увеличивать сразу учебную нагрузку школьников 5-х классов, иначе, с учетом их психологического состояния, может наступить стресс и возникнуть отрицательное отношение к учебе.

Анализ структуры межличностных отношений (ученик – ученик) в 3, 4, 5 классах показывает, что в 4 классе в межличностных отношениях детей нарастают явления эмоциональной напряженности и нестабильности, что проявляется в их  дифференциации на отдельные социальные старты («звезды», «предпочитаемые», «принебрегаемые», «отвергаемые», «изолированные»). Все это свидетельствует о нарастании конфликтности в отношениях со сверстниками при переходе школьников на вторую ступень образования.

Для того, чтобы избежать конфликтов между учащимися в 4, 5 классах проводится работа по культуре общения со взрослыми людьми, родителями, педагогами, сверстниками: беседы, классные часы.

Рассматривая второй аспект взаимоотношений (дети – родители), можно прийти к выводу, что по мере взросления дети чувствуют недостаток любви и заботы в отношениях с родителями. В совместных занятиях с детьми участвует незначительный процент родителей.

В современном обществе в сложных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать  проблемы развития личности ребенка. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия, уважения, взаимной поддержки  и помощи, терпения и терпимости друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.

Учитель разъясняет родителям, как общими усилиями выработать у детей представления об окружающем мире, воспитывать у них трудолюбие и прилежание, бережное отношение к вещам и природе, внимание к людям, навыки культурного поведения. Целесообразен тесный контакт с семьей для выработки единой линии нравственного воспитания. Вместе с родителями определить, какие педагогические приемы эффективней в воспитании того или иного ребенка к выполнению школьных правил, воспитанию самостоятельности и осознанной дисциплинированности в школе и дома.

Для повышения педагогической культуры родителей проводятся родительские собрания с обсуждением вопросов нравственного воспитания в семье, консультации для родителей, работа родительского комитета.

Взаимоотношения учителя начальных классов, учителей-предметников и администрации школы.

Необходимы в рамках преемственности в течение учебного года взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий учителем начальных классов и учителями-предметниками, которые будут учить детей в 5-х классах. Рассказывать об особенностях класса, детях, об их способностях, увлечениях, учебе, о домашних условиях и каждому ребенку дать подробную характеристику.

На совместных родительских собраниях с учителями предметниками, будущими классными руководителями знакомят родителей и детей с требованиями, которые предъявляются к учащимся пятых классов, с общеобразовательным стандартом начального образования, который призван обеспечить учащимся равные возможности для дальнейшего продолжения образования.

Задачи адаптационного периода для педагогов:

- снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;

- создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;

-  узнать (быстрее) учащихся, индивидуализировать и дифференцировать обучение.

Задачи адаптационного периода для родителей:

- снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;

- создать атмосферу сотрудничества;

- договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;

- выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.

Задачи адаптационного периода для пятиклассников:

- помочь адаптироваться к «разноголосице» требований учителей-предметников;

- помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;

- помочь принять новую позицию – ученика среднего звена;

- помочь детям принять «новых» учителей

Этапы организации адаптационного периода в школе.

  1. Разработка психологом школы плана адаптации для  5-го класса.
  2. Создание классными руководителями программы адаптационного режима с учетом собственных возможностей на основе базовой программы.
  3. Промежуточный анализ и корректировка программы адаптационного режима психологом и классными руководителями в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей.
  4. Анализ результатов адаптационного периода психологом, заместителями директора, классными руководителями, учителями.
  5. Проведение родительских собраний для ознакомления с итогами адаптационного периода.
  6. Итоговая справка анализа «Об адаптационном периоде в школе».

Мероприятия по адаптации пятиклассников к новым условиям.

  1. Изучение эмоционального состояния учащихся каждого класса, выявление уровня тревожности
  2. Изучение взаимоотношений в классных коллективах с помощью социометрических исследований
  3. Наблюдение за процессом адаптации учащихся на уроках с целью выявления учащихся дезадаптированных в новых условиях организации их учебной деятельности;
  4. Проследить процесс адаптации по каждому предмету  в 5-м классе.

