Урок алгебры в 8 классе "Квадратные уравнения"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Открытый урок по алгебре в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" К уроку представлена презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aa.ru_urok-trening_kvadratnye_uravneniya.docx52.72 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_8_kl.ppt1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Урок тренинг «Квадратные уравнения»                  

Цели урока:

  • Образовательные - систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.
  • развивающая: расширение кругозора учащихся, развитие интереса к предмету, развивать коммуникативные навыки и волевые качества личности через работу в парах.
  • воспитательная: воспитание чувства товарищества, навыков самоконтроля и взаимоконтроля, воли, упорства в достижении цели.  

                                                             Ход урока:

                                     Организационный момент

Добрый день дорогие  друзья, гости! Я рада приветствовать Вас на нашем уроке , и  прошу всех вас улыбнуться друг другу, а ребят прошу, мысленно пожелать успехов и себе и товарищам.  Садитесь.

Сегодняшний  урок  мы проведем  с использованием рейтинговой системы контроля знаний. У вас имеются оценочные листы, в которых вы выставляете баллы, полученные за каждый этап урока. Каждый правильный ответ оценивается в  1 балл .

       Предлагаю начать  урок со следующего задания: каждой группе решить анаграммы  (в словах изменен порядок букв).

  Какие слова зашифрованы? СЛАЙД

  • Таиимдкисрнн (дискриминант)
  • Ниваренуе (уравнение)
  • Фэкоцинетиф (коэффициент)
  • Ерокнь (корень)

- Какая тема объединяет данные слова?   ( Квадратные  уравнения)  СЛАЙД

- Да, сегодня мы с вами повторим тему «Квадратные уравнения», вспомним и обобщим все те знания, которые мы получили на предыдущих уроках.

-  Ребята, скажите что должен уметь делать  каждый из вас на сегодняшнем уроке? (уметь правильно, быстро и рационально решать квадратные уравнения)

СЛАЙД        Великий, немецкий ученый А. Эйнштейн говорил о себе: «Мне приходится делить своё время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только до данного момента, а уравнения будут существовать вечно»

       Квадратные уравнения – тема очень важная в курсе математики, она является первой ступенькой в изучении более сложного материала.

Вам дан ключ к решению квадратных уравнений, и если вы научились им пользоваться, вы сможете решить любое квадратное уравнение. А сегодня вы покажете, насколько готовы пользоваться этим ключом.

  СЛАЙД      На доске уравнение:  9х2+2х+2015=0

- Назовите вид данного  уравнения.  Назовите его коэффициенты.

  О каком событии говорят коэффициенты уравнения?      (Дата проведения урока)

 Итак, откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

1. Разминка   Начинаем  с вопросов теории

Проверка теоретической базы  (За каждый верный ответ 1 балл.)

  1. Дайте определение квадратного уравнения.  / Квадратным уравнением называется уравнение вида ax2+bx+c=0, где x – переменная, a, b, c некоторые числа, причем a≠0./
  2. Вы отметили, что a, b, c – некоторые числа, причем a≠0, а что произойдет, если    b=0 или c=0, вдруг они оба станут равны 0?

      / Если в квадратном уравнении хотя бы один из коэффициентов, b или c равен нулю,  или оба одновременно равны нулю ,то такое уравнение называется неполным квадратным уравнением./

  1. Как называется квадратное уравнение, у которого первый коэффициент 1?  
  2. От чего зависит наличие действительных корней квадратного уравнения?
  3. Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
  4. Как вычислить дискриминант
  5. СЛАЙД                 (2m-5)x2+(4m+8)x+36=0

При каких значениях параметра m данное уравнение:

А)  является приведенным квадратным уравнением     / m=3

   В)  является неполным квадратным уравнением           /m=-2

   С)  не является квадратным уравнением                        /m=2,5

    СЛАЙД

 Одна из групп работает по теоретической базе в форме кроссворда /получится ответ на вопрос: В каком древнем городе ещё около 2000 лет до н.э первыми научились решать квадратные уравнения? Вавилон./

1.Как называется уравнение вида ах2 +вх+с=0?

2.Название выражения  в 2- 4 а с

3.Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D > 0 ?

4.Сколько коней имеет квадратное уравнение если   D=0 ?

5.Чему равен корень уравнения  ах 2 = 0 ?

6.Как называется квадратное уравнение, где коэффициенты в     или  с    равны нулю?

