электив "Решение текстовых задач 10 класс"
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему

Козлова Ираида Александровна

    В современной школе каждый ученик в процессе обучения должен иметь возможность подготовиться к продолжению своего образования в избранном им направлении. Получить специализированную подготовку учащиеся X-XI могут, изучая отдельные учебные предметы, углублено или в рамках профильного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_tekstovyh_zadach.docx36.64 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

на 2014 – 2015 учебный год.

Наименование раздела

№ урока

Тема урока

Элементы содержания

Дата

проведения

план

факт

Понятие текстовой задачи

1

Вводное занятие. Понятие текстовой задачи.

понятие текстовой задачи,

этапы решения текстовой задачи,

способы решения текстовой задачи

2-3

Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач.

этапы математического моделирования,

арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи,

алгоритм решения текстовых задач

Задачи на проценты

4-7

Задачи на проценты.

понятие процента, правила

нахождения дроби от числа и числа по его дроби, простой и сложный процентный рост, формула сложных процентов

8-11

Задачи на процентное отношение, концентрацию

понятия  «концентрация», «процентное содержание», объёмная концентрация,

процентное содержание

Задачи на работу

12-13

Задачи на абстрактную работу.

формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её

выполнения.

14-16

Задачи на конкретную работу.

формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её

выполнения.

Задачи на движение

17-20

Задачи на сухопутное движение.

равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах

движения.

21-22

Задачи на движение по реке.

Скорость по течению, скорость против течения

Задачи на числа

23-25

Задачи на числа.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых

Задачи на прогрессии

26-28

Задачи на прогрессии.

Формулы  n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий. 

Задачи с геометрическим содержанием

29-32

Задачи с геометрическим содержанием.

Треугольники, четырёхугольники, многоугольники, окружности

33-34

Итоговое занятие.

Решение задач по всему курсу

                                                                       

ПРОГРАММА ПРАКТИКУМА ПО МАТЕМАТИКЕ

«РЕШЕНИЕ  ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»

ДЛЯ 10-ых КЛАССОВ

    В современной школе каждый ученик в процессе обучения должен иметь возможность подготовиться к продолжению своего образования в избранном им направлении. Получить специализированную подготовку учащиеся X-XI могут, изучая отдельные учебные предметы, углублено или в рамках профильного обучения.

   Большинство обучающихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения ЕГЭ: решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет около 30%. По этим причинам возникла необходимость более глубокого изучения традиционного раздела элементарной математики: решение текстовых задач.

   С помощью текстовой задачи формируются важные общеучебные умения, связанные с анализом текста, выделением главного в условии, составлением плана решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием речи обучающегося. В ходе решения текстовой задачи формируется умение переводить ее условие на математический язык уравнений, неравенств, их систем. 

   Введение практикума позволит обучающимся X классов убедиться в том, что математические знания, представления о роли математики в современном мире стали необходимыми компонентами общей культуры, а обучающимся с математическими способностями поможет сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения.

Цели :

  • сформировать у обучающихся полное представление о решении текстовых задач;
  • сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;
  • развить интерес к математике, способствовать выбору обучающимися путей дальнейшего продолжения образования;
  • расширить рамки школьной программы;
  • способствовать развитию логического мышления.

Задачи:

  • рассмотреть проблему необходимости решения текстовых задач,
  • овладение научной терминологией;
  • эффективное использование терминологии;
  • формирование логических навыков выделения главного;
  • формирование сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации;
  • овладение рациональными приёмами работы и навыками самоконтроля;
  • формирование знаний и умений обучающихся при решении текстовых задач;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие познавательной активности обучающихся;
  • развития интереса к предмету;
  • применение знаний в нестандартных и проблемных ситуациях;
  • интеллектуальное развитие обучающихся;
  • развивать алгоритмическое и структурное мышление обучающихся;
  • эстетическое восприятие;
  • навыки устной и письменной речи;
  • воспитание ответственности, самостоятельности, критичному отношению к себе;
  • формировать качества мышления, необходимые для продуктивной жизни в обществе;
  • формировать логическое, абстрактное, эвристическое, системное мышление;
  • воспитывать культуру умственного труда, способствовать укреплению здоровья,
  • формирование ответственности, организованности, дисциплинированности;
  • воспитание ответственности, самостоятельности, настойчивости, культуры математического мышления.

После рассмотрения тем практикума обучающиеся должны иметь следующие результаты обучения:

  • уметь определять тип текстовой задачи,
  • знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;
  • уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
  • уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса,
  • проводить полные обоснования при решении задач,
  • приобрести навык в решении уравнений или неравенств, встречающихся в ходе решения текстовых задач,
  • перестать испытывать психологический дискомфорт при встрече с условием текстовой задачи.

Тематическое планирование

(34 ч, 1 ч в неделю)

Понятие текстовой задачи

1-3

Вводное занятие. Понятие текстовой задачи.

Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач.

Задачи на проценты

4-11

Задачи на проценты.

Задачи на процентное отношение, концентрацию.

Задачи на работу

12-16

Задачи на абстрактную работу.

Задачи на конкретную работу.

Задачи на движение

17-22

Задачи на сухопутное движение.

Задачи на движение по реке.

Задачи на числа

23-25

Задачи на числа.

Задачи на прогрессии

26-29

Задачи на прогрессии.

Задачи с геометрическим содержанием

30-33

Задачи с геометрическим содержанием.

34

Итоговое занятие.

Содержание занятий 

1. Вводное занятие. Понятие текстовой задачи. 

