ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕМЫ
учебно-методический материал по математике (6 класс) на тему

ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕМЫ

«Десятичные дроби», 6 КЛАСС.

Учебник «Математика. Арифметика. Геометрия.6 класс» Е.А.Буминович

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logiko-didakticheskiy_analiz_temy.docx44.93 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ

ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕМЫ

«Десятичные дроби», 6 КЛАСС,

Учебник «Математика. Арифметика. Геометрия.6 класс» Е.А.Буминович

1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Тема «Десятичные дроби» занимает важное место в математике. Расширяется понятие числа. Десятичная дробь появляется как частный случай обыкновенной дроби, как способ записи дробей со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. Десятичные дроби имеют большую практическую значимость и применение, т.к. связаны с метрической системой мер. Вводится понятие десятичной дроби, закладываются первоначальные представления о связи десятичных и обыкновенных дробей, рассматриваются критерии обращения обыкновенной дроби в десятичную. Большое внимание уделяется выработке навыков чтения и записи десятичных дробей, раскрывается их связь с метрической системой мер. Вопрос о сравнении дробей рассматривается в неразрывной связи с основным свойством обыкновенной дроби. Использование его позволяет установить важное свойство десятичных дробей, состоящее в возможности приписывания и отбрасывания нулей справа. Использование координатного луча позволяет этот вопрос сделать более доступным и интересным.

В дальнейшем будет изучаться тема «Сложение и вычитание десятичных дробей», которая дается по аналогии со сложением и вычитанием натуральных чисел. Опыт учащихся по выполнению этих операций позволяет довольно легко сформулировать правило сложения и вычитания десятичных дробей.

Планируемые результаты обучения теме,

Ученик научится (1 уровень – задания базового уровня):

– Знать: определение десятичной дроби

– Уметь: уметь переходить от одной формы записи чисел к другой, сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположение точек на координатном луче, использовать метрическую систему измерений

Ученик получит возможность научиться (2 уровень – задания повышенного уровня):

– Знать: определение десятичной дроби

– Уметь:  переходить от одной формы записи чисел к другой, сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, координатном луче, использовать метрическую систему измерений, понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположение точек на координатном луче, сравнивать десятичную и обыкновенную дробь методом оценивания.

2. ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ

«Десятичные дроби»

При проведении логико-дидактического анализа выделены особенности структурного построения и методического изложения материала учебника, определено представление задачного материала. На основании данного анализа сделаны выводы.

Результаты логико-дидактического анализа учебного материала представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты логико-дидактического анализа учебного материала

темы «Десятичные дроби»

Учебник/

Компоненты анализа учебника

«Математика. Арифметика. Геометрия.6 класс» Е.А.Буминович

Общая структура

характеристика частей

Материал в учебнике по данной теме представлен в третьей главе в п.9-11. Итого, содержание темы представлено в трех пунктах.

структура наименьшей части

каждый пункт содержит теоретический материал, который  начинается с целеполагания, имеет вопросы для самопроверки, текст для запоминания выделен цветом и отмечен восклицательным знаком, имеются  подробные  объяснения на примерах. Так же имеются задания для проверки знаний и задания, предназначенные для устной работы.

Представление задачного материала

классификация

1)задачный материал разбит на несколько блоков, которые разделяют пункт учебника на более мелкие блоки

2)в каждом блоке выделены задания двух уровней

3)необходимо использовать дополнительные источники: тетрадь-тренажер, тетрадь-задачник

4) имеются задачи-исследования

представление текста задачи

задачи представлены как стандартным математическим текстом, так и наглядно-поисковым текстом.

Другие структурные особенности

структурные особенности

При изложении материала используются разный цвет и шрифт, различные значки (сведения, на которые надо обратить внимание или запомнить, знать наизусть, остановиться и обдумать прочитанное).

Методические особенности

характер изложения

Теоретический материал рассматривается сначала на конкретных примерах, а затем делаются обобщения. Следовательно, материал учебника изложен конкретным индуктивным методом

использование цвета, особых выделений главного

При изложении материала используются разный цвет и шрифт, различные значки, обозначающие:

-«ВНИМАНИЕ». Утверждения, которые нужно запомнить;

-«В ФОКУСЕ». Детали, на которые следует обратить внимание;

- «ЧИТАЕМ И ДЕЛАЕМ». Фрагмент текста, где по шагам описано определенные правила;

- «МАТЕМАТЧЕСКИЙ БЛОКНОТ». Фрагмент,  в которых содержится дополнительный материал;

- «ЗАПИСЫВАЕМ И РЕШАЕМ». Образцы записи решений, по которым можно следовать;

- «КНОПКА». Полезный справочный материал.

наглядность

Имеются рисунки и чертежи для наглядного представления теоретического и задачного материала.

