рабочая программа
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Трофимова Марина Валерьевна

рабочая программа по алгебре и геометрии для 9 ккласса, учебник Г. В. Дорофеев

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа учебного курса по алгебре составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике 2006 г. с использованием рекомендаций авторской программы по алгебре и учебника для 9 класса «Алгебра» (авторы Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.; под ред.Г. В. Дорофеева. М.: Просвещение, 2009). в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 г.

        Учебно-методический комплект включает в себя:

        Учебник:

        Алгебра :  учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Г. В, Дорофеев, С. Б. Суворова и др. - М.: Просвещение, 2009.        Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования по математике.

        Пособия для учителя:

  1. Авторская программа по алгебре.
  2. Кузнецова, Л. В. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс / Л. В. Кузнецова, Е. А. Бунимович, Б. П. Пигарев, С. Б. Суворова. - 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.
  3. Стандарт основного общего образования по математике, 2004
  4. Суворова, С. Б. Математика. 8 класс: книга для учителя / С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович. - М.: Просвещение, 2006
  5. Кузнецова, Л. В. Математика. 7-9 классы: контрольные работы к учебным комплектам / Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева; под ред. Г. В. Дорофеева. М.: Дрофа, 2004.
  6. Дорофеев, Г. В. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике / Г. В. Дорофеев, Л. В. Кузнецова, Г. М. Кузнецова и др. - М.: Дорфа, 2000.

Количество часов по рабочему плану:

  • всего — 136 ч;
  • в неделю — 4ч;
  • плановых зачетных работ — 5;
  • администативных работ — 2.

Общая характеристика учебного предмета

        Математическое образование в школе складывается из следующих содержательных компонентов: «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей».В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

        «Арифметика» призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

        «Алгебра» нацелена на формирование математического аппарата для решения задач математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

                «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей» становится обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Цели

        Изучение математики направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

        В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы школьники овладевали умениями общеучебного характера,  разнообразными способами деятельности (учебно-познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная, социально-трудовая), приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации, интерпретации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Использование дидактических и технических средств при изучении предмета

  • демонстрационные плакаты, содержащие основные математические формулы, соотношения, законы, таблицы метрических мер, графики основных функций;
  • демонстрационные наборы плоских и пространственных фигур, классные линейки, угольники, транспортир, циркуль;
  • раздаточный материал для проведения практических работ, экспериментов (игральный кубик, кнопки, монеты);
  • раздаточный дидактический материал (самостоятельные, проверочные, тестовые работы).

ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА.

Общее количество часов

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК

Дополнительные пособия

Алгебра — 136 ч.

Федеральный компонент — 3 ч.

Школьный компонент — 1 ч.

Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра.7-9 классы.

Составитель: Т. А. Бурмистрова

Учебник:

  • Алгебра :  учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Г. В, Дорофеев, С. Б. Суворова и др. - М.: Просвещение, 2009.        

Пособия для учителя:

  • Кузнецова, Л. В. Математика. 7-9 классы: контрольные работы к учебным комплектам / Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева; под ред. Г. В. Дорофеева. М.: Дрофа, 2004.

Пособия для учеников:

  • Кузнецова, Л. В. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс / Л. В. Кузнецова, Е. А. Бунимович, Б. П. Пигарев,

С. Б. Суворова. - 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.

  • Дорофеев, Г. В. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике / Г. В. Дорофеев, Л. В. Кузнецова, Г. М. Кузнецова и др. - М.: Дорфа, 2000.

Требования к уровню подготовки учащихся

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СФОРМИРОВАНЫ У УЧАЩИХСЯ ПО ОКОНЧАНИИ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОГО КУРСА.

