Рабочая программа: Алгебра плюс: рациональные и иррациональные алгебраические задачи (ЭК)
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему

Михайлова Любовь Михайловна

 

Главная задача элементарной ( школьной) алгебры состоит в решении алгебраических задач. Советский педагог-математик И.И.Александров считал: «Искусство решать алгебраические задачи слагается, главным образом, из умения читать условие задачи, из находчивости в проведении вспомогательного преобразования и, наконец, равным образом, из знания и умения применять методы».

В предлагаемом курсе рассматриваются все типы задач элементарной алгебры, входящие в школьную программу  на повышенном  и высоком уровне сложности, методы решения алгебраических задач: уравнений, неравенств, систем, задач с параметрами. При этом основной акцент делается на логике решения задач - на методах равносильных преобразований, на привлечении графических, координатных и прочих наглядных приемов, последовательно разбираются ключевые приемы решения задач всех типов на классах рациональных и иррациональных алгебраических функций.

 Предлагаемый курс позволяет упорядочить и систематизировать изученный на уроках математики  материал, рассмотреть его под более общим ракурсом, с точки зрения высшей математики, что позволит повысить общую математическую культуру учащихся.

Основная задача курса - научиться самостоятельно решать алгебраические задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ek_34_algebra_plyus_10_kl.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

на заседании МО

Руководитель МО

 _________/

Протокол №___ от « ___» _____________20   г

«Cогласовано»

Заместитель  директора  поУВР  

  МБОУ «СОШ№81»

________/  

«____»    ______________  20    г

«Утверждаю»

Директор  МБОУ « СОШ№81»

_______  /

 «___»  _______            20    г

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «  Средняя общеобразовательная школа №81

имени Героя Советского Союза генерала Д.М. Карбышева»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НАИМЕНОВАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:  Алгебра плюс: рациональные и иррациональные алгебраические задачи       

Класс  10

Уровень общего образования             среднее общее образование

Учитель            Михайлова Любовь Михайловна

Срок реализации программы, учебный год    2014-2015

Количество часов по учебному плану всего:

34 часа в год, в неделю 1 час

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено на основе

Примерная программа  основного общего образования  по математике (базовый уровень)   (Сборник нормативных документов, сост.Э.Днепров, М.: «Дрофа», 2008г)

Учебник   Земляков А.Н. Алгебра плюс: рациональные и иррациональные алгебраические задачи.Элективный курс:учебное пособие. М.:Бином. Лаборатория знаний.2007г

г.Ульяновск

2014год

Аннотация

Главная задача элементарной ( школьной) алгебры состоит в решении алгебраических задач. Советский педагог-математик И.И.Александров считал: «Искусство решать алгебраические задачи слагается, главным образом, из умения читать условие задачи, из находчивости в проведении вспомогательного преобразования и, наконец, равным образом, из знания и умения применять методы».

В предлагаемом курсе рассматриваются все типы задач элементарной алгебры, входящие в школьную программу  на повышенном  и высоком уровне сложности, методы решения алгебраических задач: уравнений, неравенств, систем, задач с параметрами. При этом основной акцент делается на логике решения задач - на методах равносильных преобразований, на привлечении графических, координатных и прочих наглядных приемов, последовательно разбираются ключевые приемы решения задач всех типов на классах рациональных и иррациональных алгебраических функций.

 Предлагаемый курс позволяет упорядочить и систематизировать изученный на уроках математики  материал, рассмотреть его под более общим ракурсом, с точки зрения высшей математики, что позволит повысить общую математическую культуру учащихся.

Основная задача курса - научиться самостоятельно решать алгебраические задачи.

Пояснительная записка

Содержание элективного курса «Алгебра плюс: рациональные и иррациональные алгебраические задачи» разработано в соответствии  с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана, а также примерной программы по математике на базовом и профильном уровнях. (Сборник нормативных документов. Математика\сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-2-е изд. стереотип.- М: Дрофа, 2008)

В основу программы элективного курса «Алгебра плюс: рациональные и иррациональные алгебраические задачи» положена программа элективного курса «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики», который разработан кандидатом педагогических наук, ведущим специалистом лаборатории дифференциации образования ЦЭПД РАО А.Н. Земляковым.

