Методическая разработка урока на тему: Решение показательных уравнений, приводимых к квадратным, методом замены переменной.
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
На уроке рассматривались показательные уравнения, которые можно решить способом замены переменных. Класс, в котором проводился урок, характеризуется неустойчивостью внимания и повышенной экстравертностью поведения. Отсюда вытекает необходимость в разнообразии видов деятельности и частая их сменяемость.
- Графический диктант направлен на включение в работу всего класса и актуализацию знаний, используемых при решении показательных уравнений. На этом же этапе урока используется групповая работа, направленная на развитие навыков самоконтроля и взаимопомощи
- Домашнее задание проверяется с помощью кодоскопа по заранее заготовленному образцу (уравнения, вызвавшие наибольшее количество затруднений) и одно задание проверяется устно.
- Урок разбивается на две части, примерно равные по объему, которые разделены физкультминуткой для отдыха и смены видов деятельности. В первой части решаются показательные уравнения различной сложности приводимые к квадратным методом замены переменной. Завершается эта часть работы небольшим тестом из частей А и В ЕГЭ. Проверяется работа по заранее подготовленному образцу. Во второй части урока решаются показательные уравнения с параметром на применение свойств показательной и квадратичной функции.
- На уроке использованы задания стандартного учебника (А. Г. Мордкович «Алгебра и начала анализа 10-11»), а также материалы вступительных экзаменов в МГУ и МГТУ им. Н. Э. Баумана.
- Домашнее задание состоит из двух частей: обязательной и творческой, направленной на развитие познавательного интереса учащихся и творческого мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_na_temu.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока на тему:
Решение показательных уравнений, приводимых к квадратным, методом замены переменной.
Урок-практикум.
Цели:
- отработка умений и навыков при решении показательных уравнений, приводимых к квадратным;
- способствовать формированию умений применять приемы переноса знаний в новую ситуацию;
- развитие внимания, навыков самоконтроля и самооценки;
- развитие логического мышления;
- воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры.
Оборудование:
- раздаточные материалы;
- настенные таблицы;
- кодоскоп.
Вступительное слово учителя:
Девиз: «Умственные занятия оказывают на человека такое же благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу, они рассеивают мрачное настроение, постоянно облегчают, согревают, поднимают дух».
В. Гумбольдт.
Применение показательных уравнений:
- Цепные реакции в физике и химии.
- Затухающие колебания в вязких средах и электромагнитных контурах.
- Рост живых клеток.
- Формула Циолковского для вычисления скоростей ракет.
- Выброс адреналина в кровь и его разрушение.
- Удержание тросом корабля.
- измерение возраста Земли.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Графический диктант.
- Функция y=2x имеет единственный экстремум.
- Теорема, обратная теореме Виета для квадратного уравнения ax2+bx+c=0
имеет вид: x1+x2 = - b/a
x1 x2 = c/a
- Показательная функция принимает только положительные значения.
- Верно ли, что данное уравнение вынесением общего множителя за скобки можно привести к квадратному 23х+1+7 22х - 2х-2=0?
- Данное уравнение не имеет корней
(П/2)cosx=sinП/2.
- Данное уравнение имеет корень
(3х - 9х)/(3х - 1)= - 9.
- Выражения √3-√8 и √3+√8 являются взаимно обратными.
Ответ: ∧___∧___
- Проверка графического диктанта
- Групповая работа по карточкам «Найди ошибку» (см. приложение)
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
-Проверка д/з Сканави №7.112
((5 √ 27)х/4- √ х/3)х/4+ √ х/3 = 4 √ 37,
33/5(х/16-х/3)=37/4,
степени с одинаковыми основаниями равны тогда и только тогда, когда равны их показатели
3/5(х2/16 – х/13) = 7/4 | * 80,
3х2 – 16х - 140=0.
D1= 64+420 = 484,
х1,2 = (8+22)/3
х1 = 10;
х2= - 14/3 не подходит т. к. х > 0 по свойству квадратного корня
Ответ: 10.
№ 1385а (устно)
24*32х-3х-2 – 2*32х-3х-1 = 9,
32х-3х(24*1/9 – 2 + 1/3) = 9,
32х-3х = 32, в силу монотонности показательной функции имеем:
2х2 – 3х – 2 = 0.
D = 9+16 = 25,
х1,2 = (3+5)/4,
х1 = -1/2,
х2 = 2.
Ответ: - ½; 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
КАРТОЧКИ – ОШИБКИ.
№1
Ученик решил уравнение
((√2 – √3 – √2 + √3)2 – 64 1\6)х = 1,
при этом он получил ответ х = 0. Верно ли это? Почему?
№2
Ученик решил уравнение
(√3 – 2\(√3+1))х = 1,
при этом он получил ответ х = 0. Верно ли это? Почему?
№3
Ученик решил уравнение
(2х2 – 5х – 3)\(3х – 27) = 0,
при этом он получил ответ х1 = -0.5 и х2 = 3. Верно ли это? Почему?
№4
Ученик решил уравнение
(√2)2cosx = 1\(2*2cosx),
при этом он получил ответ х = +2\3π+2πn, n Z. Верно ли это? Почему?