Алгебра

уметь:

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами; выполнять разложение на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • примеять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений , содержащих квадратные корни;
  • решать линейные и квадратные уравнения,системы уравнений;  
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; решать задачи на координатной плоскости: изображать различные соотношения между двумя переменными, находить координаты точек пересечения графиков;
  • находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • строить графики изученных функций, описывать их свойства, определять свойства функции по ее графику.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами;
  • моделирование практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

уметь:

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
  • вычислять средние значения результатов измерений;
  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
  • распознавании логически некорректных рассуждений;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
  • сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставляя модели с реальной ситуацией;
  • понимания статистических утверждений.

Учебно-тематический план

Номер пункта

Содержание материала

Количество часов

в том числе

теория

практика

контрольные работы

Глава 1. Неравенства

25

4

20

1

1.1

Действительные числа

1.2

Общие свойства неравенств

1.3

Решение линейных неравенств

1.4

Решение систем линейных неравенств

1.5

Доказательство неравенств

1.6

Что означают слова «с точностью до …»

Зачет №1

Глава 2. Квадратичная функция

26

5

20

1

2.1

Какую функцию называют квадратичной

2.2

График и свойства функции у=ах2

2.3

Сдвиг графика функции у=ах2  вдоль осей координат

2.4

График функции у=ах2+вх+с

2.5

Квадратные неравенства

Зачет №2

Глава 3. Уравнения и системы уравнений

34

4

28

2

3.1

Рациональные выражения

3.2

Целые уравнения

3.3

Дробные уравнения

3.4

Решение задач

3.5

Зачет №3

Системы уравнений с двумя переменным

3.6

Решение задач

3.7

Графическое исследование уравнений

Зачет №4

Глав 4. Арифметическая и геометрическая прогрессии

24

6

17

1

4.1

Числовые последовательности

4.2

Арифметическая прогрессия

4.3

Сумма первых n первых членов арифметической прогрессии

4.4

Геометрическая прогрессия

4.5

 Сумма первых n членов геометрической прогрессии

4.6

Простые и сложные проценты

Зачет № 5

Глав 5. Статистические исследования

6

6

5.1

Как исследуют качество знаний школьников

5.2

Удобно ли расположена школа

5.3

Куда пойти работать

Повторение

21

19

2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Глава 1. Неравенства.

Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Числовые неравенства и их свойства. Доказательство числовых и алгебраических неравенств, Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Точность приближения, относительная точность.

Изучение темы начинается с обобщения и систематизации знаний о действительных числах и рассмотрения отношений между соответствующими числовыми множествами.

Свойства числовых неравенств иллюстрируются геометрически и подтверждаются числовыми примерами. Рассмотрение вопроса о решении линейных неравенств с одной переменной сопровождается введением понятий равносильных уравнений и неравенств, формулируются свойства равносильности уравнений и неравенств. Рассматривается вопрос о доказательстве неравенств. Учащиеся знакомятся с некоторыми приемами доказательства неравенств.

Глава 2. Квадратичная функция

        Функция у=ах2+вх+с и ее график. Свойства квадратичной функции: возрастание и убывание, сохранение знака на промежутке, наибольшее (наименьшее) значение. Решение неравенств второй степени с одной переменной.

Изучение темы начинается с общего знакомства с функцией у=ах2+вх+с; рассматриваются готовые графики квадратичных функций и анализируются их особенности (наличие оси симметрии, вершины, направление ветвей, расположение по отношению к оси х), при этом активизируются общие сведения о функциях; учащиеся учатся строить параболу по точкам с опорой на ее симметрию. Далее следует более детальное изучение свойств квадратичной функции, особенностей ее  графика и приемов его построения. Центральным моментом темы является доказательство того, что график любой квадратичной функции у=ах2+вх+с может быть получен с помощью сдвигов вдоль координатных осей параболы у=ах2.

В системе упражнений значительное место должно отводиться задачам прикладного характера, которые решаются с опорой на графические представления. Завершается тема рассмотрением квадратных неравенств, прием решения которых основан на умении определять промежутки, где график функции расположен выше (ниже) оси абсцисс.

