Интегрированный урок математики и литературы 5 класс
учебно-методический материал по математике (5 класс) по теме

Тема: «В математике есть своя красота, как в поэзии» (А.С.Пушкин)

           Математика в сказках А.Пушкина.

Цель : совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки      через повторение известных сказок А.Пушкина.

Задачи, направленные на достижение  предметных  результатов обучения:

1.обобщение  и дополнение  знаний учащихся  по творчеству А.С. Пушкина;

2.систематизировать знания по данной теме; закрепить умение выполнять алгоритм устных вычислений; формировать умение осуществлять контроль и самоконтроль.Тема: «В математике есть своя красота, как в поэзии» (А.С.Пушкин)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_matematike_est_svoya_krasota_kak_v_poezii.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок математики и литературы, 5 класс.

Учителя: Светлана Юрьевна Горячева, учитель  математики 1 квалификационной категории МБОУ «ООШ п.Пригородный»,

Светлана Вячеславовна Осипова, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории МБОУ «ООШ п.Пригородный».

Слайд 1

Тема: «В математике есть своя красота, как в поэзии» (А.С.Пушкин)

           Математика в сказках А.Пушкина.

Цель : совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки      через повторение известных сказок А.Пушкина.

Задачи, направленные на достижение  предметных  результатов обучения: 

1.обобщение  и дополнение  знаний учащихся  по творчеству А.С. Пушкина;

2.систематизировать знания по данной теме; закрепить умение выполнять алгоритм устных вычислений; формировать умение осуществлять контроль и самоконтроль.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

1.формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками;

2.развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

3.развитие самостоятельности и личной ответственности за  принятые решения, выполненный творческий продукт;

4.формирование эстетических потребностей;

5.развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1.развитие умения работать с информацией;

2.формирование умения строить логическое  рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

3.формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умение самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников;

4.развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

5.развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;

Оборудование:  рисунки к сказкам А.С.Пушкина; книга А.С. Пушкина “Сказки”, музыкальный центр, портрет А.С. Пушкина, проектор,  карточки,  компьютер учителя.

Слайд 2

Девиз урока: 

Что за прелесть эти сказки, 
Если в них решать задачки.

Ход урока

I. Организационный момент

У.м. - Литература и математика …  Что может объединять эти далекие друг от друга области знаний?

У.л. – Литературу  с ее интересом к духовному миру человека, поисками нравственных ценностей, смысла жизни,

У.м. - И математику, предпочитающую строгий научный подход и абстрактную форму интуиции.

У.л. - Литература ищет гармонию между человеческой душой и природой.

У.м. - Но математика так же, как и поэзия, живопись, театр и искусство стремится к познанию и красоте. И было бы странно не встретиться с математикой в художественной литературе.

У.л. Сказки в математике. Звучит необычно и как-то странно. Со сказками мы привыкли сталкиваться на уроках литературы.  «Что за прелесть эти сказки! Каждая  есть поэма», -говорил сам  Александр Сергеевич.

 Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн и необычайной   красоты.

У.м. А математика – царица всех наук. С начальной школы нас приучают быть внимательными, трудолюбивыми и серьезными с этой особой. Мы привыкли, что математика – наука сухая и не всегда интересная, говорящая на своем языке формул, уравнений, рассуждений, доказательств, графиков…Но ведь это совсем не значит, что слова «сказка» и «математика» не могут стоять рядом. Конечно, могут! И сегодня мы в этом убедимся.

Слайд 3

У.л. – Дорогие  ребята, посмотрите на  слайд.

  • Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте тему урока.

Н L АN Т G УS РZ АYЛU ЬJ НF ЫS ЕL ЧV ИZ СU ЛR АW

 (Ребята отгадывают загадку, выдвигают предположение о теме урока)

Слайд 4

-Да, сегодня мы повторим тему «Натуральные числа». И в этом нам помогут герои сказок нашего любимого писателя А.С. Пушкина.

У.м. Давайте попробуем определить  цель нашего урока :

– Повторить натуральные числа, действия с числами через сказки.

II. Актуализация знаний и умений.

У.л. А чтобы вспомнить сказки,  предлагаем блиц-турнир “Сказки А.С.Пушкина” (Ученики вспоминают сказки А.С. Пушкина, главных персонаже, предметы из сказок).


