Главные вкладки

    Методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме:
    Урок_Правильные и неправильные дроби, 5 класс (ФГОС)

    Волгина Наталья Александровна

    Урок разработан в соответствие с ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_pravilnye_i_nepravilnye_drobi.docx47.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Волгина Н.А., учитель математики МБОУ «Называевская СОШ № 4» Омской области

    Предмет:  математика.

    Класс:  5.

    Уровень образования: базовый.

    Тема: Правильные и неправильные дроби.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Формы работы: в парах, индивидуальная, фронтальная.

    Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.        

    Методы обучения:

    По источникам знаний: словесные, наглядные.

    Относительно характера познавательной деятельности: практические.

    Учебно-методическое обеспечение: Учебник: Е.А. Бунимович.  Математика. 5 класс. М.: Просвещение, 2014 г.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, мел.

    Педагогические задачи:

    Обучающая: научить распознавать дроби правильные и неправильные.

    Развивающая: развивать внимание; познавательную активность.

    Воспитательная: воспитывать внимательность, аккуратность при работе с текстами и записями примеров с правильными и неправильными дробями.

    Планируемые результаты:

    Знать какая дробь называется правильной, а какая неправильной; уметь распознавать правильные и неправильные дроби.

    Формируемые УУД:

    Познавательные: уметь делать выводы, формировать навык распознания правильных и неправильных дробей; применять полученные знания при решении задач.

    Коммуникативные: уважать и уметь слушать друг друга, взаимодействовать в паре, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

    Регулятивные УУД:  понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи в паре, определять цель учебного занятия, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на вопросы и оценивать достижения свои и одноклассников.

    Личностные УУД: формировать навыки самоорганизации, учебную мотивацию, оценивать результат и рефлектировать его в отношении личностной значимости.

    Организация деятельности учащихся на уроке:

    -самостоятельно определяют тему, цели урока;

    -выводят правило для распознавания правильных и неправильных дробей;

    -работают с текстом учебника;

    - работают с текстом ТТ;

    -отвечают на вопросы;

    -решают самостоятельно задачи;

    -оценивают себя;

    -выполняют рефлексию.

    Ход урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Организационный этап

    Проверяет подготовленность обучающихся к учебному занятию, организует внимание детей. Приветствует их.

    Здравствуйте, ребята!   Прозвенел звонок, я вижу, что все вы готовы к уроку, пожалуйста, присаживайтесь. Откройте тетради и подготовьте их к работе на уроке. Оставьте одну, пустую строку для записи темы урока

    Проверяют свою готовность к уроку.  Включаются в деловой ритм урока.

    Приветствуют учителя.

    Актуализация и  мотивация деятельности

    Осуществляет вводную беседу.

    Скажите ребята, как называется глава, которую мы начали изучать на предыдущих уроках? Что мы знаем о дробях? Какие открытия были сделаны на предыдущих уроках?

    Повторим что знаем, выполняя устную разминку.

    Прочитайте дроби, которые вы видите на слайде (средний ряд по цепочке). Назовите числители и знаменатели. Что показывает числитель и знаменатель дробей, которые выделены цветом?

    Какая часть  фигуры заштрихована? Как определили?

    Какая часть фигуры №2 заштрихована? №3, № 4?

    Определите координаты точек на  координатной прямой

    А(1), В(4), С(6), D(9)

    Вступают в диалог с учителем. Отвечают на вопросы (узнали: что такое дробь; что такое числители и знаменатели и что они показывались; научились записывать и читать дроби; находить часть от целого; отмечать дроби на координатной прямой).

    Читают дроби.

    Определяют, какая часть фигуры заштрихована.

    Определяют координаты точек и поясняют как они это делают.

    Определение целей и темы урока

    .

    Дан ряд дробей. 1 ряд, прочитайте дроби.

     -  Какая из дробей лишняя? Почему?

    Второй ряд дробей читает третий ряд?  

    -  Какая из дробей лишняя? Почему?

    Что можете сказать про остальные дроби?

    На  столах у вас имеются карточки, на которых записаны разные дроби. Работая в паре, распределите дроби на группы. И подготовьте ответы на вопросы, которые вы видите на слайде. Приступаем к работе. Время работы 3минуты.

    Закончили работу.