  • понятие текстовой задачи
  • история использования текстовых задач в России
  • этапы решения текстовой задачи.
  • наглядные образы как средство решения математических задач
  • рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач
  • арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи

2. Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач. 

  •  этапы математического моделирования
  • этапы решения задач
  • виды текстовых задач
  • арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи
  • понятие о математическом моделировании.
  • алгоритм решения текстовых задач
  • оформление решения задач

3. Задачи на проценты. 

  • понятие процента
  • вводные задачи на доли
  • задачи на дроби
  • задачи на пропорции.
  • процентное отношение
  • нахождение числа по его процентам
  • типы задач на проценты
  • процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования).
  •  примеры решения задач
  • процентные расчеты на ЕГЭ
  • процентные изменения
  • простой и сложный процентный рост
  • задачи, связанные с изменением цены
  • задачи о вкладах и займах
  • формула сложных процентов

4. Задачи на процентное отношение, концентрацию. 

  • задачи на смеси и сплавы
  • основные допущения при решении задач на смеси и сплавы
  • задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание»
  • объёмная концентрация
  • исследовательская работа
  • процентное содержание
  • формула сложных процентов

5,6. Задачи на работу. 

  • понятие работы
  • понятие производительности
  • алгоритм решения задач на работу
  • вычисление неизвестного времени работы;
  • путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа;
  • задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами.
  • задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы
  • задачи, в которых требуется найти производительность труда
  • задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы
  • система задач, подводящих к составной задач

7,8. Задачи на движение. 

  • движения навстречу друг другу.
  • движение в одном направлении.
  • движение в противоположных направлениях из одной точки.
  • движение по реке.
  • движение по кольцевым дорогам.
  • относительность движения.
  • чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач.

9. Задачи на числа.

  • зависимость между числами

10. Задачи на прогрессии. 

  • арифметическая прогрессия
  • геометрическая прогрессия

11. Задачи с геометрическим содержанием. 

  • треугольники
  • четырёхугольники
  • исследовательская работа
  • многоугольники
  • окружности
  • презентация

12.Итоговое занятие.

                                   

                                                                                                                             

                                                                                                                               

Пояснительная записка к практикуму

Рабочая практикума по математике в 10 классе составлена на основе программы элективного курса «Решение  текстовых задач».

                                                                             

Составитель: Козлова Ираида Александровна, учитель математики МОУ СОШ №17

Предмет – математика, практикум

Класс – 10

Уровень – профильный

Всего часов на изучение программы 34

Количество часов в неделю 1 час

Литература

  1. «Энциклопедический словарь юного математика» Составитель Савин А.П., Москва, «Педагогика», 1989г.
  2. И.Н. Петрова. Проценты на все случаи жизни. – Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство, 1996.
  3. А.Е. Захарова. Несколько задач «про цены». М.М. Фирсова. Урок решения задач с экономическим содержанием. – Журнал «Математика в школе» №8/2002. Стр. 34 – 38.
  4. М.В. Лурье, Б.И. Александров. Задачи на составление уравнений. Учебное руководство. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1990г.
  5. А. Тоом. Как я учу решать текстовые задачи. - Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №46, 47, 2004г.
  6. А. Прокофьев, Т. Соколова, В. Бардушкин, Т. Фадеичева. Текстовые задачи. Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №9, 2005г.
  7. В. Булынин Применение графических методов при решении текстовых задач. – Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №14, 2005г.
  8. Липсиц И.В. Экономика. Методическое пособие 10 кл. в 2-х кн. – М.: Вита – Пресс, 2000.
  9. Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе - №4, 2001.
  10. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М.: Школа – Пресс, 2000.
  11. Б.Ф. Бутузов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. Математика. Учебник для экономистов 10 - 11 классов. - М.: Сантакс - Пресс, 1996г.
  12. В.В. Ткачук Математика - абитуриенту. - 9-е изд., исправленное и дополненное. М.: МЦНМО,2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации обучения учащихся решению задач с кратким ответом. Текстовые задачи»

«Методические рекомендацииобучения учащихся решению задач с кратким ответом.Текстовые задачи»...

Построение многоуровневой системы задач по теме: «Текстовые задачи»

Многие со мною согласятся, что на итоговой аттестации по математике основной школы учащимся трудно даётся решение текстовых задач. В связи с этим следует создать систему многоуровневых заданий, котора...

Сборник задач."Использование дробей при решении текстовых задач в 5-8классах"

Сборник  предназначен для использования при повторении пройденных тем по дробям, и особенно, по решению задач. В ней даются в виде математических моделей: схем, таблиц, числовых и буквенных выраж...

«Применение технологии подводящих задач при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в 9 классе по теме: «Текстовые задачи на движение»

Суть технологии подводящих задач - это планомерная корекционная работа с любым учащимся по любой теме для подготовки к ГИА, и не только. В данной статье приводится метод технологии подводящих задач пр...

Сценарий проведения научно-практической конференции учителей «Продуктивная деятельность с различными источниками информации (текстовой информацией, таблицами, графиками, диаграммами, рисунками, текстовыми задачами и др.)»

Актуальная проблема сегодняшнего образования - развитие умений и навыков работы с текстом. На это нацеливает основная образовательная программа Федеральных государственных образовательных стандартов ...

Практическая задача по математике для 5 класса. Тема: Решение текстовых задач.

Цели: формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных...

Разработка открытого занятия кружка по теме: "Методика работы с текстовой задачей. Поиск решения нестандартных задач".6-7 классы.

Методика  раскрывается на примере задач на однокруговые турниры.В задачах этого занятия турниры исследуются алгебраическими методами. Обучение алгебре состоит не только и не столько в обучении ме...