статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"
статья по алгебре на тему

Шпакова Елена Владимировна

О здоровьесберегающих технологиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_matematiki.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

                                                                     Шпакова Елена Владимировна

                                                                     учитель математики ГБОУ гимназия № 159

                                                                      Санкт-Петербург

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (определение ВОЗ).  

Проблема сохранения здоровья обозначена в ряде государственных документов последнего времени по проблемам образования. Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема сохранения здоровья учащихся. Результаты изучения состояния здоровья учащихся, проводимые различными организациями, говорят о том, что в период обучения в школе основные показатели здоровья детей снижаются. Это подтверждают следующие статистические данные:

  1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
  2. 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки.
  3. 90-92% выпускников средних школ находятся в «среднем состоянии», т.е. ещё не знают, что больны.
  4. Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
  5. 70% детей страдают нервно-психическими расстройствами
  6. Вместо акселерации (увеличения роста) идет децелерация (уменьшение роста) за последние 10-20 лет увеличилось число низкорослых, ежегодно  около 35% юношей комиссуются военкоматами.
  7. Из 1000  новорожденных  800-900 уже имеют врожденные заболевания.

Все, выше изложенное показывает актуальность проблемы – использование здоровьесберегающих технологий на уроках, в частности на уроках математики.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те приемы, применение которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих  технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Химия

-

-

13

10

12

Геометрия

-

-

12

10

8

Физика

-

-

8

9

13

Алгебра

-

-

10

9

7

Экономика

-

-

-

-

11

Черчение

-

-

-

5

4

Мировая художественная культура (МХК)

-

-

8

5

5

Биология

10

8

7

7

7

Математика

10

13

-

-

-

Иностранный язык

9

11

10

8

9

Русский язык

8

12

11

7

6

Краеведение

7

9

5

5

-

Природоведение

7

8

-

-

-

География

-

7

6

6

5

Граждановедение

6

9

9

5

-

История

5

8

6

8

10

Ритмика

4

4

-

-

-

Труд

4

3

2

1

4

Литература

4

6

4

4

7

ИЗО

3

3

1

3

-

Физическая культура

3

4

2

2

2

Экология

3

3

3

6

1

Музыка

2

1

1

1

-

Информатика

4

10

4

7

7

ОБЖ

1

2

3

3

3

Шкала трудности учебных предметов изучаемых в  10-11 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Физика

12

Информатика, Экономика

6

Геометрия, химия

11

История, Обществознание, МХК

5

Алгебра

10

Астрономия

4

Русский язык

9

География, Экология

3

Литература, иностранный язык

8

ОБЖ, Краеведение

2

Биология

7

Физическая культура

1

Из таблицы видно, что математика является одним из самых трудных предметов, и  далеко не всем учащимся легко дается ее изучение, поэтому необходимо соблюдать гигиенические критерии рациональной организации урока.

  • Плотность урока должна быть не менее 60 % и не более 75-80 %
  • Число видов учебной деятельности 4-7
  • Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 минут
  • Частота чередования различных видов учебной деятельности – смена не позже чем через 7-10 минут
  • Число видов преподавания не менее 3
  • Чередование видов преподавания – не позже, чем через 10-15 минут
  • Наличие эмоциональных разрядок 2-3
  • Продолжительность непрерывного применения технических средств

      обучения на уроках

Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

5-7

20

25

25

20

25

20

8-11

25

30

30

25

25

25

  • Чередование позы
  • Физкультминутки

Рекомендуемый  комплекс упражнений

физкультурных минуток (ФМ)

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее –ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2.И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2.И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища:

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2.И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза -средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.
  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз
  5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.

  • Психологический климат - должны преобладать положительные эмоции

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

На психологическое здоровье учащихся на уроке негативно влияют: монотонность речи учителя, металлический, резкий, крикливый голос, однообразие ораторских приемов и отсутствие художественных оборотов речи, окрики, упреки, безразличие, отсутствие средств наглядности, констатирующий характер обучения.

  • Учет работоспособности учащихся

Доказано, что уровень работоспособности ученика в течение дня и учебной недели имеет свои пики и спады. Работоспособность зависит от возраста. Так пик работоспособности учеников 1-5 классов приходится на вторник и четверг, а спад – среду и пятницу. В 7-11 классах уровень работоспособности начинает, плавно расти со вторника, и достигает пика в четверг, а затем спад. Работоспособность в течение дня так же не одинакова. В 1-6 классах пик достигается на 2-3 уроке далее идет плавный спад. В 7-11 классах пик достиг на 2-3 уроке, далее некоторый спад, на 5 уроке небольшой подъем и на 6-7 уроках происходит спад работоспособности.