Три направления в работе по вопросу преемственности:

1 направление связано с учебным процессом. Необходимо проследить за успеваемостью в нескольких классах на протяжении 3-х лет обучения, рассмотреть взаимосвязь навыков чтения с успеваемостью в старших классах, проследить за тем, как осуществляется преемственность по русскому языку и математике в 5-х классах.

        По первому направлению проводится следующая работа:

  1. Изучение программ начальной школы – учителем 5-го класса, средней школы – учителем начальных классов, методики преподавания в начальной школе.
  2. Изучение уровня ЗУН в 4-х классах.
  3. Знакомство с психологическими особенностями учащихся.
  4. Изучение психологии подросткового возраста.
  5. Знакомство с семьями детей.
  6. Изучение в начальной школе, в какой зоне учится одаренный ребенок. Если не в зоне ближайшего развития, то принятие соответствующих мер.

2 направление связано с воспитательным процессом. Необходимо проанализировать, как воспитательная работа помогает развитию личности ребенка, как прививаются навыки сознательной дисциплины и культуры поведения.

3 направление предполагает работу с родителями. Ставятся задачи повышения педагогической культуры семьи, формирования ее педагогического сознания.

Задачи родительских собраний в адаптационный период:

  1. Снять некоторое напряжение родителей, вызванное опасениями, связанными с предстоящим учебным годом и индивидуальными трудностями ребенка;
  2. Поделиться с родителями впечатлениями классного руководителя об атмосфере в классе, его особенностях, трудностях;
  3. Выявить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов;
  4. Определить трудности родителей в общении с ребенком, в его воспитании;
  5. Договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года о единых требованиях, подиктованных школьными правилами.

Темы родительских собраний.

       Для повышения педагогической культуры родителей проводятся родительские собрания с обсуждением вопросов нравственного воспитания в семье.

 

Очень важно предъявлять единые требования к обучению и поведению учащихся 5-го класса. Вот алгоритм этой деятельности.

Администрация:

  1. организует работу школы в тесном контакте с родителями;
  2. изучает влияние социума на ученика вне школы.

Учитель:

  1. беседы учителей начальной школы и учителей-предметников;
  2. корректировка программы с учетом возможностей учащихся 4-го класса и требований программы 5-го класса;
  3. обозначение несоответствия требований программ, пути их преодолений, формирование навыков учебной самоорганизации, самоконтроля, применение различных педагогических технологий.

Классный руководитель:

  1. своевременно информирует родителей об успехах и неудачах детей;
  2. отслеживает мотивацию учащихся, их отношение к учебе;
  3. вносит коррективы по ряду требований к учащимся (на выходе из начальной школы с учетом требований 5-го класса).

Педагог - психолог:

  1. индивидуальный подход к учащимся;
  2. психолого-педагогическая диагностика учеников и их родителей;
  3. диагностико-развивающие игры;
  4. психологическая поддержка.

Социальный педагог:

  1. систематически посещает семьи, знакомится с условиями проживания, микроклимата семьи;
  2. изучение влияния социума на ученика вне школы;
  3. индивидуальный подход к учащимся.

Библиотекарь:

  1. организация выставок книг для учащихся младшего и среднего звена;
  2. организация читательских конференций, диспутов для учащихся;
  3. развитие интереса к чтению.

Требования к организации учебного процесса:

  1. не позволять опоздания на уроки;
  2. не задерживать детей после звонка с урока;
  3. дети могут находиться в классе только при учителе;
  4. все необходимое для урока должно лежать на парте до начала занятия, лишние предметы убирают;
  5. педагог сообщает учащимся, что им должно понадобиться на уроке, требует соблюдения порядка на столах;
  6. в начале уроке дети приветствуют учителя стоя;
  7. для ответа ученик поднимает руку, выкрики с места не поддерживаются;
  8. дежурный по классу моет доску.

