конспект урока 7 класс Повторение. Пропорции
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме

Маданова Татьяна Юрьевна

Здесь представлен конспект урока на повторение темы Пропорции. Проценты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_materiala_6_klassa_proportsii_protsenty.docx38.07 КБ

Предварительный просмотр:

алгебра 7 класс, углубленка Макарычев

Разработка урока выполнена Мадановой Т.Ю.

учителем математики ГБОУ «Кадетская школа им. Н. Кайманова» г. Набережные Челны

Урок 1

Тема: Повторение материала 6 класса: пропорции, проценты.

Цели:-  повторить материал по темам «Пропорции», «Проценты»;

- способствовать развитию умений решать задачи на пропорции, проценты, «сложные проценты»; способствовать расширению умственного  кругозора учеников (по вопросам экономики и по методам решения задач);

- содействовать   преодолению в сознании учеников неизбежно возникающее представление о формальном характере предмета, оторванности от жизни и  практики; способствовать созданию отношений взаимной ответственности и зависимости в группах; содействовать развитию исследовательских умений.

Ход урока

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1 этап. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.(3 мин)

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, сегодня мы с вами повторим материал курса 6 класса по темам «Пропорции», «Проценты». Какие цели урока мы поставим перед собой?

Подтверждает цель. «Но добиться достижения этой цели можно при одном условии: вы должны владеть некоторыми знаниями и умениями. Как вы думаете какие знания и умения необходимы для решения экономических задач на проценты?»

Приветствуют учителя.

Вариант ответа: «повторить решение задач  по темам «Пропорции», «Проценты»,  «Научиться решать экономические задачи».

Возможные варианты ответов:

-знания по теме «Проценты»;                      

-знание правила нахождение дроби от  числа;                                                               -умение решать задачи на проценты;

-умение выполнять вычисления;                  -умение находить дробь от числа.

2 этап. Повторение пройденного материала. (8-10 мин)

1.Устное. Разминка.

2.Письменное. Математический диктант с контролем.

«Нам необходимо извлечь из тайников памяти кое-что ценное по темам «Пропорции» и  «Проценты».

 Разминка.

- Что называется пропорцией?

- дана пропорция а : в = с : d. Как называются числа a,b,c,d?

- как найти неизвестные члены пропорции?

- решите: у : 51,6 = 11,2 : 34,4

-  Что называется процентом?

-  Представьте проценты десятичной дробью и прочитайте предложение:                                         а) Каждый работающий платит государству 13% своей зарплаты в качестве подоходного налога   б) Налог на продажу дома составляет 3%  его стоимости; в) В июле цена автомобиля повышена на 20% его стоимости.

Если учащиеся допускают ошибку, то можно задать вопрос: как представить проценты десятичной дробью?

Оценивает работу учащихся.              

« А теперь проверим, не забыли вы как  решаются задачи на проценты. Сделаем это с помощью математического диктанта».

Перед диктантом вызывает двух учащихся решать у доски одну и ту же задачу разными способами.

       Математический    

           диктант.  

  1. 4,5 : (3х) = 4 : 28
  2.  4% от 250  
  3. Турист прошел 12 км, что составило 30% всего намеченного пути. Сколько еще километров надо пройти туристу?  

  Контроль с проверкой:

Вопрос: кто получил верный ответ в первом задании?

Вопрос: кто получил верный ответ во втором задании?

Вопрос: кто справился со всей работой?

Те, кто не справился с помощью учителя или учащихся исправляют свои ошибки, остальные учащиеся сдают работы.

 Оценка: Просит оценить свою работу по повторению и устную, и  письменную по пятибалльной системе.

        Правильные ответы:

- Пропорцией называется равенство двух отношений. Числа, составляющие пропорцию, называются членами пропорции.

-Числа а и d называют крайними членами, а числа в и с – средними членами.

-Неизвестный крайний член пропорции равен произведению средних членов, деленному на известный крайний член пропорции.

- Неизвестный средний член пропорции равен произведению крайних членов, деленному на известный средний член пропорции.

, у=16,8

Процент – это сотая часть. Процентом называется сотая часть величины или числа.

