конспект урока и презентация "Умножение десятичных дробей на натуральное число"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Воронкова Ольга Павловна

Конспект урока математики "Умножение десятичных дробей на натуральное число" соответствует ФГОС. Тип урока: ОНЗ. УМК Н.Я. Виленкин. Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon umnozhenie_desyatichnoy_drobi_na_naturalnoe_chislo.zip1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Больше-Агишевский филиал МОУ Шацкая сош

Разработка открытого урока математики в 5 классе по теме

«Умножение десятичной дроби на натуральное число»

(УМК Н. Я. Виленкина)

учителя математики Воронковой Ольги Павловны

2015 год

Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральные числа

Цель урока:

Формировать умения выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число, совершенствовать умение при выполнении действия сложения, вычитания и умножения.

Результаты урока:

Предметные:

Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

 работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение

Коммуникативные:

 Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  

Познавательные:

 Уметь ориентироваться в своей системе знаний:

отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания;

 находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование:  Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал , электронная презентация

Демонстрационный материал: алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей, алгоритм умножения десятичной дроби на натуральное число.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте! Добрый день, ребята.  Меня зовут О.П., я учитель математики и сегодня я проведу у вас урок. А с вами я постараюсь познакомиться в течение урока.  Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок. Я желаю Вам  сегодня хорошей работы.

Девиз:                                                                                                                                   «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!»

Вы завершили изучение темы: «Сложение и вычитание десятичных дробей». Сегодня на уроке мы продолжим разговор о десятичных дробях, но перейдем к изучению новой темы, какой вы узнаете позже, а сейчас проведем математическую разминку.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

- Слайд Папа решил подарить дочери на 8 марта платье ценой  1566,75 руб и куклу ценой  300, 2 руб. Он взял с собой в магазин 1596, 77руб. Верно ли он рассчитал стоимость покупки?

(Нет. Стоимость покупки 1866,95 руб.)

-Где он допустил ошибку? ( Он допустил ошибку при сложении десятичных дробей)

- Сформулируйте правила сложения и вычитания десятичных дробей.

Слайд и на доске

Чтобы сложить десятичные дроби, надо1) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой, 2)записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой,3) выполнить сложение, не обращая внимание на запятую, 4)поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

Чтобы вычесть десятичные дроби, надо 1)уравнять в этих дробях количество знаков после запятой, 2)записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой,3) выполнить вычитание, не обращая внимание на запятую, поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

Устно:  Слайд Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “Казнить, нельзя помиловать” и “Казнить нельзя, помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность ответа. Расставьте в следующих  равенствах запятые:                         ( работа в парах, карточки на столах)

1) 32 + 18 = 5          3) 42 + 17= 212         5) 63 - 27= 603        

2) 3 +108 = 408        4)736 – 336 = 4       6) 57 - 4=17                                

Проверка задания

- Для того чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока я предлагаю выполнить задание.

Слайд На доске записаны числа. (карточки на столах)

12,34;  76;   568;  12;  5,98;  0,136;  578;   98,1;   0,03;   99 .

Ребята, давайте заполним  таблицу: (проверка выполнения)

Натуральные числа

Десятичные дроби

-Какие действия с натуральными числами вы можете выполнять? (сложение, вычитание, умножение, деление, записывать, читать)

Слайд Я предлагаю вам решить устно следующую задачу: Дан квадрат со стороной 8 см. Вычислите периметр этого квадрата. (2 способа решения) Проверка решения: 8+8+8+8=32 или 8·4=32

- Предлагаю выполнить следующее задание: (Слайд) Поле имеет форму квадрата со стороной  1,23 км. Найдите периметр этого поля, применив действие сложения.

Р= 1.23+1,23+1,23+1,23 =4,92км. (запись в тетрадях. Проверка ответов  в парах с соседом)

-А как по-другому можно было найти тот же периметр? Произведением

-Замените сумму произведением, запишите  в тетрадь 1,23·4= и выполните вычисление.

3. Выявление места и причины затруднения

 У кого нет ответа?