Требования к детям:

  1. все письменные работы выполняются синей шариковой ручкой;
  2. все рисунки выполняются простым карандашом;
  3. для письменных работ рекомендуется сохранять единый орфографический режим; учитель знакомит детей с правилами выделения тем и понятий в тетради, следит за выполнением требований;
  4. оценивается ведение тетради;
  5. введена единая система требований к контрольным работам: обязательно пишется дата и вариант;
  6. в дневнике должно быть написано расписание, поставлены числа, записано домашнее задание.

Рекомендации педагогам:

  1. на уроке чередовать виды деятельности и вводить физкультминутки;
  2. ограничивать объем домашнего задания;
  3. первый месяц повторять основные требования на каждом уроке;
  4. за успех хвалить самого ребенка;
  5. при неуспехе обсуждать ошибку, а не ученика;
  6. на переменах обращать внимание на поведение пятиклассников.

Тематическое планирование

Сроки

Мероприятие

Цели

Ответственные

Результат

В течении года

Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей математики, русского языка и литературы.

Определение соответствия программных требований, предъявляемых к обучающимся выпускных классов начальной школы, требованиям, предъявляемым учителями средней школы.

Изучение методов организации учебной деятельности школьников с целью повышения их познавательной активности, своевременная коррекция деятельности учителей.

Рук. ШМО

Обмен опытом.

Совместные заседания ШМО.

В течении года

Формирование портфолио учащихся 5-го класса.

Отслеживание достижений учащихся, проведение необходимой коррекции.

Кл.  

рук-ль

Повышение учебной мотивации.

Август

Уточнение и корректировка списков учащихся 5-го класса. Работа с личными делами учащихся.

Ознакомление классного руководителя с окончательным списочным составом обучающихся 5-го класса, особенностями адаптационного периода и планом работы по преемственности и на период адаптации.

ЗУВР

Коррекция плана работы по преемственности на период адаптации 5-ков

Сентябрь

Родительское собрание в 5-м классе при участии учителей-предметников.

Ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода, содержанием и методами обучения, системой требований к обучающимся в 5-ом классе, целями и задачами работы по преемственности между начальным  и основным общим образованием.

Кл. рук-ль

Организация работы с родителями по вопросам адаптации обучающихся

Сентябрь

Входные диагностические работы.

Определение степени сохранности (устойчивости) знаний и умений обучающихся, приобретённых в начальной школе.

Рук. ШМО

Разработка системы повторения учебного материала за курс начальной школы.

Октябрь

Классно-обобщающий контроль 5-го класса.

Выявление организационно-психологических проблем классного коллектива, изучение индивидуальных особенностей школьников, оценка уровня их обученности, коррекция деятельности педагогов среднего звена с целью создания комфортных условий для адаптации обучающихся 5-го класса в средней школе. Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе.

ЗУВР

Педагог- психолог

Разработка системы мер по дальнейшему развитию классного коллектива.

Октябрь

Проверка школьной документации

Проверка регулярности выставления оценок в классный журнал и дневники обучающихся, ознакомление с культурой ведения обучающимися тетрадей и дневников.  Проверка контроля дисциплины обучающихся.

ЗУВР

Собеседование с учителями и классным руководителем.

Октябрь

Изучение организации домашней работы.

Выявление и предотвращение перегрузки обучающихся домашними заданиями. Хронометраж домашних заданий. Определение степени помощи родителей при выполнении домашней работы обучающимися.

ЗУВР

Индивидуальная работа с учителями, родителями.

Ноябрь

Педсовет

Подведение итогов классно-обобщающего контроля 5-го класса, итогов работы по преемственности в обучении между начальным и средним образованием в период адаптации обучающихся 5-го класса к обучению в среднем звене

ЗУВР

Индивидуальная работа с учителями-предметниками и обучающими, коррекция совместной дальнейшей работы начальной и средней школы по вопросам преемственности с учётом выявленных проблем.

Март

Предварительная расстановка кадров для работы в 5-м классе на следующий учебный год.