7.Как называется квадратное уравнение, в котором первый коэффициент а =1

к

В

а

д

р

а

т

н

о

е

д

и

с

к

р

и

м

и

н

А

н

т

д

В

а

о

д

И

н

н

о

Л

ь

н

е

п

О

л

н

о

е

п

р

и

в

е

д

е

Н

н

о

е

         СЛАЙД      Исторический момент

Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые  изложены в 1202 г. итальянским математиком Леонардом Фибоначчи. 

          Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду х2+вх+с=0 , было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. Штифелем.             

             Вывод формулы решения квадратного уравнения   в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Лишь в 17 в. благодаря трудам Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид

СЛАЙД          Тест№1 :   Установите связь  между квадратным уравнением и способами его решения

                                                         Уравнение  не имеет решения при  -    ах2+вх+с=0                                    х1=1,    х2=        

ах2+2kх+с=0                                    

ах2+вх=0                                         х1,2

   ах2+с=0                                           х1.,2 =,    при    -

ах2 =0                                         х=0                                    

                                                           х1=0, х2= -

                                                          х1;2=  

СЛАЙД    Тест №1  проверьте правильность выполнения

 СЛАЙД    Тест №2 определение количества корней неполного квадратного уравнения

Один корень

Два различных по модулю корня

Два противоположных корня

Не имеют корней

2=0

2-8х=0

2=1/2

х2 +49=0

2 = -15

2 -4=0

2=15х

  СЛАЙД     Тест №2 проверьте правильность выполнения

   СЛАЙД    Тест №3    определение количества корней полного  квадратного уравнения

         

2-8х+5=0

36х2-12х+1=0

2-3х+4=0

2+6х+9=0

Д=0

Д>0

Д<0

2 корня

1 корень

Нет корней

         

 СЛАЙД  Тест №3 проверьте правильность выполнения

 СЛАЙД  Найди «лишнее»

Каждой группе  из предложенных уравнений выбрать «лишнее», объяснить, почему оно является «лишним» и решить его рациональным способом.

2+5х-8=0                 х2-3х+4=0                 4х2-5х+2=0             3х2-х=0                

 0,3х2-х+7=0               2+5х-8=0              -х2+5х-8=0               х2-81=0                

 х2-25=0                       х2+х-8=0                  3,5х2+х+1=0            х2-10х+25=0                 

(х-2)(х+3)=0                7х+ х2-8=0                х2+2х+8=0              2х2=0                

         СЛАЙД

Ответы

1-я группа уравнений

«лишнее» уравнение  х2-25=0, так как является неполным квадратным уравнением

2-я группа уравнений

«лишнее» уравнение 3х2+5х-8 =0, так как является полным, не приведенным квадратным уравнением

3-я группа уравнений

«лишнее» уравнение х2+2х+8=0 – приведенное квадратное уравнение

4-я группа уравнений

«лишнее» уравнение х2-10х+25=0 – полное квадратное уравнение.

  СЛАЙД

Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 449 году. В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится: "Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи".

  Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII века Бхаскара.

СЛАЙД      На две партии разбившись,

                     Забавлялись обезьяны.

                    Часть восьмая их в квадрате

                    В роще весело резвилась.

                     Криком радостным двенадцать

                     Воздух свежий оглашали.

                    Вместе сколько же ты скажешь

                    Обезьян там было в роще?

(учащийся приводит решение этой задачи на доске)

Учащимся предлагается решить задачу самостоятельно, затем учитель продемонстрирует решение Бхаскары.

СЛАЙД

 +12=х

Х2-64х=-768

Х2-64х+322=-768+1024

(х-32)2=256

Х-32=16    х-32=-16

Х=48          х=16

Ответ: 48 или 16 обезьян.

Сопоставьте свое решение и решение ученого. Сравните способы решения. Какой способ выбрал Бхаскара?

(Ответ – способ выделение квадрата трехчлена)

Физкультминутка:

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

СЛАЙД

                                              Практическая часть

                                                 Первый вариант

Решить квадратное уравнение различными способами:

  1. по свойству коэффициентов
  2. по формуле корней
  3. по формуле корней для четного коэффициента
  4. выделением квадрата двучлена

Уровень  А

Х2-16х+15=0

Уровень В

-9=3х(2-х)

Уровень С

 -3=0

                                                 Второй вариант

Решить квадратное уравнение различными способами:

  1. по свойству коэффициентов
  2. по формуле корней
  3. по формуле корней для четного коэффициента
  4. выделением квадрата двучлена

Уровень  А

Х2-14х-15=0

Уровень В

10х=5(х2-3)

Уровень С

  -1 =0                                                  

За   уравнение уровня В получают еще дополнительно 2 балла , за уровень С – 3 балла.

