"Математический бой", разработка внеклассного мероприятия по математике для учеников 5-9 класса
методическая разработка по теме

Хрипкова Ирина Николаевна

Разработка игры, которая проводится между 2 командами, вопросы как шуточные, так и более сложные, расчитанные на знания математики с 5 по 9 классы, также предусмотрены паузы, и игра со зрителями

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математический бой

В зале присутствуют: 2 команды учеников, болельщики, члены жюри., в роли ведущего – учитель.  

Д\З для команд (было объявлено заранее): составить как можно больше слов, в состав которых входит числительное например: ТЕ100, ро1на,

 составить как можно больше пословиц с числительным например: семь раз отмерь, один отреж

Игра «математический бой» Команды, «числинки» и «мерилки»

Уч-ся 6-9  класса по 2 уч-ся от класса

Учитель:

Я приветствую всех, кто сегодня собрался.

 Кто готовился, думал и очень старался.

 В наше время, чтобы строить и страною управлять,

 Прежде нужно только в школе математику познать.

 Предлагаю вам заняться занимательной игрой,

 Надо просто постараться думать всем вам головой.

 Я не Якубович Лёня, у меня в призах машины нет,

 Так что не сиди как соня – держи правильный ответ.

 Уже готово все к сраженью, ребята все сигнала ждут;

 Одну минуточку терпенья – счетная комиссия вот тут.

 Болельщиков предупреждаю, что будет встреча горяча,

 И потому я всем желаю болеть без вызова врача.

Учитель:

Проверка готовности болельщиков : «Математическое ли это слово: треугольник, ишак, дециметр, уравнение, катер, катет, периметр, угол, уголь, параллелограмм, цифра, цапля, резус, радиус, формула, формуляр, пенал, деление?

 ( Если да, то хлопаем в ладоши. Если нет, то топаем ногами.)

Учитель обращается к командам:

За каждый выигранный конкурс, команда-победитель будет зарабатывать жетон, победитель в игре, станет команда, у которой будет больше всего жетонов

 1. Конкурс: Вопрос- ответ

Я читаю вопрос, 1 команде, если команда не знает ответа, то есть шанс заработать жетон 2 у второй команды

 1.Что на Руси раньше называли «ломаными числами»? (дроби)

 2.    Сколько подвигов совершил Геракл? (12)

 3.    О какой науке Цицерон сказал: «Греки изучали ее, чтобы познать мир, а римляне – для того, чтобы измерять земельные участки»(геометрия)

 4.    Летописец сообщает, что строительство Успенского Собора в Кремле велось «в кружало и а правило». К помощи каких инструментов прибегли мастера? (циркуль и линейка)

 5. Горело 5 свечей, 2 потушили. Сколько свечей осталось? (2)

 6. В корзине 15 слив. Хозяйка положила в компот треть слив. Сколько слив в компоте? (5)

 7. Сколько нулей будет в конце произведения всех цифр? (1)

 8. В каком случае сумма двух чисел равна первому слагаемому? (Второе слагаемое равно 0)

 9. Летело 25 гусей. Одного гуся подстрели охотники. Сколько гусей осталось? (1)

 10. Яйцо всмятку варится 2 мин. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 5 яиц? (2 мин)

 11. Сколько получится, если два десятка умножить на два десятка? (400)

 12 .Ученик первого класса живёт на 10-м этаже, но доезжает на лифте до 7-го этажа и идёт дальше пешком. Почему? (не достаёт до кнопки выше 7)

13. Два отца и два сына купили 3 апельсина и разделили их

 поровну. Как это могло случиться?

 14 Петух на одной ноге весит 4 кг. Сколько кг будет весить петух, если встанет на две ноги? (4 кг)

 15. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? (30)

 16. В семье шесть дочерей, каждая имеет одного брата. Сколько всего детей в семье? (7)  

 17. Двое конькобежцев на соревнованиях пробежали 8 кругов. По сколько кругов пробежал каждый?

 18. Если два петуха закричат изо всех сил, то человек проснётся. Сколько петухов должно закричать, чтобы проснулись 4 человека? (2)

 19. Что тяжелее : килограмм гривенников или полкилограмма двугривенников? (кг гривенников)

 20. Сколько концов у палки? У 5 палок? У 5 с половиной палок? (2, 10, 12)

Пока наше уважаемое жюри решают кому отдать жетон за разминку, рекламная пауза

Стоит Данил задумавшись.

Карина (входя) Данил, о чем ты задумался?

Данил. Знаешь о чем задумался? Среднее арифметическое - гениальное изобретение математиков. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем , например, оценки, которые получили сегодня. Ты получила «5» , а я «1». Складываем делим пополам , по тройке получили оба. Видишь, как хорошо». И мать меня не накажет. Да здравствует Среднее арифметическое.

Карина Но ты даже не спросил , устраивает ли это меня?

Данил. Подожди , это еще не все. Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а я на 15 минут позже. Складываем , делим пополам – Среднее арифметическое.