Определение педагогического состава среднего звена школы для осуществления дальнейшего плана по преемственности.

Директор

ЗУВР

Беседа с учителями-предметниками  классным руководителем будущего 5-го класса о целях и задачах предстоящей работы по преемственности

Март

Совместное заседание учителя выпускного 4-го класса с учителями и кл. рук-м будущего 5-го класса.

Определение целей и задач мероприятий по подготовке обучающихся выпускных классов начальной школы к успешной адаптации к обучению в среднем звене

ЗУВР

Корректировка плана совместной деятельности, согласование расписания

взаимопосещения уроков,

 контрольных срезов знаний.

Апрель

Контрольные работы за курс начальной школы по русскому языку, математике, замер техники чтения.

Проверка сформированности знаний за курс начальной школы, изучение готовности  выпускников 4-го класса, соответствие уровня обученности каждого ученика требованиям к подготовке выпускников.

ЗУВР

Анализ работ. Коррекция знаний обучающихся. Индивидуальная работа со слабоуспевающими и их родителями.

Март-май

Знакомство с классным коллективом выпускного 4-го класса.  Посещение уроков администрацией, учителями средней школы, классным руководителем будущего 5-го класса.

Изучение программ начальных классов, ознакомление с особенностями выпускников начальной школы. Изучение уровня работоспособности обучающихся, их познавательной активности. Ознакомление с системой педагогических подходов учителей начальной школы. Знакомство детей с их будущими учителями.

ЗУВР

Разработка и проведение коррекционных мероприятий.

Апрель-май

Психологическое тестирование обучающихся

4-го класса.

Изучение личности выпускника начальной школы.

Психолог, кл. рук-ль

4-го класса.

Составление психологической характеристики классного коллектива.

Май

Педагогический консилиум  по 4-му классу.

Анализ результатов диагностики уровня знаний и умений обучающихся 4-го класса. Определение соответствия уровня подготовленности каждого ученика 4-ого класса требованиям средней школы.

ЗУВР

Составление психолог. и педагог.портре

та кл. коллектива. Проект комплектования 5-го класса.

Май

Родительское собрание 4-го класса с участием учителей средней школы.

Подведение итогов учебного года. Знакомство родителей с будущими учителями их детей, снятие психологического барьера ожидания трудностей при обучении в 5-м классе.

ЗУВР

Определение перспектив дальнейшего обучения детей, согласование с родителями возможного уровня обучения в 5-м классе.

Май

Совещание при директоре.

Подведение итогов работы по преемственности между начальным и основным общим образованием за истекший год. Определение коэффициента полезного действия проделанной работы.  

Директор

Разработка плана работы по преемственности на следующий учебный год с учётом опыта и пожеланий педагогического коллектива.

Литература:

1. Барылкина Л.П. Завуч начальной школы: методические, организационные, психолого-педагогические материалы. – М., 2005

2. Дереклеева Н.И. Справочник завуча. – М., 2006

3. Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – С-П.,2006

4. Справочник завуча по начальной школе / составитель Завьялова Н.А. – Волгоград, 2006

5. Фролова Т.В. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. – М., 1999

6. Шишкина Г. Преемственность в образовательном процессе: способы решения «вечной проблемы»// Сельская школа. – 2008. - №1

Приложение № 1

Материал для изучения школьников

Цель: изучение социальных, психологических, биологических особенностей школьников, их образованности и воспитанности, особенностей интеллекта, воли, эмоций, основных отношений и круга общения личности, характера и успешности деятельности.

Содержание:

  1. Нравственность, общественная и трудовая активность.
  2. Отношение к учению, познавательная активность.
  3. Ведущие интересы и склонности, включая и профессиональные.
  4. Интеллектуальное развитие, темы усвоения материала.
  5. Навыки учебного труда, умение рационально учиться.
  6. Вольные качества.
  7. Эстетическое развитие, культурный кругозор.
  8. Физическое развитие.
  9. Сознательность дисциплины, поведения.
  10. Воспитательное влияние среды
  11. Воспитательное влияние сверстников по месту жительства
  12. По каким предметам надо улучшить успеваемость.
  13. Доминирующие причины недостаточной успеваемости или воспитанности.

