открытый урок "Сравнение десятичных дробей"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Александрова Любовь Юрьевна

открытый урок в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnenie_deyatichnyh_drobey_otkrytyy_urok.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сравнение десятичных дробей

Цели: 1) сформировать способность к сравнению десятичных дробей на основе алгоритма сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

2) развивать логическое мышление, сообразительность… расширить кругозор учащихся.

3) воспитывать интерес к предмету, активность, умение общаться

Оборудование: интерактивная доска,  презентация, учебники, карточки.

Методы, приёмы и средства:

  • По источникам знаний: словесные, наглядные и практические.
  • По степени взаимодействия учителя и учащихся: объяснение, беседа, самостоятельная работа.
  • В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала.
  • По характеру познавательной деятельности: объяснительно иллюстративный, проблемный, репродуктивный, аналитический, сравнительный, обобщающий.

Формы работы:

  • Индивидуальная, фронтальная, коллективная.
  • Работа по карточкам.
  • Взаимопроверка.
  • Метапредметные связи математики с медициной.

Содержание урока.

  1. Организационный этап.
  2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний (использование задачи, устный счёт)
  3. Этап усвоения новых знаний.
  4. Этап закрепления нового материала.
  5. Рефлексия.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Здравствуйте!

Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на хорошую плодотворную работу.

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач.

Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будут труден.

Достижения крупные людям

Никогда не давались легко.

II. Устная работа

– Ребята, давайте решим 3 задачи с дробями и вспомним, как сравниваются обыкновенные дроби.

Задачи на слайдах презентации.

№1.    Петя нашёл 20 боровиков.  Три из них оказались червивыми,   и он их выбросил.   
Какую часть  найденных грибов  Петя оставил?

№2.   Из 7 котят 2 котёнка – рыжие. Какую часть всех котят составляют рыжие?

№3.   Юра разделил мандарин на одинаковые дольки и съел долек. Осталось 2 дольки. 
Какая часть мандарина осталась?

– А теперь сравните, пожалуйста, обыкновенные дроби:

1 и http://festival.1september.ru/articles/634032/img2.gif ;       http://festival.1september.ru/articles/634032/img4.gif  и  http://festival.1september.ru/articles/634032/img6.gif ;     http://festival.1september.ru/articles/634032/img8.gif и http://festival.1september.ru/articles/634032/img10.gif ;      http://festival.1september.ru/articles/634032/img12.gif и http://festival.1september.ru/articles/634032/img14.gif ;     http://festival.1september.ru/articles/634032/img16.gif и http://festival.1september.ru/articles/634032/img18.gif ;      http://festival.1september.ru/articles/634032/img20.gif и 1

– Ребята, какие дроби называются десятичными?

III. Новая тема

– Кто знает, какая температура бывает у здорового человека?
– Правильно,  36,6 
оС. 
– А в каких случаях у человека повышается температура тела?
– Какие профилактические действия против гриппа вы знаете?
– У вас на партах лежат карточки с таблицей, в которой указана температура здорового человека, и больного человека. Пожалуйста, отметьте галочкой, где человек болен, а где здоров.

Слайд с таблицей.

Дата

Температура тела

болен

здоров

1 марта

38,3

2 марта

38

3 марта

37,8

4 марта

37,5

5 марта

37,3

6 марта

37

7 марта

36,6

– Ребята, поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения задания у соседа по парте. Поставьте «+» за правильный ответ и « – »   за неправильный. 
Кто покажет у доски, как  оценить состояние больного.

– Ребята, а как вы определили, здоров или болен человек? Вы сравнивали температуру человека с температурой здорового человека.

Поднимите руки, пожалуйста, те, кто не ошибся в задании.

Ну, а те из вас, кто немного ошибся, я надеюсь, научатся сегодня сравнивать десятичные дроби.

– Итак, ребята, вы сможете сформулировать тему урока.

Запишите в тетрадях  тему «Сравнение десятичных дробей».

-  Какова цель урока?

– Посмотрите на слайд и прочитайте десятичные дроби. Кто желает?

7,5         7,34        7,278       7,4

– Что вы можете сказать об этих дробях?
– Попробуем расположить эти дроби в порядке возрастания.