    Отвечаем на вопросы. Сколько  групп у вас получилось? Сравните, используя информацию на слайде, содержимое  полученных групп дробей.

    По какому принципу выполнено распределение? И так в 1 группе оказались дроби, у которых числитель меньше знаменателя. Дроби первой группы называют правильными. Как бы вы назвали дроби второй группы? Это для вас новые понятия?

    Определите тему сегодняшнего урока. Запишите тему в тетради. Определите цели урока.

    - Узнать какие дроби называются правильными, а какие неправильными

    - научиться распознавать правильные и неправильные дроби.

    Обучающиеся первого ряда читают дроби. Объясняют, какая лишняя.

    Обучающиеся третьего ряда читают дроби. Объясняют, какая лишняя.

    А у всех остальных дробей числитель меньше знаменателя.

    Выполняют задание, готовят ответы на вопросы.

    Отвечают, выполняют сравнение.

    Отвечают: неправильными.

    Да.

    Формулируют тему урока.

    Определяют цели урока.

    Осмысливают информацию.

    Открытие нового знания

    Итак, мы  распределили дроби на группы и дали им названия. Дайте свои определения правильным и неправильным дробям.

    Где же мы можем узнать, правы ли мы?  

    Откройте  учебник на стр. 135. Сравните свои определения с определениями в учебнике.

    Всё верно?

    Молодцы!

    Прослушайте ещё раз определения и затем в парах проговорите их. (Электронное сопрофождение к УМК).

    Запишите  в тетради:

      - правильная дробь, т.к. 2<  3 (ч < з)  

             и  - неправильные дроби, т.к. 3 = 3  и 5 >  3(ч = з и ч  > з)

     5 и   3

      Какой цели мы достигли?

    Идём дальше к достижению наших целей.

    Работаем с информацией слайда.

    Первый ученик:

    - Прочитайте дробь. Назовите числитель, назовите знаменатель. Сравните их. Сделайте вывод.

    Второй ученик:

    - Прочитайте дробь. Назовите числитель, назовите знаменатель. Сравните их. Сделайте вывод.

    Третий ученик:

    - Прочитайте дробь. Назовите числитель, назовите знаменатель. Сравните их. Сделайте вывод.

    Составьте алгоритм действий, выполняя который вы сможете распознать какая перед вами дробь: правильная или неправильная

    1. Назвать числитель и знаменатель дроби
    2.  Сравните их
    3. Сделать вывод, используя определения правильной и неправильной дробей

    Формулируют определения.

    В учебнике.

    Выполняют сравнение.

    Да.

    Слушают определение и рассказывают его друг другу.

    Записывают в тетрадь.

    Выполняют рефлексию деятельности.

    Читают дроби и отвечают на вопросы.

    Составляют алгоритм действий

    Первичное закрепление знаний

    Предлагаю выполнить следующие задания (задания на слайде).

    Загрузите правильные дроби в грузовик. Вы называете дробь. Если ответ верный, то дробь отправляется в грузовик.

    А в поезд загрузим все неправильные дроби.

    Итак, дроби отправились в путешествие, а мы с вами продолжаем.

    Выполняют задания на распознавание дробей.

    Физкультминутка

    Предлагает сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.  

    Тихо встали и немного отдохнём. Я  буду называть дроби: если дробь правильная хлопаем, неправильная топаем

    4     7    13     5     6    17     25     6      19

    3,    8,  100,   2 ,   6    19  ,  19  , 11  ,   19

    Молодцы. Тихо сели.

    Выполняют физминутку.

    Решение тренировочных упражнений

    Предлагает выполнить задания из учебника с комментированием у доски: стр. 137, № 475.

    Для проверки усвоения правил двое работают у доски, остальные  тетради.

    Просит ребят, оценить работу одноклассников у доски.

    Дополнительно: № 477.

    .

    Решают задания.

    Осуществляют оценивание.

    Самостоятельная работа

    Предлагает выполнить самостоятельную работу.

    А сейчас, ребята, предлагаю вам небольшой тест, для проверки того, как вы усвоили тему сегодняшнего урока.

    Прочитайте  задания. Задайте вопросы, если они возникли. Вопросов нет, приступили к заданию. Время выполнения 5 мин.

    Закончили работу. Взяли карандаш и выполним самопроверку правильности решения по образцу. (Ответы на слайде).

