урок математики и литературы
методическая разработка по алгебре на тему

6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_i_matematiki_v_6_klasse.doc340.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

литературы и математики в 6 классе

«ЧИТАЯ ПУШКИНА»

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой,

И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа.

                           А.С.Пушкин

Цель урока: заинтересовать учащихся, привлечь внимание к стихам поэта, используя различные навыки вычислительной техники, повторить тему «Обыкновенные дроби», воспитывать у учащихся любознательность, чувство национальной гордости и патриотизма.

Учитель литературы:

        А.С.Пушкин появился на свет на рубеже XVIII и XIX веков и, можно, сказать стал сыном двух столетий. Прежде всего он – наследник и восприемник эпохи Просвещения. (Какой смысл вкладывается в это слово?) Просвещение… просвещаться – свет, тянуться к свету… (Ученье – свет.) Получать знания.

        Сегодня у нас необычный урок – интегрированный урок, сочетающий в себе два предмета: математику и литературу, требующий знания двух дисциплин. Мир Пушкина – лирический, духовный, интеллектуальный – бесконечен. Горизонты его вселенной неизменно расширяются, когда пробуешь их достичь. Решение одних проблем порождает другие.

        Ответы на многие вопросы вам неизвестны. Но пусть это вас не смущает. Разрешить эти вопросы вам поможет математика.

  1. РАЗМИНКА

1.Первый ученик:      Лук царевич опустил;

Смотрит, коршун в море тонет

И не птичьим криком стонет,

Лебедь около плывет,

Злого коршуна клюет,

Гибель близкую торопит, 

Бьет крылом и в море топит.

   Второй ученик:       Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

    На раздутых парусах

    Мимо острова крутого

   Мимо города большого:

  Пушки с пристани палят

  Кораблю пристать велят.

Учитель математики:

        Как называется эта сказка? В каком году была написана? Ответить на этот вопрос вам поможет следующий пример:

             :0,4             +0,6        да +70             *30              -299

                     

                                                  нет                                                         (1831 год).      

                                               

                                                 +100               *25             -525

2. Учитель литературы: Какой знаменитый поэт присутствовал на публичном экзамене словесности в лицее, где Пушкин читал свое стихотворение «Воспоминание в Царском селе».

Третий ученик: «…Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал… Он был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли,» - вспоминал А.С.Пушкин.

Учитель математики: Ответить на вопрос поможет этот пример. Правильному варианту ответа соответствует верное значение выражения.

         Варианты ответа:     (на доске)

1) Ломоносов М.В. .     2) Державин Г.Р.().  3) Лермонтов М.Ю.

плакат:                                              (Державин Г.Р.)

3. Учитель литературы: Этот лицеист, друг Пушкина начал печатать стиха раньше всех в Лицее. Лицейское прозвище: Тося, Ленивец. Написал он немного, но среди них стихи «Ах ты ночь ли, ноченька…», «Соловей мой, соловей…», которые стали народными песнями.

«Никто на свете не был мне ближе…», «он был лучшим из нас,» - писал Пушкин.

   Третий ученик:       Любовью, дружеством и  ленью

Укрытый от забот и бед,

Живи под их надежной сенью;

В уединении ты счастлив: ты поэт.

Учитель математики: Фамилию поэта можно прочитать, решив примеры. Проставьте буквы по соответствующим ответам, соблюдая порядок примеров.

В

Г

Е

Л

Д

Ь

И

1

1)            3) ;               5)                6)

2) ;           4) ;             7)               (Дельвиг)

II. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

  1. Отгадайте название стихотворения, прослушав его.

Шестой ученик:

         Храни меня, мой талисман,

         Храни меня во дни гоненья.

         Во дни раскаяния, волненья:

         Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан

          Вокруг меня валы ревучи,

          Когда грозою грянут тучи, -

          Храни меня мой талисман.

  • Кому посвящено это стихотворение? Эта женщина подарила А.С.Пушкину перстень с печаткой. Кто она?

1)        М.Н.Раевская                         2) Воронцова

        (18) (Волконская)                              (1,8)

3)       Н.Н.Гончарова                        4) А.П.Керн

               (0,18)                                            (2,4)

  • Ответить на этот вопрос вам поможет решение пропорции; которая соответствует номеру под которым написана фамилия.

                 2,4 : х = 6 : 4,5

III. Блиц – турнир   (литература)

1. Из какого стихотворения эти строки? «Вся комната янтарным блеском озарена»        («Зимнее утро»)

2. В каком году А.С.Пушкин окончил лицей?     (1817)

3. Кто разделил двухгодичную ссылку поэта в Михайловском  (2 года)? Был его наперсником?           (Арина Родионовна)

4. К какому произведению А.С.Пушкина Г.Свиридов написал этот вальс? Решите устно. («Метель»)

Т

А

М

Ь

Е

Л

1

2

36

12

32

24

8

6

3

4

250

20

160

5

10

12

5

48

6

21

15

27

54

6

  1. Среди дробей  выберите правильную.
  2. Длина маршрута 12 км., пройдя пути, ребята сделали привал. сколько километров они прошли до привала?
  3. Решите уравнение
  4. Найдите 25% от числа 40.
  5.  Наташа прочитала 18 страниц, что составляет  1/3       всей книги. Сколько                

                                                 страниц в книге?    

