Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Базаров и Павел Петрович». Логический анализ темы.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Подготовка к сочинению- рассуждению на тему "Базаров и Павел Петрович" Логический анализ темы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Базаров и Павел Петрович». Логический анализ темы.

(Предварительно перечитать главы: 1,6,10,25 романа

и статью Д. И. Писарева «Базаров»).

Я попытался представить конфликт двух

поколений. 

И.С.Тургенев Полине Виардо 

Цели и задачи: 

  • проанализировать образы главных героев романа;
  • сделать вывод об основном конфликте романа;
  • развивать навыки анализа текста и собрать материал к домашнему сочинению;
  • проверить и закрепить знания уч-ся.

Оборудование: 

  • портрет И.С.Тургенева,
  • презентация
  • тесты.

Ход урока.

1 Орг. момент.

I. Проверка домашнего задания: дать ответ на вопрос С2 (в формате ЕГЭ).

  • Слайд №2: как выполнить задание в форматеЕГЭ.

Памятка

1.Понять особенность задания.

2.Написать ответ на вопрос

3.Назвать 2 произведения  (ты их можешь найти в кодификаторе) и 2-х авторов: выявить их позиции и сопоставить

4.Обосновать свой выбор (развёрнутая аргументация на каждый из двух примеров).

5.Не допустить фактических ошибок.

  • Слайд№3: план ответа.

Примерный план ответа

Психологизм заключается в том, что читатель знает мысли героя.

Автор описывает сон Базарова.

По способам изображения личности героя это близко роману в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.

М. Ю. Лермонтов. Роман «герой нашего времени»

  • Рабочий лист№1 представляет собой вариант домашнего задания.

Рабочий лист№1

1. В чём заключается психологизм  Тургенева и кто из русских классиков близок ему по способам изображения личности героя?»

Павел Петрович вышел, а Базаров постоял перед дверью и вдруг воскликнул: « Фу ты, чёрт! Как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали! Учёные собаки так на задних лапах танцуют. А отказать было невозможно; ведь он меня, чего доброго, ударил бы, и тогда… (Базаров побледнел при одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы). Тогда пришлось бы задушить его, как котёнка.»  Он возвратился к своему микроскопу, но сердце у него расшевелилось, и спокойствие, необходимое для наблюдений, исчезло. «Он нас увидел сегодня, - думал он, - но нежели ж это он за брата так вступился? Да и что за важность поцелуй? Тут что-нибудь другое есть. Ба! Да не влюблён ли он сам? Разумеется, влюблён; это ясно как день.  Какой переплёт, подумаешь!..  Скверно! – решил он наконец, - скверно, с какой стороны ни посмотри. Во-первых, надо будет подставлять лоб и во всяком случае уехать; а тут Аркадий… и эта божья коровка, Николай Петрович. Скверно, скверно».

День прошёл как-то особенно тихо и вяло. Фенечки словно на свете не бывало; она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке. Николай Петрович имел вид озабоченный. Ему донесли, что в его пшенице, на которую он особенно надеялся, показалась головня. Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью. Базаров начал было письмо к отцу, да разорвал его и бросил под стол. «Умру, - подумал он, - узнают; да я не умру. Нет я ещё долго на свете маячить буду». Он велел Петру прийти к нему на следующий день чуть свет для важного дела; Пётр вообразил, что он хочет взять его с собой в Петербург. Базаров лёг поздно и всю ночь его мучили беспорядочные сны…  Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с чёрными усиками, и эта кошечка была Фенечка; а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он все-таки должен был драться. Пётр разбудил его в четыре часа; он то час оделся и вышел  с ним.

(2 ученика читают  свои примеры; остальные сдают рабочий лист на проверку – 1-я оценка за урок)

Итог работы: что надо учесть, чтобы заработать «5» баллов по заданию типа С2?

II. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Базаров и Павел Петрович»

1.Вступительное слово учителя.(Слайд№6)

Роман назван «Отцы и дети» не случайно: автор противопоставил в нём людей 40-хг.г., либеральных дворян, и шестидесятников, разночинцев-демократов. В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых. Но непростительно было бы сводить название романа к смене общественной идеологии поколений, к конфликту аристократов и разночинцев. Роман Тургенева имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два поколения – «отцов» и «детей» - в полном смысле этого слова. (Цитата на доске)

Наиболее яркими представителями двух поколений, непримиримых мировоззрений «отцов» и «детей», являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Чтобы определить своё отношение к проблеме «отцов» и «детей» в романе, давайте выделим основные линии споров Павла Петровича и Базарова:

  • об отношении к дворянству, аристократии и её принципам;
  • о принципе деятельности нигилистов;
  • об отношении к народу;
  • о взглядах на искусство и природу.
  • Слайд №6: на каком основании можно сравнить Базарова и Павла Петровича?
    (главы: 1,6,10,25)
  • Слайд №7: Базаров и Павел Петрович – две сильные личности, действующие друг против друга враждебно.
  • Слайд№8: что общего между Базаровым и Павлом Петровичем?
  • Слайд№9: тот и другой являются лучшими в своей среде.
    У обоих сильно развитое самолюбие, граничащее с «сатанинской гордостью».
  • Слайд№10: что отличает их друг от друга?

Примерные ответы ребят с опорой на текст и знание  критики о романе.

Учитель подводит итоги :

Павел Петрович (слайд№11).

  • Изящество во всём
  • Павел Петрович ненавидит Базарова, «придирается к нему, насильно вызывает его на спор»
  • Павел Петрович то и дело отступает от своих аристократических принципов; в конце спора(гл10) он срывается и обзывает своего противника грубыми словами; вызывает Базарова на дуэль, хотя, аристократ не мог драться на дуэли с плебеем.

Базаров(слайд№12)

  • Простота, демократичность внешнего облика и привычек
  • Недружелюбно относится к Павлу Петровичу, но старается как можно меньше обращать на него внимания
  • В столкновении с Павлом Петровичем никогда не противоречит самому себе, поднимается даже до проявления высокого благородства (гл 10 и сцена дуэли)

Задание: заполните таблицу:  «Две дуэли в романе»:

Павел Петрович и Базаров

 в 10 главе

Дуэль Павла Петровича и

Базарова в 24 главе

Причина

Инициатор

Повод

Как ведёт себя Базаров

Чем завершается дуэль

Пейзаж

Сон  героя

Слайд№14: в чём смысл сравнения  Базарова и Павла Петровича? (эпиграф: « Я попытался представить конфликт двух поколений»)

Задание: выберите правильный ответ:

1.Противостояние между Базаровым и Кирсановым

2.Противостояние дворянского либерализма  и революционного демократизма

3.Противостояние между «отставными людьми» и «наследниками»

Слайды№15,16: подведение итогов урока. Выполнение задания на рабочем листе №2

Слово учителя. Мы с вами сравнили двух героев романа, рассмотрели различные точки зрения критиков, вспомнили основополагающие вопросы двух самых ярких представителей разных поколений – Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. В раскрытии социального уровня конфликта Базаров остаётся один, один и Павел Петрович, т.к. Николай Петрович в спор почти не вступает.

  • Так какой же можно сделать вывод?

Ответ:  Тургенев не случайно связал в заглавии «отцов» и «детей» соединительным союзом «и». Должно быть так: и «отцы», и «дети». Дети отцов – это будущее, но только в том случае, если они усваивают традиции прошлого.

Слово учителя:   мы с вами пришли к выводу, что для того, чтобы жизнь развивалась и дальше, необходима неразрывная связь между поколениями. «Дети» строят будущее, основываясь на опыте «отцов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»

ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки   к сочинению-рассуждению»...

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»

Цели урока:повторить  композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...

конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290,291"

Урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лигвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала. Дети смогут написать сочинение-рассуждение самостояте...

Урок литературы в 10 классе на тему: "Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов - конфликт поколений или конфликт идеологий?" (По роману И.С. Тругенева "Отцы и дети".)

Цель урока: создать условия для осмысления представленного в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" конфликта двух поколений как отражения общественно-политической борьбы 60-х годов 19 века, понимания су...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Лексика и фразеология. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему».

Урок предназначен для эффективной подготовки учащихся к ОГЭ. Технология: творческая Мастерская (технология, основанная на создании учебной ситуации). Методы: решение творческих задач, работа...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик» на основе анализа рассказа Л.Андреева «Кусака»»

Интеграция тем по русскому языку и литературе выбрана с целью помочь учащимся осознать роль книги в жизни человека. Интегративный подход позволяет усилить мотивацию изучения материала; повысить читате...

Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»

Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»...