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «РЕШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ».
Вариант №1. (уровень А)
I А. Указать способ решения уравнений.
- 3х+2 – 5*3х =36 и 7х+2 – 14* 7х = 5.
- 32х+1 – 8* 3х = 3 и 42х+2 + 4х+1-1 =0.
- 49х+1 = (1\7)х и 9* 811-2х = 272-х.
а) списывание у соседа,
б) замена переменной (приведение к квадратному),
в) приведение к общему основанию,
г) только графического решение,
д) вынесение общего множителя за скобки.
IIА. Всегда ли из равенства af(x) = ag(x), следует, что f(x)=g(x).
а) если а не равно 1 или 0,
б) всегда,
в) никогда,
г) если а>0, а 1,
д) если а<0.
III А. Укажите промежуток содержащий корень уравнения.
(1\2)3х+1 = 4.
а) (- 0.5; 0.5)
б) (- 3; 0.5)
в) (2; 4.5)
г) (- 0.5; 2)
д) (4.5 ; 7)
Вариант №1. (уровень В)
I В. Найдите больший корень уравнения
(2х-1 – 8) 4√( 1 – 5х) = 0.
II В. Найдите сумму корней уравнения
3 9х+1 + 2 3х+1 -1 =0.
Вариант №2. (уровень В)
I В. Найдите больший корень уравнения
(24х-7 – 1\8) 6√х = 0.
II В. Найдите сумму корней уравнения
9х - 3х+1 = 54.
КЛЮЧ К ТЕСТАМ.
Вариант 1А дбвгб
Вариант 1В 1\5, -2
Вариант 2А вдбагб
Вариант 2В 1, 2
РЕШЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ.
I этап: решение показательных уравнений.
1) №1369(в, г); №1389(а, б)
2) Сканави №7.210
33х\2 – 33-х\2 = 2 31+х\2
Ответ:2.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (рефлексия).
Решение теста 3 – 5 мин. (см. приложение).
Физкультминутка.
- встали
- подняли руки
- опустили
- сели те, кто верно выполнил только три задания части А или одно задание части В
- сели те, кто верно выполнил четыре задания части А или немного не доделал часть В
- те, кто остались стоять получают пятерки
II этап: решение показательных уравнений с параметром.
1)№1394(устно)
2) №1395(б)
3) МГТУ им. Н. Э. Баумана
При каких значениях параметра р уравнение
(р-4) 9х + (р+1)3х + 2р – 1 = 0
не имеет решения?
Ответ: при р(-;3\7) ∪ [4;+)
ПОСТАНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Домашнее задание №1368(а, б), №1390(а), №1395(а), Сканави №7.216, творческое задание: написать представление на медаль показательным уравнениям за их вклад в развитие науки и техники, продумать план реферата о роли показательной функции.
ИТОГ УРОКА.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
На уроке рассматривались показательные уравнения, которые можно решить способом замены переменных. Класс, в котором проводился урок, характеризуется неустойчивостью внимания и повышенной экстравертностью поведения. Отсюда вытекает необходимость в разнообразии видов деятельности и частая их сменяемость.
- Графический диктант направлен на включение в работу всего класса и актуализацию знаний, используемых при решении показательных уравнений. На этом же этапе урока используется групповая работа, направленная на развитие навыков самоконтроля и взаимопомощи
- Домашнее задание проверяется с помощью кодоскопа по заранее заготовленному образцу (уравнения, вызвавшие наибольшее количество затруднений) и одно задание проверяется устно.
- Урок разбивается на две части, примерно равные по объему, которые разделены физкультминуткой для отдыха и смены видов деятельности. В первой части решаются показательные уравнения различной сложности приводимые к квадратным методом замены переменной. Завершается эта часть работы небольшим тестом из частей А и В ЕГЭ. Проверяется работа по заранее подготовленному образцу. Во второй части урока решаются показательные уравнения с параметром на применение свойств показательной и квадратичной функции.
- На уроке использованы задания стандартного учебника (А. Г. Мордкович «Алгебра и начала анализа 10-11»), а также материалы вступительных экзаменов в МГУ и МГТУ им. Н. Э. Баумана.
- Домашнее задание состоит из двух частей: обязательной и творческой, направленной на развитие познавательного интереса учащихся и творческого мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Решение дробных рациональных уравнений"
Алгебра возникла в связи с решением разнообразных задач при помощи уравнений. Обычно в задачах требуется найти одну или несколько неизвестных, зная при этом результаты некоторых дей...
Методическая разработка урока по теме "Решение логарифмических и показательных уравнений и неравенств"
Обобщение и систематизация знаний...
Методическая разработка урока по теме "Решение уравнений, сводящихся к линейным"
Разработка урока алгебры в 7 классе по теме "Решение уравнений, сводящихся к линейным"...
Методическая разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений"
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформиро...
Методическая разработка урока алгебры по теме "Показательные уравнения"
План-конспект и технологическая карта урока....
методическая разработка урока по теме:"Решение квадратных неравенств" (8 класс)
Тема "Квадратные неравенства" занимает значительное место в изучении математики. Кроме того, при решении квадратных неравенств, обучающиеся очень часто испытывают затруднения, как только сод...