ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕМЫ
учебно-методический материал по математике (6 класс) на тему
ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕМЫ
«Десятичные дроби», 6 КЛАСС.
Учебник «Математика. Арифметика. Геометрия.6 класс» Е.А.Буминович
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logiko-didakticheskiy_analiz_temy.docx | 44.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ
ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕМЫ
«Десятичные дроби», 6 КЛАСС,
Учебник «Математика. Арифметика. Геометрия.6 класс» Е.А.Буминович
1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Тема «Десятичные дроби» занимает важное место в математике. Расширяется понятие числа. Десятичная дробь появляется как частный случай обыкновенной дроби, как способ записи дробей со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. Десятичные дроби имеют большую практическую значимость и применение, т.к. связаны с метрической системой мер. Вводится понятие десятичной дроби, закладываются первоначальные представления о связи десятичных и обыкновенных дробей, рассматриваются критерии обращения обыкновенной дроби в десятичную. Большое внимание уделяется выработке навыков чтения и записи десятичных дробей, раскрывается их связь с метрической системой мер. Вопрос о сравнении дробей рассматривается в неразрывной связи с основным свойством обыкновенной дроби. Использование его позволяет установить важное свойство десятичных дробей, состоящее в возможности приписывания и отбрасывания нулей справа. Использование координатного луча позволяет этот вопрос сделать более доступным и интересным.
В дальнейшем будет изучаться тема «Сложение и вычитание десятичных дробей», которая дается по аналогии со сложением и вычитанием натуральных чисел. Опыт учащихся по выполнению этих операций позволяет довольно легко сформулировать правило сложения и вычитания десятичных дробей.
Планируемые результаты обучения теме,
Ученик научится (1 уровень – задания базового уровня):
– Знать: определение десятичной дроби
– Уметь: уметь переходить от одной формы записи чисел к другой, сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположение точек на координатном луче, использовать метрическую систему измерений
Ученик получит возможность научиться (2 уровень – задания повышенного уровня):
– Знать: определение десятичной дроби
– Уметь: переходить от одной формы записи чисел к другой, сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, координатном луче, использовать метрическую систему измерений, понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположение точек на координатном луче, сравнивать десятичную и обыкновенную дробь методом оценивания.
2. ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ
«Десятичные дроби»
При проведении логико-дидактического анализа выделены особенности структурного построения и методического изложения материала учебника, определено представление задачного материала. На основании данного анализа сделаны выводы.
Результаты логико-дидактического анализа учебного материала представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты логико-дидактического анализа учебного материала
темы «Десятичные дроби»
Учебник/ Компоненты анализа учебника | «Математика. Арифметика. Геометрия.6 класс» Е.А.Буминович |
Общая структура | |
характеристика частей | Материал в учебнике по данной теме представлен в третьей главе в п.9-11. Итого, содержание темы представлено в трех пунктах. |
структура наименьшей части | каждый пункт содержит теоретический материал, который начинается с целеполагания, имеет вопросы для самопроверки, текст для запоминания выделен цветом и отмечен восклицательным знаком, имеются подробные объяснения на примерах. Так же имеются задания для проверки знаний и задания, предназначенные для устной работы. |
Представление задачного материала | |
классификация | 1)задачный материал разбит на несколько блоков, которые разделяют пункт учебника на более мелкие блоки 2)в каждом блоке выделены задания двух уровней 3)необходимо использовать дополнительные источники: тетрадь-тренажер, тетрадь-задачник 4) имеются задачи-исследования |
представление текста задачи | задачи представлены как стандартным математическим текстом, так и наглядно-поисковым текстом. |
Другие структурные особенности | |
структурные особенности | При изложении материала используются разный цвет и шрифт, различные значки (сведения, на которые надо обратить внимание или запомнить, знать наизусть, остановиться и обдумать прочитанное). |
Методические особенности | |
характер изложения | Теоретический материал рассматривается сначала на конкретных примерах, а затем делаются обобщения. Следовательно, материал учебника изложен конкретным индуктивным методом |
использование цвета, особых выделений главного | При изложении материала используются разный цвет и шрифт, различные значки, обозначающие: -«ВНИМАНИЕ». Утверждения, которые нужно запомнить; -«В ФОКУСЕ». Детали, на которые следует обратить внимание; - «ЧИТАЕМ И ДЕЛАЕМ». Фрагмент текста, где по шагам описано определенные правила; - «МАТЕМАТЧЕСКИЙ БЛОКНОТ». Фрагмент, в которых содержится дополнительный материал; - «ЗАПИСЫВАЕМ И РЕШАЕМ». Образцы записи решений, по которым можно следовать; - «КНОПКА». Полезный справочный материал. |
