Урок в 5 классе по теме «Действия с десятичными дробями»
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Бевз Светлана Григорьевна

Урок в 5 классе по теме «Действия с десятичными дробями»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx97.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе по теме «Действия с десятичными дробями»

Цель урока: актуализировать знания учащихся о десятичных числах; повторить правила сложения, вычитания, умножения десятичной дроби на натуральное число; уметь применять полученные знания.

Планируемые результаты:  решать задачи, уравнения с десятичными числами; верно использовать в речи термины. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при выполнении действий с десятичными дробями; применять свойства сложения при вычислениях рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Задачи:

 - образовательные (формирование познавательных УУД):

обеспечить осознанное усвоение действий с десятичными числами при решении задач; обобщить и систематизировать знания учащихся о десятичных дробях; закрепить навыки и умения применять алгоритмы действий при решении.

 - воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

 - развивающие (формирование регулятивных УУД)

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, математическую речь, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока : закрепление и усвоение полученных знаний с переходом на более высокий уровень.

Методы:

по источникам знаний: словесные, наглядные;

по степени взаимодействия учитель - ученик: эвристическая беседа;

относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично - поисковый.

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Организация деятельности учащихся на уроке:

 - самостоятельно выходят на проблему и решают её;

 - самостоятельно определяют тему, цели урока;

  - работают с технологической картой при выполнении заданий;

 - отвечают на вопросы;

 - решают самостоятельно задачи;

 - оценивают себя и друг друга;

 - рефлектируют.

Необходимое оборудование: Учебники по математике, доска, раздаточный материал, (карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием).

Структура и ход урока

1.Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. 

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! Я уверена, что на урок математики вы пришли с хорошим настроением и готовы получать новые знания.

2. Мотивация урока

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

Слайд 2.

И сегодня наш урок не обычный, а сказочный. Почему? Случилась беда -  Снежная Королева забрала Кая, бросила ему в глаза и сердце льдинки «десятичных дробей», заморозив его так, что он забыл о Герде. Вот и отправилась девочка на поиски своего друга в царство Снежной королеве. Дорога нелегкая и мы поможем Герде найти Кая и растопить его сердце с помощью наших знаний и умений. Но прежде чем отправиться на помощь мы должны выбрать правильный маршрут, иначе мы заблудимся и не сможем помочь Герде.

Слайд 3.  Выберите темы, с которыми мы знакомы и расположите в том порядке, в каком изучали.

1.  Какие виды чисел вы знаете?

2.  Какие числа называются натуральными?

3. Ноль натуральное число?

4. Какие числа называются обыкновенными  дробями? Примеры

5. Какие числа называются десятичными дробями? Примеры

6. Ребята, чем сегодня на уроке мы будем заниматься?

7. Какие цели вы сегодня поставите перед собой?

Формулировка учащимися темы урока и целей урока.

Перевернуть карточки и прочитать пословицу «С малой удачи начинается большой успех».

- А как добиться успеха? (На партах лежат индивидуальные лесенки успеха «Лесенка успеха», у учителя – своя. На каждом этапе урока дети оценивают свой успех и рисовать «мордашку»).

http://festival.1september.ru/articles/577475/img2.gif

- выбираю первый значок. Мне с вами комфортно и хорошо, у меня отличное настроение. Я надеюсь, что у вас сегодня всё получится, и вы добьётесь успеха.

- Обозначьте значком своё настроение в начале урока. (Дети приклеивают «мордашку».)

3. Актуализация знаний

Сначала обдумаем план наших действий.

1) Устная работа “Думайте и соображайте”

Слайд . Известно, какое важное значение имеет запятая в написании слов. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, как в известном мультфильме, “ Казнить, нельзя помиловать” или  “Казнить нельзя, помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

 Слайд . Расставьте в следующих равенствах запятые:

  1. 32 + 1,8=5         
  2. 7,36-336=4
  3. 63 – 27=60,3
  4. 3 + 108=4,08        
  5. 5,7 – 4 = 1,7

Когда план был обсужден, Герда отправилась к реке и спросила, не знает ли она где Кай. Речка ответила: «Если правильно соберешь правила, то я покажу тебе дорогу!»

2) Фронтальный опрос «Соберите правила»

Слайд . Собрать правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей.

4.Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

1.Слайд  И вот Герда приплыла к старой волшебнице. Старушке девочка очень понравилась. Чтоб Герда забыла Кая, она, расчесывая девочке волосы, заколдовала ее.

Чтобы чары пропали, надо выполнить следующие задания.

Самопроверка

2) Слайд «Продолжите ряд чисел»:

Посмотрите на числа в каждом ряду; догадайтесь, по какому признаку они собраны вместе и запишите ещё по три числа в каждый ряд.

  • 0,2; 0,7; 1,2;…;        1,7
  • 1,1; 2,2; 4,4;…;         8,8
  • 2,5; 5; 7,5; 10;… .     12,5

Самопроверка

Мы помогли Герде вспомнить Кая и она убежала от волшебницы. Долго бежала, устала и присела отдохнуть. И мы отдохнем вместе с ней. Физминутка.

Отдохнув Герда отправилась в путь. Долго шла Герда. Однажды она попала в город гномов. Они создавали разные сплавы. Гномы рассчитывали вес полученного слитка латуни.