                                                                                                                                          а) Каждый работающий платит государству 0,13 своей зарплаты в качестве подоходного налога.

б) Налог на продажу дома составляет  0,03 его стоимости

в) В июле цена автомобиля повышена на 0,2 его стоимости.

Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо число процентов разделить на сто.

Учащиеся слушают оценку учителя.

Задание записано на доске. Ребята решают и возвращаются на свои места.

Варианты решений:

  1. 3х · 4 = 4,5 · 28;  

Ответ: х = 10,5

2.  250*0,4=1      

3. 12 км – 30%

    Х км – 70 %; х=, х=28. Ответ: 28 км

Учащиеся проверяют свои решения. После просьбы учителя поднимают руки.

Сдают работы по мере выполнения.

Анализируют свое участие при повторении изученного материала и ставят отметку на полях в тетради рядом с математическим диктантом.

Открывают классные тетради. Записывают число, тему урока

3 этап. Закрепление знаний по темам «Пропорции и проценты"

(16-20 мин)

Сейчас мы будем решать задачи и уравнения по теме урока.

Решите задачи:

  1. Со 125 гусей получают 4 кг пуха. Сколько пуха можно получить с 875 гусей?
  2. Для отопления здания заготовлено угля на 180 дней при норме расхода 0,6 т угля в день. На сколько дней хватит этого запаса, если его расходовать ежедневно по 0,5 т?

Дополнительные вопросы: какая пропорциональность использовалась в 1 задаче, какая во второй?

  1. Решите уравнение:

Решение.

  1. I способ.

Ответ: 28 кг.

II способ.

1) 875 : 125 = 7 (раз) гусей больше.

2) 4 · 7 = 28 (кг) пуха можно получить.

Ответ: 28 кг.

Ответ: на 216 дней.

Ответ: в 1 задаче прямая, во 2 задаче - обратная

  1. Решают уравнения.

Ответы

а) х=; б) р= 0,7; в)  х=85

6этап. Контроль.

Постановка домашнего задания.

(10 мин)

Было проведено наблюдение за ростом цен на товары в течение двух месяцев. И по результатам их наблюдений была составлена задача.

Проводит контроль, используя запись решения, сделанную учеником на доске.

Кто справился с задачей? 1)Решить уравнение, используя основное свойство пропорции:

а) ;        б) .

2)Решить задачу: из 7,5 кг свежих грибов получается 1,5 нити сушеных грибов. Сколько нитей сушеных грибов получится из 17,5 кг свежих грибов?   3) творческое задание: составить задачу на проценты, используя газетные статьи, специальную литературу, экономические знания родителей

Кто допустил вычислительную лишь ошибку? Решить 1 уравнение из 2, задачу и творческое задание

Кто совсем не справился с работой?

Для тех домашнее задание: повторить теорию из учебника 6 класса по данным темам и решит уравнения и задачу

Учащиеся читают условие задачи и решают ее самостоятельно. Один из учеников решает ее у доски. Проверяют решение по записи на доске. При необходимости исправляют ошибки.

Р=5%=0,05        

Х=200 (рублей)                                            

N=2 месяца

Y=(1+0,05)2*200=220,5(рублей)

Внимательно слушают учителя.

Записывают домашнее задание в дневник.

Если есть вопросы, задают их учителю.

7этап. Итог урока.(2-3 мин)

Подводит итог урока с помощью учащихся.

Учитель оценивает работу учащихся, называет отметки.

Говорят о том, чему научились, что узнали нового.

8этап. Самооценка деятельности на уроке. (2-3 мин)

Просит оценить степень сформированности умения решать задачи на пропорции и проценты с экономическим содержанием.

В тетради ставят один из символов: « ? », « ! », « . ».

. – умею решать предложенные задачи.

! -  прекрасно справляюсь с решением.

? – затрудняюсь при решении.

Возможны варианты:  «!?» и др.

Резервные задания.   (при наличии времени)                                                                                                                                                                    

Различные задачи экономического содержания (см. Приложения)

Задачи вызывают удивление, так как по содержанию очень разнообразны и не решаются с помощью формулы данной на уроке. Задание дается для того, чтобы у ребят не сформировалось мнение, что все задачи экономики можно решать с помощью одной формулы.