Анкета для учащихся

  1. Имеешь ли общественные поручения и хочешь ли их выполнять? Нравится ли тебе участвовать в трудовых делах класса?
  2. Интересно ли тебе учиться? Всегда ли выясняешь непонятное у учителя или одноклассников?
  3. Каким предметом больше всего увлекаешься? По каким вопросам читаешь дополнительную литературу? В каком кружке занимаешься?
  4. Быстро ли воспринимаешь и запоминаешь учебный материал? Стремишься ли запоминать учебный материал, дословно ли выделяешь главные мысли? Удается ли тебе кратко пересказать прочитанный текст?
  5. Успеваешь ли с классом делать записи, зарисовки, чертежи, читать тексты? Сколько времени уходит на выполнение домашних заданий? Всегда ли выполняешь проверку своей работы? Отвечаешь ли на конкретные вопросы учебника? Соблюдаешь ли режим дня?
  6. Стремишься ли выполнять до конца учебные задания, если они у тебя не получаются?
  7. Можешь ли читать художественную литературу, посещать театры, музеи, выставки? Какие телепередачи обычно смотришь? Как часто?
  8. Затрудняет ли учение твое состояние здоровья?
  9. Получаешь ли замечания за нарушение дисциплины от родителей? Считаешь ли их справедливыми?
  10. Чьи требования к твоему поведению и учению считаешь более строгими: учителей или родителей?
  11. Есть ли у тебя товарищи по месту жительства? Что тебе нравится в их поведении? Чем они тебе помогают, и чем ты им помог?
  12. Что больше всего тебе мешает улучшить свою учебу, поведение?

Приложение 2

Анкета для учащихся

«Как вы относитесь к учебе по разным предметам?»

Уровни

Отношение

Предметы

1. Проявляет

познавательный

интерес

1. Иногда на уроке бывает интересно

2. Нравится учитель

3. Нравится получать хорошие отметки

2. Учит по

необходимости

4. Родители заставляют

3. Интересуется

предметом

5. Учу потому, что это интересно

6. Предмет интересен и полезен для будущей жизни

4. Проявляет

повышенный

познавательный

интерес

7. Узнаю много нового

8. Заставляет думать

9. Получаю удовольствие, работая на уроке

Приложение № 3

Составление карты эмоционального состояния учащихся

Всем пятиклассникам предлагается определить свое настроение:

-сейчас

- когда я иду в школу

- когда я сижу на уроке русского языка

- когда я сижу на уроке математике

- когда я сижу на уроке истории

- когда я сижу на уроке технологии

- когда я сижу на уроке рисовании

- когда я сижу на уроке музыке

- когда я сижу на уроке англ. языка

- когда я сижу на уроке информатики

- когда я сижу на уроке литературы

-  когда я иду из школы

- когда вся семья собирается вместе

красное – очень хорошее

розовое – хорошее

зеленое – нормальное

синее – плохое

черное – очень плохое

Приложение 4

Выявление уровня тревожности

Опросник школьной тревожности Кондаша – стандартизированная психологическая методика.

Цель: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, межличностными отношениями и самооценкой.                                                                                                

Текст методики

Пример: Перейти в новую школу                                        

0 1 2 3 4

  1. Отвечать у доски

0 1 2 3 4

  1. Пойти в дом к незнакомым людям                                

0 1 2 3 4

  1. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах

0 1 2 3 4

  1. Разговаривать с директором школы

0 1 2 3 4

  1. Думать о своем будущем                                                

0 1 2 3 4

  1. Учитель смотрит по журналу кого спросить                

0 1 2 3 4

  1. Тебя критикуют, в чем-то упрекают                                

0 1 2 3 4

  1. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь            

0 1 2 3 4

  1. Пишешь контрольную работу                                          

0 1 2 3 4

  1. После контрольной учитель называет отметки              

0 1 2 3 4

  1. На тебя не обращают внимания                                      

0 1 2 3 4

  1. У тебя что-то не получается                                            

0 1 2 3 4

  1. Ждешь родитель с родительского собрания                  

0 1 2 3 4

  1. Тебе грозит неудача, провал                                            

0 1 2 3 4

  1. Слышишь за спиной смех                                                

0 1 2 3 4

  1. Сдаешь экзамены в школе                                                

0 1 2 3 4

  1. На тебя сердятся (непонятно почему)

