Возможности социальных медиа в образовании
статья по теме

Нарышкина Валентина Викторовна

Статья рассматривает педагогические возможности использования сервисов социальных медиа в школьном образовании. На основе анализа литературы выделены наиболее интересные примеры внедрения и эффективного применения социальных медиа в обучении. Описываются возможности социальных медиа для развития ключевых компетенций.

The article deals with the pedagogical affordances of social media in school education. Basing on the literature analysis some possible applications of social media in school for the development of key competencies are described.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sotsialnye_media_.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности социальных медиа в образовании

Статья рассматривает педагогические возможности использования сервисов социальных медиа в школьном образовании. На основе анализа литературы выделены наиболее интересные примеры внедрения и эффективного применения социальных медиа в обучении. Описываются возможности социальных медиа для развития ключевых компетенций.

The article deals with the pedagogical affordances of social media in school education. Basing on the literature analysis some possible applications of social media in school for the development of key competencies are described.

Ключевые слова: электронное обучение, социальные медиа, сетевые социальные сервисы, компетенции.

Key words: e-learning, social media, social communication tools, competencies.        

Инновационные процессы в экономике, становление информационного общества ведут к изменению и модернизации многих институциональных основ общественной жизни. Образование не может оставаться в стороне от этого процесса, так как его основной задачей является развитие такой личности, которая могла бы свободно и комфортно чувствовать себя в информационном обществе. Именно поэтому новый закон «Об образовании» для реализации образовательных программ предлагает использовать  различные инновационные образовательные технологии, в том числе дистанционное образование и электронное обучение.

Электронное обучение включает в себя не только работу с информацией, содержащейся в базах данных, но и взаимодействие субъектов образования на основе интерактивных технологий, обеспечивающих учебный диалог как между педагогом и учащимися, так и между учащимися. Технологии,  позволяющие реализовать интерактивность, общение и взаимодействие субъектов образования определяются понятием «социальные медиа».

Социальные медиа – это «зонтичный» термин для  сетевых социальных сервисов, конструирующих сетевое пространство, предоставляющее возможность организации электронного обучения. С одной стороны, сетевые сервисы открывают неограниченный доступ к информации, электронным образовательным ресурсам и любой другой, в том числе и мультимедийной, продукции.  С другой стороны, формируют сетевую среду для самостоятельной и совместной работы субъектов образовательного процесса.

В течение последних десяти лет вопрос о педагогическом потенциале социальных медиа довольно интенсивно обсуждается в зарубежной и отечественной педагогической среде. Сторонники внедрения технологий в образование считают социальные сервисы одним из средств трансформации, изменения, модернизации традиционных форм образования. В самом деле, если одной из главных характеристик традиционного обучения зачастую считается активность учителя при одновременной пассивности ученика, то сетевые сервисы и в целом электронное обучение могут изменить этот процесс, так как требуют активного участия и большой степени самостоятельности обучающихся в самом процессе обучения.  

Международные сопоставительные исследования PISA показывают отставание российских подростков от сверстников из большинства развитых стран мира по ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям, в том числе по владению умениями применять полученные знания на практике. Это во многом является следствием недостаточного распространения деятельностных (проектных, исследовательских) учебных технологий. Формируя удобную, чрезвычайно современную, привычную учащимся сетевую среду, социальные сервисы могут выступить в качестве простого средства для реализации творческих, исследовательских и других деятельностных проектов, осуществляя, таким образом, реализацию деятельностного подхода к образованию. При данном подходе развиваются такие необходимые для жизни и успешной профессиональной деятельности качества как: креативность, коммуникативность, самостоятельность, умение работать в команде и цифровая компетентность. Отечественные и зарубежные педагогические исследования предлагают рассматривать внедрение сетевых сервисов в учебный процесс с точки зрения  развития ключевых компетентностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в современном информационном обществе.