Программа элективного курса «Алгебра плюс: рациональные и иррациональные алгебраические задачи» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и включает два модуля программы А.Н Землякова «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики»: «Рациональные алгебраические уравнения и неравенства» и «Иррациональные алгебраические задачи» (тема 3 и тема 5 с привлечением материала тем 1,2 по мере необходимости).

Тематика главы 3 содержит методы решения алгебраических уравнений и неравенств: метод разложения (вынесением линейного множителя  и методом неопределенных коэффициентов), метод замены и др.

Тематика главы 5 посвящена схемам эквивалентных переходов в иррациональных задачах, позволяющих освобождаться от входящих в задачи радикалов (или модулей).

Преподавание ведется по учебному пособию  Алгебра +: рациональные и иррациональные алгебраические задачи. Земляков А.Н.

Элективный курс: учебное пособие.М.: Бином. Лаборатория  знаний.2007г.

    Данное учебное пособие является победителем конкурса по созданию учебной литературы нового поколения для средней школы, проводимого Министерством образования РФ и НФПК.

Содержание обучения:

Рациональные алгебраические уравнения и неравенства-12ч.

1.Рациональные алгебраические уравнения

2. Рациональные алгебраические неравенства

3. Тематический зачет

Иррациональные алгебраические задачи-16ч.

1.Уравнения с радикалами

2.Неравенства с радикалами

3. Тематический зачет

Уравнения и неравенства с модулями-5

1.Уравнения с модулями

2. Неравенства с модулями

3. Комбинированные задачи с модулями

4.Решение задач

Итоговый тест-1

Всего-34ч.

Требования к математической подготовке учащихся

 Рациональные алгебраические уравнения и неравенства

1.Рациональные алгебраические уравнения .

Основная цель – систематизировать и обобщить знания учащихся о методах решения уравнений.

Учащиеся должны знать: определение равносильных уравнений, какие преобразования уравнений являются равносильными, общие методы решения уравнений, какие уравнения являются симметрическими и кососимметрическими.

Учащиеся должны уметь: выполнять равносильные преобразования при решении уравнений, решать уравнения методом введения новой переменной, методом разложения на множители, заменой уравнения  h(f(x))=h(g(x) )уравнением f(x)=g(x), решать симметрические и кососимметрические уравнения.

2. Рациональные алгебраические неравенства

Основная цель – систематизировать и обобщить знания учащихся о методах решения неравенств.

Учащиеся должны знать: определение равносильных неравенств, какие преобразования неравенств являются равносильными, методы решения неравенств.

Учащиеся должны уметь: выполнять равносильные преобразования при решении неравенств, решать неравенства методом интервалов, методом замены, сведением к системе неравенств, методом областей.

            Иррациональные алгебраические задачи

1.Уравнения с радикалами

Основная цель – систематизировать и обобщить знания учащихся о методах решения уравнений с радикалами  

Учащиеся должны знать: какие уравнения называются иррациональными, основной метод решения иррациональных уравнений, метод замены переменной, метод эквивалентных преобразований,  метод сведения уравнений к системам, метод  использования монотонности и однородности.

Учащиеся должны уметь: решать иррациональные уравнения с помощью различных методов, а также с помощью неэквивалентных преобразований с последующей проверкой.

2.Неравенства с радикалами

Основная цель – систематизировать и обобщить знания учащихся о методах решения неравенств с радикалами  

Учащиеся должны знать:  какие неравенства называются иррациональными, основной метод решения иррациональных неравенств , стандартные схемы эквивалентных преобразований неравенств с квадратными радикалами, другие методы решения  иррациональных неравенств.

Учащиеся должны уметь: выполнять эквивалентные преобразования при решении иррациональных неравенств, решать неравенства методом интервалов, методом замены и сведением к системе неравенств, использовать монотонность, иметь представление о решении смешанных систем.

 3.Уравнения и неравенства с модулями

Основная цель – систематизировать и обобщить знания учащихся о методах решения уравнений  и неравенств с модулями

Учащиеся должны знать:  определение модуля, геометрическую интерпретацию модуля, основной способ решения уравнений и неравенств с модулем, суть «метода интервалов для решения задач с модулями»

Учащиеся должны уметь: решать уравнения и неравенства  основным способом, методом интервалов для решения задач с модулями, сведением к системам неравенств, графическим методом.