Класс

Уровень работоспособности учащихся

Учебная неделя

Учебный день

Пик

Спад

Пик

Спад

1-5

вторник, четверг

среда, пятница

2 – 3 урок

5 урок

6 - 11

четверг

пятница

2 – 3 урок

6 – 7 урок

  • Учет интенсивности умственной деятельности на уроке

При организации урока выделяют три основных этапа с позиций здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1 этап

Врабатывание (привыкание к учителю и учебному предмету)

5 –7 минут

Низкая

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение.

2 этап

Максимальная работоспособность

10 – 15 минут (начальная школа)

20-25 минут

(5 – 11 класс)

Максимальная, устойчивая работоспособность

Продуктивная, творческая.

Изучение нового материала.

3 этап

Конечный порыв

10-15 минут

Снижение уровня работоспособности, или работоспособность носит неустойчивый характер

Репродуктивная.

Повторение.

Эффективность усвоения знаний в течение урока такова: 5-25 минута – 80%; 25-35 минута – 40%; 35-40 минута – 10%. Если урок проведен с учетом критериев и принципов здоровьесбережения, то у учащихся в конце урока не будет просматриваться сильные формы утомления.

Утомление – возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективных ощущениях усталости. Это защитная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов. Для диагностики утомления применяют методики тепинг-теста и психологического теста «САН».

КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКА

Направленность урока

Деятельность учителя

Возможные способы деятельности учащихся

I. Личностная ориентированность

1. Активация познавательного и социального интереса учащихся

1.1. Поисковая мыслительная деятельность

1.2. Занимательный учебный материал

1.3. Использование личного опыта

1.4. Нахождение практического применения содержания урока

2. Создание условий для самодеятельности учащихся

2.1. Имитационное моделирование (ролевые, деловые игры и т.п.)

2.3. Учебный эксперимент

2.4. Проектная деятельность

3. Создание условий для совместной деятельности учащихся

3.1. Работа в парах

3.2. Групповая работа

4. Диалогическое взаимодействие учителя и учащихся

4.1. Дискуссия с учителем

4.2. Игра с учителем

5. Создание условий для свободного выбора учащимся содержания и способа деятельности

5.1. Выбор задания

5.2. Выбор способа выполнения задания

5.3. Выбор способа взаимодействия при выполнении задания

5.4. Творческое задание

6. Создание условий для оценочной и самооценочной деятельности учащихся

6.1. Взаимопроверка заданий

6.2. Участие в оценивании чужого ответа

6.3. Оценивание собственного ответа

II. Психологическая безопасность

1. Соответствие содержания и методов образования возрастным особенностям учащихся

2. Соответствие содержания и методов образования уровню развития, состоянию и индивидуально-типологическим особенностям учащихся

3. Обеспечение доброжелательных взаимоотношений между учителем и учениками

4. Оказание учителем помощи и поддержки учащимся

5. Эффективные и безопасные воздействия при нарушениях дисциплины

6. Безопасное оценивание (эффективная обратная связь)

7. Организация отношений сотрудничества, взаимопомощи, поддержки между учащимися

III. Гигиеническая обоснованность

1. Соблюдение режима динамики работоспособности учащихся в ходе урока

2. Соблюдение требований к общему объему учебной нагрузки, в т.ч. и заданиям на дом

3. Обоснованное применение средств обучения, в т.ч. и ТСО

4. Соблюдение требований к санитарному состоянию кабинета (освещенность, воздушно-тепловой режим)

5. Соблюдение требований к состоянию школьной мебели

6. Организация положительного эстетического воздействия оформления кабинета (предметно-пространственная среда)

7. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности учителем и учащимися

IY. Профилактическая направленность

1. Создание положительного эмоционального настроя учащихся на урок

2. Применение приемов психологической разгрузки

3. Применение приемов разгрузки органа зрения

4. Включение в урок блоков и комплексов динамических нагрузок

5. Увеличение двигательной активности учащихся за счет использования педагогических технологий урока

Y. Направленность содержания на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

(включение содержания о здоровье и здоровом образе жизни на разных этапах урока)

Разработчик таблицы Колесникова М.Г.

Мастерство учителя заключается в том, чтобы суметь вызвать у учащихся положительные эмоции от процесса обучения, когда то, что было трудным и недоступным, становиться легким и получается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования учителя математики по теме «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...

Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "

Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией,  представленной в формализованном и формальном виде,  не восп...

Личностно-ориентированная технология на уроках математики. Урок математики в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Личностно-ориентированный подход создает особые отношения между школьниками, между учителем и учеником. Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий норматив...

« Применение компьютерных технологий на уроках математики» (МО учителей математики Заокского района Тульской области»)

Выступление на МО учителей математики Заокского района Тульской области Рожковой Е.И.          Предмет математики в курсе основного общего образования явля...

Доклад «Использование информационно-коммуникативных технологий и интернет технологий на уроках математики».

Учитель способен добиться идеальной дисциплины на уроке, но без пробуждения интереса у учеников, без внутренней мотивации  - освоения знаний не произойдет. Как  же пробудить у детей желание ...

Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математики Комплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике

Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математикиКомплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике...