Открытый урок "Десятичные дроби" математика 5 класс
план-конспект урока (5 класс) по теме

Троцкая Нина Александровна

Открытый урок "Десятичные дроби" математика 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_5_b_kl.docx38.92 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике в 5 «б» классе по теме:                                   «Десятичные дроби»

Цель урока: 1.Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Десятичные дроби»

Задачи урока:

 Образовательная: Повторить умение выполнять действия с десятичными дробями устно и письменно; закрепить и повторить умение решать уравнения и задачи с применением десятичных дробей.                       

Развивающая: Создать условия для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: внимания, воображения, памяти, умения анализировать, обобщать, выделять главное.

Воспитательная:

 Воспитать чувство дружественной атмосферы в классе и чувство сопереживания друг к другу. Воспитывать самостоятельность мышления, уважение к мнению других, умение работать в паре, формировать культуру устной и письменной речи, умение слушать и слышать.

  Метапредметные

 Регулятивные:  Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного   обсуждения;

Составлять  план решения задачи совместно с учителем. Определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев оценки знаний. 

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний(предполагать какая информация нужна для    решения учебной задачи);

 Находить и формулировать решение задач с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем);

 Делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной и письменной речи.(формулировать правила выполнения действий с десятичными дробями, оформлять решение задач письменно);

 Умение работать в коллективе.

 Личностные: Развивать готовность и способность учащихся к саморазвитию.

                               Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний обучающихся.

 Организационные формы обучения:

             

 Индивидуальная, парная, коллективная, групповая.    

                           

   Дидактические средства              

1.карточки;

2.мультимедийная установка;

    3.презентация.

  Методы обучения

 1.словесные;

 2.наглядные;

     3.практические;

     4.проблемно-поисковые;

     5.продуктивные;

 6.объяснительно-иллюстрированные.

 Структура урока.

1.Мотивационная беседа с последующей постановкой цели учащимися.

2.Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведется повторение основных фактов, ведущих идей и основных теорий на основе систематизации знаний.

3.Применение системы знаний и умений для выполнения практических заданий.

4.Самостоятельная  работа ( тест)

5.Подведение итогов урока.

6.Домашнее задание.

7.Рефлексия.

 «Лист самооценки предметных достижений»

(выдается каждому ученику)

1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….

2. Я с заданием справился / не справился.

3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …

4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…

5. Моя работа мной и учителем  оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка):

   

 Оценка знаний учащихся                                  

(Выдается каждому ученику)

Максимальный уровень (превосходно)
            Решена новая, совершенно незнакомая задача.   Программный уровень (отлично)

              Решена необычная, в чём-то новая задача.                            Необходимый уровень (хорошо)

              Знакомая задача решена полностью    

              самостоятельно.

 Необходимый уровень (нормально)

              Знакомая задача решена, но с ошибками или с      

              чьей-то помощью.                

 

            Ход урока

1.  Мотивационная беседа.

Как же сделать так, чтобы изучаемый материал был не только понят, но и прочно усвоен? « Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

Последуем этому совету,  постараемся быть внимательными, будем «поглощать знания» с большим желанием, ведь они нам пригодятся в дальнейшем.

Учитель хочет сообщить тему урока ученикам, но не может этого сделать, т.к. из темы пропали слова. На доске записано только «                              »                                    

Ученики расшифровывают слова и узнают тему урока.

 2. Актуализация опорных знаний. ( устная работа, с помощью               которой ведется повторение основных фактов, ведущих идей и основных теорий на основе систематизации знаний. Презентация)

3. Применение  системы знаний и умений для выполнения практических заданий. (Презентация)

Задача

В двух коробках 1,77 кг конфет. После того, как из первой коробки съели 0,56 кг, а из второй 0,91 кг конфет, то во второй коробке конфет осталось в 3 раза меньше, чем в первой. Сколько кг конфет было в каждой коробке первоначально?

 Схема условия задачи.      