Слайд

Задача. Чтобы получить латунь, сплавили 64,85 кг меди,  332,75 кг цинка и 2,1 кг свинца. Потери во время плавки составили 2,215 кг сплава. Определите массу полученной латуни.

Проверьте решение

 1) 64,85+332,75+2,1= 399,7 (кг)  вес сплава.

2) 399,7-2,215= 397,485 (кг) вес латуни.

Гномы подсказали Герде как найти  Золушку. Она знает дорогу к замку

и поможет Герде найти брата. Золушке мачеха приказала сшить платья для бала, а она не знает -  хватит ли ей денег. Ребята, давайте поможем Золушке.

Слайд

Задача. Цена одного метра атласа – 42,8 р. , а шёлка на 4,78 р. дешевле. Хватит ли 900 р. на покупку 9 м атласа и 10 м шёлка?

Проверь решение.

42,8 – 4,72 = 38,02 (р.) стоит один метр шёлка.  

 42,8 * 9 = 385,2 (р) стоит весь атлас.

38,02 * 10 = 380,2 (р) стоит весь  шёлк.

385,2 + 380,2 = 765,4 (р) стоит вся покупка.

900 > 816,51

        ответ: денег хватит.

Золушка отблагодарила Герду и показала дорогу к замку. Чтобы развеселить Герду, принц с принцессой предложили ей решить уравнения.

Слайд

Решите уравнения:

  1. 34*(х+1,2)=61,2
  2. 295,1:(х-3)=13

Самостоятельное решение, затем – сверка с доской.

Герда рассказала им свою историю и попросила у принца и принцессы карету, что дальше отправиться в поисках Кая.

Долго ехала Герда на карете, но в лесу ее поймали разбойники, которыми командовала маленькая Разбойница. Рассказ Герды опечалил Разбойницу. И она решила отпустить ее, если Герда решит задачу.

Самостоятельное решение.

6) «Решите задачу»

Найди площадь леса, в котором я живу, если он имеет форму прямоугольника с длиной 18,4км, а шириной на 9,4 км меньше.

(   Решение. 1) 18,4-9,4=9 (км) –ширина леса;

2)18,49=165,6 (км)–площадь леса.

         Ответ: 165,6  км).

Выполняем взаимопроверку.

Северный Олень показал дорогу к Снежной Королеве. Когда Герда увидела Кая, она бросилась к нему, но тот стоял неподвижно. В его глазах и сердце были льдинки. Их нужно растопить. Для этого звездочки в примерах замените на цифры.

Самостоятельное решение в парах.

«Замените звездочки цифрами»

   1,*

   *6

------

* * 8

3 *

------

4*, 8

Ответ:1,826=46,8.

Проверка .

Сердце Кая растаяло, он вспомнил Герду. И вместе они отправились домой.

5. Рефлексия.

На своем путевом листе напишите, за что вы можете себя похвалить, а за что поругать, а также выставите «оценку» своему настроению в конце урока.

6. Итоги урока. Домашнее задание.

Вот закончена игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился?

Кто же в сказке отличился?

Подсчитаем суммарный балл за урок. Если в тетради записи аккуратные – дополнительный балл.

Молодцы ребята!

Вы справились с заданьями

И блеснули знаньями.

Каю с Гердой помогли,

От Снежной Королевы их спасли.

А волшебный ключ к ученью -

Ваше упорство и терпенье!

Спасибо за урок! До новых встреч в сказочной стране Математики!

  1. Какая тема рассматривалась сегодня на уроке? Какое бы вы сами дали название нашему уроку? Почему?
  2. Какие алгоритмы вы повторили? Для чего это нужно?
  3. Какие еще действия можно делать над десятичными дробями?
  4. Что понравилось на уроке больше всего?
  5. Где во время урока у тебя все получалось хорошо?
  6. Какими словами можешь выразить свое настроение как результат работы на уроке?
  7. За что можете похвалить одноклассников?
  8.  За что можете похвалить учителя?

Подведение итогов по лестнице «Состояние души».

Спасибо за урок! До новых встреч в сказочной стране Математики!

http://festival.1september.ru/articles/577475/img22.gif

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

настроение

оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

настроение

оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

настроение

оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

настроение

оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

настроение

оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

настроение

оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

настроение

оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

настроение

оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

настроение

оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

настроение

оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

настроение

оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

настроение

оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

настроение

оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

настроение

оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

настроение

оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

настроение

оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

настроение

оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями"

Данный материал содержит подробный план открытого урока по теме "Действия с десятичными дробями", а также презентацию к этому уроку..Презентация поможет учителю заинтересовать учащихся , привить любов...

Конспект и презентация к уроку по математике в 5 классе по теме Действия с десятичными дробями

Данный материал содержит в себе конспект урока и презентацию по теме Действия с десятичными дробями к учебнику математика 5 Виленкин...

урок математики в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями"

Урок - путешествие на тему " Действия с десятичными дробями" с презентацией и описанием урока....

Конспект урока в 6 классе по теме: «Действия с десятичными дробями»

Цели данного урока: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся при выполнении арифметических действий с десятичными дробями;развитие познавательной активности;развитие мыслител...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)

Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...

Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме : "Действия с десятичными дробями"

Обобщение и ситсематизация ЗУН учащихся при выполнении  действий с десятичными дробями с помощью совместной работы, используя методику «взаимообмен заданиями»....

открытый урок в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями"

Интегрированный урок, посвящённый 70-летию Сталинградской битвы...