Применение метода кейса на уроке математики в 5 классе.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Васильченко Марина Юрьевна

В работе представлены: 

- описание метода;

- урок по теме "Диаграммы";

- урок-практическая работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание технологии «Метод кейсов» (МК).

Учитель: Васильченко Марина Юрьевна

Образовательное учреждение: МБОУ лицей «Технико-экономический»,

г. Новороссийск.

Предмет 

математика 

Класс 

5

Время 

2 урока (по 40 мин) 

Вид кейса 

Обучающий 

Тип кейса 

Аналитический

Определение: МК-это обучение посредством пакета ситуаций для принятия решений, т.е. изучение предмета путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях.

Цели применения:

-анализировать ситуации;

- оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления;

- решать практические задачи.

Задачи учителя:

- подбор материала кейсов;

- направление беседы или дискуссии в нужное русло, например с помощью проблемных вопросов;

- контроль за временем работы;

- побуждение школьника к отказу от поверхностного мышления (может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу);

Задача учащихся:

- разрешить поставленную перед ними проблему и получить реакцию окружающих на свои действия. При этом им нужно напомнить, что возможны разные способы решения проблемы.

Структура обучения МК:

Фаза работы

Действия учителя

Действия ученика

До урока

1.Подбирает кейс.

2.Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника.

3.Разрабатывает сценарий урока.

1.Получает кейс и список рекомендаций.

2.Индивидуально готовится к уроку.

Во время урока

1.Организует предварительное обсуждение кейса.

2.Делит класс на группы.

3.Руководит обсуждением кейса в группе, обеспечивает их дополнительными сведениями.

1.Задает вопросы углубляющие понимание кейса и проблемы.

2.Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.

3.Принимает решение или участвует в принятии решения.

После урока

1.Оценивает работу ученика.

2.Оценивает принятые решения или поставленные вопросы.

Составляет письменный отчет о занятии по данной теме.

Требования к содержанию кейса:

-в кейсе рассматривается конкретная ситуация.

Виды кейсов:

- вводный кейс (осведомленность о наличии проблемы, ситуации, явления, границы рассматриваемого предмета);

- предоставление информации (знаний по теме или проблеме);

- стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать проблемы с преобладанием комплексных, необусловленных факторов);

- исследовательский кейс (анализирует определенную ситуацию или проблему, а результаты этого анализа представляются в форме изложения);

- кейс, имеющий целью развитие определенных навыков (закрепляет, тренирует использование полученных знаний, навыков на примере реальных ситуаций).

Структура кейса:

- комплексный (модульный) кейс содержит большой объем информации, первичных данных, образцов документов, видеоролик, компьютерных программ и т. п.;

- кейс-иллюстрация содержит небольшой объем данных, может использоваться для подтверждения, иллюстрации изучаемой темы;

- кейс -практическая задача содержит небольшой или средний объем информации о реальной ситуации, на основе которой слушатели должны выполнить задание по теме;

- кейс со структурированными вопросами содержит перечень вопросов после основного текста, а его обсуждение построено на основе этих вопросов. Вопросы к кейсу можно разделить на  «обучающие», призванные закрепить полученные знания, и «проблемные», развивающие творческое, аналитическое мышления.

Технология организации (модерации) деятельности по МК:

Класс делится на группы (3,5человек). Каждая команда выбирает руководителя (модератора). Он организует работу групп, распределяет вопросы между участниками и принимает окончательные решения, делает доклад о результатах работы своей группы.

Способы организации работы:

- каждая группа разрабатывает только одну тему в течение нескольких практических занятий;

- все группы работают над одним и тем же разделом (темой) кейса, конкурируя между собой в поиске оптимальных решений.

Последовательность работы над кейсом:

- записывается тема, над которой предстоит работать группе, и ее цель;

- записываются вопросы, конкретизирующие данную тему;

- по каждому вопросу высказываются мнения, а модератор их записывает;

- формулируется результирующее мнение, которое и будет являться решением задачи;

- представление результатов работы над темой и обсуждение;

- подведение итогов работы над темой учителем.

Метод кейсов требует, чтобы:

- ученик посетил несколько занятий, проводимых по данной технологии;

- ученик показал свою заинтересованность и подготовку к занятиям;

- ученик в определенное время выступил в роли модератора.