Карина. Ты же гений!(в сторону) Ну я тебе проучу.(Данилу) Слышишь , Данил, ты меня просил купить кеды в нашем магазине. Тебе мама дала денег?

Данил. Да

Карина. Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со своим арифметическим. (Уходит)

Данил. Вот Здорово! Наконец – то и у меня будут кеды, и Сергей Григорьвич не будеть ругать меня.( Делает несколько гимнастических упражнений).

Карина (входит с пакетом) Видишь как быстро я вернулась. Я тебе кеды купила, не что – нибудь.

Данил ( с нетерпением). Давай быстрее покажи их.( Раскрывает пакет, с удивлением разглядывает: один большой кед, а другой маленький) Что это?

Карина. Ты еще спрашиваешь? Это твои кеды. Один 26 размера , другой 44. Складываем , делим пополам , получаем твой размер 35. Да Здравствует Среднее арифметическое.

Жюри  объявляют победителя  в 1 конкурсе

Тур 2

Учитель: Конкурс второй, Домашнее задание:

Командам было дано задание написать как можно больше слов с числительным например слово те100, команды по очереди говорят свое слово, а начнем с команды победителя, та команда у которой закончатся слова проигрывает

 Объявляется победитель,

Тур 3

Учитель: А теперь второй конкурс связанный с домашним заданием, команды дома записали пословицы с числительным, говорим каждый по пословице, у какой команды пословицы закончились, та команда проиграла   (пример: семь раз отмерь, один – отрежь)

  Жюри подводят итог

4 тур

 Учитель: Вы получаете листок с утверждениями , если утверждение верное, то возле него поставьте +, если нет, то ничего не ставьте

Верно ли, что

 1. Два треугольника равны, если три угла одного треугольника соответственно равны трём углам второго треугольника.

 2. Если угол при вершине равнобедренного треугольника равен 60º. то он равносторонний.

 3. Площадь треугольника равна произведению основания на высоту.

 4. Высота любого треугольника проходит внутри треугольника.

 5.Медиана равнобедренного треугольника является высотой и биссектрисой.

 6. У трапеции основания равны.

 7. Два треугольника равны, если три стороны одного треугольника соответственно равны трём сторонам второго треугольника.

 8. Внутренние накрест лежащие углы при пересечении двух прямых секущей равны.

 9. Диагонали прямоугольника перпендикулярны.

 10. Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 180º.

 11. Катет, лежащий против угла в 30º, вдвое меньше гипотенузы.

 12. Диагонали ромба равны.

Победит та команда у которой больше правильных ответов, и получит жетон  

пока команды работают, мы с вами послушаем БАСНЮ

Басня “Ученый кот”.

У кошки маленький котеночек подрос.

 – Как дальше быть? – возник вопрос.

 Ловить мышей – такая штука,

 Что тут нужна теперь наука.

 Решила мать, что впору

 Послать котенка в школу,

 И вот за партой в классе

 Сидит пушистый Вася...

 С усердием большим, как наказала мать,

 Принялся кот науку постигать.

 Он изучил до тонкости по темам

 Строение мышей (по графикам и схемам).

 Их чучела изготовлял из тряпок

 В кружке "умелых лапок".

 Решал, едва не плача,

 Он про бассейн задачу.

 (Сколь выльется сметаны,

 когда открыты краны.)

 Был в геометрии как дома,

 Знал доказательств остроту;

 Тригонометрия знакома

 Была прилежному коту.

 И через десять лет, науками богат,

 Понес домой наш кот из школы аттестат...

 В то время у какой-то горки

 Мышонок вылезал из норки,

 Хоть Васька изучал мышиный род по книгам,

 Исконного врага узнал он все же мигом.

 Но как его схватить?

 Нельзя же прыгнуть сразу!

 Тут надо применить

 Научных знаний базу...

 Вот неизвестного мышонка

 За икс он принял очень тонко.

 Затем в системе CGS

 Нашел его удельный вес.

v – скорость, ускоренье – a.

 (А брызги сыплются с пера!)

 По теореме Пифагора

 Он путь нашел довольно скоро;

 Привел ответы, глядя в книгу,

 К логарифмическому виду;

 Вписал последнюю строку

 И приготовился к прыжку...

 Пока ученый кот над уравненьем бился,

 Мышонок-неуч в норке скрылся.

 Запомните, друзья, соль истины такой:

 Теория мертва без практики живой.

5 тур  Учитель: как было сказано выше Теория мертва без практики живой.

Конкурс команд по одному практическому вопросу команде:

1. Отрезать от катушки нитку длиной 1м.

2. На нелинованной бумаге начертить отрезок = 18см без линейки.

3. На нелинованной бумаге построить угол 135º без транспортира.

4. Начертить одновременно окружность и треугольник разными руками.

5. Кто больше напишет математических терминов на букву «п» за 1 мин. .

6. Разгадать анаграммы : Синусок. Тетка. Картавд.  : ( жюри оценивает конкурс)

6 тур  Учитель: А мы переходим к 6 туру

Кто больше составит слов из слова «параллелепипед»  и пока команды заняты параллелепипедом, мы с вами посмотрим сценку

Нужно ли “зубрить”?

