Разработка внеклассного мероприятия по математике для 8–9- х классов - конкурс "Звёздный час".
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему

Разработка внеклассного мероприятия по математике для 8–9- х классов - конкурс "Звёздный час".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_po_matematika.docx39.44 КБ
Файл matematika_5_klass-prezentatsiya.pptx719.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

Разработка внеклассного мероприятия по математике для 8–9- х классов - конкурс "Звёздный час".

 Рахимова  Рамиля  Сагадатовна -   учитель математики  муниципального бюджетного образовательного учреждения «Верхнемактаминская основная общеобразовательная школа»

Цель: развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся, расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию, формирование чувства солидарности и здорового соперничества.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущая.

Выдающийся французский ученый XVII века Блез Паскаль писал: «Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным».
Сегодня мы  собрались на математическую конкурс – викторину «Звёздный час». Все вопросы, которые будут заданы, связаны с математикой.

-Мы постараемся доказать, что математику не зря называют «царицей наук», что ей больше, чем какой-либо другой науке свойственны красота, гармония, изящество и точность.  

-Сегодня в игре будут участвовать  8 класс ,и их родственники . ,  Приветствуем наших игроков.
 I пара – Алсу   и Диана,

- II пара –   Ришат и Ранис,

- III пара –  Илюза и Данияр,

-VI пара –  Фарангиз и Искэндэр,

- V  пара –  Раиль и Рамиля

Игру будет судить строгое, но справедливое жюри : учитель  математики Фарида Ильгамовна и  ученики,у которых самый любимый предмет математика -  Хабирзянова Ралина, Нуриева Лилиана,  просим вас занять свои места.

Все участники игры представлены, теперь познакомим  вас с ее правилами.

Правила игры

  • За каждый правильный ответ игрок и его партнер  получает звезду.
  • На обдумывание каждого вопроса даётся  время.
  • После каждого тура,  будет отсеиваться одна пара игроков, набравшая наименьшее количество очков.
  • В супер-игре сразятся две пары, дошедшие до финала.
  • У нас будут  игры и для болельщиков, кто наберет больше  геометрических фигур, те получат приз.
  • Для того, чтобы успешно пройти все испытания, Вам потребуются все Ваши знания по математике.

Друзья!  играйте и выигрывайте!

Первый тур нашей игры называется самопредставление. Сейчас Вам нужно немного рассказать о себе, о своих увлечениях, интересах. Вы можете показать свои творческие работы, коллекции, можете спеть, прочитать свои стихи. Словом, представьте все, что посчитаете нужным.

За лучшее представление жюри начислит вам  1, 2 или  3 звезды.

            -    Предоставляем слово первой паре

 -  И так все получили свои первые звездочки и  все переходим ко 2-му туру

 -  начинаем 2 тур, который состоит из четырёх отдельных заданий.

2 тур.

У Вас карточки с числами от 1 до  9. Этими карточками вы можете отвечать.

Внимательно слушайте вопрос, подумайте, и по моему сигналу «Карточки» поднимите карточку с правильным, по вашему мнению, ответом. Если правильных ответов несколько, то поднимаете соответственно несколько карточек.   На обдумывание –  до 1 минуты, можно пользоваться бумагой и карандашом.

1 задание

Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.

1) Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»? №1. Л.Н. Толстой. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе и написал оригинальный учебник «Арифметики».

2) Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»? №3. А.С. Пушкин.

3) Кому из этих людей принадлежат следующие слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»? №2. М.В. Ломоносов.

2 задание

Рис. 2

Перед вами четырёхугольники.

1) Какой четырёхугольник по очень важному признаку являются лишним? №3. Трапеция. Все эти четырёхугольники, кроме трапеции, являются параллелограммами, так как у них противолежащие стороны попарно параллельны.

2) Какая из этих фигур обладает наибольшим количеством свойств? №1. Квадрат.

3) Для какого четырёхугольника имеет смысл выражение: «Найдите среднюю линию»? №3. Трапеция.

4) Название какой фигуры в переводе с греческого языка означает «обеденный столик»? №3. Трапеция.

3 задание

Рис. 3

Перед вами четыре кривые.

1) Я утверждаю, что не  все они являются графиками некоторых функций.  №3

2) На каком рисунке представлен график квадратной функции? №1.

3) Какая из кривых является  возрастающей  функцией ? №4.

4) На каком из рисунков изображен график обратной пропорциональности? №2.

4 заание

Перед вами портреты древнегреческих учёных :Архимед, Пифагор, Фалес.