Предварительный просмотр:

Урок №1.

Учитель: Васильченко Марина Юрьевна

Образовательное учреждение: МБОУ лицей «Технико-экономический»,

г. Новороссийск.

Предмет 

математика 

Класс 

5

Время 

 40 мин 

Вид кейса 

Обучающий 

Тип кейса 

Аналитический

  Учебно-методическое обеспечение: Математика 5 класс. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. М.:Мнемозина, 2013, Математика 5. Самостоятельные и контрольные работы. А.П. Ершова, В.В. Голобородько. М.:ИЛЕКСА,2008, дидактические материалы по математике для 5 класса. А.С. Чесноков, К.И. Нешков. М.:Классикс Стиль, 2009, раздаточный материал: карточка с текстами задач;  мультимедиа проектор, экран, персональный компьютер; микрокалькуляторы, циркули, транспортиры.

Интернет – ресурсы:

  1. www.nvros.ru
  2. nar60.my1.ru
  3. gorod-novoross.ru
  4. http://www.perelman.ru fectival.1september.ru/apticles/507568
  5. Материалы учителя моу «Общеобразовательный лицей №17» г. Северодвинск Власова А.А.
  6. Сайт «Молодая гвардия».


                                                     Тема урока: Диаграммы.
Цель:
 Познакомить учащихся с понятием диаграммы, с различными видами диаграмм; научить учащихся читать диаграммы, отвечая на поставленные вопросы.

Создать условия для формирования коммуникативных умений  при  работе  в групповом  режиме,  выработки  навыков  сотрудничества  и  самоорганизации в   совместной деятельности. Привлечь внимание детей к необходимости самостоятельного накопления материала, связанного с применением пройденной темы. Развитие умения участвовать в дискуссии. 
Задание подгруппам:

Задание В в контрольно - измерительных материалах проверяет умение учащихся применять полученные знания на практике, связанные с темой нашего урока. В задании нужно получить какую либо информацию из рассмотренных диаграмм: сколько процентов от общей суммы расходов приходится на каждую статью расходов семьи; в какое время года какой товар ф. Учащиеся должны ознакомиться с предложенной информацией и, опираясь на нее, найти решение практических задач, и обосновать свой выбор.

За несколько дней обучающимся озвучивается тема занятия «Диаграммы». Также проговаривается, что занятие будет проводиться в режиме кейс-метода. Сам кейс предоставляется ученикам непосредственно на занятии.

Учитель предлагает обратить внимание на следующие моменты:

  • Понятие диаграммы, виды диаграмм; 
  • Использование  диаграмм для наглядного представления информации; 
  • Чтение диаграмм;
  • Алгоритм построения круговой диаграммы.


Режим работы над кейсом 

Наименование этапа


Время

этапа урока

1.Организационная часть. Выдача кейса. 

1

2.Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с кейсом. Получение дополнительной информации. 

6

3.Решение задач, предложенных в кейсе 

10

4. Обсуждение в группах результата решения задач (коллективная работа учащихся). 

5

5. Сравнение решений по каждой задаче полученных в подгруппах. 

5

6.Выдвижение идеи, правила по решению данных задач. 

5

7. Презентация полученного вывода, правила в виде схемы, кластера и т.д. 

5

8.Подведение итогов преподавателем. 

3




Критерии оценок работы по этапам занятия 

Наименование критерия

Балл

  1. Краткое и четкое изложение теоретической части решения проблемы 

10

  1. Представление дополнительной информации по данной теме 

10

  1. Рациональное решение задач 

10

  1. Этика ведения дискуссии 

10

  1. Активность работы всех членов микрогруппы 

5

  1. Быстрота выполнения заданий 

5

  1. Штрафные баллы (нарушение правил ведения дискуссии, некорректность поведения и т.д.) 

5

Итого 

55


Содержание кейса: 
Часть 1: 
Информационная часть: Круговые  диаграммы.

Достаточно распространённым способом графического изображения структуры статистических   данных  является круговая диаграмма, так как идея целого очень наглядно выражается кругом. Относительная величина каждого значения изображается в виде  части  круга, площадь которого соответствует этой величине. Этот вид графического изображения  удобно использовать, когда нужно показать долю каждой величины в общем объёме. Части могут изображаться как в общем круге ( рис №1), так и отдельно, расположенными на небольшом удалении друг от друга ( рис № 2).

