Сложение натуральных чисел и его свойства.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Ялунина Светлана Станиславовна

Технологическая карта урока "Открытия" нового знания с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhenie_naturalnyhchisel_i_ego_svoystva.docx41.48 КБ
Файл slozhenie_naturalnyh_chisel.rar609.07 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сложение. Свойства сложения.

ФИО (полностью)

Ялунина Светлана Станиславовна

Место работы

МОУ «СОШ №1 г.Ртищево»

Должность

Учитель математики

Предмет

математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Сложение натуральных чисел  и его свойства. (первый урок).

Базовый учебник

Математика. 5 кл.учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х частях/  С.А. Козлова,

 А.Г. Рубин. - 2-е  изд. - М:. Баласс, 2012 г. (Образовательная система «Школа 2100»)

  1. Цель  урока: актуализировать знания учащихся о сложении многозначных чисел; повторить название компонентов и результатов действия сложения; повторить свойства сложения натуральных чисел. Учить  применять свойства сложения.
  2. Планируемые результаты:  Выполнять сложение  натуральных чисел. Верно использовать в речи термины: сумма, слагаемое. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении; изображать сложение на координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

10. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

научить использовать понятия слагаемое, сумма, периметр; научить применять  свойства сложения;  изображать сложение на координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях, находить периметр многоугольника

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

11.Тип урока : Урок «открытия» нового знания

12 .Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

13.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

14.Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-работают с текстом учебника;

-работают с технологической картой при выполнении заданий;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

15.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием),  электронная презентация, выполненная в программе Power Point

16.Структура и ход  урока

Технологическая карта урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личностные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

1

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие  учащихся.

Проверка  учителем готовности класса            к уроку; организация внимания;

2

Осознанное  и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

2

Этап

актуализации и пробного учебного действия.

Актуализация опорных знаний и способов действий

Вступительное слово учителя.

Устный счет.

Беседа с проблемным вопросом  по будущей теме (игра «Математическое лото»).  Задает учащимся наводящие вопросы.

Историческая справка.

Решают примеры устного счета.

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленный вопросы.

6-7

Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Поиск и выделение необходимой информации.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка учебной задачи на основе известного.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Самоопределение

3

Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Вместе с учениками определяет цель урока.

Определяют цель урока.

4-5

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Целеполагание

Постановка вопросов

Самоопределение

4

Первичное усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: сложение натуральных чисел и его свойства.

Создает ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод.

Вспоминают названия компонентов при сложении. Делают выводы по свойствам сложения натуральных чисел.

6-7

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

Планирование, прогнозирование

Умение слушать и вступать в диалог

Самоопределение

5

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

2

6

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Направляет работу учащихся.

Самостоятельно решают задачи.  Отвечают на вопрос.

4-5

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Ориента-

ция в межлично-стных отношениях

6

Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выступает в роли тьютора для слабых учащихся при выполнении творческого задания.

Учащиеся выполняют в группах творческое задание Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.

10

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в группу;

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.

Профессионалное   самоопределение,

смыслообразование

7

Подведение итогов урока

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Подводит итоги работы в классе.

 Отвечают на поставленные вопросы.

Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке

2-3

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.

Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся

8

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задает дозированное домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

2

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна

Нравственно -этическая  ориентация

9.

Рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния,

мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

-Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?

-С каким настроением

вы уйдете с урока?

Оценивают свою работу и работу одноклассников.

1-2

Оценка своей деятельности и других людей

Смыслообразование

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения!  С каким настроением вы пришли на урок математики? (слайд 1)

Математику,  друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это математика!

II . Актуализация знаний.

1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому я предлагаю начать урок с устного счета.

(Каждому ученику выдается карточка лото и полоски бумаги размером в одну ячейку лото.  Учитель читает примеры, а учащиеся закрывают в карточке соответствующие ответы. )

У вас на столах лежит карточка лото и полоски бумаги. Ребята, вы сможете угадать тему урока, если правильно решите примеры и закроете ответы в своей карточке.