                                            6)Какая дробь наибольшая?

                                                                                                                         

      5) Как звали героя повести Пушкина «Станционный смотритель»?   (Самсон Вырин)

      6) Сколько было богатырей в сказке о царе Салтане? (33 богатыря)

      7) В каком произведении Пушкина встречаются имена ваших учителей? (Руслан и Людмила)

      8) Какую плату попросил Балда за три года работы у попа? (3 щелчка)

      «С первого щелчка прыгнул он до потолка, со второго щелчка лишился    поп языка, а со третьего щелчка вышибло ум у старика».

       9) Сколько лет прожили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и   рыбке»? (30 лет и 3 года)

Учитель математики:  Этому числу соответствует число, которого составляет .

10. В какую царицу был влюблен царь Дадон, из-за которой погибли два его сына?

  Варианты ответов:

а) чингизханскую;       б) итальянскую           в) шамаханскую

                     Вдруг шатер

Распахнулся… И девица

Шамаханская царица

Вся, сияя как заря,

Тихо встретила царя.

IV. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

  1. В апреле 1830 года А.С.Пушкин получил согласие на брак с Натальей Николаевной Гончаровой. На это нужны были средства из имения. Для «ввода во владение» Пушкин выехал из Москвы в Болдино. На современной карте, имеющей масштаб 1:5000000 расстояние от Москвы до Болдина в км. (450 км)
  2. Ученик:                   Покинув север, наконец,

        Пиры надолго забывая,

       Я посетил Бахчисарая

      В забвенье дремлющий дворец.

                Среди безмолвных переходов

               Бродил я там, где бич народов,

              Татарин буйный пировал

             И после ужаса набега

             В роскошной лени утопал.

                               Еще поныне дышит нега

                                       В пустых покоях и садах;

                                      Играют воды, рдеют розы,

                                      и вьются винограды лозы,

                                                               И злато блещет  на стенах.

          -Как называется это произведение?

Варианты ответа:

  1. «Фонтану Бахчисарайского дворца»;
  2. «Бахчисарайский фонтан»
  3. «Бахчисарай».

Учитель математики: Корень уравнения соответствует номеру правильного ответа х. Число перед неизвестным в левой части уравнения равно количеству повторений гласной   -а   в слове Бахчисарай, в свободный член в правой части равен числу согласных в этом слове. Составьте уравнение и решите его. Ответьте на литературный вопрос.

                                                                      (3х = 6, х = 2).

Учитель литературы: В южной ссылке Пушкин путешествовал с семьей известного генерала, в дочь которого он был влюблен. «Ее пленительные очи светлее дня, темнее ночи».

Ученик:                               Как я завидовал волнам,

                            Бегущим бурной чередою

                           С любовью лечь к ее ногам!

                          Как я желал тогда с волнами

                         Коснуться милых ног устами!

Учитель математики

         Варианты ответов:

1) М.Н.Раевская   (200)                     2) Е.К.Воронцова   (150)

3) Н.Н.Гончарова (300)                    4) С.С.Киселева (Потоцкая) (450)

Узнать правильный ответ или убедиться в его правильности вы можете, решив следующую задачу:

        При изготовлении 9 одинаковых приборов потребовалось 300 грамм серебра. Сколько серебра потребуется для изготовления 6 таких приборов?

                                                   (9:6=300:х, х=200)

Учитель литературы: Поэзия Пушкина – высшее выражение ценностей общечеловеческих: любви, дружбы, чести, совести, справедливости, человеческого достоинства, милосердия.

Гоголь говорил о Пушкине как о русском человеке, каким он станет в своем развитии, может быть, через 200 лет. Двухсотлетие со дня рождения поэта мы уже отметили в 1999 году. Может быть, мы и в самом деле уже доросли или  дорастаем до Пушкина?..

Ученик: Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики, истории, литературы по теме: "Числа правят миром"

Привитие интереса к математике, истории литературе.2. Знакомство с новыми знаниями об истории числа.3. Развитие понятия числа и показать роль чисел в жизни человека...

урок математики и литературы

по произведениям Пушкина АС...

Бинарный урок (математика и литература)

Предметы: математика, литература.Тема: «Палочки Непера».Класс: 6 класс....

интегрированный урок математики и литературы в 5 классе

Цель урока: формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мираЗадачи урока:Образовательные:-формировать умения давать полный связный ответ, четко фо...

Интегрированный урок математики и литературы 5 класс

Тема: «В математике есть своя красота, как в поэзии» (А.С.Пушкин)           Математика в сказках А.Пушкина.Цель : совершенствовать ус...

Интегрированный урок "Математика и литература - две ветви человеческой культуры"

Интегрированный урок математики и литературы «Математика и литература – две ветви человеческой культуры» ЦЕЛИ УРОКА:Развитие познавательного интереса к обучению.Применение интег...

Интегрированный урок математики и литературы "Чехов и математика"

Интегрированный урок математики и литературы "Чехов и математика"...