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/24/I4_Circ_feren_diagram.PNG/250px-I4_Circ_feren_diagram.PNG

Рис. 1.

http://www.hardline.ru/selfteachers/Info/Office/Book.Computer%20Paperwork/7/117.JPG

Рис. 2.

Чтобы прочитать круговую диаграмму, нужна  разъясняющая информация. Часть 2: Прочитайте следующие круговые диаграммы:

Диаграмма 1.

Диаграмма 2.

Часть 3: Найдите информацию о других видах диаграмм.

Часть 4: Постройте круговую диаграмму распределения учащихся гимназии по ступеням обучения, если учащихся начальной школы 189 человек, основной школы -  163 человека, а учащихся старшей школы  - 40 человек. 

Алгоритм построения диаграммы:

  1. Узнать значение целой величины.
  2. Выразить в процентах значения частей
  3. Перевести проценты в градусы.
  4. Построить окружность удобного радиуса.
  5. Построить углы по их градусным мерам.

Рефлексия:

-  объясните,  удалось ли нам  достичь цели урока 

- пригодятся ли вам эти умения в жизни?



Предварительный просмотр:

Урок №2.

Учитель: Васильченко Марина Юрьевна

Образовательное учреждение: МБОУ лицей «Технико-экономический»,

г. Новороссийск.

Предмет 

математика 

Класс 

5

Время 

 40 мин

Вид кейса 

Практический 

Тип кейса 

Аналитический

  Учебно-методическое обеспечение: Математика 5 класс. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. М.:Мнемозина, 2013, Математика 5. Самостоятельные и контрольные работы. А.П. Ершова, В.В. Голобородько. М.:ИЛЕКСА, 2013, дидактические материалы по математике для 5 класса. А.С. Чесноков, К.И. Нешков. М.:Классикс Стиль, 2013, раздаточный материал: карточка с текстами задач;  мультимедиа проектор, экран, персональный компьютер; микрокалькуляторы, циркули, транспортиры.

Интернет – ресурсы:

  1. www.nvros.ru
  2. nar60.my1.ru
  3. gorod-novoross.ru
  4. http://www.perelman.ru fectival.1september.ru/apticles/507568
  5. Материалы учителя моу «Общеобразовательный лицей №17» г. Северодвинск Власова А.А.
  6. Сайт «Молодая гвардия».

   Тема урока: Практическая работа «Построение круговых диаграмм в программе  Excel».

    Цель: Научиться строить круговые диаграммы в программе Excel.  Создать условия для формирования коммуникативных умений  при  работе  в групповом  режиме,  выработки  навыков  сотрудничества  и  самоорганизации в   совместной деятельности.

Ход работы:

  1. Организационный момент.

     2.Выполнение практической работы.

1). Вместе с учителем построить круговую диаграмму  по программе:

  1. Откройте программу Excel: Пуск→ Все программы→McOffice→ Excel.
  2. В окне программы создайте таблицу

Год/Награды Новороссийска

1966

1973

1974

Кол-во наград

4

4

4

Орден отечественной войны 1-ой степени

1

Город-герой

1

Орден Ленина

1

Медаль «Золотая Звезда»

1

%

25

25

50

  1. Выделите данные.
  2. Воспользуйтесь мастером диаграмм:

на панели инструментов или командой: Вставка→ Диаграмма.

  1. В открывшемся диалоговом окне Мастер диаграмм, выберите тип диаграммы :Круговая, и щелкните кнопку Далее.

  1. Выберите Поместить диаграмму на листе с данными и нажмите кнопку Готово.

  1. Сохраните результат в своей папке под именем Диаграмма.

2). В группах построить диаграммы по  данным кейса

1.