Тематическое планирование

№ урока

Содержание

Кол-во ча

сов

Требования

стандарта

Фор

ма проведения заня

тий

Организа

ция самост. деят.

Нагляд

ность

Образо

ват.

продукт

Фор

мы конт

ро

ля

Литера

тура

Примечание

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

Тема 3. Рациональные алгебраические уравнения и неравенства

Рациональ

ные алгебраичес

кие уравнения

4

Основная цель – систематизировать и обобщить знания учащихся о методах решения уравнений.

1

 2

Методы решения рациональных алгебраических уравнений

2

 определение равносильных уравнений, какие преобразования уравнений являются равносильными, общие методы решения уравнений,.

выполнять равносильные преобразования при решении уравнений, решать уравнения методом введения новой переменной, методом разложения на множители, заменой уравнения  h(f(x))=h(g(x) )уравнением f(x)=g(x),

Семи

нар

прак

тикум

Собеседова

ние Исследова

ние ситуаций

Практ.р-та

Р-та в парах

Учеб

ник

 Блок-схема методов

с/к

вз/к

[1] [3] [4]

3

4

Симметричес

кие уравнения

Кососимметрические уравнения

1

1

какие уравнения являются симметрически

ми и кососимметрическими

 решать симметрические и кососимметрические уравнения.

Лек

ция

Практикум

Практ.р-та

Дидакт.мат

Конспект

лекции

с/к

вн/к

[1] [3]

3.2. Рациональ

ные алгебраичес

кие неравенства

8

Основная цель – систематизировать и обобщить знания учащихся о методах решения неравенств.

5

Неравенства с переменной и числовые неравенства. Простейшие рациональные неравенства

1

определение равносильных неравенств, какие преобразования неравенств являются равносильными,

выполнять равносильные преобразования при решении неравенств

Семи

нар

Собеседо

вание

Практ.р-та

Учеб

ник

таблица

Конспект

Сообще

ния

с/к

вн/к

[1] [3]

6

Методы решения рациональных алгебраических неравенств

1

методы решения неравенств.

выполнять равносильные преобразования при решении неравенств

Семи

нар

Собеседо

вание Исследова

ние ситуаций

Р-та в парах

Учеб

ник

таблица

Таблица методов

с/к

вз/к

[1] [3]

7

Сведение к системам неравенств

1

методы решения неравенств.

решать неравенства сведением к системе неравенств

практикум

Практ.р-та Диф.задания

Дидакт.мат

Тесты ЕГЭ

Схема решения

с/к

вн/к

[1] [5] [6]

8

Метод интервалов

1

методы решения неравенств.

решать неравенства методом интервалов,

практикум

Диф.задания Практ.р-та

Дидакт.мат

Тесты ЕГЭ

Алгоритм

с/к

вн/к

[1] [5] [6]

9

Метод замены

1

методы решения неравенств.

решать неравенства методом замены,

практикум

Практ.р-та Диф.задания

Дидакт.мат

Тесты ЕГЭ

Схема решения

с/к

вн/к

[1] [5] [6]

10

Неравенства с двумя переменными

методы решения неравенств.

решать неравенства с двумя переменными

семинар

Собеседова

ние

Практ.р-та

Учебник

таблица

тезисы

с/к

вн/к

[1]

11

Метод областей

1

методы решения неравенств.

решать неравенства методом областей.

практикум

Практ.р-та с Диф.задания

Дидакт.мат

Тесты ЕГЭ

Схема решения

с/к

вн/к

[1] [4] [5] [6]

12

Зачетное занятие

1

методы решения неравенств.

решать неравенства

различными методами

Контрольная работа

Карточки с заданиями

Тема 5. Иррациональные алгебраические задачи

5.1. Уравнения с радикалами

8

Основная цель – систематизировать и обобщить знания учащихся о методах решения уравнений с радикалами

13

Иррациональ

ные алгебраические выражения

1

какие уравнения называются иррациональны

ми, основной метод решения иррациональных уравнений, метод замены переменной.

решать иррациональные уравнения с помощью различных методов, а также с помощью неэквивалентных преобразований с последующей проверкой.

