4. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Демонстрация 4, 5 слайда презентации
Демонстрация 6 слайда презентации
Демонстрация 7 слайда презентации
|
Учитель: Итак, наше путешествие состоится в страну дроби. У себя на партах вы видите карту этой замечательной страны. Ваша задача отмечать на карте крестиком ту станцию, которую мы уже пройдем.
Учитель: Какой пункт мы посетим самый первый? (Лавка древности)
Учитель: Ребята, а вы знали, что на Руси дроби называли долями, а позже «ломаными» числами? (да,нет) В старых записях были найдены следующие названия дробей: полтина, полчеть, пятина, четь, треть, десятина. Запишите эти слова в тетрадь. Чтобы выяснить, какая дробь как называлась, вам необходимо решить несколько примеров. Как сложить дроби с разными знаменателями? (Привести к наименьшему общему знаменателю) 1/10 + 2/5 = ½ Как вы думаете как называется дробь ½? (Полтина) Как еще можно назвать эту дробь? (Половина) Как умножить дробь на число? (Число умножаем на числитель, а знаменатель остается) 1/12 * 3 =1/4 (четь) Как из целого числа вычесть дробь? (Единицу представить в виде дроби 8/8) 1-7/8 = 1/8 (полчеть) Как умножить обыкновенную дробь на дробь? (Числитель умножить на числитель, а знаменатель на знаменатель) 14/21 * ½ = 1/3 (треть) 0,5 * 2/5 = 1/5 (пятина) Как найти разность дробей с разными знаменателями? (Найти наименьший общий знаменатель) ½ - 2/5 = 1/10 (десятина) Где в повседневной жизни вы встречали названия таких дробей? (примеры) Молодцы! | Фронтальная беседа
| Учитель показывает презентацию, организует работу с маршрутными листами, задает вопросы по правилам сложения, вычитания и умножения дробей.
| Учащиеся работают в маршрутных листах. Отвечают на вопросы учителя, записывают в тетрадь и называют названия дробей. |
5. Основной этап урока.
Демонстрация 8, 9 слайда презентации
Показ презентации «Устная полянка»
Демонстрация10, 11 слайда презентации
Демонстрация12 слайда презентации
Демонстрация13,14,15,16, 17,18 слайда презентации
Демонстрация19, 20 слайда презентации
Демонстрация21, 22, 23 слайда презентации
Демонстрация24,25,26,27 слайда презентации
| Учитель: Посмотрите на своих картах, какая остановка будет следующая? (Устная полянка) Ребята возьмите в руки пульты. Ваша задача, совместно с соседом по парте, с помощью пультов ответить на 6 вопросов. Та, парта которая ответитлучше всех, получит соответствующую оценку. Вопрос № 1 Скорость улитки см/мин. Какое расстояние проползет улитка за 4 минуты?(2 см) Вопрос № 2 Как можно представить запись ++++в виде произведения?( ∙ 5) Вопрос № 3 От ленты длиной м отрезали м. Сколько метров ленты осталось? ( м) Вопрос № 4 Бублик разделили на 3 части. Сколько сделали разрезов?(3)
Вопрос № 5 Произведение двух чисел равно 1. Одно из чисел 0,5. Чему равно другое число?(2)
Вопрос № 6 Дано уравнение = . Чему равно х?(4) Молодцы! Учитель: Посмотрите на нашу карту, какой пункт дальше? (Тропа скорости) На тропе скорости нужно быть быстрым, внимательным и ловким. Если утверждение правильное, то руки поднимайте вверх, если утверждение неправильное, то руки выпрямляйте вперед. 1. Верно ли, что при умножении дробей множители нужно приводить к общему знаменателю? (нет) 2. Верно ли, что при сложении дробей слагаемые нужно приводить к общему знаменателю? (да) 3. Можно сократить дробь, числитель которой оканчивается цифрой 5, а знаменатель цифрой 0? (да, на 5) 4. Можно сократить правильную дробь со знаменателем 17? (нет) 5. Можно сократить дробь, числитель которой оканчивается цифрой 8, а знаменатель цифрой 0? (да, на 2) 6. Верно ли, что можно сократить неправильную дробь с числителем 19? (нет)
