Формирование экологических компетенций на уроках химии
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Реут Марина Николаевна

Экологическое воспитание учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  экологических компетенций учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по химии.

          Для дальнейшего прогресса в условиях возрастающей глобальной конкуренции наиболее важными факторами конкурентоспособности являются квалифицированные человеческие ресурсы и научная база. Одним из приоритетных становится такое понятие как “компетенция”. Все чаще и чаще используется этот термин. Но, не смотря на возрастающую популярность, все еще нет общепринятого определения. Педагогика понимает под компетентностью уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных задач, проблем и определения личностной позиции.                                                                                                 Экологические компетенции формируют способность учащихся видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые установки своих действий и поступков; способность видеть и понимать химические явления в природе , прогнозировать направление научного использования химических знаний в практической деятельности человека.                                     Проблема экологического образования и воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в настоящее время. На сегодняшний день преодоление экологического кризиса возможно не столько при помощи инновационных технологий, сколько  путем формирования нового типа  мышления.                                                                                                                                                                               В современной школе обучаются дети с разными способностями. У каждого школьника свои интересы, желания, возможности. Но, не смотря на это, мы должны создать для всех учащихся условия приобретения знаний и навыков, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации.

В последнее десятилетие возросло количество экологических проблем, решение которых становится актуальным уже практически для каждого человека. Поэтому целью работы является формирование и в дальнейшем развитие у учащихся прикладного экологического мышления, умения анализировать и давать оценку сложившейся экологической ситуации, самостоятельно решать экологические задачи, применяя знания по химии.

Экологическая  компетентность, несомненно,  должна  включать  практически- деятельностный  компонент. Данный компонент рассматривался в качестве основного в содержании школьного экологического  образования

Научно-практическая деятельность на уроках и во внеурочное время организована среди подростков 13-17 лет. Ребята в этом возрасте не любят механическое заучивание. Поэтому на уроках при изучении конкретных тем, используя методы проблемного обучения, развивающие творчество, самостоятельность в поиске знаний, отмечаю воздействие научно - технического прогресса на окружающий мир, определяю проблему экологии, стараюсь заинтересовать ребенка, но не даю конкретного объяснение возникшей проблеме, предоставляя возможность ученику самому найти ответы на поставленные вопросы.

Например: Влияет ли работа такого крупного предприятия, как «Нестле» на состояние окружающей среды нашего района?

Введение при изучении химии уроков-исследований с экологической направленностью – процесс поэтапный.

Первым этапом для осуществления исследовательской работы является работа с дополнительной литературой. Учащегося прежде всего необходимо научить проанализировать, осмыслить материал, проявить мыслительную         активность в его усвоении.

Вторым этапом является написание докладов, рефератов. Эта работа формирует умение держать себя перед публикой, ребята учатся самостоятельности мышления, подбирать дополнительную литературу по теме, находить в ней нужную информацию.

Третий этап – проведение практических работ. Они позволяют ребятам самим побывать в роли экспериментатора и учат проводить элементарные научные исследования.                                                                       И последний этап – уроки-исследования с экологической направленностью, которые включены в рабочую программу, а также и во внеклассную работу.

Исследовательская работа построена по плану:

1. Предварительный этап: определение того, что необходимо знать об исследуемой экологической проблеме. Выяснение местных экологических проблем. Определение цели исследования и путей её решения. Например, оценить экологическое состояние реки Кирпили.

2. Исследовательский этап: изучение состояния среды или предлагаемой проблемы на практике, проведение полевых исследований, опросов, работа с дополнительной литературой. Затем – планирование эксперимента на основе теоретических знаний и практических умений и проведение эксперимента. Например, определить цвет, запах, pH, температуру воды. а также исследовать химический состав воды.

3.Заключительный этап. Оформление работы, выступления учащихся, обсуждение на школьных и районных конференциях.

В процессе изучения химии в 9-11 классах разработаны и проводятся такие уроки- исследования как, например, «Биохимия почв»: в ходе проведения работы учащиеся не только знакомятся с химическим составом почв, но и делают выводы о соотношении организмов (дождевых червей) и качестве почв, токсичности элементов, сами дают рекомендации по природоохранным мероприятиям.         

При изучении раздела «Химия в быту» проводятся уроки, в ходе которых, школьники учатся применять на практике полученные знания по химии для решения бытовых проблем: Например, определение качества продуктов питания: мясных консервов, фруктовых соков, меда, шоколада.

При изучении курса «Органическая химия» планируются  уроки, имеющие целью показать пагубное влияние органических веществ на живые организмы. Например, «Природные источники углеводородов и их переработка», в ходе изучения этой темы происходит знакомство с нефтью и нефтепродуктами. Необходимо рассмотреть не только их положительную роль в жизни человека, но и отрицательное влияние в качестве загрязнителей. Школьники в ходе исследовательской работы: «Влияние нефти на живые организмы» самостоятельно приходят к выводу о пагубном влиянии нефти и нефтепродуктов на многие живые организмы.

При изучении  курса: «Основы общей химии» планируются следующие уроки

1. « Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов». При изучении этой темы раскрывается роль периодического закона применительно к биологическим процессам, протекающим в природе, единстве и целостности окружающего мира.

2. «Металлы».  Изучение этой темы связано с раскрытием двойственного влияния ионов металлов на природу в зависимости от концентрации в окружающей среде. Коррозия металлов рассматривается как результат и фактор загрязнения окружающей среды.

3. «Неметаллы». В ходе исследовательской работы: «Оксиды неметаллов» эти соединения рассматриваются как загрязнители природной среды. Происходит знакомство с понятием «кислотные дожди», их природой, ущербом, который они наносят природе и объектам окружающей среды: металлическим конструкциям, бетонным сооружениям. Учащиеся приходят к выводу, что экономически более выгодно предотвратить загрязнение, чем восстанавливать разрушенное. Вводятся новые понятия: «экологически безвредные», «безотходные» технологии.        

Для проверки результативности полученных экологических знаний при использовании уроков-исследований проводятся контрольные работы. В экспериментальной группе 89% учащихся справились с работой на «хорошо» и «отлично», в других группах количество таких ребят варьировалось от 36% до 51%.

Таким образом, исследовательскую деятельность учащихся по химии как средство экологического образования необходимо применять, поскольку она активизирует все виды деятельности учащихся, способствуют развитию их личности и формированию планетарного экологического мышления, затрагивает чувства учащихся, заставляет мыслить самостоятельно, и что немаловажно, возрастает интерес к предмету.

С 2007 года я создала  экологическое  научное общество школьников "Наше время", которое работает под девизом: "Путь познания сложен и тернист, но преодолеть его ты сможешь"

Основными задачами научного  общества " Наше время" являются:

1. Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в

соответствии с их научными интересами.

2. Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.

3. Оказание помощи в проведении экспериментальной и исследовательской работы.

4. Организация индивидуальных консультаций в ходе научных исследований.

5. Рецензирование научных работ.

6. Участие в научно-практических, исследовательских конференциях, олимпиадах, интеллектуальных играх.

В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.

Целью работы школьного научного общества «Наше время» является экологическое просвещение, образование и воспитание школьников, развитие осознанного, ответственного личного поведения в соответствии с жизненными ситуациями, решение задач в процессе практической природоохранной деятельности.

Преобладающая форма деятельности – исследовательская работа, которая ведётся по следующим направлениям:

«Наш дом – планета Земля»

«Состояние биосферы. Загрязнение окружающей среды»

«Антропогенное воздействие на атмосферу и его последствия»

«Изменение состава атмосферы нашей планеты»

За время деятельности научного общества «Наше время» учащимися были разработаны и защищены более 20 научно-исследовательских проектов, 15 из них стали победителями и призерами на муниципальном, региональном  и всероссийском уровне.

В результате данной деятельности учащийся получает дополнительно фундаментальные знания по изученной теме, которые дополняют базовый курс химии . У школьника формируются навыки исследовательской работы, умение отбирать нужную информацию, используя разнообразные источники, представлять материал в печатном и электронном виде, грамотно защищать свои взгляды на поставленные проблемы.

 

Автор: Реут Марина Николаевна,

учитель химии и биологии МБОУ СОШ №5

МО Тимашевский район  Краснодарского края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование экологической компетенции на уроках английского языка

Представлен материал доклада на международных педагогических чтениях 2012 года....

Формирование экологических компетенций на уроках математики.

Экологизация математики способствует получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах, осуществляется мотивация учебной деятельности учащихся и решение задач экологического ...

Формирование ключевых компетенций на уроках химии

Химическое образование в школе переживает непростойэтап своего реформирования, связанный с изменением взглядовна роль и цели общего образования в контексте задач его модернизации. В этих условия...

Формирование экспериментальной компетенции на уроках химии у выпускников основной школы

Особенности преподавания химии в школе при исправительной колонии...

«Системно-деятельностный подход к формированию предметных компетенций на уроках химии»

Кто же, как не ОУ, призван развивать способности обучающегося реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Сформировать конкуре...

Формирование экологической компетенции на уроках естествознания и географии в школе для детей с недостатками умственного развития.

Статья о формировании экологических компетенций у детей с недостатками  интеллектуального развития. Успешность решения задач по экологическому  воспитанию на  уроках географии и ес...

Формирование метапредметных компетенций на уроках химии

Единый методический день «Метапредметный подход как основа повышения качества образования в социокультурном пространстве училища»...