Глава 3. Уравнения и системы уравнений

        Рациональные выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Тождество, доказательство тождеств. Решение целых и дробных уравнений с одной переменной. Примеры решения нелинейных систем уравнений с двумя переменными. Решение текстовых задач. Графическая интерпретация решения уравнений и систем уравнений.

        В данной теме систематизируются, обобщаются и развиваются теоретические представления и практические умения учащихся, связанные с рациональными выражениями, уравнениями, системами уравнений. Уточняется известное из курса 7 класса понятие тождественного равенства двух рациональных выражений; его содержание раскрывается с двух позиций – алгебраической и функциональной. Вводится понятие тождества, обсуждаются приемы доказательства тождеств.

        Значительное место в теме отводится решению рациональных уравнений с одной переменной. Систематизируются и углубляются знания учащихся о целых уравнениях, основное внимание уделяется решению уравнений третьей и четвертой степени уже знакомыми учащимся приемами – разложением на множители и введением новой переменной. Здесь же учащиеся впервые встречаются с решением уравнений, содержащих переменную в знаменателе дроби. Продолжается  решение систем уравнений, в том числе рассматриваются системы , в которых одно уравнение первой, а другое – второй степени, и примеры более сложных систем.

        В заключение проводится графическое исследование уравнений с одной переменной. Вообще графическая интерпретация алгебраических выражений, уравнений и систем должна широко использоваться при изложении материала всей темы.

Глава 4. Арифметическая и геометрическая прогрессии

        Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-ого члена и суммы  n членов арифметической и геометрической прогрессий. Простые и сложные проценты.

         В данной теме вводятся необходимые термины и символика, в результате чего создается содержательная основа для осознанного изучения числовых последовательностей, которые неоднократно встречались в предыдущих темах курса. Характерной ее особенностью должны являться широта и разнообразие практических иллюстраций, акцент на связь изучаемого материала с окружающим миром. Введение понятий арифметической и геометрической прогрессий следует осуществлять на основе рассмотрения примеров из реальной жизни. На конкретных примерах вводятся понятия простых и сложных процентов, которые позволяют рассмотреть большое число практико-ориентированных задач.

Глава 5. Статистические исследования

        Генеральная совокупность и выборка. Ранжирование данных. Полигон частот. Интегральный ряд. Гистограмма. Выборочная дисперсия, среднее квадратичное отклонение.

        В данной теме представлен завершающий фрагмент вероятностно-статистической линии курса. В ней рассматриваются доступные учащимся примеры комплексных статистических исследований, в которых используются полученные ранее знания о случайных экспериментах, способах представления данных и статистических характеристиках. В ходе описания исследований вводятся некоторые новые статистические понятия, отражающие специфику данного исследования. Они позволяют понять как центральные тенденции ряда данных, так и меру вариации. Включение данного материала направлено прежде всего на формирование умений понимать  и интерпретировать статистические результаты представляемые в средствах массовой информации.Предполагается не столько формальное заучивание новых терминов, сколько первоначальное знакомство с понятийным аппаратом этой области знаний, необходимой каждому современному человеку.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Форма урока

Дата проведения

Глава 1

Неравенства

25

1

Действительные числа

4

урок обобщения и систематизации знаний

лекция

2

урок применения знаний и умений

консультация

3

урок применения знаний и умений

консультация

4

контроль знаний и умений

сам. работа

5

Общие свойства неравенств

3

урок ознакомления с новым материалом

беседа

6

урок закрепления изученного материала

сочетание различных форм

7

урок применения знаний и умений

практикум

8

Решение линейных неравенств

5

урок ознакомления с новым материалом

беседа

9

урок закрепления изученного материала

сочетание различных форм

10

урок применения знаний и умений

практикум

11

урок применения знаний и умений

практикум

12

урок проверки знаний и умений

сам. работа

13

Решение систем линейных неравенств

4

урок ознакомления с новым материалом

беседа

14

урок закрепления изученного материала

сочетание различных форм

15

урок применения знаний и умений

практикум

16

урок проверки знаний и умений

сам. работа

17

Доказательство неравенств

4

урок ознакомления с новым материалом

беседа

18

урок закрепления изученного материала

сочетание различных форм

19

урок применения знаний и умений

практикум

20

урок проверки знаний и умений

сам. работа

21

Что означают слова «с точностью до...»

