"Действия с рациональными числами"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Низовцева Екатерина Владимировна

Урок был проведен в рамках Дней молодого специалиста в апреле 2014 г.

Конспект урока, презентация, дополнительные материалы.

Задание 1 можно скачать по ссылке 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока39.07 КБ
Файл Презентация1.68 МБ
Файл Таблица рефлексии15.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учебный предмет: математика.

Класс: 6.

Тема урока: «Действия с рациональными числами»

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Тип урока по форме организации взаимодействия:

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).
Содержательная цель: закрепление, при необходимости коррекция, обобщение умений и навыков в действиях с положительными и отрицательными числами.

Структура урока

  1. Организационный этап
  2. Этап мотивации к коррекционной деятельности
  3. Этап актуализации и пробного учебного действия
  4. Этап работы с текстом (физминутка)
  5. Этап локализации индивидуальных затруднений
  6. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
  7. Этап реализации построенного проекта
  8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
  9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Ход урока

  1. Организационный этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

У: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!

Эпиграфом к нашему уроку станут слова Максима Горького «Доказывать человеку необходимость знания – это все равно,  что убеждать его в полезности зрения». Как вы понимаете эти слова?

Учащиеся готовятся к уроку, садятся на свои места.

Обсуждают эпиграф урока

Сегодня на уроке мы будем закреплять, при необходимости корректировать, обобщать ваши умения и навыки в действиях с положительными и отрицательными числами.

На нашем уроке будут присутствовать консультанты, которые будут помогать решать возникающие проблемы. А кто же будет этими консультантами, мы определим с помощью нескольких заданий.

Слушают объяснения учителя

  1. Этап мотивации к коррекционной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

На уроке вам будет необходимо заполнить таблицу «Знаю. Понимаю. Могу». Она поможет вам выявить именно те моменты, в которых вы испытываете затруднения и во время урока обратить внимание на эти вопросы.

Столбец «Н» - ваши знания и умения на начало урока.

Столбец «З» - ваши знания и умения по результатам выполнения задания.

Столбец «К» - ваши знания и умения в конце урока.

Пожалуйста, напротив каждого вопроса в соответствующем столбце поставьте знак «+» в ячейке, если утверждение соответствует действительности, и знак «-», если не соответствует.

  1. Сложение отрицательных чисел
  2. Сложение чисел с противоположными знаками
  3. Вычитание
  4. Умножение
  5. Деление
  6. Свойства рациональных чисел

Слушают объяснения учителя, заполняют таблицу (Столбцы под буквой «Н»).

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Для того чтобы начать работу, нам нужен один «доброволец», который будет работать самостоятельно на отдельной доске. Остальные учащиеся будут работать со мной вместе.

Задание 1. Отправьте каждого джина в его собственную лампу. Для этого установите соответствия

(Фронтальное выполнение)

А.

  1. Если
  2. Если

Один ученик выполняет индивидуальное задание. Остальные учащиеся работают вместе с учителем.

Задание 1 – учащиеся находят соответствия и соединяют формулы – к доске выходят по одному.

Задание 2. Помогите герою построить домики. Для этого дополните правила. Если вы отвечаете на вопрос правильно, строится домик. Если же вы отвечаете на вопрос неверно, то вылетают кирпичи. Чтобы ответить на вопрос поднимите руку. (Фронтальное выполнение).

А. Чтобы сложить 2 отрицательных числа, надо

1) сложить их модули и поставить перед полученным числом знак -

2) выбрать большее число по модулю и вычесть из него меньшее число

Б. Чтобы сложить 2 числа с разными знаками, надо

1) сложить их модули и поставить перед полученным числом знак -

2) из большего модуля вычесть меньший, поставить перед ответом знак того числа, модуль которого больше

В. Чтобы перемножить 2 числа с разными знаками, надо:

1) Перемножить модули

2) Перемножить модули этих чисел и поставить в ответе знак –

Г. Чтобы перемножить 2 отрицательных числа, надо

1) Перемножить модули этих чисел и поставить в ответе знак -

2) Перемножить их модули

Д. Чтобы разделить отрицательно число на отрицательное, надо

1) Разделить модуль делимого на модуль делителя

2) Разделить модуль делимого на модуль делителя, поставить в ответе знак -

Е. При делении чисел с разными знаками, надо

1) Разделить модуль делимого на модуль делителя

2) Разделить модуль делимого на модуль делителя

Ж. При делении отрицательного числа на нуль получается

1) Нельзя выполнить

2) 0 

Подбирают верное окончание правил, выходят  доске и проверяют свой ответ.

Ответы:

А – 1

Б – 2

В – 2

Г – 2

Д – 1

Е – 2

Ж – 1

Задание 3. Поместите машины в гаражи. Для этого определите знак выражения и с помощью фломастера нарисуйте дорогу машины до гаража.

Пожалуйста, один учащийся к доске, остальные работаю в тетрадях – записывают выражения в два столбика.

1)    +

2)  +

3)   +

4)     -

5)    -

6)       -

Найдите ошибки на доске.

Один учащийся выполняет задание у доски с помощью маркера, остальные работают в тетрадях. После завершения работы, класс проверяет верность решения. Далее сверяют ответы с ответами в презентации

Задание 4 (индивидуальное для 1 ученика, записано на доске). Один «доброволец» к доске. Найдите и исправьте ошибки в примерах

1)

2)

3)                            

4)      

5)

6)

Ребята, а вы согласны с исправленной работой? Какую оценку вы бы поставили ученику, выполнившую эту работу?

Учащийся самостоятельно решает примеры и исправляет ошибки.

Класс проверяет верность выполненной работы.

Отвечают на вопросы

  1. Этап работы с текстом (физминутка)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прочитать историческую справку стр. 210-211.

Каждый 2 парты – это группа. Всей группой составьте по 1 вопросу к тексту и задайте их учащимся из других групп. Обратите внимание на то, что вопросы не должны повторяться  

Читают текст. Анализируют прочитанное. Работают в группах – составляют вопросы. Знакомятся с портретами ученых.

  1. Этап локализации индивидуальных затруднений

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задание 5. Математический диктант

Один учащийся у доски, остальные в тетрадях. Консультантами при выполнении данного задания у нас будут ребята, которые уже были сегодня у доски и решали Задание 3 и Задание 4.

Для того чтобы воспользоваться помощью консультанта, необходимо, молча, поднять руку. Консультант подойдет. Не забывайте о правилах вежливости и о том, что помощь может быть нужна не только вам, но и вашим одноклассникам.

  1. Найдите сумму чисел -7 и -9
  2. Выполните сложение чисел (-43) и 75
  3. Найдите разность чисел 48 и (-15)
  4. Из числа 5,5 вычесть 2,3
  5. Найдите произведение чисел (-2,8) и 2
  6. Выполните умножение дробей
  7. Выполните деление чисел 3,6 и (-9)
  8. Найдите частное чисел -55 и 5
  9. Найдите значение выражения: к сумме чисел (-34) и (-16) прибавить (-25)
  10. Найдите произведение суммы чисел (-2) и (-6) и числа 6

Поменяйтесь друг с другом тетрадями и проверьте работу соседа по парте. Оцените работу одноклассника.

Критерии оценивания:

0 ош. – «5»

1-2 ош. – «4»

3-4 ош. – «3»

Один учащийся выполняет диктант на доске. Остальные работают в тетрадях. Консультанты отвечают на вопросы одноклассников.

Ответы:

Проверяют работы друг друга, анализируют результаты, выставляют оценки.

Заполните столбцы «З» таблицы

Заполняют столбцы под буквой «З»

  1. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ребята, проанализируйте, пожалуйста, вашу таблицу, а именно, ответы в столбцах под буквами  «Н» и «З». Все ли задания вы смогли выполнить верно? В чем были допущены ошибки? Как вы думаете, что следует сделать, чтобы в дальнейшем не допускать подобных ошибок?

