Игра по станциям "В мире математики"
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему

Горбачева Анна Ивановна

Игра по станциям "В мире математики" может быть использована для организации внеклассной работы по предмету, например во время предметной недели. Данный сценарий расчитан на 4 команды 8 класса  по 8-10 человек, но можно увеличить или уменьшить количество команд. Игра расчитана на 40-45 мин. Станции: "В царстве смекалки", "Веревочная станция", "Математическая викторина", Логическое мышление", "Быстрый счет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_po_stantsiyam_gorbacheva_ai.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Игра по станциям «В мире математики».

Автор-составитель: Горбачева А.И., учитель математики высшей категории МБОУ «Южно-Российский лицей казачества и народов Кавказа» города-курорта Железноводска.

Игра проводится между командами двух 8-х классов. В каждой команде по 10 человек, всего – 4 команды. На станциях задействованы учителя математики и помощники из учеников 8 классов. Жюри можно выбрать из учеников 11 классов. Количество команд можно увеличить, тогда количество станций должно быть на 1 больше количества команд.

Цель:

  • Формирование научно-познавательного интереса учащихся к предмету.
  • Установление межпредметных связей, стимулирование познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, воспитание внимания, расширение кругозора и развитие логического мышления, умение быстро ориентироваться в обстановке.
  • Привить любовь к предмету.

Задачи:

  1. Теоретическое повторение материала изученного ранее и практическое его применение;
  2. Развитие творческих и логических способностей учащихся.
  3. Анализ результатов обучения математике.
  4. Отслеживание практической направленности знаний по математике.

Оборудование и материалы на станциях:

  • Презентация, интерактивная доска или ПК с проектором
  • В некоторых станциях слайды можно заменить листами с заданиями конкурсов для команд
  • бланки для жюри
  • листы ответов для жюри

Организация мероприятия.

4 команды по 10 человек в каждой. На маршруте 5 станций, которые находятся в разных кабинетах математики. Один помощник играет роль диспетчера – он направляет команды на свободные станции (по выбору команды). На каждой станции команду встречает учитель (или помощник из числа 11-классников), который проводит конкурс или дает задание, члены жюри (это могут быть старшеклассники), которые присуждают команде баллы за выполнение. Время нахождения на станции не ограничено. Команда имеет право отказаться от выполнения задания и уйти на следующую станцию. В течение ограниченного времени (например 40-45мин) команды могут пройти 3-5 станций. За нарушение дисциплины и правил игры команды теряют баллы. Затем баллы, полученные командами, суммируются, определяется победитель.

Ход игры

  1. Организационный момент.

Эпиграф: “Математикой нужно заниматься не ради ее приложения, а во имя той духовной прибыли, которая связана с ней”.

Платон

Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех собравшихся. Я приглашаю вас на игру, во время которой вы продемонстрируете не только знания математики, но и свои интеллектуальные способности, математическую смекалку, умение работать в команде, уважение к соперникам, стойкость, волю к победе, находчивость. Надеюсь, сегодня вы получите заряд хорошего настроения и массу положительных эмоций.

Итак, мы начинаем. Но сначала я напомню правила игры:

  1. У диспетчера вы можете выбрать свободную на момент выбора станцию. Вы отправляетесь на станцию, выполняете задание. Жюри на станции вписывает в ваш маршрутный лист количество баллов, заработанных вами. Принимаются только те ответы, которые прозвучали, после того как вы подняли руку.
  2. Если вам кажется, что задание вам не под силу, команда имеет право отказаться от выполнения задания, тогда вы получаете 0 баллов и идете выбирать другую свободную станцию.
  3. Постарайтесь пройти за время нашей игры как можно больше станций.
  4. Будьте внимательны. За нарушение дисциплины и правил игры команды теряют баллы.

Кто из вас начнет выбор станций - определит жеребьевка. Итак, желаю всем удачи!

Станция «В царстве смекалки»

Решите старинную задачу.

Старик, имевший трех сыновей, распорядился, чтобы они после его смерти поделили принадлежащее ему стадо верблюдов так, чтобы старший взял половину всех верблюдов, средний – треть и младший – девятую часть всех верблюдов. Старик умер и оставил 17 верблюдов. Сыновья начали дележ, но оказалось, что число 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9. В недоумении, как им быть, братья обратились к мудрецу. Тот приехал к ним на собственном верблюде и разделил все по завещанию. Как он это сделал?

Ответ: Мудрец прибавил на время к стаду своего верблюда, тогда их стало 18. Разделив это число, как сказано в завещании, мудрец забрал своего верблюда. Старший сын получил 9 верблюдов, средний – 6, а младший – 2.

Станция «Веревка»

Инвентарь: веревка 5-7м со связанными концами.

Это испытание на сплоченность команды. Задание выполняется в полной тишине (игроки не имеют права переговариваться и отрывать руки от веревки). Ребята встают по внешней стороне веревки, держась за нее обеими руками. Задача команды: построить равнобедренный треугольник; ромб; прямоугольную трапецию. Жюри фиксирует правильность выполнения и возможность перехода к следующей фигуре.

Станция «Математическая викторина»

Оборудование: презентация, где на каждом слайде записан вопрос. Эту станцию целесообразно провести с учетом времени, например, не более 10 секунд на каждый вопрос.

