Формирование экологических компетенций на уроках математики.
статья по алгебре на тему

Забелина Светлана Алексеевна

Экологизация математики способствует получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах, осуществляется мотивация учебной деятельности учащихся и решение задач экологического воспитания, формирование представления о роли математики в решении экологических проблем, воспитывается интеллектуальное качество личности - компетентность 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологических компетенций на уроках математики.

Учитель математики высшей категории  МБОУ СОШ №22 Забелина С.А.

C:\Users\Светлана Алексеевна\Desktop\Светлана\5.10.13\DSC_2343.jpg «Природа разговаривает с нами на языке математики» (Галилей).

Экологические проблемы занимают важное место среди актуальных проблем современности. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Успех решения экологических проблем во многом определяется уровнем экологического мировоззрения детей.

Экологическое образование – новая ценностная ориентация, в основе которой универсальные, естественные ценности бытия: человек, природа, созидание.  Конечная цель – обучить человека и изменить его поведение.

Природа – наш общий дом. В природе все взаимосвязано, поэтому важно, чтобы у детей складывалось целостное восприятие мира. К сожалению, учащиеся часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее не могут понять суть многих явлений в природе.  Очень важен интегрированный подход к преподаванию предметов в школе. Одной из задач образования становится формирование экологического сознания. Это не только любовь и бережное отношение ко всему живому, но и чувство личной ответственности за то, что происходит вокруг, потребность действовать. 

Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении, а также раскрывает красоту, гармонию  и целостность окружающего нас мира. Я, как учитель математики, свой вклад в решении вопросов экологии  вижу в том, чтобы заинтересовать детей происходящим на свете, вокруг них и с ними.

Математика является одним из предметов, который пока недостаточно связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются.  В учебно-воспитательном процессе школы  экологические знания обучающихся можно повысить и через уроки математики, используя соответствующий материал. 

Экологизация математики способствует получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах, осуществляется мотивация учебной деятельности учащихся и решение задач экологического воспитания, формирование представления о роли математики в решении экологических проблем, воспитывается интеллектуальное качество личности - компетентность (умение видеть проблему, владеть способами решения и добиваться успеха). Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении её природных богатств. Каждый курс математики может вносить вклад в формировании экологического сознания. Наиболее благоприятные темы в 5 классе: «Натуральные числа», «Десятичные дроби», «Проценты», в 6 классе: «Пропорции», «Обыкновенные дроби», «Положительные и отрицательные числа», «Диаграммы», в 7 классе: «Графики функций», Степень»,  « Треугольники», в 8 классе: «Квадратные корни», «Степень с целым показателем», «Осевая и центральная симметрии», «Подобные треугольники»,  в 9 классе: «Прогрессии», «Правильные многоугольники», в 10-11 классах: «Функции», «Многогранники». При изучении этих тем предлагаю ряд задач и заданий с экологическим содержанием различной направленности. Эти задания дают возможность увидеть красоту окружающего мира.  После каждой задачи предлагаю небольшой комментарий или вопросы для обсуждения. В ходе дискуссии у детей формируется экологическая культура, в том числе любовь к природе и  сохранение здоровья человека. Такие задачи из непосредственного окружения, становится для обучающихся более понятными и интересными. Эти задачи я применяю на уроках по темам, или как привлечение интереса к уроку, или использую только элемент.  Решения их элементарны, в учебниках 5-6 класса, более 30% текстовых задач составлены из понятий не знакомых для учащихся. Хотя в чистой математике при счёте и вычислениях это не играет роли. Но при изучении предмета математика, тем более при начальном изучении, понимание содержания задачи принимает определенное значение и является основой для развития способностей к обучению учащихся 5-6 классов. Предлагаю своим ученикам задачи, в основу которых положены данные из литературы о природе. Решение этих задач заставит учащихся проникнуться проблемами экологии и не допускать в будущем ошибок, связанных с непродуманным натиском на природу.

Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. Целые отделы математики создаются для анализа явлений природы и для решения технических задач. Как и в экологии, в математике существуют два основных источника научных открытий: практика и потребность систематизации найденных фактов, их анализ, выяснения их взаимосвязи.  Можно познакомить с миром чисел, с историей развития математических знаний, акционировать внимание на взаимосвязи наук, показать, как математика применяется в таких, казалось далеких от нее науках, как биология, география, медицина, история.

В ГИА и ЕГЭ по математике тоже встречаются задачи с экологическим содержанием на сплавы, смеси, концентрацию, формирующие межпредметные связи. В задачах, связанных с радиоактивным распадом, рассчитываются скорости радиоактивного распада различных изотопов, массы изотопов. Это есть экологическая проблема – переработка и хранение радиоактивных отходов.

Я провела интегрированные уроки, цель которых показать связь математики и природы, гармоничности  в окружающем мире: «В мире животных» 5 кл., «Бумага» 5 кл., «Школа – наш дом» 5 кл. «Пропорция в природе» 6 кл, « Первые шаги в космос» 6 кл., «Гармоничное устройство мира» 7 кл., «Золотое сечение в природе» 8 кл., «Правильные многогранники в природе» 9 кл. При изучении темы « Многогранники»,  девятиклассники выполнили исследовательскую работу « Геометрия пчелиных ульев». Работая над этой темой, так много узнали нового, например, о математических секретах пчел. Альберт Эйнштейн как-то сказал: « Если на земле погибнут все пчёлы,   то через четыре года   погибнет всё человечество».Дети  начали понимать о важности сохранения природы. Ведь пчелы, реагируя на экологические загрязнения окружающей среды, первыми сталкиваются с проблемами выживания в неблагоприятных условиях. Вторыми в этом ряду стоят люди - непосредственные загрязнители природы, и времени на осмысление этого факта у нас осталось мало. Решение экологических задач является показателем уровня экологического сознания, от которого зависит отношение людей друг к другу и к природному окружению, т.е. выживание человечества. Природа - великий учитель!

Современному учителю сегодня уже мало быть только предметником, он становится проводником нового мышления – экологического. Я считаю, эффективным комплексным подходом – это путь от обучения основным наукам к установлению связи между природой и искусством, общественными и личностными отношениями  с  окружающей средой.  Практическим результатом такого обучения является формирование личности, готовой принять идеологию здорового образа  жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках математики

В данном докладе раскрыты основные вопросы математики, показывающие связь теории с практикой,указаны основные компетенции, задачи,умения,навыки при изучении математики....

Формирование ключевых компетенций на уроках математики

Прзентация по теме "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"...

Формирование основных компетенций на уроках математики.

Презентация "Формирование основных компетенций на уроках математики" к выступлению в рамках методической сессии....

"Формирование ключевых компетенций на уроке математики"

Этот доклад был представлен на Всероссийской научно - практической конференции "Содержание образования в аспектах реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в регионе. Работ...

Доклад "Формирование экологической компетенции на уроках английского языка

Представлен материал доклада на международных педагогических чтениях 2012 года....

Формирование экологических компетенций на уроках химии

Экологическое воспитание учащихся на уроках химии и во внеурочное время...

Формирование экологической компетенции на уроках естествознания и географии в школе для детей с недостатками умственного развития.

Статья о формировании экологических компетенций у детей с недостатками  интеллектуального развития. Успешность решения задач по экологическому  воспитанию на  уроках географии и ес...