    Оцените свою работу:

    Если вы получили 6-7 «+», то вы получаете за это задание отметку «5». Если вы получили 4-5 «+», то вы получаете за это задание отметку «4».      

     Те, у кого менее 4 «+», сегодня отметки не получает. У вас есть возможность повысить свою отметку на следующем уроке.

    Выполняют самостоятельную работу.

    Осуществляют самопроверку.

    Критерии оценивания: отметка выставляется в зависимости от числа правильно выполненных заданий.

    Рефлексия

    Наш урок подходит к концу. Подведём итоги. Вернёмся к целям, которые ставили в начале урока. Как вы, считаете, достигли ли мы цели? Почему так считаете?

    Выполняют рефлексию: учащихся отвечают на вопросы и высказывают свои мнения.

    Домашнее задание

    Сообщает домашнее задание.

    Закончу урок словами:

    Дроби всякие нужны,
    Дроби разные важны.
    Дробь учи, тогда сверкнёт тебе удача.
    Если будешь дроби знать,
    Точно смысл их понимать,
    Станет легкой даже трудная задача.

    Спасибо за урок!

    Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.


    Исследование по теме: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».

    Объект исследования: дроби с одинаковыми знаменателями.

    Предмет исследования: правила сложения и вычитания дробей.

    Цель исследования: вывести правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

    Задания для проведения исследования

    1. Закрасьте на рисунке: А) красным цветом  фигуры, а зелёным  фигуры.

            Б) красным цветом  фигуры, а зелёным  фигуры.

    В) красным цветом  фигуры, а зелёным  фигуры.

    А)        Б)        В)

    1. Для каждого случая запишите, какая часть фигуры оказалась закрашенной.
    2. С помощью какого арифметического действия можно найти закрашенную часть фигуры? Как записать это действие? Запишите его.

    1. Выполните задание из тетради-тренажёра № 226 на стр. 95. Каждый участник группы выполняет задание в своей тетради.
    2. Сверьте ответы.
    3. Если вы догадались, как выполнить сложение дробей с одинаковыми знаменателями, то расскажите в группе как это сделать. Обсудите сформулированное утверждение.
    4. Решите задачу. К Саше в гости пришли друзья и он решил их угостить тортом. Саша разрезал торт на 10 частей и положил их на тарелку. Друзья съели 4 кусочка. Сколько кусочков осталось? При необходимости сделайте рисунок к задаче.
    5. Выполните действия и проиллюстрируйте их на схеме:

    1. Обсудите равенства,  полученные в заданиях 7 и 8.  Сформулируйте в группе полученное правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
    2. Допишите выражения:

    Сделайте выводы:

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    1. Заполните таблицу:

    № п/п

    Фамилия, имя ученика(цы)

    Мне было трудно ….

    Мне было интересно …

    Могу себя похвалить …

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Кто в группе особо отличился? Чью работу вы хотели отметить?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    УРОК «ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ДРОБИ» 5 КЛАСС

    Цель урока:Дать понятие правильной и неправильной дроби;Научить отличать правильные и неправильные дроби ; Формировать вычислительные навыки, логическое мышлениеХод урока.Организационный...

    Открытый урок по теме "Правильные и неправильные дроби", 5 класс

    Открытый урок по теме  "Правильные и неправильные дроби" в технологии системно-деятельностного подхода, презентация к уроку....

    Презентация к уроку "Правильные и неправильные дроби". 5 класс.

    Урок соответствует требоваеиям ФГОС ООО. Автор учебника Е.А. Бунимович...

    Разработка урока по теме «Правильные и неправильные дроби», 5 класс УМК: Виленкин Н.Я. и др. «Математика-5»

    Разработка урока по теме «Правильные и неправильные дроби», 5 класс УМК: Виленкин Н.Я. и др. «Математика-5»...

    Правильные и неправильные дроби 5 класс

    Цели урока: а) обеспечить усвоения знаний о понятиях «правильная дробь» и «неправильная дробь», формировать умения различать и записывать правильные и неправильные дроби.б)  создать условия для р...

    Правильные и неправильные дроби. 5 класс урок изучения нового материала

    презентация к уроку математики 5 класс учебник Никольский С.М. Правильные и неправильные дроби. урок изучения нового материала...