Конспект урока по математике "Задачи на движение по реке"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Лёгенькая Ирина Анaтольевна

Урок по математике. Задачи на движение по реке. Самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zadachi_na_dvizhenie_po_reke.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

Павлово - Посадского муниципального района Московской области.

УМК: Математика -5  Виленкин Н.Я., Жохов В.И ФГОС   издательство Мнемозина 2014г

Учитель: Лёгенькая ИА.

Самоанализ урока математики в 5 классе.

Урок математики был проведен в 5 классе. Класс к уроку готов и учащиеся быстро включились в учебную деятельность. Взаимоотношения между учащимися ровные, спокойные, дружественные. Ребята данного класса владеют диалогической формой общения, умеют слышать и слушать другого.

Урок проводился согласно тематического планирования , в  разделе повторения «Решение задач на движение». Тема урока «Задачи на движение по реке», это 4 урок в данном разделе. По дидактической цели — это урок обобщения и систематизации знаний. Учащиеся хорошо владеют понятием скорость, время, путь, собственная скорость лодки, скорость по течению и против. Умеют находить эти величины. Знают понятие процента и умеют его находить. Хорошо работают с десятичными дробями, умеют составлять простейшие уравнения к задачам. Для работы класс был разделен на 4 группы по 5 человек. Предварительно было проведено повторение в работе с единицами скорости и времени. Решение простейших задач на проценты и решение задач с помощью уравнения.

По основному способу проведения — фронтальная и индивидуальная работа через различные виды самостоятельной деятельности, личностно-ориентированный подход.

В ходе урока реализовала следующие задачи:

- обобщить знания уч-ся по теме при решении конкретных заданий;

  • способствовать развитию воображения, творческой активности уч-ся;
  • -проверить степень усвоения уч-ся материала;
  • - систематизировать знания уч-ся путем создания условий для творческой и интеллектуально развитой личности ребенка на уроке;
  • -содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности.

Цель работы уч-ся на уроке: знать понятия: собственная скорость катера, скорость течения реки, процента, уметь находить скорость катера по течению и против течения, Перевод единиц времени и скорости ,составление уравнения

Все этапы урока были направлены на выполнение цели и задач с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

1. Орг.момент включал в себя организацию класса, мобилизующее начало урока, создание психологической комфортности и подготовку уч-ся к активной учебной деятельности.

2.Для снятия стрессообразующих факторов учебного процесса  класс был разделен на группы а сам  урок построен в виде игры, путешествия .

3. Целью устного опроса и работа с таблицами являлась систематизация знаний по изученным темам, самоконтроль.

4.В результате решения первой задачи учащимся необходимо применить знания процента, знать формулу пути и хорошо работать с десятичными дробями.

5.Вторая задача выполнялась каждой группой самостоятельно. В ходе выполнения работы в группах уч-ся достигли планируемого результата, то есть ребята оценили друг друга и смогли продемонстрировать индивидуальные способности

6. Задача под №3 выполняется коллективно. Учащимся приходится икать различный  пути её решения.  Задача содержала большой объем работы и ребята смогли применить  все имеющиеся у них знания для решения задач.

7.На этапе решения задачи в группах учащиеся показали свои индивидуальные способности и смогли их применить для успешной работы группы. Сочетание темы «путь. время и скорость» и «проценты» помогло закрепить изученный ранее материал и применить его в других задачах

8.Для достижения задач и целей урока я использовала следующие методы и приемы:

  • словесные
  • наглядные
  • письменные и устные упражнения, самостоятельная работа в занимательной форме.

Использовала различные формы работы уч-ся:

  • коллективная
  • индивидуальна
  • групповая

Использовала различные виды проверок:

  • самопроверка
  • взаимопроверка

Работа в группах  дала возможность ребенку оценить свои знания, увидеть, что не усвоил и над чем нужно поработать. Ребята хорошо ориентируются со скоростью по течению и против течения , умеют находить проценты от числа , хорошо переводят единицы скорости и времени но плохо работают с составлением уравнения для решения задач.

Я считаю, что  цели и задачи урока достигнуты. Дети усвоили понятия по теме «Задачи на движение по реке». Выбранный тип урока и форма проведения урока себя оправдали

Учитель: Лёгенькая И,А.

               

                   Тема урока «Задачи на движение по реке».

Цели урока:

  • Обучающая: систематизация знаний по теме, создание разных условий контроля усвоения знаний и умений;
  • Развивающая: формирование умений применять полученные знания в новой ситуации, развитие математического мышления;
  • Воспитательная: привлечение к активной деятельности самостоятельной работы, развитие интереса к предмету.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности и объявление темы, целей урока.

Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие - экспедицию  к  необитаемым островам. Класс разбивается на 4 команды(группы). У нас есть великолепный корабль, но пока у него нет имени, а без имени корабль не может выйти в море. И я думаю вы мне поможете определить его название, выполнив первое задание.

Задание № 1.

Цель первого задания подвести учащихся к теме урока. Учащимся предлагается выполнить перевод величин выраженных в в км/ч -м/мин – и минуты в часы

км/ч – м/мин

Минуты в часы

1 команда

Т

6

К

24

2 команда

И

3,6

0

300

3 команда

В

4,2

Я

210

4 команда

И

54

Р

42

 

70

900

0,4

100

5

0.7

60

3,5

При выполнении 1-го задания  каждая команда находит свои правильные ответы   в таблице и расшифруют название корабля "Виктория”. Благодаря правильно подобранному заданию учащиеся без труда формулируют и тему и цели урока.

  1. Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.

На наш корабль нужны самые опытные команды и сейчас мы выясним, какая команда таковой является.

Чтобы успешно работать в дальнейшем, вам необходимо правильно ответить на следующие вопросы

  1. На путь из А в В корабль затратил 1ч 40 минут, а из В в А -2 ч. В каком направлении течет река? Ответ: из А в В
  2. Что такое собственная скорость катера? Ответ: скорость катера в стоячей воде (озере, пруду)
  3. Что такое скорость течения? Ответ: На какое расстояние относит река   предмет за единицу времени.
  4. Как определить скорость катера по течению реки ?Ответ: как сумму скорости собственной и течения
  5. Как определить скорость катера против течения Ответ: как разность скоростей собственной и течения
  6. Как определить скорость движения плота по реке Ответ: как скорость течения реки.
  7.  Что называют процентом Ответ: сотая часть числа

Команды  готовы отправиться в экспедицию, но необходимо определить маршрут «Форватер»,так называется то место на воде, где корабль может плыть. Для этого необходимо заполнить таблицу.    

 Задание №2  Заполняет каждый ученик  самостоятельно с дальнейшей проверкой. У учителя есть буйки с правильными ответами которые вставляются в таблицу.

Vтеч

Vсоб

по теч

пр теч

3,4

19,2

18,3

16

27,4

23,2

4,5

24,7

2

17

19

15

Ну теперь мы совершенно готовы к путешествию. Но путешествие будет долгим и нам необходимо пополнить запасы пресной воды, для этого нам нужно зайти в бухту. Близко к берегу на нашем корабле не подойти, поэтому давайте спустим шлюпку на воду и 1 человек отправится на берег. Давайте определим сколько ему понадобится времени, чтобы преодолеть путь туда и обратно? Давайте все вместе решим эту задачу. 

Задача № 1.

Расстояние между двумя причалами равно 3 км. За сколько времени шлюпка проплывёт путь от одного причала до другого и обратно, если собственная скорость шлюпки 5 км/ч, а скорость течения составляет 20% скорости лодки? 

Vсоб=5 км/ч
V
теч -? 20% от Vсоб 
общ - ? ч.

http://zapartoj.my1.ru/_ld/30/67837492.gif

  1. 5:100*2= 1(км/ч) - Vтеч
  2. 3: (5+1) = 0,5(ч) – t движение по течению
  3. 3: (5-1) = 0,75(ч) - t движение проив течения
  4. 0,5 + 0,75 = 1,25(ч) – общее время в пути

Мы продолжаем наше путешествие дальше.

А тем временем  перед нами оказалась рифы. Чтобы их преодолеть необходимо решить следующую задачу.  Какая команда сделает это быстрее?. Если задача решена не правильно, то корабль разобьется о рифы.

Задача № 2.

Лодка проплывает расстояние 16км. по озеру за 2 часа. Такое же расстояние плот проплывает по реке за 8 часов. Сколько времени затратит лодка на тот же путь, идя по течению реки? 

  1. 16:2 = 8 (км) проходит лодка за 1 час – Vсоб.
  2. 16:8 = 2(км) течение относит плот за 1 час – Vтеч.
  3. 8+2= 10 (км) проплывет  лодка по течению реки за час - Vпо теч.
  4. 16:10  = 1,6 (ч) –проплывет лодка весь путь по течению реки.

Мы подходим к острову. Близится вечер, скоро солнце скроется за горизонтом, до заката осталось 2 час и 48 минут. Вот уже виднеется маяк, который освещает нам путь. А от маяка до дома 6 км, успеем ли мы за время до заката солнца преодолеть этот путь и вернуться домой. Собираем совет команд и решим задачу вместе. Каждая команда предлагает свои пути решения. (Приложение. Задача 3).

Задача № 3.
Скорость корабля против течения в 4 раза больше скорости течения. Какое расстояние пройдёт корабль за 2ч 48 мин., двигаясь по течению, если в стоячей воде он пройдёт за то же время 56 км? 

  1. 56:2,8 = 20(км/ч) - Vсоб.
  2. 2ч48мин = 2 48/60 = 2,8 ч

Пусть х км\ч скорость течения, тогда 4х км\ч Vпо теч. (4х + х) км\ч – Vсоб или по условии задачи 20 км\ч.

Модель:4х+х=20
               х=4
4 км\ч - 
Vтеч

  1. 4 + 20 = 24 (км\ч) - Vпр теч.
  2. 2,8 *24 = 67,2 (км)

Мы успели до заката солнца добраться домой. Экспедиция подошла к концу, но я думаю это не последнее наше путешествие. А чтобы отправиться в следующую экспедицию нам нужно много готовиться, поэтому запишем домашнее задание.

Жизнь – это море, плыть желаешь, построй корабль из добрых дел.

Вы сегодня молодцы работали слаженно и дружно .  Все участники сегодня получат отметки

Домашнее задание: №1787,1788,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Задачи на движение по реке"

Методическая разработка урока по УМК Петерсон "Математика5". В уроке представлены все основные типы задач на движение по реке. В разработке представлены все концепции, заложенные в программе развивающ...

Математика,5 класс.Конспект урока по теме"Задачи на движение"

Конспект урока математики в 5 классе по теме "Задачи на движение" с учетом требований ФГОС ....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ «Задачи на движение» 6 класс 2013 – 2014 уч. год

Повторить понятие, что такое движение, обобщить знания о зависимости между величинами: скорость, время, расстояние, совершенствовать умения решать задачи на движение, совершенствовать навыки устного и...

Урок по математике "Задачи на движение"

Конспект урока по математике для 5 класса ФГОС "Задачи на движение"...

методическая разработка урока по математике "Задачи на движение"

сформировать у  учащихся  умение  решать различные типы задач на движение и научить применять эти знания в жизни...

Конспект урока по математике "Задачи на движение"

Течнологическая карта урока по математике в 5 классе....

Конспект урока по математике "Задачи на движение"

Течнологическая карта урока по математике в 5 классе....