Учащиеся часто спрашивают: “Почему учителя требуют, чтобы все формулировки мы заучивали наизусть? Неужели недостаточно того, чтобы знать их в “свободной форме” и воспроизводить своими словами?” Прежде чем дать ответ по существу, расскажем одну историю.

Это произошло в те времена, когда на улицах города ещё не было освещения. Как–то ночью мэр города столкнулся с горожанином. Это было неприятно и больно. Тогда мэр отдал приказ, чтобы никто не выходил ночью на улицу без фонаря. Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем же горожанином.

Вы не читали моего приказа?– спросил мэр сердито.

Читал,– ответил горожанин. – Вот мой фонарь.

Но в фонаре у вас нет ничего.

В приказе об этом не упоминалось.

Наутро появился новый приказ, обязывающий вставлять свечу в фонарь при выходе ночью на улицу. Вечером мэр опять налетел на того же горожанина.

Где фонарь?!

Вот он.

Но в нем нет свечи!

Нет, есть. Вот она.

Но она не зажжена!

В приказе ничего не сказано о том, что надо зажигать свечу.

И мэру пришлось издать ещё один приказ, обязывающий граждан зажигать свечи в фонарях при выходе ночью на улицу.

Теперь, наверное, всем учащимся ясно, как следует поступать с формулировками определений, аксиом и теорем. Если они могут своими словами передать их точный смысл – пожалуйста! Если же нет, то, чтобы не уподобляться тому мэру, о котором только что рассказано, следует учить наизусть.

Теперь каждая команда говорит свое слово, у кого слова закончились тот проиграл…

Награждаем победителя

7 тур Конкурс капитанов

По очереди отвечают каждый на свой вопрос

 1 В семье 5 сыновей, у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?        

6 человек

2. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц?        

4 минуты

3 Чем кончается день и ночь?        

Мягким знаком

4. Сколько горошин может войти в один стакан?        

Сами они войти не могут

5. На что похожа половина яблока?        

На другую половинку

6. Электропоезд едет с востока на запад со скоростью 60 км/ч. В том же направлении – с востока на запад – дует ветер со скоростью 50 км/ч. В какую сторону отклоняется дым поезда?        

Ни в какую, у электропоезда дыма нет.

Учитель: Жюри решает кому из капитанов отдать жетон, и подводит общий итог выявляет победителя,

а мы с вами поиграем в такую игру: послушайте задачу

- Итак, я сел в троллейбус на начальной станции и пересчитал пассажиров. Их было 17. Троллейбус тронулся, затем остановился. На первой остановке вошло 6 человек, вышло 2 (будьте внимательны!). На следующей остановке вошло 10 человек, никто не вышел. Потом на остановке вошло 3 человека, а вышло 8. На следующей остановке вошло 4 человека и вышло 7.

А потом на остановке

 Гражданин один вошел

 С целой кучею обновок …

 Сколько было остановок?        

Этот вопрос оказывается для всех совершенно неожиданным, вызывает веселое недоумение. Считали-то все пассажиров, а не остановки, хоть никто их не предупреждал, что именно надо считать.

5 остановок.

Если возникают незаполненные паузы, например на выполнение каких-то заданий детям требуется больше времени, чем рассчитывал учитель, то эти паузы можно заполнить математическими забавами М.Ю.Лермонтова (для болельщиков):

 1. Задумайте любое число до 20. Прибавьте к нему 25, прибавьте ещё 40, отнимите 36, отнимите задуманное число, остаток умножьте на 2, отнимите 8. Получится 50!

 2. Задумайте любое число до 20, прибавьте к нему 18, отнимите4, прибавьте 46, отнимите задуманное число, разделите остаток на 15. Получится 4!

 Учитель: Подведение итогов, награждение победителей.

5*9 = 45, скоро встретимся опять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике для учеников 6-7 классов: "Праздник числа ПИ"

Внеклассное мероприятие проводится для учеников одной параллели, во время недели математики, можно приурочить к дню рождения числа ПИ 14.03.Заранее предупредить представителей команд, что необходимо в...

Разработка внеклассного мероприятия по математике. Брейн ринг для 8 класса.

Игра «Брейн  ринг»  для учащихся 8 классов.Цель: Содействовать повышению интереса к урокам и внеклассной работе по математике.Задачи:·...

Разработка внеклассного мероприятия по математике для 8-х классов "Математическая мозаика"

Предмет математики настолько серьезен,что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным.Б. Паскаль...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для учащихся 5 - 6 классов "Математический поезд"

Данное мероприятие можно провести в рамках недели математики для учащихся 5-6 классов. Содержит несколько станций: "Математическая", "Март", "Олимпийская" ....

Разработка внеклассного мероприятия по математике для 8–9- х классов - конкурс "Звёздный час".

Разработка внеклассного мероприятия по математике для 8–9- х классов - конкурс "Звёздный час"....

Разработка внеклассного мероприятия по математике для обучающихся 5-6 классов "Веселый математический поезд"

Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов "Весёлый математический поезд"...