занимательная математика и геометрия
элективный курс по алгебре (6 класс) на тему

       

Факультативный курс, предназначенный для учащихся 6-х классов, проявляющих повышенный интерес к математике.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Занимательные задачи по математике и геометрии»

для 6 класса

Автор: Медникова И. В.

учитель математики  ГБОУ СОШ №1366

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Факультативный курс, предназначенный для учащихся 6-х классов, проявляющих повышенный интерес к математике.

ЦЕЛЬ  КУРСА: подготовить учащихся 6-х классов к изучению курсов алгебры и геометрии на II ступени обучения в соответствии с зоной потенциального развития каждого школьника.

 ЗАДАЧИ  КУРСА:

  • развитие вычислительных умений и навыков до уровня, позволяющего использовать их при решении задач по математике и смежным дисциплинам;
  • развитие памяти, внимания и мышления.
  • ознакомление учащихся с некоторыми методами и приемами решения олимпиадных задач;
  • развитие творческого потенциала школьников, их способностей к плодотворной умственной деятельности;
  • расширение и углубление знаний учащихся по математике.

Основными формами организации учебно-познавательной деятельности являются практикумы, математические соревнования.

Программа курса составлена на год и предполагает занятия с учащимися по 2 часа в неделю. Объем курса -68 часов.

В данный курс учитель математики может вносить изменения и дополнения по своему усмотрению

ПРОГНОЗ ОЖИДАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА

В соответствии с требованием программы по математике для 5–6-х классов 80% учащихся должны:

  • Производить в уме арифметические действия (сложение и вычитание трёхзначных чисел, умножение двух-и трёхзначных чисел на однозначное число, умножение и деление любого числа на 10, 100, 1000, …).
  • Уверенно выполнять письменно действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями (не сложные).
  • Решать несложные задачи арифметическим (алгебраическим) способом.
  • Распознавать и изображать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольники, круг, окружность, шар).
  • При объяснении решений учащимися должна звучать грамотная математическая речь.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения данного курса учащиеся

должны знать:основные методы и  приемы решения  задач;

должны уметь:применять изученные методы и приемы при решении олимпиадных задач

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Вид деятельности

1.Числовые головоломки -10ч.

1.

Город  математических величин

1

Беседа

Просмотр презентации: «Числовые ребусы»

2.

Математические ребусы

2

Составлением алгоритма решений математических ребусов

3.

Математические софизмы

2

Проведение доказательств математических софизмов

4

Принцип Дирихле

5

Принцип Дирехле.

Решение простейших задач на принцип Дирехле.

  1. Признаки делимости-5ч.

1.

Признаки делимости на 3,6и9(с доказательством)

2

Практическая работа.

2.

Признаки делимости на 7,11, 19

1

Самостоятельное проведение доказательства

3.

Решение задач с использованием признаков делимости

2

Математический марафон

  1. Решение различных задач-14ч

1.

Решение задач методом «с конца»

1

Проблемное изложение

2.

Решение задач на проценты

4

Просмотр презентации по теме: «Проценты в нашей жизни». Решение задач на составление уравнений.

3.

Решение задач на все действия с дробями

4

Решение задач. Математическая регата.

4

Некоторые эвристические приемы решения задач

5

Решение задач. Введение вспомогательной неизвестной, перебор, перефразирование.

  1. Логические задачи-8ч

1.

Логические предметные ряды

2

Поиск и проверка закономерностей

2.

Логические таблицы

2

Исследование в группах

3.

Задачи на сравнение

2

Проведение аналогий, выводы, обобщения

4.

Задачи на взвешивание, переливание, перекладывания

2

Математическая регата

  1. Комбинаторные задачи-6ч

1.

Введение в комбинаторику. Графы. Перестановки

4

Лекция, беседа

2.

Размещения и сочетания

2

Обучение «через задачи»

  1. Геометрические построения-17ч.

1.

Построение фигур одним росчерком карандаша

4

Простые фигуры. Различные задачи. Микроисследование в группах

2.

Танграмы

2

Составление танграмов

3.

Подсчет фигур

2

Работа по готовым чертежам

4.

Геометрические задачи на «разрезание»

2

Выполнение письменно-графических работ

5.

Геометрические сравнения

2

Работа по схемам, таблицам

6

Многогранники.

3

Модели

7

Оригами как моделирование объектов

2

Схемы

                               Разные задачи.

1

Разные задачи.

5

Решение задач на движение, натуральные числа, на совместную работу.

2

Математические соревнования

2

Виды мат. соревнований, проведение олимпиад, математического боя и др. соревнований.

3

Итоговое занятие "Творцы математики".

1

Решение и составление кроссвордов.

                                              Всего

68

Список литературы для учителя:

  1. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю. Как развивать внимание и память вашего ребёнка. – М.: Эйдос, 1994.
  2. Программа средней общеобразовательной школы "Факультативные курсы". Сборник №2. – М.: Просвещение, 1990.
  3. Смирнов В.Ф., Генрва А.Н. Путешествие в страну тайн. – М.: Новая школа, 1993.
  4. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. – М.: МИРОС, 1995.
  5. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика. – М.: Аванта +,2000
  6. Минковский В.Л. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 1985.
  7. Список литературы для учащихся:
  8. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика. – М.: Аванта +, 2000.
  9. Депман И.Д., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 1985.
  10. Олимпиадные задания по математике: 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся. – Волгоград: Учитель, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики."Повторение. Занимательная математика". 6 класс

Цель урока закрепить познавательный интерес к изучению математики и развить познавательные возможности учащихся....

Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике

Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...

"Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работы

Урок-презентация "Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работыСлайды "решение" только для педагогов. Рекомендую их скрывать перед уроком...

Занимательность на уроках геометрии

Доклад «Занимательность на уроках геометрии» (Секция «Математическая подготовка студентов педвуза в условиях новых образовательных стандартов»). Всероссийская научно – практическая конференция «47 Евс...

Урок по математике в 6 классе - (ТНР-V вид). "Урок занимательной математики"

Урок  занимательной математики. (6класс)                      ( для учащихся с тяжел...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...