Анализируют свои знания и умения по  таблице. Отвечают на вопросы учителя. Делают предположение о том, каким образом корректировать свои знания и умения.

  1. Этап реализации построенного проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задание 6. На данном этапе я предлагаю вам поработать самостоятельно, пользуясь помощью консультантов.

Консультанты  - учащиеся, которые выполняли у доски Задание 3, Задание 4 и Задание 5.

Они будут давать подсказки и объяснять как выполнить решение примеров, в которых у вас возникнут трудности.

Если у вас в таблице напротив какого-либо пункта в разделе «Умею» стоят минусы, значит, вам необходимо решить из учебника следующие номера:

-пункт 1 - № 1072 (а-е) стр. 182

-пункт 2 - № 1098 стр. 187

-пункт 3 - № 1132 (а-е) стр. 193

-пункт 4 - № 1164(а-е) стр. 199

-пункт 5 - № 1190 (а-е) стр. 206

-пункт 6 - № 1237 (а-е) стр. 219

Если у вас возникли затруднения в нескольких номерах, то решайте номера по порядку. Те пункты, которые вы не успеете отработать, будут вашим домашним заданием.

Если у вас в таблице только «+», то вы получаете индивидуальное задание на все действия с рациональными числами.

Индивидуальное задание - № 1221

Выполняют задание в соответствии со схемой. Консультанты помогают учащимся, дают подсказки, объясняют сложные места.

На доске решают номера.

Сравнивают свои ответы, с теми, которые указаны в презентации.

Оценивают свою работу.

№ 1072

А)              Б)       В)

Г)                 Д)          Е)

№ 1098

А)            Б)         В)

Г)                   Д)            Е)

№ 1132

А)             Б)         В)

Г)              Д)          Е)

№ 1164

А)             Б)                В)

Г)          Д)                Е)

№ 1190

А) 11               Б)             В)

Г)            Д)             Е)

№ 1237

А)               Б)        В)

Г)                   Д)             Е)

№ 1221

А)                Б)               В)

Г)             Д)              Е)

Ж)            З)

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Выполните небольшую самостоятельную работу.

Вариант 1

№ 1. Определите знак

А) 54*(-84)               Б) 75:35

В) 2398+(-689)         Г) -789-678

№ 2. Вычислите

А) а*0         Б) b*1

В) с:1          Г) 0:1

№ 3. Вычислите

А) 210* (-7)             Б) -210:7

В) -210-7                 Г) -210+7

Вариант 2

№ 1. Определите знак

А) -789*90                 Б) 100: (-56)

В) 78975+(-5657)      Г) 879-678

№ 2. Вычислите

А) x*0                     Б) y*1

В) m:1                     Г) 0:1

№ 3. Вычислите

А) -240* (-6)          Б) -240:6

В) -240-(-6)            Г) 240+(-6)

Критерии оценивания:

0-1ош. – «5»  

2-3 ош. – «4»

4-5 ош. «3»

Поменяйтесь друг с другом тетрадями и проверьте работу соседа по парте. Оцените работу одноклассника.

Выполняют тест. Проверяют работы друг у друга. Анализируют работу одноклассника. Выставляют оценку.

Ответы:

Вариант 1

№1

А)-; Б)+; В)+; Г)-.

№ 2

А) 0; Б) b; В) с; Г) 0

№ 3

А)-1470; Б) -30; В) -217; Г)  -203

Вариант 2

№1

А)-; Б) -; В)+; Г) +.

№ 2

А) 0; Б) y; В) m; Г) 0.

№ 3

А) 1440; Б) -40; В)-234; Г) 234

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Урок подходит к концу.

Домашнее задание: повторить все правила действий с рациональными числами, выполнить номера в соответствии с таблицей.

Заполните оставшиеся столбцы в таблице.

Проанализируйте свою деятельность на уроке по таблице и скажите, каких результатов вы достигли за урок.

