Игра как форма учебной деятельности на уроке обществознания.
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Гольцер Татьяна Васильевна

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Одной из её форм является игра (ученики её очень любят). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по обществознанию в форме игры.

Игра как форма учебной деятельности на уроках обществознания.

Гольцер Татьяна Васильевна, МБОУ Ширинская ОШ №17, с. Шира, Республика Хакасия,  учитель истории и обществознания.

Урок проводится в 7 классе и посвящён проблеме частной жизни ребёнка.

Тема урока: Права ребёнка. Частная жизнь.

Тип урока: открытие нового знания с использованием игровых технологий. Цель урока: создать условия для формирования у учащихся ключевых, межпредметных и предметных компетентностей, применение знаний по данной учебной ситуации в различных видах деятельности.

Задачи:

- учащиеся знакомятся с приватным пространством ребёнка, с тем, что в него входит, и  какое значение имеет для ребёнка право на частную жизнь;

- продолжается знакомство учащихся с понятиями: частная жизнь, приватное пространство, деликатность,  достоинство, вакуум;

- у учащихся развиваются умения моделировать различные ситуации, выполнять проблемные задания, сочетать индивидуальные и групповые формы работы, анализировать, делать выводы. 

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: научиться объяснять сущность правового статуса человека; находить нужную правовую информацию в различных источниках; применять основные термины и понятия  анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку социальным и правовым явлениям.

Метапредметные:

1) коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;

2) регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;

3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

Личностные: формирование умения анализировать свои поступки с точки зрения правового статуса человека, чувства ответственности за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Вопросы урока:

В чём проявляется право ребёнка на частную жизнь?

Что входит в приватное пространство ребёнка?

Какое значение для ребёнка имеет право на частную жизнь?

Основные понятия:

вакуум

частная жизнь

 приватность

деликатность

 достоинство

 Ход урока.

I этап. Учебная мотивация.

Предлагаю учащимся обсудить ситуацию.

Дочь поделилась с мамой своим секретом – ей нравится одноклассник, который тоже оказывает ей знаки внимания. А сегодня, когда они возвращались из школы, мальчик нёс её портфель до самого дома. Вечером за ужином мама начала рассказывать эту историю папе и бабушке. Девочка покраснела, на её глазах навернулись слёзы, и она выбежала в другую комнату. Мама тут же вошла следом и спросила, что случилось. Дочь стала упрекать её за то, что она раскрыла её тайну. Мама извинилась перед дочерью за свой поступок, успокоила её, и они вернулись в столовую.

Прошу учащихся ответить на вопросы:

В чём была не права мама? Почему?

Какое право дочери нарушила мама?

Постановка проблемы.

Выделяю проблемы, которые будут обсуждаться на уроке.

В чём проявляется право ребёнка на частную жизнь?

Что входит в приватное пространство ребёнка?

Какое значение для ребёнка имеет право на частную жизнь?

II этап.

Изучение основной проблемы.

1.В чём проявляется нарушение права на частную жизнь?

Предлагаю учащимся обсудить вопрос:

Что вам непонятно в названии темы урока?

Затем прошу их выполнить следующее задание.

Определите, какие из перечисленных действий покажутся вам нарушением прав: кто-то прочитал ваше письмо, подслушал телефонный разговор, без разрешения вошёл в ваш дом, родители попросили показать ваш школьный дневник, учитель попросил вас высказать свою точку зрения по обсуждаемой на уроке проблеме, сосед зашёл на вашу кухню и взял спички, на перемене одноклассник съел ваше яблоко.

Предполагаемые результаты.

Учащимся может показаться непонятным выражение «частная жизнь». Обращаю внимание школьников на то. Что в ходе урока речь пойдёт о частной, то есть личной жизни ребёнка. Подчёркиваю. Что в результате перечисленных действий произошло вторжение в личную жизнь. Но люди эти действия нарушением закона чаще всего не считают. Хотя любое из таких действий, безусловно, оставляет неприятный осадок на душе человека.

2.Что входит в приватное пространство ребёнка?

Обсуждаю со школьниками вопросы:

Что такое человек?

Из чего он состоит?

Что находится вокруг человека?

В ходе беседы схематично рисую на доске человека и обозначаю пространство вокруг него. Обобщаю ответы школьников, обращаю их внимание на то, что вокруг человека образуется пространство, но не вакуум. Это пространство достаточно часто нарушается.

Затем предлагаю учащимся выполнить задание.

Работая в группах, смоделировать и обыграть предложенные ситуации так, чтобы показать, как может происходить грубое  вмешательство в личные дела ребёнка, и как он пытается отстоять своё право на личную жизнь.

Класс делится на четыре группы. Условно группы называются: «Дети-дети», «Дети-родители», «Родители-дети», «Дети-взрослые».

Ситуации.

Первая группа.

