Урок алгебры в 7 классе "Решение уравнений".
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме

Щербаков Александр Викторович

Представленный мною урок разработан и предназначен для усвоения новых знаний по теме «Решение уравнений» на уроках алгебры в 7 классе. Основная цель урока: построить алгоритм решения уравнения методом группировки известных и неизвестных слагаемых.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Щербаков Александр Викторович

учитель математики

Государственное казённое общеобразовательное учреждение казачий кадетский корпус имени Героя Советского Союза К.И. Недорубова

400110, г.Волгоград, Красноармейский район, р.п.Южный 

УРОК АЛГЕБРЫ В 7 КЛАССЕ  «РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ».

     Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

     Урок сопровождается презентацией

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя. Сегодняшний урок я начну с небольшой исторической информации. (Слайд 1)

В истории арифметики и алгебры большое значение имеют труды Мухаммеда ал – Хорезми. Написанный им в начале IX века алгебраический трактат, известный под названием «Китаб ал-джебр ва-л-мукабала» явился первым в мире самостоятельным сочинением по алгебре. Для ал-Хорезми алгебра  - это искусство решения уравнений, необходимое людям – как писал он – «в случаях наследования, наследственных пошлин, раздела имущества, торговли и во всех их деловых взаимоотношениях, или же в случае измерения земель, проведения каналов, геометрических вычислений и других предметов различного рода». (Г.И. Глейзер «История математики в школе»).

Кто и когда придумал первое уравнение? На этот вопрос ответить, наверное, невозможно. Задачи, сводящиеся к  уравнениям, люди решали  и в Древнем Вавилоне, и в Древнем Египте, и в Древнем Китае, и в Древней Индии, и в Древней Греции.

При решении задач уравнения у нас могут получиться самые разные, поэтому  важно уметь решать любые уравнения.

  1. Тема урока «Решение уравнений» (записывается на доске). (Слайд 2)

  1. Формулируются цели урока. (Слайд 3)
  1. Образовательные:
  • построить алгоритм решения уравнения методом группировки известных и неизвестных слагаемых;
  • формирование умения пользоваться алгоритмом при решении уравнений.
  1. Развивающие:
  • формирование умения выделять главное, сравнивать, анализировать и делать выводы;
  • развивать качества личности – трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении цели.
  1. Воспитательные:
  • выработка объективной оценки своих достижений;
  • формирование ответственности.
  1. Повторение.  (Слайд 4) 

     Учащиеся получают карточки, на которых записаны простейшие уравнения. Решают их самостоятельно. Обмениваются работами с соседом, проверяют вместе с учителем на интерактивной доске правильность выполнения, оценивают друг друга и затем сдают учителю листок с ответами.  

Проверка решений уравнений.  (Слайд 5)

а) ;

б) ;

в) ;

г) ;

д) ;

е) .

Оценивание ответов.   (Слайд 6)

  1. Изучение нового материала. 

    Обратимся к древнегреческой задаче.  (Слайд 7) 

     Для решения этой задачи нужно составить  уравнение и поможет нам в этом следующий слайд:     (Слайд 8)   x = 1/2x + 1/4x +1/7x +3. 

     Посмотрите на все решённые вами уравнения на карточке и на уравнение, которое получилось у нас при решении задачи. Чем они отличаются? (Учащиеся сравнивают, и приходят к выводу, что в уравнениях на карточке неизвестная величина находится слева от знака равно, а в другом уравнении неизвестная величина находится и слева, и справа от знака равно). Для того чтобы решать такие уравнения нужно знать особые свойства уравнений.

Правило №1.  В уравнении можно перенести слагаемое из одной части в другую, изменив при этом его знак на противоположный.

Правило №2.  Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, отличное от нуля.  (Слайд 9, 10)

      Рассмотрим уравнение . Определим, какие слагаемые, и в какую часть    будем переносить. Как изменяться знаки этих слагаемых?   (Слайд 11)

     Ещё раз читается по учебнику  Правило №1 (стр. 110)

      - Для того, чтобы еще лучше усвоить это правило, нам на помощь приходит   "Запоминалка":      (Слайд12)

      Образ: знак « = » – это река, а знак слагаемого «+» или «-» - это одежда. Слагаемое переплывает реку и меняет сырую (например, плюсовую) одежду на сухую (минусовую).