1коробка

 

2 коробка

         1,77кг

                                         0,91

 0,56                                                                                          
       3х                                                    х

 

Решение 1 способ алгебраический (составлением уравнения)

Пусть х кг конфет  осталось  во второй коробке.                                                                               кг конфет осталось в первой коробке.                                                                          (Х + 0,91)кг конфет было во второй коробке.                                                                     (+ 0,56 )кг  конфет было в первой коробке.                                                                        В двух коробках было 1,77кг  конфет, составляем уравнение.                                                

(3х+0,56)+ (х+0,91)=1,77                                                                                                      

3х+0,56+х+0,91=1,77                                                                                                                        

4х+1,47=1,77                                                                                                                                          

4х=1,77-1,47                                                                                                                          

4х=0,3                                                                                                                                            

х=0,3:4=0,075                                                                                                                                          

0,075 кг  конфет осталось во второй коробке.                                                                                      

0,075+0,91=0,985кг    конфет  было во второй коробке.                                                        

0,075*3=0,225кг  конфет осталось в первой коробке.                                                            

0,225+0,56=0,785кг  конфет было в первой коробке.                                                                Ответ: 0,785кг ;    0,985кг   

2способ арифметический ( по действиям)

1)1,77-(0,56+0,91)=0,3кг конфет осталось в двух коробках.                                                                                                      

2)0,3:4=0,075кг конфет приходится на одну часть.                                                                

3)0,075+0,91=0,985кг конфет было во второй коробке.                                                                  

4) 1,77-0,985=0,785кг конфет было  в первой коробке.

Ответ: 0,785кг ;    0,985кг   

4.Самостоятельная работа

Тест по теме    «Сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей»

Вариант I

1. Вычислите:  3,34 + 28,7

1) 32,04;              2) 31,41;          3) 31,04;              4) 62,1.

2. Уменьшите 6 на 0,3:

1) 6,3                2) 5,7                  3) 3                   4) 9

3. Вычислите: 0,34 * 4

1) 13,6              2) 0,136                     3) 136               4) 1,36

4. Вычислите: 0,523 * 10

1) 52,3                   2) 0,0523              3) 5,23                   4) 5230

5. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 3,8 см и 2,25 см.

1) 85,5 см2;                2) 12,1 см2;                3) 8,45 см2;                4) 8,55 см2.

6. Решите уравнение: 2,5х – 3,15 = 2,1

1) х = 2,75;                2) х = 13,175;         3) х = 0,42;                4) х = 2,                                                                    

7. Площадь прямоугольника 9,464 дм2. Ширина его 2,6 дм. Длина больше ширины:

       

  1) в 1,4 раза;                2) в 1,6 раза;           3) в 1,5 раза.                   4) в 4 раза

8. Вычислите: (37,41 : 4,3 + 1,3 * 2,6) : 4.

1) 41,06;                2) 2,3;                  3) 3,02;                4) 0,302.

Фамилия, имя ___________________________ класс________

№ задания

1

2

3

4

5

6

№ ответа

Тест  по теме  «Сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей»

Вариант II

1. Вычислите:     6,35 – 3,5

1) 2,85;              2) 3,3;                         3) 6;                   4) 3,85.

2. Увеличьте 8 на 0,7:

1) 7,3                   2) 15                         3) 1,5                   4) 8,7

3 Вычислите: 0,45 * 3

1) 0,135                2) 1,35                      3) 13,5                4) 135

4. Вычислите: 3,647 * 100

1) 0,3647           2) 36,47                       3) 364,7             4) 3647

5. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6,4 см и 1,35 см.

1) 8,64 см2;                2) 7,54 см2;                3) 15,5 см2;                4) 86,4 см2.

6. Решите уравнение: 1,5х – 1,15 = 1,1

1) х = 2,25;                2) х = 0,75;                3) х = 2,16;                4) х = 1,5.

7. Площадь прямоугольника 9,464 дм2. Ширина его 2,6 дм. Во сколько раз длина больше ширины?

         

 1) в 1,4 раза;          2) в 1,6 раза             3) в 1,5 раза.              4) в 4 раза

8. Вычислите: (17,28 : 3,2 + 1,4 * 2,5) : 89 + 1,9.

1) 1,1;                2) 2;                  3) 2,9;                4) 11,9.

Фамилия, имя ___________________________ класс________

№ задания

1

2

3

4

5

  6           7         8

№ ответа

Ответы 1 вариант

№ задания

1

2

3

4

5

6           7               8

№ ответа

1

2

4

3

4

4           1             3

 

Ответы 2 вариант

№ задания

1

2

3

4

5

6           7               8

№ ответа

1

4

2

3

1

4           1             2

   

 6.Домашнее задание: Составить и решить задачи, в которых требуется выполнить сложение, вычитание, умножение, деление десятичных дробей.