семинар

Собеседова

ние Исследова

ние ситуаций

 Р-та в парах

Учеб

ник

таблица

Конспект

Сообще

ния

с/к

вз/к

[1] [3]

14

Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной

1

основной метод решения иррациональных уравнений, метод замены переменной

решать уравнения с помощью основного метода решения иррациональных уравнений, метода замены переменной

Практи

кум

Практ.р-та Диф.задания

Дидакт.мат Тесты ЕГЭ

Схема решения

с/к

вн/к

[1] [5] [6]

15

16

Неэквивалент

ные преобразова

ния с проверкой.

Метод эквивалентных преобразова

ний.

1

1

основной метод решения иррациональных уравнений, метод эквивалентных преобразований,  

решать иррациональные уравнения с помощью основного метода решения иррациональных уравнений, метода эквивалентных преобразований

семинар практикум

Дидакт.мат Собеседова

ние

Практ.р-та

Дидакт.мат Тесты ЕГЭ

Схема решения

с/к

вн/к

[1] [4] [5] [6]

17

18

Сведение уравнений к системам.

Освобождение от кубических радикалов

1

1

основной метод решения иррациональных уравнений, метод сведения уравнений к системам

решать иррациональные уравнения с помощью основного метода решения иррациональных уравнений, метода сведения уравнений к системам

семинар практикум

Собеседова

ние

Практ.р-та  Диф.задания

Дидакт.мат

Тесты ЕГЭ

Схема решения

с/к

вн/к

[1] [4] [6]

19

20

Использование однородности.

Использование монотонности.

1

1

метод  использования монотонности и однородности.

решать иррациональные уравнения с помощью метода  использования монотонности и однородности

семинар практикум

Собеседова

ние

Практ.р-та  Диф.задания

Дидакт.мат

Тесты ЕГЭ

Схема решения

с/к

вн/к

[1] [4] [6]

5.2. Неравенства с радикалами

8

Основная цель – систематизировать и обобщить знания учащихся о методах решения неравенств с радикалами

21

Эквивалентн

ые преобразова

ния неравенств

1

какие неравенства называются иррациональны

ми, основной метод решения иррациональных неравенств , стандартные схемы эквивалентных преобразований неравенств с квадратными радикалами,

выполнять эквивалентные преобразования при решении иррациональных неравенств с квадратными радикалами,

семинар

Собеседова

ние

Практ.р-та

Учебник

таблица

тезисы

с/к

вн/к

[1] [2] [3]

22

Дробно-иррациональные неравенства

1

основной метод решения иррациональных неравенств ,

решать неравенства основным методом

семинар

Собеседова

ние

Практ.р-та

Учебник

таблица

Конспект

сообщения

с/к

вн/к

[1]

23

Метод интервалов при решении иррациональных неравенств

1

основной метод решения иррациональных неравенств, метод интервалов,

решать неравенства методом интервалов, основным методом решения иррациональных неравенств,

практикум

Практ.р-та Диф.задания

Дидакт.мат

Тесты ЕГЭ

Алгоритм

с/к

вн/к

[1] [4] [6]

24

Метод замены при решении иррациональных неравенств

1

основной метод решения иррациональных неравенств , метод замены и сведение к системе неравенств

решать неравенства, методом замены и сведением к системе неравенств

практикум

Практ.р-та Диф.задания

Дидакт.мат

Тесты ЕГЭ

Схема решения

с/к

вн/к

[1] [5] [6]

25

Использование монотонности

1

основной метод решения иррациональных неравенств , использование

монотонности

решать неравенства  с использовании

ем монотонности,

практикум

Практ.р-та Диф.задания

Дидакт.мат

Тесты ЕГЭ

Схема решения

с/к

вн/к

[1] [6]

26,

27

Смешанные системы с двумя переменными

2

основной метод решения иррациональных неравенств

иметь представление о решении смешанных систем.

семинар практикум

Собеседование Исследование ситуаций

Практ.р-та  Диф.задания

Дидакт.мат

Тесты ЕГЭ

Схема решения

с/к

вн/к

[1] [6]

28

Зачетное занятие

1

методы решения иррациональных уравнений и неравенств.

решать иррациональные уравнения и неравенства

различными методами

Контрольная работа

Карточки с заданиями

5.3. Уравнения и неравенства с модулями

5

Основная цель – систематизировать и обобщить знания учащихся о методах решения уравнений  и неравенств с модулями

29

Уравнения с модулями

1

определение модуля, геометрическую интерпретацию модуля, основной способ решения уравнений  с модулем, суть «метода интервалов для решения задач с модулями

решать уравнения  основным способом, методом интервалов для решения задач с модулями, сведением к системам неравенств, графическим методом.

