Литература и математика
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему

Фрагмент интегрированного урока "Виды и жанры литературных произведений".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_matematika_i_literatura.docx90.52 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок математика и литература «Виды и жанры литературных произведений» 7-8 класс.

На урок литературы в 8 классе неожиданно врываются пираты, захватываю и связывают заложника.

В начале XVI века в крупных торговых городах Северной Италии были популярны математические состязания. Математики публично вызывали соперников на поединок, причем на победителя обычно делались денежные ставки. В это время быстро распространялось преподавание арифметики, необходимой в торговле, и публичные состязания обеспечивали соперничающим преподавателям известность и привлекали учеников. Результаты состязаний обнародовались, но методы решения математических задач — оружие в борьбе за репутацию и доходы — каждый из участников противоборства предпочитал держать в секрете.

В 30-е годы XVI века в Милане жил врач, астролог, игрок и скандалист Джероламо Кардано; он зарабатывал на жизнь преподаванием практической арифметики. В это время при Миланском дворе вошли в моду математические диспуты. Один из таких поединков, посвященный решению двух кубических уравнений, выиграл венецианский преподаватель математики Николо Тарталья.

Узнав о победах Тартальи, Кардано пригласил его в Милан, представившись богатым аристократом и обещая покровительство. Это предложение привлекло бедствующего Тарталью: прибыв в Милан и обнаружив обман, он был, должно быть, весьма разочарован. Однако под давлением Кардано, который, по его же собственному признанию, был склонен к проявлениям грубой силы, Тарталья в конце концов раскрыл свою формулу. Сначала он зашифровал ее в криптостихе, но позднее (после того как Кардано поклялся держать формулу в секрете) предоставил и полное объяснение. Впоследствии Кардано использовал этот секрет в математических состязаниях.

На острова баллад и од

Прибыл пиратский наш народ

На огромном корабле

И с задачками на дне

Коль хотите вы спасти

Вашего директора

Повелеваю вам найти

Свет чудного проектора

Вы должны решить задачи

Очень сложные они

Пожелаем вам удачи

На решенье уйдут дни

Стихи-крипты (от греческого "крипто" - скрываю) - это одна из форм поэтической тайнописи. В них сразу нужно охватывать сознанием весь данный стих целиком и обе его половины. Проще говоря, стихотворение нужно так разделить по вертикали или горизонтали, чтобы обе его половины приобрели новый смысл, скрытый ранее.

Разделите стихотворение ломаной линией так, чтобы прочитать вопрос задачи и ответьте на него!

Испив портвейна (литр 3 цента) пират решил узнать

У юнги-шалопая, а сколько

Времени в таверне просидел он точно.

Пират немало потратил денег

На дознанье; на литра три портвейна

Полдня ушло в итоге!

Вот что должно получиться:

Испив портвейна (литр – 3 цента)

У юнги-шалопая,

Времени в таверне просидел

Пират немало

На дознанье;

Полдня ушло.

Пират решил узнать,

А сколько он точно

Потратил денег

На литра три портвейна

В итоге

Ответ: 9 центов

Прочитав следующее стихотворение вам предстоит разгадать сложный шифр. Вперед!

Эй, полундра! Все наверх!!
Что за шутки? Что за смех?
Мы веселья не выносим
Что хотим – берем, не просим.
Спорить с нами мало толку,
Нет преград морскому ВОЛКУ.
Знаем клады всех морей
В трюмах разных кораблей!!!!!!!!

Вот, что оказалось в конверте со стихотворением:

1/11; 3/2; 7/6; 1/6; 6/4

А теперь зашифруйте слово «свобода» при помощи того же шифра и мы отпустим заложника!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и математики по теме: "А.А. Чацкий: победитель или побежденный?"

Бинарный урок литературы и математики объединяет две дисциплины. На уроке исследуется образ главного героя комедии – Чацкого не только привычными для урока литературы средствами, но и с помощью матема...

Интегрированный урок по литературе и математике "Бородино в цифрах"

Урок литературы и математике по теме "Бородинское сражение". На этом уроке дети выполняют вычислительные действия и пополняют свой багаж знаниями об историческом событии....

Междисциплинарный проект по русскому языку, литературе и математике в рамках опережающего введения ФГОС 2 поколения

Август 2013 года. Выступление на секции учителей русского языка и литературы "Междисциплинарный проект по русскому языку литературе и математике"....

Открытый урок по литературе и математике в 5 классе "Урок - путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке Х.К. Андерсена ".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 5а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 6а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Открытый урок по рассказу Альфонса Доде "Маленький шпион" (межпредметные связи - литература, история, математика, психология, ОБЖ).

Открытый урок по рассказу Альфонса Доде "Маленький шпион". Автор - Борисова Н.В. Межпредметные связи - история. математика, литература, ОБЖ. Можно использовать и на классных часах (после изучения прои...

Интегрированный урок по литературе и математике для 6 класса

Тема урока:«Мертва наука без искусства, оно ей прибавляет чувства…»Цели урока:- организовать деятельность учащихся по формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД, обработав найденн...