(Одна задача - 3балла.  Две задачи - 4 балла. Три задачи – 5 баллов.)

 7.Рефлексия

Притча.

Шел мудрец, а  навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу».  А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал как первый человек?

- Кто работал добросовестно?

- Кто принимал участие в строительстве храма?

        Уровни успешности.                                                                                                                          

1.Я понял материал урока и справился со всеми заданиями.                    

2.Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки,  мне нужна помощь.

3.Я  не понял материал, не смог выполнить задания, мне срочно нужна помощь.

 Самоанализ урока по теме:

« Десятичные дроби».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы: фронтальный опрос, индивидуальная,  парная, групповая работа.

Цель урока:

Образовательный аспект связан с формированием и развитием специальных и общеучебных умений.  Этот аспект был представлен следующим образом:

Формирование специальных умений:

  • умение выполнять действия сложение, вычитание, умножение, деление десятичных дробей и применять их при решении задач.
  • Умение решать задачи с использованием схемы, рисунка.
  • умение  решать задачи двумя способами: алгебраически (составлением уравнения) и арифметическим (по действиям)

Развитие обще учебных умений:

учебно-организационные умения:

  • создать положительный настрой на работу;
  • умение ставить учебную задачу (Сложение, вычитание, умножение, деление десятичных дробей);
  • умение планировать и контролировать ход своих действий при выполнении заданий.

учебно-интеллектуальные умения:

  • умение проводить аналогии при решении задач двумя способами.
  • умение определять и решать проблемы.

учебно-информационные умения:

  • умение работать с реальными объектами как с источниками информации;
  • умение последовательно излагать ход решения в письменной форме при записи заданий с переносом знаний в новую ситуацию.

учебно-коммуникативные умения:

  • умение говорить на математическом языке при формулировании правил сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей.

Развивающий аспект связан с развитием речи, мышления, сенсорных систем. На уроке этот аспект был представлен следующим образом:

Развитие речи:

  • развитие речи в ходе устных ответов и объяснений решения примеров, задач, формулировке правил выполнения действий с десятичными дробями;
  • коррекция речи учащихся.

Развитие двигательной сферы:

  • овладение моторикой мелких мышц;
  • развитие двигательной сноровки.

Развитие сенсорной сферы:

  • ориентация во времени;
  • восприятие устной речи.

Развитие эмоциональной сферы:

  • результаты самостоятельной деятельности.

Воспитывающий аспект связан с формированием системы нравственных отношений к труду, коллективу, себе. На уроке этот аспект представлен следующим образом: в ходе парной работы формируется умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения, культурно общаться с одноклассниками, сопереживать, стремление добиваться наилучших результатов.

Содержание этапов урока.

1. Организационный момент включает в себя предварительную организацию класса,  мотивацию деятельности учащихся, создание психологической комфортности и подготовку учащихся к активному и сознательному повторению и систематизации знаний.  

2. Актуализация опорных знаний. Задачей этого урока является привитие интереса к материалу, пробуждение творческой мысли, использование интереса к предмету через создание проблемной ситуации.

3. Этап  повторения и систематизации знаний.

Работая в диалоге, обучающиеся видят проблему, школьники поняли какая тема урока и цель работы. На этом же этапе ученики занимаются исследованием.

4. Этап первичного закрепления.

На данном этапе создаю условия, которые бы обеспечили бы процесс самостоятельного применения знаний и способов действий. Они состоят:

  • практики под руководством учителя, коррекции;
  • самопроверки, самооценки с помощью готовых решений.
  • индивидуальной работы, результаты проверки.

Обучающиеся на этом этапе работают практически самостоятельно. Роль учителя заключается в координации и консультации, учитель занимает позицию: «Я рядом. Я с вами».

5. Подведение итогов.

Проявление заинтересованности обучающихся в работе, стимулирование к личным достижениям.

6. Домашнее задание.

Творческого характера

7. Завершающий этап- рефлексия.

  • определение удачного момента на уроке;
  • выявление неудачного момента на уроке, причина;
  • определение уровня комфортности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропорциональные отрезки в треугольнике. (открытый урок, 8 класс)

Подобие треугольников. Свойство биссектрисы треугольника.Среднее пропорциональное. Теорема Фалеса. Обобщённая теорема Фалеса. Теоремы Чевы и Менелая....

Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»

Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...