1) 28 уменьшить в 4 раза;

2) 90 вычесть 82;

3) 500 увеличить на 13;

4) 111 умножить на 5;

5) 900 вычесть 23;

6) 114 разделить на 2;

7) 9 умножить на 5;

8) 500 вычесть 1;

9) 42 разделить на 3;

10) 45 увеличить в 2 раза;

11) 100 уменьшить на 4.

Какие числа остались открытыми?

Из соответствующих букв составьте слово. (СУММА)

Какое действие мы будем сегодня повторять?

2.  Мотивация

С какими числами вы работали на предыдущих уроках?

Так что мы будем сегодня делать на уроке?

Запишите тему сегодняшнего урока:  Сложение натуральных чисел и его свойства.

Ребята, как вы думаете, а зачем нам надо уметь  складывать натуральные числа?

Может это вам как-то пригодиться в жизни?

1 Учащиеся решают примеры устно.

296

С

513

З

1000

М

499

Н

877

П

630

У

45

О

555

Т

40

М

8

Е

90

Ь

4

А

7

Р

57

И

96

Е

14

Р

  • 28:4=7;
  • 90 – 82 = 8;
  • 500+13 = 513;
  • 111*5 = 555;
  • 900-23 = 877;
  • 114:2 = 57;
  • 9 · 5 = 45;
  • 500 – 1 = 499;
  • 42 : 3 = 14;
  • 45 *2 = 90;
  • 100- 4 = 96.

  Отвечают на вопросы, составляют слово сумма.

Сложение.

2. – С натуральными числами.

Складывать натуральные числа.

Отвечают на вопрос.

III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.

1. Немного из истории (слайд 5)

В истории математики известен такой случай. Однажды, а было это в Германии, в конце 18 века, для того чтобы заставить учеников поработать, учитель дал им задание подсчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Каково же было его удивление, когда уже через несколько минут один ученик сказал ему ответ. Этот ученик, Карл Фридрих Гаусс, а ему было тогда 10 лет, стал одним из великих математиков мира. Как  вы думаете, как маленькому Гауссу удалось быстро подсчитать сумму?

Запишите в тетради: Карл Гаусс, 18 век, Германия.

Проблема: как найти  сумму натуральных чисел от 1 до 100?

Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Какова цель нашего урока?

   

Слушают рассказ учителя.

 

Цель урока: научиться складывать натуральные числа, применяя свойства сложения.   

IV. Первичное усвоение новых знаний.

1. Ребята, давайте вспомним

- Какое  число следует прибавить к натуральному числу, чтобы получить следующее при счете? (слайд 6)

- Как называются компоненты действия сложения? (слайд 7)

2. На доске:

563;   300;  3;  312;  437. (слайд 8)

-Прочитайте числа.

- Из двух чисел составьте такой пример, чтобы сумма была четырехзначным числом

(563 + 437= 1000)

- Прочитайте  пример всеми возможными способами.

- Придумайте задачу, чтобы она имела такое решение.

- Ребята, сложение чисел можно изобразить на координатном луче.

Предлагаю  помощью координатного луча найти сумму чисел  2+4

Для этого отметим первое слагаемое на координатном луче. Это точка с координатой 2. (слайд 9)

- Что значит прибавить 4 ?

- В какую сторону  следует отложить четыре единичных отрезка?

- Определяем координату точки, в которую мы попали. Назовите результат.

- Изобразите на координатном луче сумму 4 + 2.(слайд 10-11)

- Что получилось? Какой вывод можно сделать? (слайд 12). Как называется это свойство?

А теперь поработаем группами

- Изобразите сложение на одном координатном луче   (1+2)+4   1группа           3+(5+1)  3 группа

1+(2+4)   2 группа                     (3+5)+1   4 группа

Выполните сложение и сделайте вывод:

3+18+27+2                                   4+22+16+8

3+2+27+18                                    4+8+16+22              

2+18+3+27         5 группа           4+16+8+22  6 группа

Что же мы получили?  Ответы 1-4 групп

- Какой можно сделать вывод? (слайд 14)

- Как называется это свойство?

- Послушаем  результат 5 и 6 групп

-А каков результат сложения натурального числа и нуля?

