Логико-дидактический анализ содержания темы «Квадратные уравнения»
консультация по алгебре (8 класс) на тему

Жукова Любовь Михайловна

Логико-дидактический анализ содержания темы "Квадратные уравнения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logiko.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

 Логико-дидактический анализ содержания темы

«Квадратные уравнения»

1. Целеполагание

        Уравнения в школьном курсе алгебры занимают ведущее место. На их изучение отводится времени больше, чем на любую другую тему школьного курса математики.    Тема «Квадратные уравнения» изучается во втором полугодии  8 класса. К изучению этой темы учащиеся приступают, уже накопив определенный опыт, владея достаточно большим запасом алгебраических и общематематических представлений, понятий, умений. Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач. Знать, что такое квадратное уравнение, неполное квадратное уравнение, приведенное квадратное уравнение; формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения, терему Виета и обратную ей;  какие уравнения называются дробно-рациональными, какие бывают способы решения уравнений, понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач математики, смежных областей знаний, практики.

        В изучение этой темы включены:

  1. Основные понятия (определение квадратного уравнения полного (приведённого), неполного квадратного уравнения).
  2. Обзор известных способов решения квадратных уравнений
  3. Формула корней квадратного уравнения
  4. Решение задач с помощью квадратных уравнений
  5. Теорема Виета
  6. Решение дробных рациональных уравнений
  7. Решение задач с помощью рациональных уравнений

         Весь курс по теме "Квадратные уравнения"  строится в систематическом порядке. Степень сложности упражнений и их решения постепенно усиливается. Каждый параграф содержит примеры с подробным решением, которые являются либо опорой для введения теоретического материала, либо образцами применения теории. А также есть условные обозначения в каждой теме для запоминания и материал, который важно знать.

Ожидаемые результаты – ученики должны уметь распознавать квадратные уравнения и виды квадратных уравнений, проводить исследование на предмет количества корней квадратного уравнения по дискриминанту и коэффициентам, применять формулы корней для решения квадратных уравнений. Проводить доказательные рассуждения о корнях уравнения с опорой на определение корня, функциональные свойства выражений.

Решать квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним; решать дробно-рациональные уравнения. Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки задачи к алгебраической модели путем составления уравнения, решать составленное уравнение, интерпретировать результат.

2. Логико-дидактический анализ материала темы

«Квадратные уравнения»

При проведении логико-дидактического анализа выделены особенности структурного построения и методического изложения материала учебника, определено представление задачного материала. На основании данного анализа сделаны выводы.

Результаты логико-дидактического анализа учебного материала представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты логико-дидактического анализа учебного материала

темы «Квадратные уравнения»

Учебник/

Компоненты анализа учебника

Алгебра 8 (часть 1 учебник, часть 2 задачник)

А.Г.Мордкович

Общая структура

характеристика частей

материал в учебнике по данной теме представлен в четвертой главе в § 24, 25, 26, 27.

упражнения в задачнике по данной теме представлены в четвертой главе в § 24, 25, 26, 27.

структура наименьшей части

нет

Представление задачного материала

классификация

Задачный материал разбит на следующие основные блоки в соответствии с теоретическим  материалом

  1. Отработка основных понятий связанных с квадратными уравнениями;
  2. Неполные квадратные уравнения
  3. Полные квадратные уравнения (Алгоритм решения квадратного уравнения по формуле)
  4. Рациональные уравнения (Алгоритм  решения рационального уравнения; решение рациональных уравнений методом введения новой переменной; биквадратные уравнения)
  5. Текстовые задачи решаемые с помощь рациональных уравнений.

представление текста задачи

Во всех параграфах упражнения сгруппированы по двум блокам. Первый – до черты – содержит задания двух базовых уровней: устные (полуустные)  и задания среднего уровня сложности (слева от номеров таких заданий поставлен значок «○»). Второй блок – после черты – содержит задания уровнем выше среднего и задания повышенной сложности (слева от номеров таких заданий поставлен значок «●»).

Другие структурные особенности

структурные особенности

При изложении материала используются: Определения,  теоремы, подробно разобраны примеры, замечания по решению примеров и задач, алгоритмы решения уравнений, вопросы для самопроверки, в конце каждой главы прописаны основные результаты и темы исследовательских работ.

Методические особенности

характер изложения

Теоретический материал рассматривается в первой части комплекта учебнике. Стиль изложения доступный, во многом расцвеченный непривычными для математической лексики оборотами. В то же время выделяются основные этапы рассуждений с фиксацией внимания читателя на них.  Практические задания представлены во второй части комплекта задачнике. В конце каждой главы домашняя контрольная работы.

использование цвета, особых выделений главного

В учебнике используются на полях значки-символы. Цель введения символов состоит в том, чтобы помочь учащимся усвоить и закрепить учебный материал, побудить учителей к воспитанию у школьников навыков быстрой ориентации в изучаемом материале, помочь родителям правильно проконтролировать знания детей. Материал для запоминания выделен жирным шрифтом.

наглядность

Имеются рисунки и чертежи для наглядного представления теоретического и задачного материала.

