Практичекая работа по теме "Применение производной"
план-конспект по алгебре на тему

Власова Валентина Егоровна

Практическая работа по математике для студентов второго курса. Тема "Применение производной". Практическая работа содержит краткий теоретический материал, примеры решения задач, практическую часть для самостоятельной работы студентов, контрольные вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota_primenenie_proizvodnoy.docx857.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ   РАБОТА  

Тема  «Применение производной» 

Цель работы:   исследовать функцию на экстремум и рассчитать наиболее экономичный расход топлива  автомобиля КамАЗ при скорости  от 30 до 100 км/ч, научиться решать задачи с использованием производной.

Необходимо знать: определение наибольшего и наименьшего значения функции,  алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значений функции, физический смысл производной.

Необходимо уметь: находить производную, находить значение функции в точке, находить наибольшее и наименьшее значение функций, составлять математическую модель практических задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения функций.

 

Содержание работы.

1.Теоретический материал

    Наибольшее и наименьшее значения функции – самое большое и самое малое значение функции по сравнению со всеми возможными ( в отличие от экстремумов, где сравнение ведется только с близкими точками). При нахождении наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке находят:

1)производную f´(x);

2)критические точки функции, лежащие внутри  отрезка [а;b];

3)значения функции у = f(x) в точках, отобранных на втором шаге (п.2), и в точках а и b;

4)наибольшее  (это будет уmax)   и наименьшее  (это будет уmin)   значения функции.

Пример1.Найти наибольшее и наименьшее значения функции f(x) = х3-3х2+4 на отрезке [1;3].

Решение:

1)функция f(x) непрерывна на данном отрезке [1;3].

находим f´(x) = 3х2 – 6х;

2)f´(x) = 0,  3х2 – 6х = 0,  3х(х-2) = 0, х = 0, х = 2.

критические точки х = 0, х = 2;

3)отрезку [1;3] принадлежит лишь одна из полученных точек, а именно х = 2. Вычисляем значения функции f(x) в точке х = 2 и на концах отрезка х = 1 и  х = 3;

f(2) = 23-3·22+4 = 0

 f(1) = 13-3·12+4 = 2

f(3) = 33-3·32+4 = 4;

4)таким образом наибольшее значение функции равно 4 и оно достигается в на правой границе отрезка в точке х = 3; наименьшее значение функции равно 0 и достигается ею в точке х = 2.

Ответ:    max f(x) = f(3) = 4,       min f(x) = f(3) = 2

                [1;3]                                 [1;3]

Пример 2.Над центром круглого стола радиуса  висит лампа (см. рис.). На какой высоте следует подвесить эту лампу, чтобы на краях стола  получить наибольшую освещенность?

Решение.

Из курса физики известно, что освещенность обратно пропорциональна квадрату расстояния до источника света и пропорциональна синусу угла наклона луча света к освещаемой маленькой площадке. Иными словами,

,

где  – освещенность на краю стола, ,  – расстояние от лампы до стола.

Вместо функции  рассмотрим функцию . При этом вместо  можно взять переменную  и найти критические точки  как функции от :

.

, если

                , т.е. .

Итак, освещенность максимальна, если

Справка: на 100 км пробега расходуется около 31,5 л топлива

Литература.

1.Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа 10-11 кл.: В двух частях.Ч.1:Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Г.Мордкович.-5–е изд.– М.: Мнемозина, 2004. -375с.

2.Алгебра и начала анализа10-11 кл..: В двух частях.Ч.2: Задачник для общеобразоват. учреждений/ А.Г.Мордкович [ и др.].-6–е изд.– М.: Мнемозина, 2005. -315с.

3.Башмаков М.И.Математика: учебник для 10класса: средне (полное) общее образование (базовый уровень) /М.И. Башмаков.-4-е изд. -М. :«Академия»,2011. -304с.

4.Математика 10 класс: учеб. Для учащихся  общеобразоват. учреждений (базовый уровень) /А.Г. Мордкович [ и др.]; под ред. А.Г. Мордковича, И.М. Смирновой. – 4-е изд., перераб.- М.: Мнемозина, 2008.-431с.