- Ребята для чего нам надо знать свойства сложения? Где они пригодятся нам на уроках, в жизни?  

 

- Чтобы получить следующее при счете число, надо к натуральному числу прибавить  1.

- Результат сложения называют суммой, числа, которые складывают, называют слагаемыми.

563 + 437= 1000.

-Сумма 563 и 437 равна 1000;

-563 прибавить 437 равно 1000;

- 563 плюс 437 равно 1000.

Сумма двух слагаемых 563 и 437 равна 1000.

Придумывают задачу.

- Это значит, к числу 2 четыре раза прибавить 1.

- В правую сторону.

- 2 + 4 = 6

- 4+2 = 6

- Сумма чисел не изменяется при перестановке слагаемых.

- Переместительное свойство сложения.

Мы видим, что 1 + (2 + 4) = (1+ 2) + 4

- Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а потом к полученной сумме – второе слагаемое.

- Сочетательное свойство сложения.

-Слагаемые можно как угодно переставлять местами и объединять в группы.

- Если прибавить к числу нуль, то получится данное число.

- Свойства нужно знать, чтобы проще считать

V. Физкультминутка ( слайд 19)

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Раз - подняли руки вверх.
Два - их опустили.
И ещё раз повторили.
Три - налево наклонились.
А затем - направо.
На четыре мы присели,
Встали, поклонились,
На места тихонько сели.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

VI.  Первичное усвоение новых знаний.

Решите самостоятельно задачи  по вариантам.   Направляет работу учащихся.

Вариант 1.

Вариант 2.

1. Как называется результат сложения?

1. Как называются числа, которые складывают?

2. Чему равна сумма чисел  2367и 3633 ?

2. Чему равна сумма чисел  7549 и 3451?

3. Чему равна сумма

      3456 и  0 ?

3. Чему равна сумма

     0  и  4567?

4. Запишите все натуральные числа, которые больше 12, но меньше 15.

4. Запишите все натуральные числа, которые больше 15, но меньше 18.

5. Найти периметр треугольника со сторонами 13, 15 и 17 см.

5. Найти периметр треугольника со сторонами 19, 22 и 21 см.

 

Сильные учащиеся работают за компьютерами индивидуально.

Решают самостоятельно задачи в тетрадях по вариантам. Обмениваются тетрадями и проверяют решение.

I вариант

1. сумма;

2. 6000;

3. 3456;

4. 13; 14;

5. 45

 II вариант.

 1.слагаемые;

2. 11000;

3. 4567;

4. 16; 17;

5. 62.

VII.  Первичное закрепление.

Вернемся к задаче Гаусса. Кто-нибудь догадался как маленький Гаусс решил задачу?

 

Выступает тьютором для слабых учащихся при выполнении творческого задания.

По группам выполняют творческое задание

1+2+3+4+…+96+97+98+99+100=(1+100)+(2+99)+…+(50+51)=101*50=5050

VIII. Подведение итогов урока.

-Какую задачу мы ставили на уроке?

-Удалось решить нам поставленную задачу?

-Что еще нужно сделать?

-Где можно применить новое знание?

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

-Над чем еще нужно поработать?

-Наш урок подходит к концу.

Выставление отметок.

Отвечают на поставленные вопросы.

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сегодня мы говорили о сложении натуральных чисел и его свойствах. На следующем уроке мы будем решать  задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте свойства на  стр.54-56 и решите № 19,22. А еще я вам предлагаю  выполнить дополнительное задание. По желанию:  определить стоимость ремонта своей комнаты.

Спасибо за работу на уроке!

Учащиеся внимательно слушают.

X.Рефлексия. (слайд 23)

-Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?

-С каким настроением вы уйдете с урока?

Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока.