1) Девизом каждого, кто нашел что-то новое, является слово «Эврика!». Так воскликнул ученый, открыв новый закон. Он же с большой точностью вычислил значение p – отношение длины окружности к её диаметру. №2. Архимед.

2) Кто из этих учёных участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою? №1. Пифагор.

3) Много интересного рассказывают про этого учёного. Вот, например, один случай. Учёный, наблюдая звёзды, упал в колодец, а стоявшая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: «Хочет знать, что делается на небе, а что у него под ногами, не видит». 

№3. Фалес.

4) Кто из этих учёных помогал защищать свой город Сиракузы от римлян и при этом погиб? Легенда гласит: когда римлянин занёс меч над учёным, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай мои чертежи!» В миг гибели учёный решал геометрическую задачу. №2. Архимед.

5) Кому из них принадлежат слова: «Числа правят миром». №1. Пифагор.

6) Кто из этих учёных сформулировал следующие теоремы: а) Вертикальные углы равны; б) В равнобедренном треугольнике углы при основании равны; в) Диаметр делит круг пополам и другие.№3. Фалес.

5 задание

 

Перед вами формулы площадей некоторых фигур.

 Какая формула для нахождения   площади треугольника? №4. 

 Какая формула для  вычисления   площади трапеции.   №2.  

На этом  второй  тур окончен.

Внимание, болельщики! Пока подсчитываются очки, которые набрали участники игры в I туре, проведем    игру  с болельщиками: «Аукцион пословиц и поговорок, в которых присутствуют числа».  Каждый класс должен был  готовиться к аукциону. Побеждает тот, кто   больше знает поговорку или пословицу…(победителю вручается  геометрическая фигура).

Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Один в поле не воин.
Один пашет, а семеро руками машут.
Одна нога тут, другая – там.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
На одном месте и камень мхом зарастает.
Одна рука узла не вяжет.
От одного слова да навек ссора.
У ежа одна сила – колючки.
Раз солгал – навек лгуном стал.
Руки поборют одного, знанье – тысячу.
Трус умирает сто раз, а герой – один раз.
Первый блин комом. 
Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.
Два сапога – пара.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Лентяй дважды работает.
Одна голова – хорошо, а две – лучше.
От горшка два вершка.
Палка о двух концах.
Сидеть меж двух стульев.
Скупой платит дважды.
Убить двух зайцев.
Уплетать за обе щеки.
Хромать на обе ноги.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
За одного битого двух небитых дают.
Старый друг лучше новых двух.
Ум хорошо, а два лучше.
Хвастуну цена – три копейки.
Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.
От горшка три вершка.
Обещанного три года ждут.
Плакать в три ручья.
Без четырех углов изба не рубится.
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
На все четыре стороны.
Жить в четырех стенах.
Как свои пять пальцев.
Пятое колесо в телеге.
Семеро с ложкой – один с плошкой.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.
Семь верст до небес и все лесом.
Семи пядей во лбу.
Лук от семи недуг.
За семью морями.
На седьмом небе от счастья.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.
Семеро одного не ждут.
Семь бед – один ответ.
Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь.
У семи нянек дитя без глазу.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Не трусливого десятка.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  пожалуйста вам слово уважаемые жюри.
К большому сожалению, из конкурса выбывает первая пара игроков … 
Чтобы вам было не столь горько, вручаем сладкие призы ... 
А «Звёздный час», посвященный математике продолжается. Итак, начинаем 3  тур.

3  тур

1заданиеРис. 6

2 задание

 

1) Локоть, дюйм, фут, фунт, по-моему,  не все входят в единицы измерения длины. Так ли это? Под каким номером не входит в единицы измерения длины. №4. Фунт – мера веса.

2) Расположите единицы длины в порядке убывания. №2-3.

     1 локоть ~ 46 см
     1 дюйм ~ 2,5 см
    1 фут ~ 30 см                                                             

3 задание

                Внимание : здесь записаны числа от 0 до 9.

Внимательно слушайте вопрос, подумайте, и по моему сигналу «Карточки» поднимите карточку с правильным, по вашему мнению, ответом. Если считаете, что правильного ответа нет на плакате, поднимаете 0.