1. Волшебное оружие Черномора? 
(Борода)
2. Сын царя Салтана? 
(Гвидон)
3. Судно, в котором Гвидон  плавал по морю? 
(Бочка)
4. Название острова, мимо которого проходил путь в царство Салтана? 
(Буян)
5. Золотая птица? 
(Петушок)

6. Ядовитый фрукт? 
(Яблоко) 
7. Жених мертвой царевны? 
(Елисей)
8. Первое желание старухи? 
(Корыто)
9. Доход, который обещали платить черти попу? 
(Оброк)
10. Девка, которая отвела царевну в дремучий лес? 
(Чернавка)

У.л. – Сказки Пушкина  - уникальны:  необычный  сюжет, яркость красок, простота  слога, напевность стиха и большой  нравоучительный смысл.

Они учат нас не только дружбе, согласию, но и через героев проверяют нашу смекалку, развивают логическое мышление, воспитывают умение доводить до конца начатую работу. 

IIОсновная часть урока

Слайд 5   

У.л.  

– Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя,
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.

Слайд 6

У.м.

– Так сколько же было у царя Дадона в  солдатах народа? 

Слайд 7

Приблизительно так
отделение  - 10 чел,
рота - 10 отделений,  
батальон - 10 рот,  
полк - 10 батальонов

У Дадона было  – 56 батальонов  и  42 полка. Сколько народу служит в солдатах у царя?

Ответ: 56*1000+ 42*10000 = 476000 солдат

У.л.

– Как называется  эта сказка? (выслушивается ответ) Правильно, “Сказка о золотом петушке”.

Если верить пушкинистам (людям, посвятившим свою научную деятельность изучению биографии великого русского поэта), на создание «Сказки о золотом петушке» Пушкина вдохновили  золотые фазаны. В 1834 году Александр Сергеевич отдыхал за городом у своего лицейского друга Егора Максимова, чей отец, находясь на службе у государя, занимался разведением редких птиц. Среди «питомцев» Максимова старшего Пушкин заметил золотых фазанов. Птицы сразу привлекли внимание поэта, и несложно догадаться – почему.

  Золотого фазана считают одной из самых красивых птиц, когда-либо созданных природой.
    Пушкинисты поговаривают, что именно красота необыкновенного и диковинного для России в те времена фазана, поселила в голове поэта мысли о написании сказки, ставшей памятником русской литературы. Да и само название произведения придумано Пушкиным неслучайно. Ведь фазан относится к отряду курообразных, поэтому кроме как «петушком», его и не назовёшь.

У.л.

«В те поры война была.

Царь Салтан, с женой простяся,

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.    

- Как называется эта  сказка?

 Слайд 8

  («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (укороченный вариант названия — «Сказка о царе Салтане») 

   Эта сказка написана Пушкиным в Болдино. В её основе народная сказка, рассказанная няней и записанная поэтом в Михайловском. Первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи. Длинное заглавие сказки имитирует распространённые в XVIII веке заглавия лубочных повествований.

Уч м:  А как вы думаете, каков рост царевича на момент освобождения из бочки?

Уч л: Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, каков рост царевича был при рождении. Для этого вспомните слова, где говорится о его рождении

Между тем как он далеко

Бьется долго и жестоко,

Наступает срок родин.

Сына Бог им дал в аршин».¹

Слайд 9

Уч.м. С давних пор у разных народов для измерения малых предметов и расстояний использовались мелкие единицы длины « естественного происхождения». Чаще всего это рука или ее части.

1 аршин = 4 четвертям = 16 вершкам.

1 аршин ≈71см

1 четверть ≈ 18см

1 вершок ≈ 4см 5мм.

1 сажень ≈ 216см

1 верста = 1067 м

Слайд 10

Уч. л.   В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьётся в ней царица;

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам.

День прошел – царица вопит…

Уч м: За 4 часа он вырос на 20 см. Каким он будет через одни сутки? (71 см + 24:4 *20см =1м 91 см)

 Слайд 11

Задача – эксперимент

Измерьте длину парты  в пядях и сравните свой результат с результатом соседа.

Почему старинные меры длины не используют в настоящее время? Старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и неудобства. Они были заменены на единицы измерения, принятые во всём мире.

Слайд 12

Уч.л. Теперь моя череда,

Условия сам назначу,

Задам тебе, вражёнок задачу.

Осмотрим, какова у тебя сила.

Видишь: там сивая кобыла?

Кобылу подыми-тка ты,

Да неси её полверсты

- А это что за сказка? («Сказка о попе и работнике его Балде»)

Из всех пушкинских сказок на устную традицию целиком опирается только “Сказка о попе и о работнике его Балде”. Основой послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в Михайловском от Арины Родионовны.  При жизни поэта не печаталась.

Уч м. Верста равна 1067 м. Сколько будет половина версты ?

( 533м 50 см)

- А ещё  в народе говорят так: «Пять вёрст до небес и всё лесом».