Подписи к слайдам:

Молодцы!
Если прибавить к натуральному числу единицу, то получится следующее за ним число.
6 + 1 = 7
3 + ... = 4
1
... + 1 = 9
8
... + 1 = 345
344
4 + 2 = 6
2 + 4 = 6
Сумма чисел не изменяется при перестановке слагаемых
Раз - подняли руки вверх.
Два - их опустили.
И ещё раз повторили.
Три - налево наклонились.
А затем - направо.
На четыре мы присели,
Встали, поклонились,
На места тихонько сели.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя!
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Эта математика!
Задача очень не проста:
Как сделать, чтобы быстро
От единицы и до ста
Сложить в уме все числа?
Давным
– давно один мудрец
Сказал, что прежде надо
Связать начало и конец
У численного ряда.
Пять первых связок изучи,
Найдёшь к решению ключи!
Совет мудреца
Сложение
натуральных чисел
и его свойства.
Изобрази сложение на координатном луче:
0 1 2 3 4 5 6
х
4 + 2 = ...
6
+2
Проверка
2 + 4 = ...
6
0 1 2 3 4 5 6
х
+4
Какой вывод можно сделать?
Вычисли удобным способом:
37 + 48 + 23 + 12 =
= (37 + 23)
+ (48 + 12) =
= 60 + 60
120
Вместо звёздочек поставь цифры, чтобы получилось верное равенство
750*814*
*2*6*9*1
+
_______
10*597*75
10209
+
_______
*5*8
5*3*
6
1
7
4
2
7
3
8
5
3
0
4
Урок математики
5 класс
0 1 2 3 4 5 6
х
5 + 0 = 5
+0
Если прибавить к числу
нуль
, то получится данное число.
1+2+3+…+97+98+99+100=
Иоганн Карл
Фри́дрих

Га́усс
(
нем.
 
Johann

Carl

Friedrich

Gauß
;
30 апреля

1777
,
Брауншвейг

23 февраля

1855
,
Гёттинген
) —
немецкий

математик
,
астроном
и
физик
, считается одним из величайших математиков всех времён, «королём математиков»
"
Математика - царица наук, арифметика - царица математики
"
Карл Фридрих Гаусс — король математиков
1+2+3+…+97+98+99+100
563 + 437 = 1000
Можно знать правила – и не уметь складывать многозначные числа. Проверим. Реши задачу:
Гуляя после уроков, мальчики и девочки
произносят каждый день 11 875 слов по
делу, 5316 – со смыслом, 27 981 – не
задумываясь, а 379 слов лучше было бы
вообще не произносить. Сколько всего
слов в день говорится мальчиками и
девочками, гуляя после уроков?
45 551
Сложение
натуральных чисел
...
Найдите результат сложения:
1 + 0 = ...
0 + 24 = ...
12 + 0 = ...
0 + 71 = ...
Какой вывод можно сделать?
71
12
24
1
Спасибо за урок!!!
563
300
3
312
437
Проверь!!
Сумма
6000
3456
13, 14
45
Слагаемые
11000
4567
16, 17
62
296
С
513
З
1000
М
499
Н
877
П
630
У
45
О
555
Т
40
М
8
Е
90
Ь
4
А
7
Р
57
И
96
Е
14
Р
26 + 13 = ...
39
???
Сумма
Слагаемые
1 + (2 + 4) = 7

(1
+
2)
+ 4 = 7
Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а потом к полученной сумме – второе слагаемое.
Домашнее задание
Изучить свойства сложения стр.54-56
№ 19, 22, определить стоимость ремонта своей комнаты.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Сложение натуральных чисел и его свойства.

При изучении данной темы учащиеся должны усвоить несколько вопросов, которыми они уже занимались ранее: компоненты сложения, свойства сложения и свойство нуля при сложении. Цель данного урока усвоить ...

Сложение натуральных чисел и его свойства

Сложение натуральных чисел и его свойства....

Презентация по теме: "Сложение натуральных чисел и его свойства"

Презентация по теме: "Сложение натуральных чисел и его свойства" предназначена как вспомогательный материал для проведения урока в 5 классе по учебнику Виленкина...

Презентация на тему: Сложение натуральных чисел и его свойства

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока математики на тему: "Сложение натуральных чисел и его свойства." учебник Виленкин Н. Я., В. И. Жохов....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Сложение натуральных чисел и его свойства

 Показать практическое применение теоретических знаний через рационализацию практических вычислений. Формировать регуляторный опыт в процессе оценки и самооценки. Развивать читательскую ко...