3

урок ознакомления с новым материалом

лекция

22

урок закрепления изученного материала

сочетание различных форм

23

урок применения знаний и умений

практикум

24

Подготовка к зачету №1

1

урок коррекции знаний и умений

консультация

25

Зачет №1

1

урок проверки знаний и умений

зачет

Квадратичная функция

26

26

Какую функцию называют квадратичной

5

урок ознакомления с новым материалом

лекция

27

урок закрепления изученного материала

сочетание различных форм

28

урок применения знаний и умений

практикум

29

урок применения знаний и умений

практикум

30

урок коррекции знаний и умений

сам. работа

31

График и свойства функции у=ах2

4

урок ознакомления с новым материалом

исследование

32

урок закрепления изученного материала

сочетание различных форм

33

урок применения знаний и умений

практикум

34

урок применения знаний и умений

практикум

35

Сдвиг графика функции у=ах2 вдоль осей координат

5

урок ознакомления с новым материалом

исследование

36

урок применения знаний и умений

практикум

37

урок ознакомления с новым материалом

исследование

38

урок применения знаний и умений

практикум

39

урок коррекции знаний и умений

сам. работа

40

График функции у-ах2+вх+с

5

урок ознакомления с новым материалом

лекция

41

урок закрепления изученного материала

сочетание различных форм

42

урок применения знаний и умений

практикум

43

урок применения знаний и умений

практикум

44

урок коррекции знаний и умений

сам. работа

45

Квадратные неравенства

5

урок ознакомления с новым материалом

лекция

46

урок закрепления изученного материала

сочетание различных форм

47

урок применения знаний и умений

практикум

48

урок применения знаний и умений

практикум

49

урок коррекции знаний и умений

тестирование

50

Подготовка к зачету №2

1

урок коррекции знаний и умений

практикум

51

Зачет №2

1

урок проверки знаний и умений

зачет

Уравнения и системы уравнений

34

52

Рациональные выражения

6

урок обобщения и систематизации знаний

лекция

53

урок закрепления изученного материала

сочетание различных форм

54

урок применения знаний и умений

практикум

55

урок применения знаний и умений

практикум

56

урок применения знаний и умений

практикум

57

урок коррекции знаний и умений

тестирование

58

Целые уравнения

3

урок обобщения и систематизации знаний

беседа

59

урок применения знаний и умений

практикум

60

урок применения знаний и умений

практикум

61

Дробные уравнения

5

урок ознакомления с новым материалом

лекция

62

урок применения знаний и умений

практикум

63

урок применения знаний и умений

практикум

64

урок применения знаний и умений

практикум

65

урок проверки знаний и умений

сам. работа

66

Решение задач

4

урок применения знаний и умений

практикум

67

урок применения знаний и умений

практикум

68

урок применения знаний и умений

практикум

69

урок проверки знаний и умений

сам. работа

70

Подготовка к зачету №3

1

урок коррекции знаний и умений

консультация

71

Зачет №3

1

урок проверки знаний и умений

зачет

72

Системы уравнений с двумя переменными

6

урок ознакомления с новым материалом

лекция

73

урок закрепления изученного материала

сочетание различных форм

74

урок применения знаний и умений

практикум

75

урок применения знаний и умений

практикум

76

урок применения знаний и умений

практикум

77

урок коррекции знаний и умений

тестирование

78

Решение задач

4

урок применения знаний и умений

практикум

79

урок применения знаний и умений

практикум

80

урок применения знаний и умений

практикум

81

урок проверки знаний и умений

сам. работа

82

Графическое исследование уравнений

2

урок применения знаний и умений

исследование

83

урок коррекции знаний и умений

тестирование

84

Подготовка к зачету №4

1

урок коррекции знаний и умений

консультация

85

Зачет №4

1

урок проверки знаний и умений

зачет

Арифметическая и геометрическая прогрессии

24

86

Числовые последовательности

3

урок ознакомления с новым материалом

лекция

87

урок закрепления изученного материала

сочетание различных форм

88

урок применения знаний и умений

практикум

89

Арифметическая прогрессия

4