  1. Первичное закрепление. 

Более подготовленные ученики решают на доске № 365 (а-в) (I столбик).

(Слайды 13, 14) Фронтальная работа со всем классом. Найди ошибку в решении.

                

  1. Закрепление изученного материала проводится в виде индивидуальной работы по разноуровневым карточкам. (Слайд 15)

     Уровень I. Заполни пропуски в решении уравнений.

     Уровень II. Реши уравнение, используя приведённый алгоритм.

     Уровень III. Самостоятельно реши уравнения.

     Дополнительное задание.  (Слайд   16 )

  1. Обобщение изученного материала.

Решить задачу, прочитанную в начале урока.  (Слайд 17)

     Задача из старинных рукописей и арифметики Л.Ф. Магницкого.      Спросил некто учителя: «Скажи, сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать тебе в учение своего сына». Учитель ответил: «Если придёт ещё учеников столько же, сколько имею, и половина, и четверть столько, и твой сын, тогда будет у меня учеников  100». Спрашивается, сколько учеников в классе? (Слайд 18)

      Дополнительная задача. (Олимпиада по математике г. Бийск 6 класс 2011-2012 уч.г.). Племянник спросил дядю, сколько ему лет. Дядя ответил: «Если к половине моих лет прибавить 7, узнаешь мой возраст 13 лет назад». Сколько лет дяде? (Слайд 19)

  1. Итог урока.

  1. Домашнее задание. 364, 365 (г-е), 347*. Творческое задание. Найти, решить и оформить старинную задачу, решаемую с помощью уравнения. (Слайд 20)

         

Список литературы. (Слайд 21)

  1. Баврин И. И., Фрибус Е.А. Старинные задачи. М.: Просвещение, 1994.
  2. Глейзер Г.И. История математики в школе. М.: Просвещение, 1964 и др.
  3. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные     занимательные задачи. М.: Наука, 1988.
  4. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. М.: Просвещение, 1990.
  5. Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. Алгебра.

7 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение,   2013.

Приложение 1

                        Самостоятельная работа №2

Фамилия и имя ученика______________________________________  

         

I уровень.  Заполнить пропуски в решении уравнений.

1)                                         2)

II уровень.  Реши уравнения, используя приведённый алгоритм.

1)

Перенести слагаемое  в левую часть уравнения, изменив его знак на противоположный.

Перенести слагаемое  в правую часть уравнения, изменив его знак на противоположный.

Привести подобные слагаемые.

Закончить решение уравнения. Сделать проверку. Записать ответ.

2)

Перенести слагаемое  в левую часть уравнения, изменив его знак на противоположный.

Перенести слагаемое  в правую часть уравнения, изменив его знак на противоположный.

Привести подобные слагаемые.

Закончить решение уравнения. Сделать проверку. Записать ответ.

III уровень.  Решить уравнения. 

                                                               

1) .                                2) .              

Приложение 2                                                                            

                       

  Самостоятельная работа №1

 Фамилия и имя ученика______________________________________  

Уравнения

Решение  уравнений

 а)

 б)

 в)

 г)

д) 

е) 

Оценка за работу: ________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Решение уравнений

Слайд 3

Цели урока. Образовательные: построить алгоритм решения уравнения методом группировки известных и неизвестных слагаемых; формирование умения пользоваться алгоритмом при решении уравнений. Развивающие: формирование умения выделять главное, сравнивать, анализировать и делать выводы; развивать качества личности – трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении цели. Воспитательные: выработка объективной оценки своих достижений; формирование ответственности.

Слайд 4

Повторение

Слайд 5

Ответы к простейшим уравнениям а) x = 2 ,7 – 3,8 x = – 1 ,1 б) x = 9 ∙ 1/3 x = 3 в) y = 1 ,1 – 3,5 y = – 2 ,4 г) b = 1/4 : 4 b = 1/16 д) x = 16 : 8 x = 2 е) 3 x = 6 x = 6 : 3 x = 2

Слайд 6

Оценивание «5» - верно решено 6 уравнений «4» - верно решено 4-5 уравнений «3» - верно решено 3 уравнения

Слайд 7

– Скажи мне знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы. – Вот сколько, – ответил Пифагор, – половина изучает математику, четверть – природу, седьмая часть проводит время в размышлении, и, кроме того, есть еще три женщины. Древнегреческая задача.