1.В Новороссийске, в параде примут участие около 2000 военнослужащих, среди них моряки Новороссийской военно-морской базы ЧФ, подразделения береговых войск НВМБ, сводный батальон воздушно-десантных войск, сводная рота ВВС и ПВО, пограничники, военнослужащие Спецстроя ВС РФ, сводный батальон Кубанского казачьего войска и батальон Новороссийского филиала ФГОУ ВПО "Морская государственная академия им. Адмирала Ф.Ф.Ушакова". По предварительным данным, в параде будет задействовано 60 единиц боевой техники, 7-ая Гвардейская десантно-штурмовая дивизия в составе механизированной колонны совместно с образцами вооружения и военной техники других видов войск представит БМД-1, БМД-2, БТР-ЗД, самоходные артиллерийские орудия 2С9 "НОНА" и другое вооружение. В пешей колонне, которая будет делиться на две части - современную и историческую, пойдут более 700 десантников, среди которых будет около 400 гвардейцев.

http://www.novodar.ru/images/stories/_99563.jpg

2. В Технико-экономическом лицее Новороссийска обучаются 963 ученика. Из них 100 человек примут участие в полку «Бессмертный батальон» в параде Победы.

3.

  • в 1888 Новороссийск установил коммуникации с Екатеринодаром с помощью железнодорожной ветки;
  • в 1893 город первым в мире открыл электростанцию трехфазного тока;
  • в 1918 году под угрозой нападения немцев из Севастополя был выведен Черноморский флот и затоплен в Цемесской бухте;
  • в 1937 году флот подняли со дна, и большинству судов дали вторую жизнь;
  • в 1941 году началась Великая Отечественная война; пограничный город Новороссийск оказался в зоне захвата немецкими войсками;
  • в 1943 году происходит долгожданное освобождение исторической земли.

4.

  • орден Отечественной войны 1-й степени за военные заслуги (1966 год);
  • орден Ленина в честь 30-летия разгрома фашистских войск на Северном Кавказе (1973 год);
  • медаль «Золотая Звезда» (1973 год);
  • почётное звание города-героя (1973 год).

5.

За мужество и отвагу 21 воин - защитник Малой земли был удостоен звания Героя Советского Союза, сотни солдат и офицеров награждены орденами и медалями, 19 частям и соединениям Красной Армии присвоено почетное наименование Новороссийское. 600 тысяч бойцов, сражавшихся на Кавказе, Советское правительство наградило специальной медалью « За оборону Кавказа ».

6.

- 28 июня 1941 г.- началась бомбардировка Новороссийска,

- 9 сентября 1942г.- наступление советских войск за освобождение Новороссийска,

- 11 сентября 1943г.- части Советской Армии и Черноморского флота преградили путь врагу на Кавказ,

- 16 сентября 1943г.-  над городом взвилось Красное знамя.

7.

1838 г.- 5816 чел. высадились в Цемесской бухте,

1839г.- Цемесской бухте присвоено название Новороссийск,

1869г.- Получен статус города.

3). Презентация работы групп.

4). Подведение итогов.

5). Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение метода проектов на уроках математике и во внеклассной работе по предмету", статья

Данная статья о возможности  использования метода проектов на уроках математики и во внеклассной работе по предмету. Использование проектной технологии на уроках математики позволяет расширить ин...

Применение метода кейса на уроке обществознания в 8 классе по теме: «Бюджет государства и семьи»

Активизация познавательной деятельности является одной из важнейших задач развивающего обучения. В развивающем обучении проверка знаний должна касаться не столько фактического материала, сколько поним...

Применение метода «Сказкотерапия» на уроках в младших классах в школе VIII вида

Занятия по сказкотерапии формируют учебную мотивацию, тем самым способствуют развитию речи, а также активизируют мыслительные процессы. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в младшем ш...

Из опыта работы. Применение активных методов обучения на уроках математики в 5 классе.

Из опыта работыПрименение активных методов обучения на уроках        математики в 5 классе.  «Скажи  мне, и я забуду.Покажи мне, и я запомню.Позволь м...

Применение метода проектов на уроках математики

p { margin-bottom: 0.21cm; } Применение метода проектов на уроках математики...

Развитие физических качеств с применение метода кейсов.

Технологическая карта урока физической культуры в 9 классеУЗ: Развитие физических качеств.Задачи урока:1.Закрепить знания учащихся о двигательных качествах.2.Научить выдвигать гипотезы.3.Научить прове...

Применение метода координат на уроках математики.

Методика применения метода координат, на уроках математики в 6 классе, в свете ФГОС....