В завершение урока я хочу предложить вам небольшую игру «Чемодан, мясорубка, корзина». Выберите, как вы поступите с информацией, полученной на уроке.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Записывают домашнее задание. Заканчивают заполнение таблицы. Анализируют свою деятельность на уроке. Играют в игру «Чемодан, мясорубка, корзина».




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Действия с рациональными числами

Слайд 2

Эпиграф Доказывать человеку необходимость знания – это все равно, что убеждать его в полезности зрения Максим Горький

Слайд 3

Знаю. Понимаю. Могу Сложение отрицательных чисел Сложение чисел с противоположными знаками Вычитание Умножение Деление Свойства рациональных чисел

Слайд 4

Чтобы сложить 2 отрицательных числа, надо сложить их модули и поставить перед полученным числом знак - выбрать большее число по модулю и вычесть из него меньшее число Чтобы сложить 2 числа с разными знаками, надо сложить их модули и поставить перед полученным числом знак - из большего модуля вычесть меньший, поставить перед ответом знак того числа, модуль которого больше Выбери правильные ответы и построй два домика герою!

Слайд 5

Чтобы перемножить 2 отрицательных числа, надо Перемножить модули этих чисел и поставить в ответе знак - Перемножить их модули Выбери правильные ответы и построй два домика герою! Чтобы перемножить 2 числа с разными знаками, надо: Перемножить модули Перемножить модули этих чисел и поставить в ответе знак -

Слайд 6

Чтобы разделить отрицательно число на отрицательное, надо Разделить модуль делимого на модуль делителя Разделить модуль делимого на модуль делителя, поставить в ответе знак - При делении чисел с разными знаками, надо Разделить модуль делимого на модуль делителя Разделить модуль делимого на модуль делителя, поставить в ответе знак - При делении отрицательного числа на нуль получается Нельзя выполнить 0 Выбери правильные ответы и построй три домика герою!

Слайд 7

Гараж + - -5346:(-24) -654+1010 3+8 –(-1000-100) -654-1010 -100+64 -5346*24

Слайд 8

Знаю. Понимаю. Могу Сложение отрицательных чисел Сложение чисел с противоположными знаками Вычитание Умножение Деление Свойства рациональных чисел

Слайд 9

Исторические сведения Архимед Симон Стевин Диофант Александрийский

Слайд 10

Математический диктант -16 32 63 -5,6 5. -0,4 6. -48

Слайд 11

Знаю. Понимаю. Могу Сложение отрицательных чисел Сложение чисел с противоположными знаками Вычитание Умножение Деление Свойства рациональных чисел

Слайд 12

Тренировка -пункт 1 - № 1072 ( а-е ) стр. 182 -пункт 2 - № 1098 стр. 187 -пункт 3 - № 1132 ( а-е ) стр. 193 -пункт 4 - № 1164( а-е ) стр. 199 -пункт 5 - № 1190 ( а-е ) стр. 206 -пункт 6 - № 1237 ( а-е ) стр. 216 Индивидуальное задание - № 1221 стр. 211

Слайд 13

Тренировка П. 1 № 1072 ( а-е ) стр. 182 Образец: А) -15+(-38)= =- (15+38)=-53 П. 2 № 1098 стр. 187 Образец: А) 3,8+ (-8,9) | -8,9 |>|3,8|→(-) 8,9-3,8=5,1 3,8+ (-8,9)= -5,1 Или 3,8+ (-8,9)= =-(8,9-3,8)=-5,1 П. 3 № 1132 ( а-е ) стр. 193 Образец: В) -5,6-(-3,8)= =-5,6+3,8= =-(5,6-3,8)= =-1,8 П. 4 № 1164( а-е ) стр. 199 Образец: А) -17*5=-=(17*5)=-85 П. 5 № 1190 ( а-е ) стр. 206 Образец: А) -55 : (-5)=11 П. 6 № 1237 ( а-е ) стр. 216 Образец: Д) 7,2-(3,2-5,9)= =7,2-3,2+5,9= =9,9