Во-первых, социальные медиа предоставляют возможности для коллективной работы над реализацией совместных учебных проектов или для создания коллективных документов, файлов и мультимедийных продуктов, так как наибольшее значение для обучения при работе с данными сервисами имеет совместная созидательная деятельность.  Социальные медиа обеспечивают инструменты, позволяющие успешно организовать групповую деятельность участников проекта: комментарии  по ходу работы  над проектом,  коммуникация (разговор, обсуждение, обмен сообщениями), размещение материалов для организации работы, размещение и обработка мультимедийных файлов, полученных результатов с мгновенной возможностью их обсуждения, определение рейтинга этих материалов и т.д. [1]

Во-вторых, креативный, творческий  подход к решению задач является одним из самых востребованных в современном мире качеств личности. Возможности, предоставляемые социальными сервисами, могут быть тем стимулом, который подтолкнёт подростков к реализации своего творческого потенциала. Это может быть создание и распространение видеопродукции при помощи  YouTube или социальных сетей. Использование подкастов для создания аудиозаписей. Для некоторых подростков участие в блогосфере и выражение своей точки зрения тоже является реализацией творческого потенциала. Е.Патаракин в книге «Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0» подробно описывает социальные сервисы (вики, блоги, коллективный поиск и хранение закладок, карты, социальные сети, облака сервисов) под углом активного участия учеников в создании собственных материалов. [2]

В-третьих, применение социальных сервисов в учебном процессе расширяет возможности развития коммуникативных умений учащихся. В созданной на основе социального сервиса учебной группе школьники могут обсуждать и делиться мнением по заданным темам. При этом развиваются такие важные коммуникативные умения как: умение представлять и отстаивать свою точку зрения, аргументировать позицию, воспринимать другую точку зрения. Учитель имеет возможность управлять и отслеживать течение дискуссии как на уроке,  так и во внеурочное время, таким образом,  интегрируя устную и сетевую коммуникацию.

В-четвёртых, сервисы социальных медиа могут использоваться для того, чтобы формировать и развивать  сетевые сообщества по интересам, сообщества практик (сообщества обмена знаниями) и сообщества учеников как внутри школы, так и в рамках города, региона или страны. Е.Патаракин и его коллеги опубликовали практическое руководство по созданию сетевого сообщества. Оно разработано на основе материалов создания учебного сетевого сообщества школьных учителей, учащихся  и преподавателей педвузов. Ключевым проектом, над которым работают участники этого сетевого сообщества, является создание школьной энциклопедии и цифровой  карты российских городов. Проект предполагает коллективное использование сетевых сервисов и разнообразие игровой и учебной деятельности, связанной с мобильными устройствами. [3]  

В-пятых, внедрение социальных медиа в образовательный процесс помогает учащимся критически осмыслять свою деятельность в сетевой среде. Это приводит к развитию цифровой компетентности. Под цифровой компетентностью понимается способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (работа с контентом, коммуникация, потребление, техносфера), а также его готовность к такой деятельности. [4]

Результаты всероссийского исследования по цифровой компетентности подростков и родителей, проведенным Левада-Центром, показывают, что  цифровая компетентность и российских родителей и российских подростков невелика: она составляет примерно треть от максимально возможного показателя. И взрослые, и дети в целом выражают свою заинтересованность в повышении цифровой компетентности. Большие ожидания родители возлагают на школу, которая должна взять на себя главную ответственность за формирование у детей высокого уровня цифровой компетентности, позволяющей укрепить «цифровое гражданство» [5]  

Кроме того, сетевые сервисы обладают рядом несомненных достоинств и раскрывают перед педагогами некоторые новые возможности обновления и модернизации учебного процесса.

Прежде всего, увеличиваются возможности прямой коммуникации между школой и родителями. Стародубцев и др. рассматривают в своей статье коллективные образовательные блоги, которые являются открытым средством информирования учащихся, персонала, родителей о текущей жизни образовательного учреждения. Блоги могут быть источником внутренних новостей;  платформой для размещения учебных и дополнительных материалов;  средством обеспечения обратной связи с субъектами образования. Подобную информацию можно размещать и на сайтах школ, однако блоги имеют перед сайтами большое преимущество — обеспечивают возможность обратной связи через комментирование блогозаписей или создание собственных, «дочерних», блогов.[6] Подобное взаимодействие усиливает вовлечённость родителей в процесс воспитания детей.