Приложение 1.

Бухгалтерия.

Бухгалтерский учет – отражение хозяйственных операций, их результатов в денежной форме.

Задача. Зарплата рабочего в начале 1995 года составляла  300 рублей. Затем она повышалась дважды  в каждый год  на 20%.  Сколько  рублей составляла зарплата в начале 1998 года?

Р=____

Х=____

N=____

Y=(1+___ ) * ___ =

Ответ:

Сделайте вывод:_____________________

Приложение 2.

Общество  защиты  природы.

Целлюлозный  комбинат использует в производстве бумаги водные ресурсы. После переработки вода должна пройти сквозь очистные сооружения. Эти сооружения оказались частично неисправными. За что комбинат должен был уплатить штраф в размере 2000 рублей. Но администрация комбината уплатила этот штраф только через 3 месяца. Какова сумма штрафа, если за несвоевременную уплату начисляется 15% каждый месяц на новую сумму?

Р=____

Х=____

N=____

Y=(1+___ ) * ___ =

Ответ:

Сделайте вывод:_________________

Приложение 3.

Семейный бюджет.

Пеня – штраф за несвоевременную уплату за услуги.  

Задача.  Каждый месяц необходимо вносить плату за употребление электроэнергии. Если своевременно не произведена уплата, то начисляется пеня на каждый лишний день. Семья, употребляющая электроэнергию в месяц на 46 рублей, опоздала с оплатой на 5 дней. Сколько придётся заплатить вместо 46 рублей, если пеня составляет 1% от суммы?

Р=___

Х=___

N=___

Y=(1+ ___ ) * ____ = ____

Ответ:

Сделайте вывод:_____________________

Приложение 4.

Банк.

Кредит – предоставление денежных средств  во  временное пользование на условиях возвратности с уплатой процентов.

Задача.  Банк предоставил фирме кредит под 50%. Фирма возвращала денежную сумму Банку по частям. Осталось выплатить 200 рублей. Но фирма  смогла вернуть деньги Банку только через  4 месяца. Какую сумму вместо 200 рублей  выплатила фирма, если проценты начислялись каждый месяц на новую сумму?

Р=___

Х=___

N=___

Y=(1+ ___ ) * ___ = ___

 

Ответ:

Сделайте вывод: ______________________

Приложение 5.

Отдел сельского хозяйства.

Прогнозирование – построение предположений  о будущем на основе анализа сегодняшних  тенденций.

Задача.  Поголовье скота составляет 100 000 голов. Каждый год оно увеличивается на 30 %. Сколько голов скота  будет через 4 года?

Р=___

Х=___

N=___

Y=(1+ ___ ) * ___ = ___

Ответ:

Сделайте вывод: _____________________

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Пропорция"

Конспект урока на ткму "Пропорция"...

Конспект урока математики в 6 классе по теме: "Пропорция. Решение задач с помощью пропорции"

Конспект урока математики в 6 классе по теме: "Пропорция. Решение задач с помощью пропорции"...

План-конспект урока по теме: "Пропорция. Основное свойство пропорции". Урок на основе технологии модерации

Математика Тема: «Пропорции. Основное свойство пропорции» Цели урока: -     ввести понятие «пропорция», вывести основное свойство пропорции, закрепить новые понятия, н...

Конспект урока в 6 классе "Пропорции"

Конспект урока по математике в 6 классе "Пропорции", 17.01.2012 г....

урок математики 6 класс "Решение задач с помощью пропорций" конспект урока и призентация

решение задач на прямую и обратную пропорциональность с последующим построением диаграмм....

Конспект урока "Урок – путешествие «Пропорция.»"

}* дидактические: обобщение, систематизация знаний по теме «Пропорция», решение задач с помощью пропорции}* развивающие: развитие логического мышления, развитие способностей коммуникации;}*воспитатель...

Конспект урока по теме : Пропорции. Основное свойство пропорции

Конспект урока по теме : Пропорции. Основное свойство пропорции...