повторение

Задачи на повторение расположены только в конце учебника. Хорошая подборка задач на повторение.

Выводы

достоинства

Доступно излагается теоретический материал. Много заданий на отработку материала.

недостатки

Материал представлен в двух книгах.

Анализ дидактической единицы темы

С точки зрения логики:

– в теме представлены понятия: Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.

Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.

В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.

Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.

Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.

Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.

– алгоритмов в теме «Квадратные уравнения»:

  1. Алгоритм решения неполных квадратных уравнений;
  2. Алгоритм решения уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0, с использованием формулы корней ;
  3. Алгоритм решения рациональных уравнений.

Обязательные результаты обучения теме:

Знать:  Определение квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения, приведенного квадратного уравнения.  Дискриминант квадратного уравнения. Зависимость количества корней от знака дискриминанта. Формула корней квадратного уравнения. Формула коней квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом.

Уметь: Умение решать квадратные уравнения, простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.

3. Анализ задачного материала темы

При проведении анализа задачного материала темы определён вид задач и их дидактическая цель. Задачный материал классифицирован по способу задания, характеру требования, способу решения. Результаты анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты анализа задачного материала темы

Вид задач

По способу

задания

По характеру требования

По способу

решения

По дидактической цели

На распознание квадратных уравнений

Задачи представлены математическим текстом

№24.1

Определить является ли уравнение квадратным

Устно. Определение квадратного уравнения

Отработка понятия квадратного уравнения

На распознание видов квадратных уравнений

Задачи представлены математическим текстом. №24.2-24.15

Преобразовать уравнение к виду ах2 + bх + с = 0 и указать коэффициенты

Преобразование рациональных выражений.

Отработка понятия квадратного уравнения

Решение неполных квадратных уравнений

Задачи представлены математическим текстом. №24.16-24.24

  Решить уравнение

Решение уравнений

Отработка способов решения неполных квадратных уравнений

Задания с параметром

Задачи представлены математическим текстом. №24.31-24.34, 24.37, 25.20, 25.21, 25.39, 25.45

При каких значениях параметра уравнение является квадратным, неполным, приведенным, имеет корни.

Решение уравнений

Отработка понятий связанных с  квадратными уравнениями

Решение квадратных уравнений методом выделением полного квадрата

Задачи представлены математическим текстом. №24.35-24.36

Разложить на множители левую часть уравнения

Формулы сокращенного умножения

Выделение полного квадрата

Решение квадратных уравнений по формуле корней

Задачи представлены математическим текстом. №25.1-25.19

Решить уравнение

Решить квадратное уравнение по формуле

Отработка алгоритма решения квадратного уравнения по формуле

Задачи решаемые с помощью квадратных уравнений

Задачи представлены математическим текстом. №25.22-25.35, 25.40-25.44

Решить задачу

Составить математическую модель задачи, решить квадратное уравнение

Отработка умения решать квадратные уравнения

Рациональные уравнения

Задачи представлены математическим. №26.1-26.28

Рушить уравнение

Решить рациональное уравнение по алгоритму и методом введения новой переменной

Отработка алгоритма решения рационального уравнения и методом введения новой переменной

Задачи не движение

Тестовые задачи. №27.1-27.14,27.32-27.37, 27.42-27.43

Решить задачу

Составить математическую модель задачи, решить рациональное уравнение

Отработка этапов решения задачи с помощью уравнений и алгоритма решения рационального уравнения

Задачи на движение по реке

Тестовые задачи.27.16-27.25, 27.38, 27.39

Решить задачу

Составить математическую модель задачи, решить рациональное уравнение

Отработка этапов решения задачи с помощью уравнений и алгоритма решения рационального уравнения

Задачи на работу

Тестовые задачи.№27.15, 27.26-27.28,27.41

Решить задачу

Составить математическую модель задачи, решить рациональное уравнение

Отработка этапов решения задачи с помощью уравнений и алгоритма решения рационального уравнения

Задачи на сплавы

Тестовые задачи. №27.44-27.45

Решить задачу

Составить математическую модель задачи, решить рациональное уравнение

Отработка этапов решения задачи с помощью уравнений и алгоритма решения рационального уравнения

В результате выполнения анализа задач была проведена их классификация по уровню сложности и виду, на основании которой составлена таблица 3.

Таблица 3

Классификация задач по теме «Квадратные уравнения»

Вид /сложность

задачи

I уровень

сложности

II уровень

сложности

III уровень

сложности

Упражнения

на решение квадратных уравнений

№ 24.16-24.21, 25.1-25.14

№ 24.22-24.24, 24.35-24.39, 25.15-25.44

№ 25.45- 25.48

Упражнения

на решение рациональных уравнений

№ 26.1-26.19

№ 26.20-26.28

Задачи

на работу

№ 27.15,27.26-27.28

Задачи

на движение

№ 27.1-27.13

№ 27.32-27.37

№27.42, 27.43

Задачи

на движение по реке

№ 27.18-27.25

№ 27.38-27.39

Задачи на сплавы

№27.44, 27.45