Мастер - класс "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время".
статья по теме

Бородай Ирина Александровна

Разговор идет  о самой, на мой взгляд, важной форме - как игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

г. Каменск – Шахтинский

МАСТЕР – КЛАСС

Тема: « Активные формы учебной деятельности

на уроках и внеурочное время».

Учитель:   Бородай Ирина Александровна

2006г.

1.Ледокол

(Раздать картинки со сказками, героями и разделить на 4 группы)

2. Свой мастер-класс я бы хотела начать со слов  известного учителя-новатора Ш. А. Амонашвили: « Надо прогнать с уроков Бога сна Морфея и чаще приглашать Бога смеха Момуса.»

         Тема мастер-класса «Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время». Для активизации познавательной деятельности учащихся в своей педагогической деятельности я использую следующие формы:

 -Работа в парах. Групповая работа.

 -Различные формы работы с книгой.

 -Использование всевозможных видов поощрения ( жетоны, слова, вручение удостоверений «лучшему математику», « лучшему чтецу»), дифференциация домашнего задания.

 -Самостоятельная работа с использованием аналогий, сравнений.

 -Использование на уроках элементов историзма, занимательности (уроки – сказки, уроки – путешествия, уроки – кроссворды).

 -Использование проблемных ситуаций.

 -Изложение материала блоками.

 -Анкетирование, тестирование и т.д.

 И этот список можно еще долго продолжать. Поэтому сегодня я бы хотела поговорить о самой, на мой взгляд, важной форме – как игра.

 К игровым формам урока относят ролевые, имитационные, деловые и т.д. игры. В каждой из них учащиеся (выполняют) выступают в различных ролях.

 Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержании игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс. Учебные игры принимаются для развития на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки, и немалых затрат времени.

        Основные особенности учебных игр

- моделирование определенных видов практической деятельности;

- моделирование условий, в которых протекает деятельность;

- наличие ролей, их распределение между участниками игры;

-различие ролевых целей участников игры;

-взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

-наличие общей цели у всего игрового коллектива;

-групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры;

        Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами; учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

        Игра, которая проводится в процессе обучения, называется дидактической.

        

Виды дидактической игры

  1. Игры – упражнения.

Проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе.

Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся; являются хорошим средством для развития познавательных способностей учащихся; осмысления и закрепления учебного материала, применяя его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, объяснение  пословиц и поговорок, загадки.

Игра «Составь пословицу»  (предлагается  участвующей команде).

  1. Игры – путешествия

Их можно проводить как непосредственно на уроках, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.

Игра «Замени известную сказку» (предлагается участвующей команде).

3.Сюжетная (ролевая) игра.

Отличается от игр- упражнений и игр – путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а  учащиеся играют определенные роли.

Игра «Инсценировка четверостиший» (жанр выбирают сами участники).

Разминка.

Пение песен (2куплета)

1хлопок – все поют вслух

2хлопок – все поют про себя

3хлопок – поют все вновь

  1. Игра – соревнование.

Может включать в себя внешне названные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Существенной особенностью игры – соревнования является  наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревновательности  занимают ведущее место в основных игровых действиях, сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

Игра «В три этапа».

а) найди название сказок;

б) угадай четверостишье, назови автора (даны окончания стихотворных строк);

в) отгадай загадки и из спичек напиши тогадку;

/ Подведение итогов/

Игра – активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка ( да и взрослого) не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом. А от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения. По сравнению с традиционной, более перспективна. Проводимая по схеме: ученик – учитель – ученик, позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития, возможно делая это несознательно, интуитивно, а учитель(выступает) выполняет роль катализатора; его умения и знания помогают ученику развиваться быстрее. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше (выполнять) запоминать  формулировки, определения. «раскрепощают» ученика, его мышление.