Каждый в своей тетради, а я проверю.
– Кто  покажет у доски, как он расположил дроби.
– Так как же сравниваются десятичные дроби?

1. Если в конце десятичной дроби приписать нуль или несколько нулей, то получится дробь, равная данной.

Пример: 7,5 = 7,50 = 7,500 = 7,500 = …
И наоборот, можно отбросить в конце дроби нуль или несколько нулей, но только,
если они самые последние.
Пример:  0,900 = 0,90 = 0,9

2. У десятичных дробей сначала сравнивают целые части.

Пример:   23,98 <  24,15

3. Если целые части двух десятичных дробей равны, то надо сначала уравнять у них число десятичных знаков, приписав к одной из них нули, а потом, отбросив запятую, сравнить получившиеся  числа.

Пример: 

7,278   и    7,4
7,278   и    7,400
7,278   <   7,400 

IV. Решение задач по новой теме

– Решим из учебника №

V. Работа в парах.

. Расшифруйте имя и фамилию великого математика, расположив числа:

1) в порядке возрастания:  

3,02   О        2,23   И              3,2     Н            2,3    М                    2,03   С

2) в порядке убывания:     

7,07     И       7,77     С            7,077 В           7,707 Т                      7 Н           7,7       Е

Ответ: Симон Стевин.

 Историческая справка: Фламандский ученый Симон Стевин стал известен прежде всего своей книгой «Десятая», изданной на фламандском и французском языках в 1585 г. Именно после неё в Европе началось широкое использование десятичных дробей. С. Стевин для отделения  целой части от дробной ставил нуль в кружочке.  Трактат Стевина содержал практическое описание арифметики десятичных дробей, а также пылкую и хорошо аргументированную пропаганду полезности их применения, в частности, в системах мер и монетном деле.

VI. Тест. (Самостоятельная работа)

 Вариант 1

1. Выберите правильную запись сравнения дробей 5,894 и 6,1:

к) 5,894 > 6,1;                      е) 5,894 = 6,1;

л) 5,894 < 6,1;                      г) свой ответ.

2.  Выберите правильную запись сравнения дробей 0,529 и 0,57:

о) 0,529 < 0,57;                    в) 0,529 = 0,57;

и) 0,529 > 0,57;                    д) свой ответ.

3.     Замените значок «*» цифрой так, чтобы полученная запись была верной

5,688 < 5,6*1:

а) 8;     г) 9;    н) 0;     р) 8; 9.

Вариант 2

1.             Выберите правильную запись сравнения дробей 56,913 и 59,1:

а) 56,913> 59,1;                      в) 56,913= 59,1;

л) 56,913 < 59,1;                     с) свой ответ.

2.     Выберите правильную запись сравнения дробей 0,634 и 0,67:

о) 0,634 < 0,67;                    а) 0,634 = 0,67;

р) 0,634 > 0,67;                    д) свой ответ.

3.    Замените значок «*» цифрой так, чтобы полученная запись была верной

0,7*5 < 0,725:

а) 1;     т) 0;    г) 0; 1;     д) 2.

Проверка:     – Кто ни разу не ошибся, поднимите руку. Молодцы!

V. Домашнее задание: 

 VI. Подведение итогов урока

– Как сравниваются десятичные дроби?  (Учащиеся отвечают)

Оценки за урок.

Ответьте на вопросы на обратной стороне карточек.

1) Чему вы научились на уроке?
2) Трудно ли сравнивать десятичные дроби?
3)Понравился ли вам урок?

Сдайте карточки.
Спасибо за урок. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение десятичной дроби на десятичную дробь

"История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество" - говорил Н.М.Карамзин. Изучать математику также интересно, если в этом помогает наша история....

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Открытый урок по математике "Путешествие в страну "Дроби". Действия с десятичными дробями".

Образовательные: обобщение и систематизация знаний и умений о десятичных дробях; закрепление и усовершенствование навыков действий с десятичными дробямиКоррекционно-развивающие: развитие интереса к пр...

Открытый урок "Десятичные дроби" математика 5 класс

Открытый урок "Десятичные дроби" математика 5 класс...