Формы учебной деятельности на уроке (статья)
статья по алгебре на тему

Храмцова Виктория Валентиновна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_uchebnoy_deyatelnosti_na_uroke.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ

Статья учителя математики Храмцовой В.В.

Среди приемов и методов обучения, применяемых в школьном курсе математики, репродуктивный путь усвоение знаний обеспечивает информационно-рецептивное (объяснительно-иллюстративное), алгоритмизированное и программированное обучение, а продуктивный путь – проблемное обучение, эвристический и исследовательский метод.

 Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения.

  Основой  метода проблемного обучения является создание проблемных, формулировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача – направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

  Проблемная ситуация должна вносить что-то новое, необычное, интересное в процесс деятельности человека.

  Метод проблемного обучения будет считать совокупность действий учителя по созданию проблемных ситуаций и формулировке проблем(задач), которые вызывают оптимальную познавательную активность всех учащихся класса. Проблемная ситуация и постановка проблемы оживляют учебный процесс, вовлекают учащихся в продуктивную деятельность.

  Следует выделить два класса проблем: проблемы решение которых осуществляется на протяжении нескольких уроков; проблемы решение, которых выполняется на протяжении урока или его определенной части.

Система проблем, рассматриваемая на уроке, строится с учетом индивидуальных, особенностей учащихся класса, включая их способности, общее развитие, наклонности, интересы, эмоциональное состояние, опыт, знания.

  Метод алгоритмизированного обучения. Для построения алгоритма ( программы) решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональными способами решения владеют самые подготовленные и способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образом деятельности. Следует отличать математический алгоритм от алгоритмов обучения и от алгоритмов деятельности. Алгоритмы обучения называют алгоритмическими предписаниями, особенности предписания состоит в том, что оно включает не все звенья алгоритма деятельности, лишь указывая на этапы решения данной проблемы.

  В учебном процессе алгоритмические предписания применяются для : 1) формирования навыков и умений учащихся по данному готовому предписанию, 2) самообучения (самоанализа), 3) анализа хода деятельности учащихся в процессе решения задач при сравнении с «идеальными» предписаниями, 4) планирования и программирования хода выполнения задания, 5) поисково-исследовательской деятельности в соответствии с разработанной методикой.

  Метод эвристического обучения. Основной целью эвристики ( т.е. поиска способа открытий) является поиск и сопоставление способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей, решения проблемы.

 Слово «эвристический» означает «необходимый для открытий». Эвристические размышления при решении того или иного задания не рассматриваются как законченные описания решения этого задания. Они лишь помогают получить строгое и точное решение его. Эвристический метод в процессе решения данной проблемы является лишь предшествующим шагом к решению. Он направляет человека на правильный путь для получения открытия. В которых учащийся находит решение математической задачи, не обращаясь к той части математики, где она выступает как дедуктивная система. Этот метод призван обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их, формировать черты творческой деятельности, интерес к ней, давать глубокие, оперативно и гибко используемые знания.

 Метод исследовательского обучения. Этот метод – правила поиска правдоподобных и истинных результатов, последующую их проверку и формулировку, отыскание границ их применения.

 Основой исследовательской деятельности является творческая активность человека, которая направлена на разрешение проблемной ситуации.

 Для отдельных типов заданий или проблем применяются стандартизированные программы исследований ( алгоритмические предписания). К ним относятся: а) схема исследования задач на построение, б) схема исследование арифметической или алгебраической задачи, в) схема исследования функции, г) решение задач на исследование и т.п.

 Каждая из форм обучения входит в общую систему образовательного процесса как составная часть, неся в себе определенную дидактическую нагрузку, имея свои сильные и слабые стороны, специфические особенности и области наилучшего применения. Структурные элементы используются учителем при конструировании уроков математики, что получило отражение в их названиях: урок-семинар, урок-конференция и т.д. Подобное воздействия на урок оказывают и разрабатываемые своеобразные формы организации занятий – студии; мастерские; разновозрастные классы, в которых реализуются различные методики коллективного способа обучения.