«Хорошая игра похожа на хорошую работу…В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие мысли», - писал А.С.Макаренко. Вот почему игра и игровые упражнения должны занять прочное место и в процессе обучения и в воспитательной работе. Введение в урок игр, игровых упражнений и ситуаций позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребенка, в течение всего урока поддерживать его внимание. Недаром говорят «Шутка – минутка, а заряжает на час».

Игры на уроках способствуют быстрому выполнению заданий, развивают и повышают интерес к предмету. Наличие различных по сложности, форме и содержанию игровых упражнений позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся. Повышает уровень знаний отстающих. И так, в конце нашей работы. Нам следует выработать требование к дидактическим играм.

2. Игра – путешествие

Изменить известную сказку:

-заменить сюжет, сохраняя героев произведения,

-заменить героев, сохраняя сюжет,

-заменить характер героев (например, Серый волк – добрый, а Красная Шапочка – невоспитанная девочка),

-рассказ сказки наоборот.

  1. Сюжетная игра.

Сочинить и поставить спектакль, текст которого состоит из четырех строчек. (Жанр: опера, цирк, драма, фильм - ужасов, комедия).

3.1   Идет бычок качается,

                Вздыхает на ходу:

            Ох!  Досточка качается,

            Сейчас я упаду!

3.2   Наша Таня громко плачет.

            Уронила в речку мячик.

            Тише, Танечка, не плачь,

            Не утонет в речке мяч.

3.3   В лесу родилась елочка

            В лесу она росла.

            Зимой и летом стройная

            Зеленая была.

3.4  Уронили мишку на пол.

           Оторвали мишке лапу.

           Все равно его не брошу,

           Потому что он хороший.

  1.  Игра – соревнование.

  1. Найди название сказок.

Р

У

Т

С

Г

У

Ч

К

А

С

Е

Н

Е

Р

О

А

К

А

Р

Е

М

О

К

Е

Ш

Л

О

Г

Н

И

В

О

У

О

К

О

Л

О

Б

О

Л

Ч

М

В

А

Р

Е

К

О

К

О

Р

О

З

Ж

К

З

А

С

З

У

Х

М

А

Золушка                                                Огниво

Русалочка                                        Колобок

Теремок                                                Мороз

Снегурочка                                        Варежка

  1. Угадай четверостишье, назови фамилию их автора

(Даны окончания стихотворных строк)

а) кроет, крутя, завоет, дитя.

(А.С.Пушкин «Зимний вечер»  

    Буря мглою небо кроет….)

б) одинокий, голубом, далеко, родном

(М.Ю.Лермонтов «Белеет парус одинокий…»)

в) пору, мороз, в гору, воз.

                                        (Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»)

г) мая, грозу, играя, голубом.

                                (Ф.И.Тютчев «Люблю грозу в начале мая»)

  1. Отгадай загадки

  1. Штучка – одноручка, носик стальной, а хвостик льняной.

(игла)

  1. Когда сухо – клин

         Когда мокро – блин

         Одна нога – и та без сапога.

                                                                        (зонт)

  1. Шесть ног без копыт,

Ходит, а не стучит, летает, а не птица,

Может вверх ногами садиться

                                                                (муха)

  1. Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут.

                                                        (дождь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации через активные формы учебной деятельности на уроках истории.

Какие активные формы урока можно применить и повысить мотивацию учащихся( из опыта работы)...

Групповая форма учебной деятельности на уроках математики

Данная статья представляет собой опыт работы с одаренными учащимися на уроках математики. Учитель, на конкретном примере  показывает, как можно организовать урок повторения и систематизации знани...

«Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной деятельности на уроках английского языка при реализации основной образовательной программы»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...

Применение групповой формы учебной деятельности на уроках математики в средней школе

Обобщение опыта работы. В работе представлены фрагменты уроков с применением групповой формой работы на разных этапах урока....

Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках и внеурочное время по химии"

       Современное экологическое образование требует поиска таких методов обучения и воспитания, которые воздействовали бы не только на интеллект, но и на чувства учащихся, ...