Слайд 14

Решение

Слайд 15

Решение

Слайд 16

Решение

Слайд 17

Решение

Слайд 18

Самостоятельная работа 1 вариант 2 вариант № 1. Определите знак А) 54*(-84) Б) 75:35 В) 2398+(-689) Г) -789-678 № 1. Определите знак А) -789*90 Б) 100: (-56) В) 7875+(-5657) Г) 879-678 № 2. Вычислите А) а *0 Б) b *1 В) с:1 Г) 0:1 № 2. Вычислите А) x *0 Б) y *1 В) m :1 Г) 0:1 № 3. Вычислите А) 210* (-7) Б) -210:7 В) -210-7 Г) -210+7 № 3. Вычислите А) - 2 4 0* (- 6 ) Б) -2 4 0: 6 В) -2 4 0- (-6) Г) 2 4 0+ (-6)

Слайд 19

Ответы 1 вариант 2 вариант №1 А)-; Б)+; В)+; Г)-. № 1 А)-; Б) -; В)+; Г) +. № 2 А) 0; Б) b ; В) с; Г) 0 № 2 А) 0; Б) y ; В) m ; Г) 0. № 3 А)-1470; Б) -30; В) -217; Г) -203 № 3 А) 1440; Б) -40; В)-234; Г) 234 0-1ош. – «5» 2-3 ош . – «4» 4-5 ош . «3»

Слайд 20

Знаю. Понимаю. Могу Сложение отрицательных чисел Сложение чисел с противоположными знаками Вычитание Умножение Деление Свойства рациональных чисел

Слайд 21

Домашнее задание Повторить правила и формулы из п. 32-38; Творческое задание: придумать, записать и вычислить по 3 примера на каждое правило (всего 18 примеров);

Слайд 22

Чемодан, мясорубка, корзина

Слайд 23

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Знаю правило

Понимаю принцип

Могу решить

Н

З

К

Н

З

К

Н

З

К

1

1

1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

5

5

5

6

6

6

  1. Сложение отрицательных чисел
  2. Сложение чисел с противоположными знаками
  3. Вычитание
  4. Умножение
  5. Деление
  6. Свойства рациональных чисел


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

устный счет, математика 6 класс. "Действия с рациональными числами"

Не все дети любят считать. Но забавная "Пчелка" поможет проявить интерес даже к такой трудной теме. Эта презентация наверняка понравится вашим ученикам. А может использоваться и родителями....

Сказочное путешествие по теме "Действия с рациональными числами" (6 класс)

Разработка урока с презентацией  сказочное путешествие по теме: "Действия с рациональными числами" в 6 классе по учебнику Н.Я. Виленкина...

Обобщающий урок по теме "Все действия с рациональными числами" 6 класс

Обобщающий урок по теме "Все действия с рациональными числами" для 6 класса выполнен с применением игровых технологий. Сюжет урока - путешествие под водой с целью поиска пиратского клада. В данной мет...

6 класс. Урок на тему: "Действия над рациональными числами".

Обобщить знания учащихся по темам « Сложение, вычитание, умножение рациональных чисел»; совершенствовать вычислительные навыки; развивать активность, самостоятельность, познавательный интерес, л...

Конспект урока по математике в 6 классе "Свойства действий с рациональными числами".

Урок,объяснение нового материала на базе знаний 5 класса в виде устной работы,которая позволяет самим учащимся рассказать о свойствах действий с рациональными числами.На уроке ребята отрабатывают пере...

"Действия с рациональными числами", 6 класс

Цели:повторить действия сложения, вычитания, умножения и деления рациональных чисел; закрепить решений уравнений....

Математика 6 класс. Урок-путешествие «Полет в космос». Урок обобщения и систематизации по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами»

В данной статье представлено описание урока обобщения и систематизации знаний по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами». Урок посвящен повторению правил, о...