 Урок математики обладает целым рядом специфических особенностей. Для него характерны и являются наиболее существенными следующие признаки: 1) содержание урока математики, как правило, не является автономным, оно разворачивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для освоения новых знаний, что связано со строгой логикой построения курса математики; 2) в процессе овладения системой математических знаний, в большей степени по сравнению с другими учебными предметами, уделяется внимание развитию у учащихся логического мышления, умений рассуждать и доказывать; 3) при обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на уроке главное в изучаемом материале, поскольку без базовой математической подготовки невозможно постановка образования современного человека; 4) стремление к эффективному обучению учащихся на уроках математики обусловлено и тем, что в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин; 5) в процессе обучения математике теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач, потому на уроках математики чаще всего теория не изучается в отрыве от практики.

 Всякий урок математики имеет свое строение-структуру. Так, общая дидактическая структура урока характеризуется следующими компонентами:

  • Актуализацией прежних знаний и способов действий;
  • Формированием новых знаний и способов действий;
  • Их применением т.е. формированием умений.

Основные этапы урока:

  • Постановку цели урока;
  • Проверку домашнего задания;
  • Повторение пройденного;
  • Объяснение нового материала;
  • Закрепление изученного;
  • Обобщение и систематизацию новых знаний;
  • Контроль знаний и умений учащихся
  • Постановку домашнего задания.

 Знание особенностей каждого из этапов, владение методиками их организации позволяют целенаправленно конструировать различные по своей структуре и назначению уроки. Конструирование урока должно осуществляться с соблюдением условий и правил его организации, а также требований к нему. Анализ учебного процесса позволяет выделить две группы условий:

Социально-педагогические и психолого-дидактические.

 Социально-педагогические:

  • Квалификация учителя;
  • Коллектив учащихся, сформированных по ценностной ориентации;
  • Необходимые средства обучения;
  • Доверительные отношения между учащимися и учителем,  основанных на взаимном уважении.

Психолого-дидактические:

  • Уровень обученности учащихся, соответствующий программным требования;
  • Наличие обязательного уровня сформированность  мотивов учения и труда;
  • Соблюдение дидактических принципов и правил организации учебного процесса;
  • Применение активных форм и методов обучения.

Требования к учебному процессу:

  • Воспитывающего и развивающего обучения;
  • Научности;
  • Связи теории с практикой, обучения с жизнью;
  • Наглядность;
  • Доступность;
  • Систематичность и последовательность;
  • Самостоятельность  и активность учащихся в процессе обучения;
  • Сознательность и прочность усвоения знаний и умений;
  • Целенаправленность и мотивация обучен
  • Индивидуальность и дифференцированность подхода к учащимся.

Типы уроков:

  1. Уроки  в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, кроссворд и викторина.
  2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, рецензия
  3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости.
  4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, диалог, устный журнал.
  5. Интегрированные уроки.

Главное состоит в том, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.

Главное состоит в том, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации через активные формы учебной деятельности на уроках истории.

Какие активные формы урока можно применить и повысить мотивацию учащихся( из опыта работы)...

Мастер - класс "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время".

Разговор идет  о самой, на мой взгляд, важной форме - как игра....

Групповая форма учебной деятельности на уроках математики

Данная статья представляет собой опыт работы с одаренными учащимися на уроках математики. Учитель, на конкретном примере  показывает, как можно организовать урок повторения и систематизации знани...

«Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной деятельности на уроках английского языка при реализации основной образовательной программы»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...

Применение групповой формы учебной деятельности на уроках математики в средней школе

Обобщение опыта работы. В работе представлены фрагменты уроков с применением групповой формой работы на разных этапах урока....

Игра как форма учебной деятельности на уроке обществознания.

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Одной из её форм является игра (ученики её очень любят)....