урок ознакомления с новым материалом

лекция

90

урок закрепления изученного материала

сочетание различных форм

91

урок применения знаний и умений

практикум

92

урок применения знаний и умений

практикум

93

Сумма первых n членов арифметической прогрессии

4

урок ознакомления с новым материалом

лекция

94

урок закрепления изученного материала

сочетание различных форм

95

урок применения знаний и умений

практикум

96

урок проверки знаний и умений

сам. работа

97

Геометрическая прогрессия

5

урок ознакомления с новым материалом

лекция

98

урок закрепления изученного материала

сочетание различных форм

99

урок применения знаний и умений

практикум

100

урок применения знаний и умений

практикум

101

урок коррекции знаний и умений

консультация

102

Сумма первых n членов геометрической прогрессии

3

урок ознакомления с новым материалом

лекция

103

урок закрепления изученного материала

сочетание различных форм

104

урок коррекции знаний и умений

практикум

105

Простые и сложные проценты

3

урок обобщения и систематизации знаний

беседа

106

урок применения знаний и умений

практикум

107

урок применения знаний и умений

практикум

108

Подготовка к зачету №5

1

урок коррекции знаний и умений

консультация

109

Зачет №5

1

урок применения знаний и умений

зачет

Статистические исследования

6

110

Как исследуют качество знаний

2

урок обобщения и систематизации знаний

исследование

111

урок применения знаний и умений

практикум

112

Удобно ли расположена школа

2

урок обобщения и систематизации знаний

исследование

113

урок применения знаний и умений

практикум

114

Куда пойти учиться

2

урок обобщения и систематизации знаний

исследование

115

урок применения знаний и умений

практикум

Повторение

21

116

урок применения знаний и умений

практикум

117

урок применения знаний и умений

практикум

118

урок применения знаний и умений

практикум

119

урок применения знаний и умений

практикум

120

урок применения знаний и умений

практикум

121

урок применения знаний и умений

практикум

122

урок применения знаний и умений

практикум

123

урок применения знаний и умений

практикум

124

урок применения знаний и умений

практикум

125

урок применения знаний и умений

практикум

126

Контрольное тестирование

127

урок коррекции знаний и умений

консультация

128

урок применения знаний и умений

практикум

129

урок применения знаний и умений

практикум

130

урок применения знаний и умений

практикум

131

урок применения знаний и умений

практикум

132

урок применения знаний и умений

практикум

133

урок применения знаний и умений

практикум

134

Контрольное тестирование

135

урок коррекции знаний и умений

консультация

136

урок коррекции знаний и умений

консультация

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа учебного курса по геометрии разработана на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и в соответствии и авторской программой.Л. С. Атанасяна.

         Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю) , в том числе контрольных работ — 5.

        Используется учебно-методический комплект:

  • Атанасян, Л. С. Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват.учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2008.
  • Атанасян, Л. С. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др. - М.: Просвещение, 2003.
  • Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2005.

При реализации рабочей программы используется допольнительный материал (Окружность Эйлера. Метрические соотношения в     окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Формулы площади треугольника через периметр и радиус вписанной окружности. Формула Герона.Площадь четырехугольника.) в ознакомительном плане, создавая условия для максимального математического развития учащихся, интересующихся предметом, для совершенствования возможностей и способностей каждого ученика.

Общая характеристика учебного предмета

        Математическое образование в школе складывается из следующих содержательных компонентов: «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей».В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.        