наглядность | Имеются рисунки и чертежи для наглядного представления теоретического и задачного материала. |
повторение | Выделен в конце темы специальный блок «Подведем итоги» |
Выводы | |
достоинства | В учебнике выделен текст для запоминания. Много рисунков и чертежей. Есть исторические сведения. Очень красочный. |
недостатки | Задания для домашней и классной работы не разделены, мало устного счета для актуализации знаний, ученикам необходимо иметь на уроке и дома 3 книги формата А4, Уже через год учебник приходит в негодность. |
2.1. Анализ дидактической единицы темы
С точки зрения логики:
- в теме представлены понятия: десятичные дроби, которые рассматриваются как частный случай обыкновенной дроби, как способ записи дробей со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д
- Алгоритмов в теме два:
а) алгоритм перевода обыкновенной дроби в десятичную
б) алгоритм сравнения десятичных дробей;
- Знать: определение десятичной дроби
- Уметь: читать, записывать, сравнивать десятичные дроби,
2.2. Анализ задачного материала темы
При проведении анализа задачного материала темы определён вид задач и их дидактическая цель. Задачный материал классифицирован по способу задания, характеру требования, способу решения. Результаты анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты анализа задачного материала темы
Вид задач | По способу задания | По характеру требования | По способу решения | По дидактической цели |
112-120 | Задачи представлены математическим текстом. | Записать или прочитать десятичные дроби. | Арифметический. | Отработка понятия десятичных дробей. |
122-123 | Задачи представлены математическим текстом или | Отметить на координатном луче числа | На использование координатного луча для обозначения десятичных дробей. | Отработка понятия десятичных дробей. |
121 | Задача представлена изображением координатного луча | Отметить на координатном луче числа | На использование координатного луча для обозначения десятичных дробей. | Отработка понятия десятичных дробей. |
124-127 | Задачи представлены математическим текстом. | Перевод единиц измерения | Арифметический. | Отработка понятия десятичных дробей. |
128-136 | Задачи представлены математическим текстом. | Перевод обыкновенных дробей в десятичные | Арифметический. | Отработка алгоритма перевода обыкновенной дроби в десятичную ( и обратно) |
137-138 | Задачи представлены математическим текстом. | Совместные действия с об.дробями и десятичными дробями | Арифметический. | Отработка алгоритма перевода обыкновенной дроби в десятичную (и обратно) |
139-141 | Задачи представлены математическим текстом. | Выражение величин дробями | Арифметический. | Отработка понятия десятичных дробей. |
142-146 | Задачи представлены математическим текстом. | Поиск равных десятичных дробей | Арифметический. | Отработка алгоритма сравнения десятичных дробей |
147-156 | Задачи представлены математическим текстом. | Сравнение десятичных дробей | Арифметический. | Отработка алгоритма сравнения десятичных дробей |
157-160 | Задачи представлены математическим текстом. | Сравнение обыкновенной дроби и десятичной | Арифметический. | Отработка алгоритма сравнения десятичных дробей |
В результате выполнения анализа задач была проведена их классификация по уровню сложности и виду, на основании которой составлена таблица 3.
Таблица 3
Классификация задач по теме «Десятичные дроби»
Вид /сложность задачи | I уровень сложности | II уровень сложности |
Задачи на вычисление | № 112-119 | № 120 |
Задачи на перевод десятичных и обыкновенных дробей | № 128-131, 137 | № 132-136, №138 |
Задачи на построение | № 121-122 | № 123 |
Задачи на сравнение | № 142-145, №147-153, №157 | № 146, № 158-159 |
Практические задачи | № 160, № 156 | |
Задачи на метрическую систему мер | № 124-126, №139-141 | № 127 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащение понятий совести и долга в процессе анализа темы «Человек и природа» Ч. Айтматова.
Встреча на уроках внеклассного чтения с прозой киркизского писателя, посвященной взаимоотношению человека с природой, способствует тому, что старшеклассники смогут увидеть новую грань философском ...
Тест по алгебре и началам анализа.Тема: «Производная»
10 вопросов на нахождение производной....
Логико-дидактический анализ содержания темы «Квадратные уравнения»
Логико-дидактический анализ содержания темы "Квадратные уравнения"...
Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Базаров и Павел Петрович». Логический анализ темы.
Подготовка к сочинению- рассуждению на тему "Базаров и Павел Петрович" Логический анализ темы...
Логико-дидактический анализ темы "Уравнения с одной переменной", 7 класс.
Логико-дидактический анализ темы "Уравнения с одной переменной"...
Логико-дидактический анализ темы "Пирамида"
Логико-дидактический анализ темы "Пирамида" асс...
Логико-математический анализ темы «Комбинаторика». Сравнительный анализ содержания и логики изложения материала в учебниках А. Г. Мордковича и Ю. Н. Макарычева
В данной статье реализован сравнительный анализ содержания и логики изложения материала раздела математики "Комбинаторика" в действующих учебниках А. Г. Макарычева и Ю. Н. Мордковича. В стат...