Вопросы:

1.     О каком числе идет речь в  стихотворении:

Чисел много, числам тесно,

Ведь у чисел нет границ,

Но все числа, как известно,

Состоят из … (1; единиц)

2.     Сколько на доске натуральных чисел? (правильно  - 9; 0 не является натуральным числом)

3.     Сколько на доске нечетных чисел? (5)

4.     Какие из чисел на табло простые? (числа 2,3,5,7)

Дополнительная звезда тому, кто даст определение простых чисел

5.     Найдите сумму всех чисел на доске (45)

6.     Найдите произведение всех чисел на доске (0)

7.     Найдите произведение четных чисел (384)

Дополнительная звезда: Как называется треугольник со сторонами 3,4,5 (египетский)

4 задание

               Даны «Геометрические фигуры»

1. Квадрат

2. Круг

3. Ломаная

4. Параллелограмм

5. Прямоугольник

6. Ромб

7. Трапеция

8. Треугольник

 

  Внимательно слушайте вопрос, подумайте, и по моему сигналу «Карточки» поднимите карточку с правильным, по вашему мнению, ответом.  

Вопросы:

1. У какой фигуры диагонали пересекаются под прямым углом? (1, 6)

3. У какой фигуры диагонали равны? (1, 5)

4. Площадь этой фигуры равна πR2 (2)

5. Из каких фигур состоят грани куба? (1)

На этом заканчивается  третий  тур.

Игра с залом.

1. Назовите среднее арифметическое женщины и рыбы? (русалка)

2. Назовите среднее арифметическое ежа и змеи (колючая проволока)

3. Назовите среднее арифметическое мужчины и коня (кентавр)

4. Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (корень)

5. Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца? (Ауди)

Жюри, объявляет результаты  3  тура…
С большой грустью объявляю, что игровую площадку покидают… 
Вам вручаются утешительные призы…

4  тур 

 Счастливый  случай.  Три  группы вопросов  для  трёх  пар  игроков. Кто  из  них  даст  больше  верных  ответов  за  2 минуты,  те  продолжат игру.  Останутся  2  пары.

                                            Вопросы  первой паре  игроков  

Результат сложения? (Сумма.)

Сколько цифр вы знаете? (Десять.)

Наименьшее трехзначное число. (Сто.)

Сотая часть числа. (Процент.)

Прибор для измерения углов. (Транспортир.)

Сколько сантиметров в метре? (Сто.)

Сколько секунд в минуте? (Шестьдесят.)

Результат деления. (Частное.)

Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром. (Радиус.)

График прямой пропорциональности. (Прямая, проходящая через начало координат.)

Наибольшее двухзначное число. (99.)

Прибор для построения окружности. (Циркуль.)

  Сумма длин всех сторон многоугольника. (Периметр.)

                                           Вопросы  второй    паре.

Наименьшее простое число. (2.)

Сколько нулей в записи числа миллион? (Шесть.)

Когда произведение равно нулю? (Когда хотя бы один из множителей равен 0.)

Что больше: 2м или 201 см? (201 см)

Аппарат для подводного плавания. (Акваланг.)

Что меньше: 0,6 или 0,5? (0,5)

Сколько лет в одном веке? (Сто.)

Радиус окружности 6 см. Диаметр? (12 см)

Какую часть часа составляют 20 мин? ( 1/3)

Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны. (Медиана.)

Наибольшее двухзначное число. (99.)

Что больше: 2 дм или 23 см? (23 см)

Диаметр окружности 8 м. Радиус? (4 м)

Вопросы  третьей   паре.

Два созвездия, по форме напоминающие ковш. (Большая Медведица и Малая Медведица.)

Утверждение, требующее доказательства. (Теорема.)

Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат.)

В каком случае сумма двух чисел равна первому слагаемому? (Когда второе слагаемое ~ нуль.)

Отношение противолежащего катета к гипотенузе. (Синус.)

Наименьшее натуральное число. (1.)

Угол, меньший прямого. (Острый.)

Величина прямого угла. (90°.)

Отрезок, соединяющий любые две точки окружности. (Хорда.)

Сколько сантиметров составляет 1% метра? (1 см)

Величина развернутого угла. (180°.)

Результат вычитания. (Разность.)

На какое число нельзя делить? (На 0.)

Игра с болельщиками: «Аукцион математических терминов»

Внимание, болельщики! Пока жюри подсчитывает очки, которые набрали участники игры в 4 туре, проведем аукцион математических терминов.…(участникам  вручается  треугольники).
Жюри, объявляет результаты  4 тура…
Увы, но игровую площадку покидают… 
Вам вручаются утешительные призы…

В финал вышли…                                   Поздравляю Вас с выходом в финал!

Для победы в финале Вам Из слова « математика» нужно составить как можно больше слов. Каждую букву разрешается использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове, т.е. буква «а»  – три  раза. Тот, кто назовёт последнее слово, – победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло…

Хотим наградить победителей среди болельщиков (обладателей  геометрических фигур).

Две минуты истекли. Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются.

 Литература.