семинар

Собеседова

ние

Практ.р-та

Учеб

ник

таблица

Таблица методов

с/к

вн/к

[1] [3] [6]

30

Неравенства с модулями

1

определение модуля, геометрическую интерпретацию модуля, основной способ решения  неравенств с модулем, суть «метода интервалов для решения задач с модулями

решать уравнения   основным способом, методом интервалов для решения задач с модулями, сведением к системам неравенств, графическим методом.

семинар

Собеседова

ние

Практ.р-та

Учеб

ник

таблица

Схема решения

с/к

вн/к

[1] [3] [6]

31

Комбинированные задачи с модулями

1

определение модуля, геометрическую интерпретацию модуля, основной способ решения уравнений и неравенств с модулем, суть «метода интервалов для решения задач с модулями

решать уравнения и неравенства  основным способом, методом интервалов для решения задач с модулями, сведением к системам неравенств, графическим методом.

семинар

Собеседование

Практ.р-та

Дидакт.мат Тесты ЕГЭ

Схема решения

с/к

вн/к

[1] [3] [6]

32-33

Решение задач

2

практикум

Практ.р-та Диф.задания

Дидакт.мат Тесты ЕГЭ

с/к

вн/к

[1[1] [3] [6]]

34

Итоговый тест

1

Методы решения алгебраических задач

Применять методы решения алгебраических задач в конкретной ситуации

Контрольное тестирование

Варианты тестов

Всего

34

Используемая литература.

1.Земляков А.Н. Алгебра +: рациональные и иррациональные алгебраические задачи.

Элективный курс: учебное пособие.

М.: Бином. Лаборатория знаний.2007г.

2.А.Г.Мордкович, П.В.Семенов. Алгебра и начала анализа.10 класс. В 2 ч. Учебник и задачник для общеобразовательных учреждений (профильный  уровень).М.:Мнемозина,2009-2013.

3.Земляков А.Н. Алгебра +: рациональные и иррациональные алгебраические задачи.

Элективный курс:методическое пособие..

М.: Бином. Лаборатория знаний.2007г.

4.Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа.

Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.

М.:Просвещение.2004г.

5.Сборники контрольно-измерительных материалов для подготовки к ЕГЭ

2010-2013гг.

Принятые обозначения

1.Самоконтроль  -   с\к

2.Внешний контроль  -  вн\к

     

              Согласовано                                                                                                                         Утверждаю

Зам. директора по УВР                                                                                                 Директор МБОУ СОШ №81

__________  (Л.В.Оброкова)                                                                                                             __________ (В.Т.Митина)          

Элективный курс по математике

«Алгебра плюс: рациональные и

иррациональные алгебраические

задачи»

 10 класс

2013-2014 уч. год

Учитель математики

Михайлова Л.М.

 Рассмотрено и одобрено

на заседании МО

 учителей математики

 Пр. №1 от 28.08.13

Рук. МО         (Л.М.Михайлова)

2013-2014 уч. год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа алгебра 7, Макарычев, 4 недельных часа

Планирование составлено по учебнику Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, под редакцией СА Теляковского. 4 часа в неделю - всего 136 часов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АЛГЕБРА 7 КЛАСС

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов:Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т...

Рабочая программа алгебра и начала анализа 10-11 класс, КТП по алгебре для 10 класса к учебнику А.Г. Мордковича

Рабочая программа составлена согласно БУП-2004 и разработана на основе примерной программы по математике, авторской программы Е.А. Семенко согласно методическим рекомендациям Министерства образования ...

Рабочая программа элективного курса Алгебра+ рациональные и иррациональные алгебраические задачи

Данная программа элективного курса для 10 класса предназначена для совершенствования знаний по алгебре...

Рабочая программа элективного курса Алгебра+ рациональные и иррациональные алгебраические задачи

Данная рабочая программа разработана для 11 класса и содержит материал для подготовке к ЕГЭ...

Элективный курс "Рациональные и иррациональные алгебраические задачи"

Предлагаемый элективный курс предназначен для обучения учащихся  11 класса средней школы. Рабочая программа  элективного курса составлена на основе авторской программы: А.Н. Земляков. Алгебр...