Кроме того, улучшается взаимопонимания между учителями и учениками, что необходимо именно сейчас, когда усиливается степень отчуждения подростков от школы.  Эксперимент, проведенный в некоторых школах города Осло, по внедрению в школьную практику социальных медиа показывает, что, приобретая онлайновую идентичность (например, зарегистрировав персональную страницу в социальной сети) и пытаясь найти конструктивные способы участия в сетевой жизни учащихся, учителя намного лучше начинают понимать своих «цифровых» учеников. Ситуация конфликта на уроке (запрет мобильных устройств) перерастает в ситуацию доверия (использование мобильных устройств для решения образовательных задач). Наблюдается повышение мотивации к обучению, улучшение коммуникации с преподавателями, появляется желание общаться, возрастает степень доверия [7]

Одна из задач школы — готовить ученика к дальнейшей жизни.  В сфере высшего образования становятся все популярнее технологии электронного обучения. Университеты активно развивают информационную инфраструктуру сетевого взаимодействия со студентами. Концепция развития отечественного образования определяет цель развития высшего образования: к 2020 году все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий. Профессиональные организации используют  сетевые технологи для увеличения возможностей сотрудничества, кооперации, обмена знаниями и опытом. Работа с сервисами социальных медиа в школе поможет облегчить выпускникам вхождение в дальнейшую информационно-коммуникационную среду высшего образования и профессиональной деятельности.

Таким образом, социальные медиа создают основу новой парадигмы процесса обучения - обучения, построенного на новых принципах: самостоятельности и активности самих обучающихся, на их сотрудничестве и взаимодействии, на креативности и освоении новых  приёмов и  методов самообучения. Реализация такой смены парадигмы во многом зависит от готовности и инициативы преподавателей экспериментировать и внедрять новые технологии в образовательную практику. Современное общество, к жизни в котором педагоги стараются подготовить детей, подвержено быстрым переменам и, в сущности, мы не знаем, какие знания, умения и навыки понадобятся нашим детям в их будущей взрослой жизни. Именно поэтому необходимо  экспериментировать с новыми методами обучения в образовательной практике для того, чтобы научить детей адаптироваться к динамике быстро меняющегося мира.

Список литературы:

1. Власенко В.А. Проектная деятельность в информационно-коммуникационной образовательной среде. Народное образование. 1\2012. С. 195-200

2. Патаракин. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. Москва, 2009.

3. Патаракин Е.Д., Быховский Я.С., Ястребцева Е.Н. Геокешинг, Геотаггинг, Фликр, Вики-Вики, Веб-блоги и Живой журнал в образовании: Новое поколение учебных проектов городских улиц и сетевых сообществ. – М.: Институт развития образовательных технологий, 2005. 36 с.

4. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. — М.: Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.

5. Цифровая компетентность российских подростков и родителей:

первые результаты всероссийского исследования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://raec.ru/upload/files/childsafety2013-levada_brochure_preview.pdf raec.ru/\

6. Стародубцева В.А., Горохова Л.А., Киселёва А.А. Сетевые сервисы в учебном процессе: Блоги. Школьные технолoгии. 2\2011. C.132-141

7. Paulsen M., Takke J. Social Media and Teaching – Education in the new media environment. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pure.au.dk//portal/files/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для выступления на областном семинаре СарИПКиПРО «Использование возможностей социальной сети работников образования nsportal.ru в контексте образовательной инициативы «Наша новая школа»

Презентация для выступления на областном семинаре «Использование возможностей социальной сети работников образования nsportal.ru  в контексте образовательной инициативы «Наша новая школа»...

Медиа в образовании

ментальная карта: медиа в образовании. формы, средства, возможности. просматривать в xmind...

Использование социальных медиа на уроках информатики

Современный урок информатики,  какой он?...

Социальные сетевые сервисы и возможности их использования в образовании

Социальные сетевые сервисы и возможности их использования в образованииАктуальность. Одной из наиболее динамично развивающихся областей информатизации общества сегодня являются социальные сетевые серв...

Проект «Организация социально-значимой деятельности детей-инвалидов, учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования»

Исследования ученых показывают, что отсутствие творчества в жизни детей с ограниченными возможностями ведет к глубокому внутреннему дисконфорту, тяжелыми переживаниям пустоты и бессмысленности жизни. ...

Деструктивные течения в социальных медиа и способы их выявления

Презентация посвящена описанию, деструктивных течений в социальных СМИ, способам выявления подростков, вовлеченных в эти течения, и способов преодоления последствий их влияния....