-У кого есть ответ? (Записать ответы на доске) Почему получили такой ответ?

 Что нового в задании? ( дес. дробь умн-ся на число)

 В чём у вас затруднение? (Мы не знаем, как умножить десятичную дроби на натуральное число)

-Чему вы должны еще научиться? (умножать др.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Какова цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Умножение десятичной дроби на натуральное число.)

- Запишите тему урока в тетрадь: Умножение десятичной дроби на натуральное число

Цель нашего урока: 1)Узнать правило умножения десятичной дроби на число; 2) научиться это правило применять.

- Я предлагаю вам открыть новое правило самим по плану.

План:

  1. Умножьте длину стороны квадрата на 4, не обращая внимания на запятую;
  2. Сравните свой ответ с результатом суммы;
  3. Поставьте запятую в произведении, как в сумме;
  4. Сравните количество цифр после запятой в множителе и в произведении;
  5. Сделайте вывод.

Работают по плану самостоятельно

Делается вывод(вместе) (на доску и экран)

:чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо1) умножить её на это число, не обращая внимания на запятую. 2)В полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

 Алгоритм на доске

-Откройте учебник на стр. 204   прочитайте правило, которое дано в учебнике (Читают правило)

-Проверте, правильно ли выполнены действия (Слайд) (1,83·12=21,96;  1, 213·24=2, 9112

5. Физминутка

6. . Первичное закрепление во внешней речи

Задание  выполнить устно, по цепочке, проговаривая правило. (умножим не обращая внимания на запятую 5 на 4 получим 20, в результате отделим, справа один знак запятой, получим 2)

 1) 0,5  4 = 2;            5)2  2,5 = 5;           9)1,6  9 = 14,4;

2) 0,8  7 = 5,6;           6)4  0,3 = 1,2;       10)  12  0,06 = 0,72;     13)0,15  5 = 0,75;

3) 60  0,03 = 1,8;           7) 0,9  800 = 720;   11)0,004  6 = 0,024;          14)35  0,02 = 0,7;

4) 5,78  0 = 0;           8)1  92,6 = 92,6     12)89  0,1 = 8,9;         15)0,00148=

 №1306 (б,в) стр 205

Задание выполняется в парах с проверкой по образцу Слайд

3,75· 12= 45,00                  0,075 ·24=1,800

Слайд Предлагаю найдите произведение чисел: 257·12=3084( ответ)  

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 Используя данное равенство, выполните следующие задание:                          2,57·12,     25,7·12,    0,257·12,    257·0,012,    257·1,2

 Что  вам надо  сделать? (Выполнить умножение)

  проверять задание будем по эталону для самопроверки  Слайд

2,57·12=30,84  25,7·12=308,4,    0,257·12=3,084,    257·0,012=3,084,    257·1,2=308,4( в произведении отделить запятой справа столько знаков. Сколько их в обоих множителях вместе)

 У кого возникли затруднения при выполнении задания?

 В каком месте?

 Почему у вас возникло затруднение?

 Кто правильно выполнил задание?

8. Включение в систему знаний и повторение.

№1306 (д,е,ж,и.,к)

№1308

9. Рефлексия деятельности на уроке

 Какие знания вы сегодня открывали?

Какую цель вы поставили в начале урока?

Вы достигли цели урока?

 Какие знания вам помогли достичь цели?

Проанализируйте результат своей работы.

Учащиеся работают с карточками рефлексии (Р-1).

1. Я понял, как умножать десятичные дроби_________________________________________

2. Я могу умножить десятичные дроби______________________________________________

3. В самостоятельной работе я не допустил ошибок___________________________________

4. У меня вызывает затруднение___________________________________________________

5. В самостоятельной работе у меня были ошибки____________________________________

6. Над чем необходимо поработать дома____________________________________________

Домашнее задание:

№ 1330(а-г), 1331, п.34 правило

Итак, друзья, урок мы провели,                                                                                                    Всё сделали мы с вами, что могли и не могли..                                                                                                                                      Желаю к математике вам прилагать старанье.                                                                                                  Всего вам доброго, друзья, и до свиданья!