        «Геометрия»--  один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Цели

        Изучение математики направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

        В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы школьники овладевали умениями общеучебного характера,  разнообразными способами деятельности (учебно-познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная, социально-трудовая), приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации, интерпретации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Использование дидактических и технических средств при изучении предмета

  • демонстрационные плакаты, содержащие основные математические формулы, соотношения, законы, таблицы метрических мер, графики основных функций;
  • демонстрационные наборы плоских и пространственных фигур, классные линейки, угольники, транспортир, циркуль;
  • раздаточный материал для проведения практических работ, экспериментов (игральный кубик, кнопки, монеты);
  • раздаточный дидактический материал (самостоятельные, проверочные, тестовые работы).

ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА.

Общее количество часов

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК

Дополнительные пособия

Геометрия — 68 ч.

Федеральный компонент — 2 ч.

Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия.7-9 классы.автор: С. А. Атанасян, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцев и др.

  • Атанасян, Л. С. Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват.учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2008.
  • Атанасян, Л. С. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др. - М.: Просвещение, 2003.
  • Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2005.
  • Дорофеев, Г. В. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике / Г. В. Дорофеев, Л. В. Кузнецова, Г. М. Кузнецова и др. - М.: Дорфа, 2000.

Требования к уровню подготовки учащихся

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СФОРМИРОВАНЫ У УЧАЩИХСЯ ПО ОКОНЧАНИИ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОГО КУРСА.

уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;
  • изображать планиметрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования планиметрических фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке пространственные тела, изображать их; иметь представления об их сечениях и развертках;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур отношений между ними, применяя дополнительные построения алгебраический и тригонометрический аппарат соображения симметрии;;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: угла, равного данному; биссектрисы угла; серединного перпендикуляра к отрезку; прямой, параллельной данной прямой; треугольника по трем сторонам;
  • решать простейшие планиметрические задачи;

применять полученные знания:

  • при построениях геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
  • для вычисления длин, площадей основных геометрисеких фигур с помощью формул (используя при необходимости справочники и технические средства).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие формулы;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);

Учебно-тематический план

Номер пункта

Содержание материала

Количество часов

в том числе

теория

практика

контрольные работы

Глава 9. Векторы

8

3

5

1

Понятие вектора

2

Сложение и вычитание векторов

3

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач

Глава 10. Метод координат

10

3

6

1

1

Координаты вектора

2

Простейшие задачи в координатах

3

Уравнения окружности и прямой

Решение задач

Контрольная работа №1

Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

11

3

7

1

1

Синус, косинус, тангенс угла

2

Соотношения между сторонами и углами треугольника

3

Скалярное произведение векторов

Решение задач

Контрольная работа №2

Глава 12. Длина окружности и площадь круга

12

4

7

1

1

Правильные многоугольники

2

Длина окружности и площадь круга

Решение задач

Контрольная работа №3

Глава 13. Движения

8

3

4

1

1

Понятие движения

2

Параллельный перенос и поворот

Решение задач

Контрольная работа №4

Глав 14. Начальные сведения из стереометрии

8

4

4

1

Многогранники

2

Тела и их поверхности вращения

Повторение

11

10

1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

  1. Векторы. Метод координат.

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой. Применение векторов  и координат при решении задач.

Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается , как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Синус, косинус, тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Синус и косинус любого угла от 00 до 1800  выводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника. Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике. Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

  1. Длина окружности и площадь круга. 

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2 n –угольника, если дан правильный n-угольник.

        Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь = к площади круга, ограниченного окружностью.

  1. Движение.

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральных симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

  1. Начальные сведения из стереометрии.

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.

Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснований.

  1. Повторение. Решение задач.

 

                                                 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Форма урока

Дата проведения

Глава 9.

Векторы

8

1

Понятие вектора.

2

урок ознакомления с новым материалом

лекция

2

урок применения знаний и умений

практикум

3

Сложение и вычитание векторов.

