урок по теме "Комбинаторные задачи"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Фазылова Венера Илхамовна

технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме "Комбинаторные задачи"  к УМК И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл комбинаторика25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике

Предмет: математика

Класс:5

Учебник: Математика. 5 класс: учеб. Для учащихся общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович - М. : Мнемозина, 2009.

Тип урока: комбинированный

Тема урока: Комбинаторные задачи

Цель урока: создание условий для открытия знаний о всевозможных комбинациях, о комбинаторных задачах, о дереве возможных вариантов, овладения со способом решения комбинаторных задач, рассматривая дерево возможных вариантов.

Задачи урока:

  • образовательные: научить в процессе реальной ситуации решать комбинаторные задачи, путем рассмотрения дерева  возможных вариантов; выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить свои высказывания.
  • развивающие:  умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
  • воспитательные:  умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.

Оборудование: учебник, листы с тестами, раздаточный материал.

Планируемые результаты: 

Предметные: знают  виды комбинаторных задач; умеют использовать способы  для решения  комбинаторных задач определенного вида; моделировать ход решения с помощью рисунка, с  помощью дерева возможных  вариантов.

Метапредметные (критерии сформированности компонентов УУД):

 Познавательные: уметь в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий:  «комбинаторика», « перебор вариантов», « дерево возможных вариантов»; работать с учебником; развивать умение обрабатывать информацию; представлять информацию в  виде схемы; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий действия.

Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, могут контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность.

Коммуникативные: умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся совершенствовать вычислительные навыки, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развивать мышление, внимание, наблюдательность, аккуратность; проявляют личную ответственность

Технологии: здоровьесберегающие, проблемные  технологии, личностно-ориентированные технологии.

 


Технологическая карта урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап формирования регулятивных УУД

  1. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая подготовка

Приветствие учащихся, проверка готовности

к уроку, корректировка организации своего места(тетрадь, учебник), запись даты проведения занятия

Демонстрируют готовность к уроку

  1. Актуализация опорных знаний

Повторение ранее изученного, развитие вычислительных умений

Повторение понятий достоверного, невозможного и случайного событий.

Проведение устной работы по Тесту №30 №1,2,3.4.   (Тесты по математике. 5 класс. к учебнику Зубаревой И.И., Мордковича А.Г. - Рудницкая В.Н. 2013.)

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы

Действия планирования, прогнозирования.

  1. Целеполагание и мотивация

Мотивирование учеников, определить с детьми тему и цели урока

Продолжает  беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.

-Ребята у меня возникла проблема. Людмила Анатольевна позволила мне воспользоваться ее компьютером, назвала пароль, а я в нем забыла две последних цифры. Что делать? Может, подскажите, какую пару чисел набрать? А сколько таких способов или вариантов надо перебрать, чтоб найти подходящий нам вариант?

 Сегодня на уроке мы познакомимся с разделом математики, который позволяет  ответить на  вопрос "Сколькими способами... " или "Сколько вариантов..."

Но прежде решим задачу №966 учебника

- вместе с учениками определяет тему и цель урока

-Ученики работают устно по ситуации, отвечают на вопросы;

-выполняют №966 учебника;

-записывают тему урока

Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, действия целеполагания, организация своей деятельности.

  1. Изучение нового материала, первичное осмысление и закрепление материала

Решение задач с помощью перебора вариантов, ввести понятие дерева вариантов,

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

-Задает вопросы, подводящие к решению задачи №967(число вариантов трехцветного флага)

-знакомит с понятием дерева вариантов и показывает выполнение №967 с помощью дерева вариантов

- Комментирует,   направляет работу учащихся при выполнении №969(число вариантов четырехцветного флага). 

-Проводит физминутку :

Раз – поднялись потянулись,

Два – согнулись, разогнулись,

Три в ладоши три хлопка,

На четыре – три кивка,

Пять руками помахать,

Шесть – тихонько сесть

-Слушают, отвечают на вопросы учителя  и решают задачу методом перебора всех возможных случаев

-Слушают, выполняют дерево вариантов в тетрадях №967

- Один  ученик у доски, остальные в тетради выполняют №969

- Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу

Целеполагание, выдвижение гипотез, планирование своей деятельности для решения поставленной задачи , контроль изученного материала , планирование своей деятельности

  1. Закрепление знаний

Закрепление новых способов действий, подготовка к самостоятельной деятельности

Комментирует и направляет работу учащихся по решению №971и самостоятельную работу по выполнению заданий на карточках:

- В магазине продаются полотенца трёх видов: в полоску, в клетку и в горошек. Мама хочет подарить каждой из трёх дочерей по полотенцу, причём так, чтобы одинаковых у них не было. Сколькими способами она может раздать три разных полотенца девочкам?

Школьники из Волгограда решили на каникулах побывать в Нижнем Новгороде, а затем поехать в Москву. Сколькими различными способами могут ребята осуществить своё путешествие, если из Волгограда в Нижний Новгород можно отправиться на теплоходе или поезде, а из Нижнего Новгорода в Москву — на самолёте, теплоходе, поезде или автобусе?

Работа в парах: дерево вариантов №971

Фронтальная работа по выявлению известных элементов (устно)

-выполняют  задание в тетради (самостоятельно) и два ученика у доски.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи

  1. Подведение итогов урока

Зафиксировать  новые понятия «комбинаторика», «перебор всех случаев», « дерево вариантов».

Вносит корректировку в ответы учащихся, организовывает самооценку учеников собственной учебной деятельности.

.

Работа по учебнику (ответить устно на вопросы с.257)

Выделение и осознание изученного материала, оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

  1. Домашнее задание

Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Задает дифференцированное  домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения

1)№972, №977(учебник), №1209(сборник задач по математике. 5 класс: учеб. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/В.Г. Гамбарин, И.И.Зубарева.- М.Мнемозина, 2013

2) №979(учебник), №1209, 1211(сборник)

Рефлексия способов и условий деятельности, контроль и оценка процесса и результата деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Решение задач по генетике".

Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...

Интегрированный урок физики и математики Тема урока: Решение физических задач с помощью линейных уравнений

Урок на данную тему проводился в рамках открытого методического дня школы. На уроке присутствовали учителя не только школы и города, но школ Республики Хакасия. Всего на уроке было гостей 16 человек. ...

Урок по геометрии, 9 класс. Тема урока: «Движение. Решение задач».

Материал относится к преподаванию математики. Урок по геометрии 9 класс по учебнику Атанасян Л.С. по теме "Движение".  Тип урока:совершенствования умений и навыков. Форма урока: групповая с...

УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

На уроке используется технология обучения в сторудничестве  - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....

Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс

применение новых технологий в образовательном процессе  Открытый урок по теме  «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации  групп...

Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки

Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...

Урок ОБЖ, приложение к уроку и ситуационные задачи

Обеспечение безопасности в неблагоприятной экологической обстановке...