1.     Агеева И. Д. Математические забавы, или Вездесущая Математика/ Последний звонок №5 2005 г

2.     Левитас Г. Г. Геометрия без доказательств: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1995. – 80 с.: ил.

3.     Писаревская Т. В. Эрудит-шоу/ Последний звонок № 11 2008 г

4.     Популярная энциклопедия: в 20 томах/ Большая энциклопедия. – М.: ТЕРРА, 2009. П 57 Т. 13. – 192 с.6 ил.

5.     Фридман Л. М. Изучаем математику: Кн. для учащихся 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 255 с.: ил.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель урока: • Образовательные 1. Воспроизведение и коррекция необходимых знаний и умений по данной теме. 2. Анализ заданий и способов их выполнения. 3. Рационализация способа выполнения заданий. 4. Самостоятельное выполнение заданий для проверки знаний, умений, навыков. Развивающие 1. Развитие приёмов умственной и исследовательской деятельности. Воспитательные 1. Воспитывать у учащихся навыки учебного труда. 2. Воспитывать культуру устной и письменной математической речи. 3. Прививать интерес к истории математики.

Слайд 2

Оборудование: 1. Математика: учебник для 5 кл . общеобразоват . учреждений/ Н.Я. Виленкин , В.И. Жохов и др., М.: « Сайтком », 2 2. Конверты у каждого из учащихся с набором различных фигур для практической работы 3. Тест у каждого из учащихся для проверки знаний, умений и навыков. 4. Чертёжные инструменты.

Слайд 3

Урок в 5 классе на тему: Площадь. Формула площади прямоугольника Учитель математики МБОУ « Верхнемактаминская ООШ» Рахимова Рамиля Сагадатовна

Слайд 4

1.Организационный момент . «Три пути ведут к знанию: Путь размышления – это путь самый благородный. Путь подражания – это путь самый легкий. И путь опыта – это путь самый горький» Конфуций

Слайд 5

Устный чет 1. 48:4 = 2. 12+23 = 3. 24•3 = 4. 36-18 = 5. 8•0 = 6. 18+13 = 7. 76:2 = 8. 99:9= 9 . 70-35= 10 . 2•19= 11 . 18•1= 12. 47-9= 13. 16+58 = 14. 9•8= 15. 64-33= 16. 55:1= 17. 84+15= 18. 0:31 =

Слайд 6

Работа по готовым рисункам. Вычислить площадь фигуры:

Слайд 7

1) Работа с раздаточным материалом. На каждой парте набор разноцветных многоугольников, из них сначала выбираются четырехугольники, а из четырехугольников – прямоугольники и квадраты, причем в каждом наборе по два неравных прямоугольника и два неравных квадрата. 2) Задание: сделав необходимые измерения, найти площади прямоугольника и квадрата. Результаты измерений — значение площади — записываются на обратной стороне шаблона. Шаблоны подписываются и сдаются учителю на проверку.

Слайд 8

Физкультминутка (игра “истинно — ложно”) Если высказывание верно, то учащиеся делают наклоны вправо-влево и хлопают в ладоши (на счет 4). Если высказывание неверно, то учащиеся приседают и тянутся руками вверх.

Слайд 10

Самостоятельная работа в виде теста в двух вариантах 4. Периметр квадрата равен 64 см. Площадь его равна: а) 128 см 2 ; б) 64 см 2 ; в) 256 см 2 .

Слайд 11

а) 46 см2; а) 46 см2 ; б) 18 см2; в) 72 см2.

Слайд 12

Итоги урока. Рефлексия.

Слайд 13

Домашняя работа Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия по математике "Путешествие в страну "Математика""

Разработка внеклассного мероприятия по математике для уящихся для 5-7 классов на татарском языке....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

"Математический бой", разработка внеклассного мероприятия по математике для учеников 5-9 класса

Разработка игры, которая проводится между 2 командами, вопросы как шуточные, так и более сложные, расчитанные на знания математики с 5 по 9 классы, также предусмотрены паузы, и игра со зрителями...

Разработка внеклассного мероприятия по математике. Брейн ринг для 8 класса.

Игра «Брейн  ринг»  для учащихся 8 классов.Цель: Содействовать повышению интереса к урокам и внеклассной работе по математике.Задачи:·...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для учащихся 5 - 6 классов "Математический поезд"

Данное мероприятие можно провести в рамках недели математики для учащихся 5-6 классов. Содержит несколько станций: "Математическая", "Март", "Олимпийская" ....

Разработка внеклассного мероприятия по математике для обучающихся 5-6 классов "Веселый математический поезд"

Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов "Весёлый математический поезд"...