СЛАЙД       Домашнее задание

  1. Задание – заполните таблицу. Попробуйте сделать вывод.

Уравнение 

x1 

x2 

x1+ x2 

x1· x2 

b 

c 

x2+x-2=0

x2-6x-16=0

x2+4x-32=0

x2-5x-14=0

x2-5x+6=0

2.Создать  учебный проект на тему «Квадратные уравнения»

3.Существует ещё несколько способов решения квадратных уравнений. Рекомендую поискать их в математических книгах и поделиться своими находками на занятиях.

Итог    Рефлексия   ( каждая группа составляет синквейн ) Хочется отметить ,что никто из вас не отнеся к работе равнодушно, и если у кого-то не всё получилось не огорчайтесь :        «Дорогу осилит идущий»

Сюрприз: закладка памятка «Азбука квадратного уравнений»

     Оценочный лист      Фамилия, имя _______________________

Задание

Самооценка

1.

Анаграмма

2.

Теоретическая разминка

3.

Тест  №1

4.

Тест №2

5.

Тест№3  

6

Найди «лишнее»

7

Решение задачи  Бхаскары

8.

Тест (разноуровневые задания)

а)      Решение квадратных уравнений  по свойству коэффициентов

9

б)      Решение квадратных уравнений по формуле

10

в)     Решение  квадратных уравнений по формуле корней для четного коэффициента

11

г)     Решение  квадратных   уравнений способом выделения полного квадрата двучлена

                                                       Итого:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анаграммы Наритимскидн винаренуе фэкоцинетиф Ерокнь

Слайд 2

Дискриминант Уравнение Коэффициент Корень

Слайд 3

Урок тренинг «Квадратные уравнения» Уравнение представляет собой наиболее серьезную и важную вещь в математике. Лодж.О .

Слайд 4

А. Эйнштейн :«Мне приходится делить своё время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только до данного момента, а уравнения будут существовать вечно»

Слайд 5

9 x² + 2 x +201 5 = 0

Слайд 6

(2 m-5 ) x 2 +(4m+8)x+36=0 При каких значениях параметра m данное уравнение: А ) является приведенным квадратным уравнением В) является неполным квадратным уравнением С) не является квадратным уравнением / m =3 / m = -2 / m = 2,5

Слайд 7

В каком древнем городе еще около 2000 лет до н.э. первыми научились решать квадратные уравнения? Как называется уравнение вида ах 2 +вх+с=0? Название выражения в 2 - 4 а с Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D > 0 ? Сколько коней имеет квадратное уравнение если D=0 ? Чему равен корень уравнения ах 2 = 0 ? Как называется квадратное уравнение, где коэффициенты в или с равны нулю? Как называется квадратное уравнение, в котором первый коэффициент а =1

Слайд 8

В каком древнем городе еще около 2000 лет до н.э. первыми научились решать квадратные уравнения? Как называется уравнение вида ах 2 +вх+с=0? Название выражения в 2 - 4 а с Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D > 0 ? Сколько коней имеет квадратное уравнение если D=0 ? Чему равен корень уравнения ах 2 = 0 ? Как называется квадратное уравнение, где коэффициенты в или с равны нулю? Как называется квадратное уравнение, в котором первый коэффициент а =1

Слайд 9

Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые изложены в 1202 году итальянским математиком Леонардом Фибоначчи. Леонард Фибоначчи

Слайд 10

Образовательный портал "Мой университет" - www.moi-universitet.ru edu-reforma.ru Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду х²+вх+с=0 , было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. Штифелем

Слайд 11

СОВРЕМЕННЫЙ ВИД РЕШЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Лишь в 17 в. благодаря трудам Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид 1596-1662 Р.Декарт 1643-1727 И.Ньютон 1540-1603 Ф.Виет

Слайд 12

Тест№1 Установите связь между квадратным уравнением и способами его решения Уравнение не имеет решения при , - -

Слайд 13

Тест №1 Проверьте правильность выполнения Уравнение не имеет решения при , - -

Слайд 14

Тест №2 определение количества корней неполного квадратного уравнения Один корень Два различных по модулю корня Два противоположных корня Не имеют корней 3х² = 0 4х ²– 8х =0 3х² =1/2 х² + 49 = 0 3х² = - 15 2х² – 4 =0 3х² = 15х

Слайд 15

Тест №2 проверьте правильность выполнения Один корень Два различных по модулю корня Два противоположных корня Не имеют корней 3х² = 0  4х ²– 8х =0  3х² =1/2  х² + 49 = 0  3х² = - 15  2х² – 4 =0  3х² = 15х 