«Дети-дети». На перемене Маша отобрала у Коли сочинение. Коля не разрешает его брать. Ему неприятно, когда читают его сочинение. Он пытается отобрать сочинение обратно. При этом мнение одноклассников разделилось: одни поддерживают Машу.  А другие Колю.

Вторая группа.

«Дети-родители». Андрей приходит домой и видит, что папа проверяет карманы его куртки. Папа находит в кармане у сына сигареты. Начинается выяснение отношений в семье (могут участвовать другие члены семьи).

Третья группа.

«Родители-дети». Родители беспокоятся о том, как учится их дочь. Мама взяла из портфеля дневник, нашла в нём записку и прочитала её. Между мамой и дочерью произошёл серьёзный разговор.

Четвёртая группа.

 «Дети-взрослые».  Десятилетний Володя рисует на асфальте во дворе. В это время проходит мимо незнакомый мужчина. Он остановился, посмотрел на рисунок и сказал: «Ну что это за рисунок?! Что это за линия?! Разве так рисуют?! Давай-ка я покажу, как надо…». Мужчина стирает рисунок и начинает рисовать сам.

После представления группам ситуаций проводится беседа по вопросам:

В ситуациях, которые вы показали, речь шла о личной или о частной жизни ребёнка?

Из чего состоит частная жизнь человека?

Кто определяет границы частной жизни?

В ходе беседы на доске вывешивается или создаётся рисунок.

(см. Приложение 1).

Предполагаемые результаты.

Обращаю внимание учащихся на то, что к частной жизни человека относится всё то, что принадлежит ему лично: его вещи, жильё, личные семейные дела просто потому, что они его. Никому не позволено без особых обоснованных поводов вмешиваться в нашу жизнь и личные дела. Почтальон не может читать наши письма, служащий банка не может никого информировать о наших сбережениях. Доктор не может рассказывать о заболеваниях больных. Психолог не должен публично разглашать результаты тестирования интеллектуальных способностей, то есть кто более способный, а кто – менее. Медицинская сестра в школе не должна сообщать в классе. У кого голова чистая, а у кого – грязная. Учитель не должен читать попавшую к нему записку. Вмешательство в личную жизнь человека неделикатно. Если мы соберём всё то, что как мы считаем, является нашим личным делом, то увидим, что вокруг нас образуется некая оболочка. Каждый человек, сам того не сознавая, создаёт её вокруг себя. Эта оболочка называется приватным пространством человека, которое включает в себя его частную жизнь.

3. Какое значение для ребёнка имеет право на частную жизнь?

Школьники обсуждают вопрос:

Какое значение для ребёнка имеет право на частную жизнь?

Обобщая ответы учащихся, подчёркиваю, что это право защищает частную жизнь каждого человека и в том числе ребёнка. Мы должны научиться уважать частную жизнь других людей и взаимно напоминать об этом друг другу. Поэтому в Конвенции о правах ребёнка есть специальная статья, в которой говорится: «Ни один ребёнок не может подвергаться вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательством на неприкосновенность жилища, тайн его корреспонденции, или его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». (Статья 16 Конвенции о правах ребёнка.).

III этап.

Подведение итогов работы и выводы.

В результате обсуждения учащиеся подводятся к пониманию того. Что право на частную жизнь означает право на интимные чувства, мысли, взгляды, тайны. Человек сам определяет границу своей личной жизни, то есть приватного пространства.

IV этап.

Рефлексия.

Что нового узнали на занятии?

Чему вы научились?

Чему вы научились, работая в группе?

Словарь.

Вакуум – полное отсутствие, острый недостаток чего – либо.

Частная жизнь – личная, интимная жизнь человека.

Приватность – запрет на вмешательство в чужие, личные дела, за исключением особых ситуаций, например: в случае угрозы для жизни или здоровья человека.

Деликатность – умение хранить тайны, секреты других людей.

Достоинство – чувство чести, гордости.

Приложение №1. Человек и пространство.

Личные

вещи

Приватное

Семейные дела

Жильё

Секреты

Человек

пространство

Переписка

Личные дневники

Телефонные разговоры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации через активные формы учебной деятельности на уроках истории.

Какие активные формы урока можно применить и повысить мотивацию учащихся( из опыта работы)...

Мастер - класс "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время".

Разговор идет  о самой, на мой взгляд, важной форме - как игра....

Групповая форма учебной деятельности на уроках математики

Данная статья представляет собой опыт работы с одаренными учащимися на уроках математики. Учитель, на конкретном примере  показывает, как можно организовать урок повторения и систематизации знани...

«Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной деятельности на уроках английского языка при реализации основной образовательной программы»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...

Применение групповой формы учебной деятельности на уроках математики в средней школе

Обобщение опыта работы. В работе представлены фрагменты уроков с применением групповой формой работы на разных этапах урока....