0 1 2 3 4

  1. Выступать перед большой аудиторией                          

0 1 2 3 4

  1. Предстоит важное, решающее дело                              

0 1 2 3 4

  1. Не понимаешь объяснений учителя                                

0 1 2 3 4

  1. С тобой не согласны, противоречат тебе                      

0 1 2 3 4

  1. Сравниваешь себя с другими                                          

0 1 2 3 4

  1. Проверяют твои способности                                        

0 1 2 3 4

  1. На тебя смотрят как на маленького                                

0 1 2 3 4

  1. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос        

0 1 2 3 4

  1. Замолчали, когда ты подошел (подошла)                    

0 1 2 3 4

  1. Оценивается твоя работа                                                

0 1 2 3 4

  1. Думаешь о своих делах                                                  

0 1 2 3 4

  1. Тебе надо принять для себя решение                            

0 1 2 3 4

  1. Не можешь справиться с домашним заданием

0 1 2 3 4

Методика включает ситуации трех типов:

  1. Ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  2. Ситуации, актуализирующие представление о себе;
  3. Ситуации общения.

Приложение № 5

Анкета для родителей

  1. Хочет ли ученик выполнять общественные поручения? Какие?
  2. Охотно ли занимается домашним трудом?
  3. Охотно ли учится? По каким предметам стремиться улучшить успеваемость? Как относится к успехам и неудачам в учении?
  4. Чем любит заниматься в свободное время? По каким вопросам читает дополнительную литературу?
  5. Умеет ли кратко рассказать о самом главном прочитанной книги, фильма7
  6. Имеет ли строгий режим дня? Готовит ли свое рабочее место к занятиям?
  7. Сколько времени тратит на выполнение домашней работы?
  8. Проявляет ли настойчивость при затруднениях при выполнении домашнего задания? Может ли отказаться от интересного личного дела ради нужной работы в учении или по дому?
  9. Любит ли посещать театры, музеи, выставки?
  10. Умеет ли понять и почувствовать красоту в окружающей природе, одежде, поступках людей?
  11. Как относится к требованиям учителей по улучшению поведения?
  12. Как относится к младшим детям в семье, на улице, любовно ли воспринимает растительный и животный мир?
  13. Насколько самокритичен в оценке своего поведения? Как относится к вашим советам и требованиям по улучшению поведения, качества учебной работы?
  14. Кто из членов вашей семьи оказывает на вашего ребенка наиболее сильное влияние?
  15. Довольны ли вы влиянием, которое оказывают на него его товарищи по дому?
  16. В чем вы видите главное препятствие для дальнейшего улучшения учебы и поведения вашего ребенка?

Приложение № 6

Задания и игры для организации активного взаимодействия

 Игры первого адаптационного периода пятиклассников (2 недели) посвящены знакомству ребят друг с другом или изучению друг друга, если класс не менялся. Они делятся информацией о том, что больше всего ценят в других людях и самих себе, чем нравится заниматься, как чувствуют себя в школе.

Игры: «Броуновское движение», «Конструирование», «Моргалки», «Угадай, что это».

Например, игра «Моргалки». Класс делится на пары: мальчик – девочка. Пары образуют два круга: внутренний и внешний, становятся в затылок друг другу, лицом в центр круга. Тот, кому подмигнул ведущий, должен выбежать в центр круга, а стоящий за ним – успеть удержать его. Тот, кому удалось вбежать в круг, становится ведущим, а ведущий занимает его место.