Слайд 16

Тест №3 определение количества корней квадратного уравнения 3х² -8х+5= 0 36х²-12х+1 = 0 3х² -3х+4= 0 -х²+6х+9 = 0 Д=0 Д › 0 Д ‹ 0 2 корня 1 корень Нет корней

Слайд 17

Тест №3 Проверьте правильность выполнения 3х² -8х+5= 0 36х²-12х+1 = 0 3х² -3х+4= 0 -х²+6х+9 = 0 Д=0  Д › 0   Д ‹ 0  2 корня   1 корень  Нет корней 

Слайд 18

Какое уравнение «лишнее» (1) 3х 2 +5х-8=0 (2) х 2 -3х+4=0 0,3х 2 -х+7=0 3х 2 +5х-8=0 х 2 -25=0 х 2 +х-8=0 (х-2)(х+3)=0 7х+ х 2 -8=0 (3) 4х 2 -5х+2=0 (4) х 2 -10х+25=0 -х 2 +5х-8=0 2х 2 =0 3,5х 2 +х+1=0 х 2 -81=0 х 2 +2х+8=0 3х 2 -х= 0

Слайд 19

Какое уравнение «лишнее» (1) 3х 2 +5х-8=0 (2) х 2 -3х+4=0 0,3х 2 -х+7=0 3х 2 +5х-8=0 х 2 -25=0 х 2 +х-8=0 (х-2)(х+3)=0 7х+ х 2 -8=0 (3) 4х 2 -5х+2=0 (4) х 2 -10х+25=0 -х 2 +5х-8=0 2х 2 =0 3,5х 2 +х+1=0 х 2 -81=0 х 2 +2х+8=0 3х 2 -х= 0 ,

Слайд 20

Квадратные уравнения в Индии Бхаскара Агарья (1114-1185) В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII века Бхаскара.

Слайд 21

Задача Бхаскара На две партии разбившись, Забавлялись обезьяны. Часть восьмая их в квадрате В роще весело резвилась. Криком радостным двенадцать Воздух свежий оглашали. Вместе сколько же ты скажешь Обезьян там было в роще?

Слайд 22

Решение: Сопоставьте своё решение и решение ученого. Сравните способы решения. Ответ: 48 или 16 обезьян

Слайд 23

Тест (разноуровневые задания) Решить квадратное уравнение различными способами: а) по свойству коэффициентов; б)по формуле корней; в)по формуле корней для четного коэффициента; г)выделением квадрата двучлена За уравнение уровня «В» получают еще дополнительно 2 балла , за уровень «С» – 3 балла. Первый вариант Уровень А Х 2 -16х+15=0 Уровень В -9=3х(2-х) Уровень С -3=0 Второй вариант Уровень А Х 2 -14х-15=0 Уровень В 10х=5(х 2 -3) Уровень С -1 =0

Слайд 24

Уравнение x 1 x 2 x 1 + x 2 x 1 · x 2 b c x 2 +x-2=0 x 2 -6x-16=0 x 2 +4x-32=0 x 2 -5x-14=0 x 2 -5x+6=0 Домашнее задание 1.Заполнить таблицу. Сделать вывод 2.Существуют ещё несколько способов решения квадратных уравнений. Рекомендую поискать их в математических книгах и поделиться своими находками на занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок алгебры "Однородные тригонометрические уравнения. Тригонометические уравнения, приводимые к квадратным"

Подробная разработка урока (2 ч.) с целями, задачами для каждого этапа урока. Предусмотрен этап проверки понимания обучаемыми нового материала, а также этап всесторонней проверки знаний....

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе "Различные способы решения систем линейных уравнений" способы решения систем уравнений

Урок алгебры в 7 классе направлен на обобщение и систематизацию различных способов решения систем уравнений: метода сравнения, сложения, подстановки, графического метода, метода Крамера, выбора рацион...

Технологическая карта урока алгебры "Определение квадратного уравнения"

Учебный предмет: математика (модуль «Алгебра»).Класс: 8 класс.Автор УМК (программы учебного курса): Ю.Н. Макарычев и др., под  ред. С.А. Теляковского «Алгебра. 8 класс&raq...

Презентация к уроку алгебры "Решение квадратных уравнений"

Презентация к уроку алгебры "Решение квадратных уравнений"...

Урок алгебры по теме «Уравнения, приводимые к квадратным» с применением уровневой дифференциации с элементами развивающего обучения.

Урок алгебры  по теме «Уравнения, приводимые к квадратным» с применением уровневой дифференциации с элементами развивающего обучения...