3

урок ознакомления с новым материалом

лекция

4

урок применения знаний и умений

практикум

5

урок применения знаний и умений

практикум

6

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.

3

урок ознакомления с новым материалом

лекция

7

урок применения знаний и умений

практикум

8

урок применения знаний и умений

практическая работа

Глава 10.

Метод координат.

10

9

Координаты вектора.

2

урок ознакомления с новым материалом

лекция

10

урок применения знаний и умений

практикум

11

Простейшие задачи в координатах.

2

урок ознакомления с новым материалом

лекция

12

урок применения знаний и умений

практикум

13

Уравнения окружности и прямой.

3

урок ознакомления с новым материалом

лекция

14

урок применения знаний и умений

практикум

15

урок проверки знаний и умений

сам. работа

16

Решение задач.

2

урок применения знаний и умений

практикум

17

урок коррекции знаний и умений

консультация

18

Контрольная работа №1

1

урок контроля знаний и умений

зачет

19

Синус, косинус и тангенс угла.

3

урок ознакомления с новым материалом

лекция

20

урок применения знаний и умений

практикум

21

урок обобщения и систематизации знаний

практикум

22

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

4

урок ознакомления с новым материалом

лекция

23

урок применения знаний и умений

практикум

24

урок применения знаний и умений

практикум

25

урок проверки знаний и умений

сам. работа

26

Скалярное произведение векторов

2

урок ознакомления с новым материалом

лекция

27

урок применения знаний и умений

практикум

28

Решение задач

1

урок коррекции знаний и умений

консультация

29

Контрольная работа №2

1

урок контроля знаний и умений

зачет

Глава 12.

Длина окружности и площадь круга.

12

30

Правильные многоугольники

4

урок ознакомления с новым материалом

лекция

31

урок применения знаний и умений

практикум

32

урок применения знаний и умений

практикум

33

урок применения знаний и умений

практическая работа

34

Длина окружности и площадь круга

4

урок ознакомления с новым материалом

лекция

35

урок применения знаний и умений

практикум

36

урок применения знаний и умений

практикум

37

урок проверки знаний и умений

сам. работа

38

Решение задач

3

урок применения знаний и умений

практикум

39

урок применения знаний и умений

практикум

40

урок коррекции знаний и умений

консультация

41

Контрольная работа №3

1

урок контроля знаний и умений

зачет

Глава 13.

Движения.

8

42

Понятие движения

3

урок ознакомления с новым материалом

лекция

43

урок применения знаний и умений

практикум

44

урок применения знаний и умений

практикум

45

Параллельный перенос и поворот

3

урок ознакомления с новым материалом

лекция

46

урок применения знаний и умений

практикум

47

урок применения знаний и умений

практическая работа

48

Решение задач

1

урок коррекции знаний и умений

консультация

49

Контрольная работа №4

1

урок контроля знаний и умений

зачет

Глава 14.

 Начальные сведения из стереометрии

8

50

Многогранники

4

урок ознакомления с новым материалом

лекция

51

урок применения знаний и умений

практикум

52

урок применения знаний и умений

практикум

53

урок проверки знаний и умений

сам. работа

54

Тела и поверхности вращения

4

урок ознакомления с новым материалом

лекция

55

урок применения знаний и умений

практикум

56

урок применения знаний и умений

практикум

57

урок проверки знаний и умений

сам. работа

Повторение. Решение задач.

11

58

урок применения знаний и умений

практикум

59

урок применения знаний и умений

практикум

60

урок применения знаний и умений

практикум

61

урок применения знаний и умений

практикум

62

урок применения знаний и умений

практикум

63

урок применения знаний и умений

практикум

64

урок применения знаний и умений

практикум

65

урок применения знаний и умений

практикум

66

урок применения знаний и умений

практикум

67

Итоговый тест

1

урок применения знаний и умений

практикум

68

Анализ теста

1

урок коррекции знаний и умений

консультация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...