2. Практическая часть

Выполните задания (решить задачи)

№1. Рассмотрите  и запишите   экспериментально установленную формулу зависимости расхода топлива от скорости автомобиля:     Q(v) = 3·10-3·v2 - 3·10-1·v + 37,

где  v – скорость автомобиля,  Q– расход топлива. Определить наиболее экономичную скорость автомобиля КАМАЗ.

D:\Канищевой\Новая папгка\azs_pistolet_0.jpg

Запишите вывод ( при какой скорости автомобиля  расход топлива наименьший)

№2 .Населенные пункты А и В расположены по одну сторону от шоссе А1В1 на расстояниях АА1 = а и  ВВ1 = b от шоссе, причем А1В1 = с. В каком пункте  М шоссе следует построить автозаправочную станцию, чтобы суммарная длина  расстояний МА + МВ была наименьшей?

                

№3. Производительность труда автомеханика в течение смены определяется формулой у = -2,53х2 + 24,75х +111,1;   1 ≤ Х ≤ 8,  где х –рабочее время. Вычислить рост производительности труда автомеханика при х=2ч, х=7ч. Определить время наивысшей производительности труда.

D:\Канищевой\Новая папка32\1267291914_refrns.ru-bxp64667h.jpg      D:\Канищевой\рисунки к практ. работам\x_95d05422.jpg

  4. Коэффициент сопротивления  f дороги при различной скорости автомобиля  и различных видах покрытия по-разному зависит от этой скорости v.  Так, на плохом шоссе                          fп =28 – v + v2,   на хорошем шоссе fх =24 – v + v2,   на мягкой грунтовой дороге                fм =36,5 – v + v2.   Определить для каждого из перечисленных случаев скорость, при которой сопротивление движению наименьшее, и соответствующее значение коэффициента.

D:\Канищевой\Новая папгка\201102141452_5-575x405.jpg                 D:\фотки\авто\зил\autowp.ru_zil_-mmz_555_1.jpg

D:\фотки\авто\ауди\Audi - R8 Campo.jpg       D:\фотки\авто\зил\autowp.ru_zil_131_1.jpg

№5.   Найдите:

а) высоту лампы над полом комнаты, если высота стола 0,7 м, диаметр стола 1,6 м;

б) длину провода (измеряемую от потолка комнаты) для такого размещения лампы над столом, если высота комнаты 2,4 м.

 Контрольные вопросы.

1..Сравните ваши результаты со справочным материалом из бухгалтерии и подумайте за счет чего можно экономить топливо.

2. Когда экономичнее расходуется топливо: при езде по городу или по  трассе за городом?

3. В чем состоит механический смысл производной?

4. Автомобиль  движется по закону  x(t) = t3 – 4t2 + 5. Запишите формулы для скорости и ускорения автомобиля в момент времени tо = 4

5. Представьте себе, что вы сидите за рулем автомобиля и хотите узнать скорость машины, идущей впереди вас. Как это проще всего сделать?

Справка: на 100 км пробега расходуется около 31,5 л топлива


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практичекая работа с цветным тестом «Волшебное превращение теста»

Практичекая работа с цветным тестом«Волшебное  превращение теста»...

Практичекая работа по геогафии 6 класс по теме" План местности"

Работа может быть предложена обучающимся как итоговая по теме, для все учеников или отдельной группы. Предусматривает проверку знаний условных знаков плана местности, умение пользоваться масштабом, зн...

Проверочная работа по теме "Производная. Геометрический и физический смысл производной. Исследование функции по графику производной".

Данная  проверочная работа может быть использована как  для проверки знаний после окончания прохождения темы, так и в ходе итогового повторения  при подготовке к ЕГЭ. Работа составлена ...

ПРАКТИЧЕКАЯ РАБОТА №1

Сформулируйте  локальную  задачу  педагогической  науки  на современном  этапе  развития  общества  и  докажите  её  актуальность....

Практичекая работа 8 класс "Работа с текстовым редактором"

Практичекая работа 8 класс "Работа с текстовым редактором"...

"Практичекая работа по теме ПОРОКИ ДРЕВЕСИНЫ." 5 класс.

Методическая разработка урока в 5 классе по теме " Практическая работа по теме "ПОРОКИ ДРЕВЕСИНЫ."...