повторение

Выделен в конце темы специальный блок «Подведем итоги»

Выводы

достоинства

В учебнике выделен текст для запоминания. Много рисунков и чертежей. Есть исторические сведения. Очень красочный.

недостатки

Задания для домашней и классной работы не разделены, мало устного счета для актуализации знаний, ученикам необходимо иметь на уроке и дома 3 книги формата А4, Уже через год учебник приходит в негодность.

2.1. Анализ дидактической единицы темы

С точки зрения логики:

- в теме представлены понятия: десятичные дроби, которые рассматриваются как частный случай обыкновенной дроби, как способ записи дробей со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д

- Алгоритмов в теме два:

а) алгоритм перевода обыкновенной дроби в десятичную

б) алгоритм сравнения десятичных дробей;

- Знать: определение десятичной дроби

- Уметь: читать, записывать, сравнивать десятичные дроби,

2.2. Анализ задачного материала темы

При проведении анализа задачного материала темы определён вид задач и их дидактическая цель. Задачный материал классифицирован по способу задания, характеру требования, способу решения. Результаты анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты анализа задачного материала темы

Вид задач

По способу

задания

По характеру требования

По способу

решения

По дидактической цели

112-120

Задачи представлены математическим текстом.

Записать или прочитать десятичные дроби.

Арифметический.

Отработка понятия десятичных дробей.

122-123

Задачи представлены математическим текстом или

Отметить на координатном луче числа

На использование координатного луча для обозначения десятичных дробей.

Отработка понятия десятичных дробей.

121

Задача представлена изображением координатного луча

Отметить на координатном луче числа

На использование координатного луча для обозначения десятичных дробей.

Отработка понятия десятичных дробей.

124-127

Задачи представлены математическим текстом.

Перевод единиц измерения

Арифметический.

Отработка понятия десятичных дробей.

128-136

Задачи представлены математическим текстом.

Перевод обыкновенных дробей в десятичные

Арифметический.

Отработка алгоритма перевода обыкновенной дроби в десятичную ( и обратно)

137-138

Задачи представлены математическим текстом.

Совместные действия с об.дробями и десятичными дробями

Арифметический.

Отработка алгоритма перевода обыкновенной дроби в десятичную (и обратно)

139-141

Задачи представлены математическим текстом.

Выражение величин дробями

Арифметический.

Отработка понятия десятичных дробей.

142-146

Задачи представлены математическим текстом.

Поиск равных десятичных дробей

Арифметический.

Отработка алгоритма сравнения десятичных дробей

147-156

Задачи представлены математическим текстом.

Сравнение десятичных дробей

Арифметический.

Отработка алгоритма сравнения десятичных дробей

157-160

Задачи представлены математическим текстом.

Сравнение обыкновенной дроби и десятичной

Арифметический.

Отработка алгоритма сравнения десятичных дробей

В результате выполнения анализа задач была проведена их классификация по уровню сложности и виду, на основании которой составлена таблица 3.

Таблица 3

Классификация задач по теме «Десятичные дроби»

Вид /сложность

задачи

I уровень

сложности

II уровень

сложности

Задачи

на вычисление

№ 112-119

№ 120

Задачи на

перевод десятичных и обыкновенных дробей

№ 128-131, 137

№ 132-136, №138

Задачи

на построение

№ 121-122

№ 123

Задачи

на сравнение

№ 142-145, №147-153, №157

№ 146, № 158-159

Практические

задачи

№ 160, № 156

Задачи на метрическую систему мер

№ 124-126, №139-141

№ 127


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение понятий совести и долга в процессе анализа темы «Человек и природа» Ч. Айтматова.

Встреча на уроках внеклассного чтения с прозой киркизского писателя, посвященной взаимоотношению человека с природой, способствует тому, что старшеклассники смогут увидеть новую грань философском ...

Тест по алгебре и началам анализа.Тема: «Производная»

10 вопросов на нахождение производной....

Логико-дидактический анализ содержания темы «Квадратные уравнения»

Логико-дидактический анализ содержания темы "Квадратные уравнения"...

Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Базаров и Павел Петрович». Логический анализ темы.

Подготовка к сочинению- рассуждению на тему "Базаров и Павел Петрович" Логический анализ темы...

Логико-дидактический анализ темы "Уравнения с одной переменной", 7 класс.

Логико-дидактический анализ темы "Уравнения с одной переменной"...

Логико-дидактический анализ темы "Пирамида"

Логико-дидактический анализ темы "Пирамида" асс...

Логико-математический анализ темы «Комбинаторика». Сравнительный анализ содержания и логики изложения материала в учебниках А. Г. Мордковича и Ю. Н. Макарычева

В данной статье реализован сравнительный анализ содержания и логики изложения материала раздела математики "Комбинаторика" в действующих учебниках А. Г. Макарычева и Ю. Н. Мордковича. В стат...