-Сколько же  метров  до небес? (5335  м)

Слайд 13

Уч.л. теперь давайте вспомним еще одну  хорошо вам известную сказку Александра Сергеевича Пушкина.

Зачитывается начало сказки “Сказка о рыбаке и рыбке”

– Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно … лет и … года. (30 лет и 3 года)

      Основой для «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина послужила сказка братьев Гримм «Рыбак и его жена». Пушкинская старуха оказывается у разбитого корыта после того, как захотела стать владычицей морскою, а её немецкая «коллега» на этом этапе стала папой римским. И только после желания стать Господом Богом осталась ни с чем.

У.м. Они 33 года жили у синего  моря и старик всё это время ловил рыбу. Всего один раз ему повезло поймать золотую рыбку. Но в этом море плавало четыре  разных золотых рыбок. Слайд 14

Примеры:

1). 400 3  -( 18 1 + 705 2:15 )  4  · 3

2).  400 4  -( 18 2 + 705 1:15 )  3  · 3

3). 400 3  -( 18 2 + 705 1:15 )  4  · 3

4). 400 3  -( 18 2+ 705 1:15 )  4  · 3

- Определите, в каком примере указан правильный порядок действий?

- Вычислите и определите, какая рыбка попалась в сети рыбака?

  • бело-золотая рыбка – 205 г,
  • чёрно-золотая рыбка – 1005 г,
  • рыже-золотая рыбка – 395 г,
  • пёстро-золотая рыбка – 305 г.

 Выполнение  творческого задания.

Уч.л.   Пушкин получил неплохую математическую подготовку. Прослеживается неразрывная связь Пушкина с математикой, но всё же он в первую очередь был поэтом. Давайте и мы попробуем свои силы в прочтении стихов, но стихов нет простых, а числовых.

Слайд 15

 У.м.   Когда точно появился этот вид поэзии сказать трудно. В цифровой поэзии используют только числительные. А для экономии места так числами и записывают. Однако по форме это настоящие стихи. В цифровых стихотворениях есть и рифма, и ритм, и размер.

   У.л.  По своей информативности, эмоциональной насыщенности, динамике и образности цифровые стихи ближе к музыке — ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и эмоциональна.

У.м. Кроме того, цифровые стихи развивают воображение, поскольку в них нет готовых, созданных поэтом, образов. Читателю дается полная свобода мысли.

Работа в группе.
Предлагаем вам,  дорогие ребята, прочитать «стихи» и узнать  среди них стихи А.С.Пушкина.
С.Есенин

14 126 14
132 17 43...
16 42 511
704 83

170! 16 39
514 700 142
612 349
17 114 02

Слайд 16 А.С. Пушкин:

17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501

В.В. Маяковский:

2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17

Слайд 17 

III. Рефлексия.    Составление синквейна.

Уч.м. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что математика и литература – это вечные науки. С древнейших времен известно, что математика учит правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать. Кто занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и художнику, и писателю.

Уч.л. Не менее важна и литература, позволяющая человеку выражать свои мысли, чувства, эмоции. Только в тесной взаимосвязи этих наук человек будет чувствовать себя спокойно, уверенно, комфортно в этом огромном мире загадок

Слайд 18.

К нам приходят пушкинские сказки

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

  

Шелестят волшебные страницы,

Всё быстрей нам хочется узнать...

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, 30 лет и в 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

     

Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

                               (Автор неизвестен) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики в 6 классе "Математика и немножко сказки""

Иттегрированный урок - обобщение в 6 классе:Задача: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики  по теме "Умножение и деление дробных чисел".   Цель урок...

Интегрированный урок математики, истории, литературы по теме: "Числа правят миром"

Привитие интереса к математике, истории литературе.2. Знакомство с новыми знаниями об истории числа.3. Развитие понятия числа и показать роль чисел в жизни человека...

интегрированный урок математики и литературы в 5 классе

Цель урока: формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мираЗадачи урока:Образовательные:-формировать умения давать полный связный ответ, четко фо...

Интегрированный урок "Математика и литература - две ветви человеческой культуры"

Интегрированный урок математики и литературы «Математика и литература – две ветви человеческой культуры» ЦЕЛИ УРОКА:Развитие познавательного интереса к обучению.Применение интег...

Интегрированный урок математики и литературы "Чехов и математика"

Интегрированный урок математики и литературы "Чехов и математика"...

Интегрированный урок (математика и литература), посвященный 75-летию Победы по теме «Действия с обыкновенными дробями» в 6 классе

Урок систематизирует знания по теме «Действия с обыкновенными дробями», связав подобранные упражнения с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину, р...

Интегрированный урок (математика и литература), посвященный 75-летию Победы

Тип урока: урок общеметодологической направленности....