Слайд 8

Половина изучает математику, четверть – природу, седьмая часть проводит время в размышлении, и, кроме того, есть еще три женщины. 3 женщины X

Слайд 9

Правило №1 В уравнении можно перенести слагаемое из одной части в другую, изменив при этом его знак на противоположный

Слайд 10

Правило №2 Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, отличное от нуля

Слайд 11

Решение уравнения 3 x – 6 = 5x Проверка: 3 x – 5 x = 6 3 ∙ ( – 3) – 6 = 5 ∙ ( – 3) – 2x = 6 – 15 = – 15 x = 6 : (– 2) x = – 3 Ответ: x = – 3 .

Слайд 12

Образ: знак « = » - это река, а знак слагаемого « + » или « - » - это одежда. Слагаемое переплывает реку и меняет сырую (например, «плюсовую» ) одежду на сухую ( «минусовую» ).

Слайд 13

Найди ошибку

Слайд 14

Найди ошибку

Слайд 15

Самостоятельная работа №2 I уровень. Заполни пропуски в решении уравнений. II уровень. Реши уравнения, используя приведённый алгоритм. III уровень. Реши уравнения.

Слайд 16

Дополнительное задание к самостоятельной работе

Слайд 17

Решение древнегреческой задачи x = 1/2 x + 1/4x + 1/7x + 3 x – 1/2 x – 1/4x – 1/7x = 3 3/28x = 3 x = 3 : 3/28 = 3 ∙ 28/3 x = 28 Ответ: 28 учеников.

Слайд 18

Старинная задача. Спросил некто учителя: «Скажи, сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать тебе в учение своего сына». Учитель ответил: «Если придёт ещё учеников столько же, сколько имею, и половина, и четверть столько, и твой сын, тогда будет у меня учеников 100». Спрашивается, сколько учеников в классе?

Слайд 19

Дополнительная задача. Племянник спросил дядю, сколько ему лет. Дядя ответил: «Если к половине моих лет прибавить 7, узнаешь мой возраст 13 лет назад». Сколько лет дяде? (Олимпиада по математике г. Бийск 6 класс 2011-2012 уч.г.).

Слайд 20

Домашнее задание. 364, 365 (г-е), 347*. Творческое задание. Найти, решить и оформить старинную задачу, решаемую с помощью уравнения.

Слайд 21

Список литературы. 1) Баврин И. И., Фрибус Е.А. Старинные задачи. М.: Просвещение, 1994. 2) Глейзер Г.И. История математики в школе. М.: Просвещение, 1964. 3) Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. М.: Наука, 1988. 4) Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. М.: Просвещение, 1990. 5) Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. Алгебра. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2013.

Слайд 22

ВСЕМ СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок алгебры "Однородные тригонометрические уравнения. Тригонометические уравнения, приводимые к квадратным"

Подробная разработка урока (2 ч.) с целями, задачами для каждого этапа урока. Предусмотрен этап проверки понимания обучаемыми нового материала, а также этап всесторонней проверки знаний....

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе "Различные способы решения систем линейных уравнений" способы решения систем уравнений

Урок алгебры в 7 классе направлен на обобщение и систематизацию различных способов решения систем уравнений: метода сравнения, сложения, подстановки, графического метода, метода Крамера, выбора рацион...

Технологическая карта урока алгебры "Определение квадратного уравнения"

Учебный предмет: математика (модуль «Алгебра»).Класс: 8 класс.Автор УМК (программы учебного курса): Ю.Н. Макарычев и др., под  ред. С.А. Теляковского «Алгебра. 8 класс&raq...

Презентация к уроку алгебры "Решение квадратных уравнений"

Презентация к уроку алгебры "Решение квадратных уравнений"...

Урок алгебры по теме «Уравнения, приводимые к квадратным» с применением уровневой дифференциации с элементами развивающего обучения.

Урок алгебры  по теме «Уравнения, приводимые к квадратным» с применением уровневой дифференциации с элементами развивающего обучения...