Вопросы.

  1. Сколько в лестнице ступеней, если средняя восьмая? 15
  2. Как называется плоская фигура, составленная из 3-ёх звеньев ломаной? Треугольник.
  3. Найти корень уравнения Х2 = -25? Нет действительных корней
  4. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? В 11раз
  5. Арбуз стоит 20 рублей и еще треть арбуза. Сколько стоит арбуз? 30 руб
  6. Горят 7 свечей. Из них 4 потушили. Сколько осталось свечей? 7
  7. В каком случае мы смотрим на число 3, а говорим 15? Когда смотрим на часы, которые показывают 3 часа дня
  8. Сколько ребер у куба? 12
  9. Сколько граней у куба? 6
  10. Число, которое не может быть делителем? 0
  11. Как называется знак корня? Радикал
  12. Как одним словом назвать сумму длин всех сторон многоугольника? Периметр.
  13. Отрезок, соединяющий две точки окружности? Хорда
  14. У отца 5 дочерей и каждая дочь имеет брата. Сколько детей у отца? 6
  15. Во сколько раз лестница на 7 этаж длиннее лестницы на 2 этаж того же дома? В 6 раз
  16. Что больше:  или  ?
  17. Два бруса, имеющие форму куба, изготовлены из одного и того же материала. Один из них весит 27 кг. Сколько весит другой, если все его размеры в 3 раза меньше? 1 кг.
  18. Сумма длин отрезков 9 дм, 8 см, 9 мм выраженная в миллиметрах? 989
  19. Переведите на древнегреческий язык фразу «натянутая тетива». Гипотенуза.
  20. Какой знак надо поставить между двойкой и тройкой, чтобы получилось число больше 2 и меньше 3? Запятая.

Станция «Логическое мышление»

Оборудование: Мультимедийная презентация, где на каждом слайде условия испытания и изображения дверей в комнаты с табличками.

Игра по мотивам сказки Френка Стоктона «Принцесса или тигр». В этой сказке один узник должен угадать, в какой из двух комнат находится принцесса, а в какой – тигр. Если он укажет на первую комнату, то женится на принцессе, если на вторую, то его может растерзать тигр.

Итак, испытание первое.

1

2

В этой комнате находится принцесса, а в другой комнате сидит тигр

В одной из этих комнат находится принцесса; кроме того, в одной из этих комнат сидит тигр.

На одной из табличек написана правда, на другой ложь. Где принцесса?

Ответ: во 2.

Испытание второе.

1

2

По крайней мере, в одной из этих комнат находится принцесса.

Тигр сидит в другой комнате.

Обе таблички либо истинны, либо ложны.

Ответ: во 2.

Испытание третье.

Условия: Если в первой комнате находится принцесса, то утверждение на табличке истинно, если же тигр, то ложно. Во второй же комнате наоборот: утверждение на табличке ложно, если в комнате сидит тигр.

1

2

По крайней мере, в одной из этих комнат находится принцесса.

Принцесса – в другой комнате.

Ответ: Принцесса в 1 комнате.

Испытание четвертое.

Условия: На дверях нет никаких табличек. Они лежат рядом: «В этой комнате сидит тигр»; «В обеих комнатах сидят тигры».

В обеих комнатах могут находится тигры, или в обеих - принцессы или в одной комнате тигр, а в другой принцесса.

Если принцесса в левой комнате, то утверждение на табличке у этой комнаты будет истинным, а если там тигр, то ложным. Для правой же комнаты все наоборот.

Если здесь есть принцесса, то в какой она комнате?

Ответ: принцесса во второй комнате.

Станция «Быстрый счет»

Оборудование: Слайд, на котором в беспорядке написаны числа. Среди них есть красные, синие числа и числа других цветов.

Задача играющих – сложить в отдельности красные числа, затем синие числа и назвать их суммы. Задание выполняется устно, записывать нельзя.

По окончанию установленного времени, команды и все участники игры собираются на старте, где подводятся итоги игры, награждаются победители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путушествие "В мире птиц".Биология.7 класс

Игра-путешествие«В мире птиц»7 классУчитель биологии: Жиркова Татьяна Максимовна...

Игра "В мире Математики" 5 класс.

Материалы к игре были взяты из разных источников и приведены к единому стилю. Авторство некоторых материалов доподлинно неизвестно....

Программа внеурочной деятельности по математике в 5 классе "В мире математики"

Программа внеурочной деятельности для обучающихся по математике основной ступени образования. Название: "В мире математики". Предназначена для учащихся 5 класса. Программа рассчитана  на 1 год об...

Внеаудиторное мероприятие по математике «В мире математики»

Устный журнал «В мире математики». Математика – это могучий инструмент познания окружающего мира, но чтобы овладеть математикой требуется повседневная,  кропотливая работа, ведь общепризнано, что...

Рабочая программа кружка по математике для 8=9 классов " В мире математики"

Рабочая программа  кружка по математике для 8-9 классов " В мире математики"...

Игра-викторина для 8 классов «В мире математики»

Данная работа предназначена для обучающихся 8 класса. Представленная викторина содержит вопросы, позволяющие расширить кругозор обучающихся, т.к. включает вопросы не только по темам, изучаемым в школе...