Молодцы! Учитель: Следующий пункт Лукоморье. Лукоморье - царство не простое, а математическое. Чтобы туда попасть, нужно исполнить царя указ. Повелеваю в моем математическом Лукоморье ученикам 6 класса решить мои задачи! ЗАДАЧА 1 Емеля поймал две рыбки. Масса одной 9/20 кг, а другой на 1/8 кг меньше, чем первой. Какую массу имеют две рыбки вместе? - Какая масса первой рыбки?(9/20 кг) - Что сказано про массу второй рыбки? (на1/8 меньше, чем первая) - Как найти массу обеих рыбок? (Сложить массу первой и массу второй) - Чего нам не хватает? (Массы второй рыбки) -Как найти массу второй рыбки? (9/20-1/8 = 13/40) Теперь можем найти общую массу? (Да, 9/20+13/40 = 31/40) - Прочитай ответ полностью. (Две рыбки вместе имеют массу 31/40 кг) ЗАДАЧА 2 Иван Царевич вышел из три девятого царства, а навстречу ему из три десятого царства вышелСерый Волк. Иван Царевич шел со скоростью 3 км/ч, и его скорость была в 1 ½ раз меньше скорости Серого Волка. Через 1 1/3 часа они встретились. Найдите расстояние между царствами. - С какими величинами эта задача? (Скорость, время, расстояние) 1 способ: 1) 3 * 1 ½ = 4 ½ (км/ч) – скорость Серого Волка. 2) 4 ½ * 1 1/3 = 6 (км) прошел Серый Волк. 3) 3 * 1 1/3 = 4 (км) – прошел Иван Царевич 4) 4 + 6 = 10 (км) между царствами 2 способ: 1) 3* 1 ½ = 4 ½ (км/ч)– скорость Серого Волка. 2) 3 +4 ½ = 7 ½ (км/ч) – скорость сближения 3) 7 ½ * 1 1/3 = 10 (км) между царствами Ответ: Между царствами 10 км.
ЗАДАЧА 3 В алфавите племени аоку всего 6 букв – А, К, М, О, Р, У. Все слова в языке этого племени состоят из четырех букв. Какое наибольшее число слов может быть в языке племени аоку? В скольких из этих слов буквы не повторяются? - К какому виду относиться эта задача? (К комбинаторным) - Какие буквы могут стоять на первом месте в словах? (Любая из шести) - На втором, третьем и четвертом местах? (Любая из 6 букв, если в словах есть повторяющиеся буквы.) - Если буквы в словах не повторяются? (На втором месте – любая из оставшихся 5 букв, на третьем – любая из оставшихся 4 букв и т.д.) - С помощью какого правила будем решать задачу? (Правила произведения) Решение: 1)6*6*6*6 = 1296 (слов) – с повторяющимися буквами. 2) 6*5*4*3= 360 (слов) – с неповторяющимися буквами. Ответ: 1296 слов с повторяющимися буквами, среди них 360 слов, в которых буквы не повторяются.
Учитель: Следующая остановка Дорожка здоровья. Ребята, а что нужно для того чтобы быть успешным, успевать делать все задания?(Здоровье) Как говорил Сократ: Здоровье – не все, но без здоровья – ничто. Ребята, давайте, с вами посчитаем сколько времени мы с вами тратим на занятиях в школе. Учебная неделя школьника предполагает обязательное классное занятие, которое составляет 1/2 от числа 60. Сколько это часов? (30 часов) А теперь давайте посчитаем, сколько времени вы тратите на домашнюю работу. На домашнее задание ученик тратит 5/40 от числа 120. Сколько времени в неделю уходит на самостоятельную работу? (15 часов) Ребята, мы с вами добрались до конечного пункта, перед вами тест. Вам нужно выбрать ответ из числа предложенных, и по выбранным ответам составить слово. Какое слово у вас получилось? (1вариант- полтина, 2 вариант – полчеть) Давайте вспомним, какая дробь называется полтина, а какая - полчеть? (1/2,1/8) Молодцы! | Работа в парах
Фронтальная работа
Фронтальная работа, индивидуальная работа
Индивидуальная работа
| Учитель показывает презентацию, организует работу с пультами
Читает содержимое слайда вслух. Помогает отвечать на вопросы.
Учитель вызывает учащихся к доске, задает наводящие вопросы, для решения задачи.
Учитель раздает тесты, наблюдает за классом
| Выполняют устные задания, отвечают при помощи пультов.
Учащиеся, не вставая со своих мест, поднимают руки вверх, если утверждение правильное, если неправильное – выпрямляют вперед.
Двое учеников выходят к доске для решения задач, остальные учащиеся решают задачи в тетради.
Учащиеся самостоятельно выполняют тест, проверяют ответы |