Через некоторое время пары меняются местами. Игра заканчивается, когда интерес достигает апогея.

     

 Игры второго адаптационного периода для возможности взаимодействия в больших и малых группах, состав которых меняется, и выработки правил, облегчающих действие сообща.

Например, «Портрет настоящего школьника», «Общий рисунок», «Разговор через стекло», «Путаница», «Демонстрация Моды».

Игра « Демонстрация моды». Класс делится на две команды. Каждая команда получает задание (продолжительность – 1 -1,5 час)

Инструкция: вы учились в начальной школе, сейчас перешли в среднее звено школы. Давайте придумаем модели одежды для учеников начальной школы и для учеников среднего звена.

Группы выбирают ту модель, над которой они будут работать. Проходят показ и комментарии. Затем проводится обсуждение, в ходе которого ребята должны ответить на вопросы:

  1. Что общего в созданных моделях?
  2. В чем их отличие?

 На третьем адаптационном периоде можно провести игру «Скульптура класса», так как этот период пятиклассников связан с осознанием появления нового сообщества – класс. Работа организуется таким образом, чтобы каждый пятиклассник внес в обще представление свое индивидуальное видение.

Инструкция: давайте построим живую скульптуру нашего класса. Пусть каждый найдет себе место в этой скульптуре.

ПАСПОРТ

на  адаптационную образовательную программу

I.        Раздел (заполняется автором программы).


а)
 Воложина Алена Владимировна, МБОУ ЦО «Каразей», Иркутская область, Куйтунский район, с. Каразей, улица Мира, д. 110

 (фамилия, имя, отчество автора; учреждение, адрес, телефон)

б) «Организация преемственности между 1 и 2 ступенями школы»

(название программы, образовательная область, предмет, кол-во часов)

в) 4 -5 класс,

 (для каких классов предназначена программа, направленность программы: спецкурс, факультатив, др.)

г) МБОУ ЦО «Каразей», 2012 г.

(с какого времени  и на базе какого ОУ программа используется)

1) Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – С-П.,2006

2)  Шишкина Г. Преемственность в образовательном процессе: способы решения «вечной проблемы»// Сельская школа. – 2008. - №1

 (авторская оценка программы, на базе каких образовательных программ/ пособий  составлена)

II. Раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения).

____________________________________________________________________________________________________________________________________

(оценка программы администрацией ОУ, ее востребованность в ОУ)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

М.П.        Рук-ль ОУ:__________________________________        «_____»___________ 20__г.

  1. Раздел (заполняется методической службой г. Иркутска)

Программа зарегистрирована в МОУ ДПО ЦИМПО ______________, регистрационный  № ______;

Программа рассмотрена и утверждена на заседании ГКМС,

протокол № ________ от _______________

М.П.        Директор МОУ ДПО ЦИМПО _______________ Яловицкая Н.И. «__»________20__ г.

IV.        Раздел (заполняется Главным Экспертным Советом при Министерстве образования Иркутской области)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по преемственности между 1 и 2 ступенями обучения

Как известно, переход из начальной школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, трудный и ответственный этап в его жизни....

Реализация линии преемственности между школой I и II ступени в образовательной системе «Школа 2100».

Данный материал представляет собой выступление на педагогическом совете по вопросу преемственности обучения между школой I и II ступени...

Обеспечение преемственности образования между тремя ступенями:начальной, средней и старшей школой.

Выступление на заседании методического объединения учителей английского языка Зеленоградского округа г.Москвы....

Справка "итоги преемственности между 1 и 2 ступенями общего среднего образования"

Данный файл содержит шаблон правки адаптации учащихся 5 классов....

Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок Enjoy basketball

Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок "Enjoy basketball"...

Выступление на педсовете «Психолого-педагогические аспекты преемственности на разных ступенях обучения»

Проблема преемственности – одна из самых актуальных проблем современного  учебновоспитательного процесса. И хотя вопрос об осуществлении преемственности при поступлении детей в школу и пере...