Формирование экологической компетенции на уроках естествознания и географии в школе для детей с недостатками умственного развития.
статья

Галактионова Галина Анатольевна

Статья о формировании экологических компетенций у детей с недостатками  интеллектуального развития. Успешность решения задач по экологическому  воспитанию на  уроках географии и естествознания, по преодолению психофизических недостатков и исправлению некоторых патологических качеств личности детей с интеллектуальными нарушениями во многом будет зависеть от правильности выбора и использования методов работы и форм обучения. Из  опыта  работы.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической компетенции на уроках естествознания и географии в школе для детей с недостатками умственного  развития.

Галактионова Галина Анатольевна

Учитель географии и естествознания ГКОУ Школа №2124

 «Центр развития и коррекции», Россия,  г.Москва

В теме моего доклада два значимых слова - компетенции и экология. Мы живем во время глобальных изменений, преобразований в мире, обществе. Термин «компетенции» пришло к нам из Концепции модернизации российского образования. Цель модернизации получить современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, которые будут отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Две главные линии модернизации это:

  • Системно-личностный подход — т.е. развитие универсальных учебных действий, умение учиться, способность учащегося к саморазвитию, самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта.
  • Компетентностный подход- овладение совокупностью знаний, умений, навыков, способов, необходимых для качественной продуктивной деятельности, личностная способность решать определенные задачи.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций:

  • Образовательная компетенция - совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности.
  • Общекультурная компетенция  -  способность понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно-историческому наследию.
  • Учебно-познавательная компетенция  -  организация самостоятельной познавательной деятельности, планирования, анализа, рефлексии, адекватной самооценки ит.д.
  • Информационная компетенция - умение работать с различными источниками информации, систематизировать знания, обобщать, сохранять и передавать информацию.
  • Социально-гражданская компетенция -  практические умения по экологическому мониторингу, способность принимать решения, ответственность за результат собственной деятельности.
  • Коммуникативная компетенция - умение слушать и слышать, принять другую точку зрения, работать в команде, быть контактным.
  • Компетенция личностного роста и развития -  совершенствование личностных качеств, эмоциональная саморегуляция, забота о здоровье, формирование внутренней экологической культуры.
  • Экологическая компетенция - умение применять экологические знания и навыки для самостоятельной и коллективной деятельности по решению экологических проблем в соответствии с идеями устойчивого развития.

Что означает термин «экология» и «идея устойчивого развития». Термины «экология» от греческого слова «ойкос» - дом, место обитания. Раньше слово экология подменяли понятием «охрана природы». В наше время - это слово имеет более широкое значение. Это осознание и забота о своем организме - экология человека, это экология жилища (экологически чистая пища и материалы, экономное использование ресурсов - воды, тепла). Это взаимоотношения между членами семьи (экология семьи). Экология города (структура, население, транспорт, производства, озеленение). Экология стран, материков, океанов. Ресурсы, хозяйственная деятельность человека и ее влияние на мировую экосистему. Экология — наука, описывающая взаимодействия различных организмов, объединенных общей средой обитания.

 Современные экономические законы грубо нарушают основные экологические законы. Последнее столетие было замечательной демонстрацией успехов цивилизации, идущей по пути научно-технического прогресса. Однако эти успехи достигнуты за счет все более ускоряющегося разрушения экосистемы Земли. Сокращение плодородных земель, изменение климата, сокращение биоразнообразия. Под угрозой исчезновения 10000 известных видов птиц, почти каждый третий вид рыб, каждый четвертый вид млекопитающих. Человеческое сообщество характеризуется вопиющей социальной несправедливостью. До сих пор неликвидированы вооруженные конфликты. Для изменения ситуации, ООН была разработана модель «Устойчивого развития, как концепция улучшения качества жизни людей, при условии гармонизации отношений человека, общества и природы, их согласованных изменений, что должно привести к сохранению биосферы. Состояние окружающей среды является качественным показателем характера взаимодействия общества и природы. Именно качество данного взаимодействия принято называть «экологической культурой общества». Развитие экологической культуры - главная задача экологического образования и воспитания в школе. |

Говоря о формировании экологических компетенций‚ мы говорим о формировании нового нравственного идеала человека, на добровольной основе меняющего свои потребности и принимающего на себя всю полноту ответственности за жизнь всех живущих на Земле. Сегодня экологическое образование и воспитание есть, прежде всего:

  1. поиск новых форм и способов передачи экологических знаний (на сегодняшний момент инновационными способами обучения являются технология интерактивного обучения и технология проектной деятельности, так как использование данных технологий формирует экологическую компетентность учащихся);
  2. ориентация личности ученика на активное участие в решении конкретной экологической проблемы;
  3. формирование чувства личной ответственности за качество окружающей среды; оказание конкретной помощи природе.

Особенно к формированию экологических знаний, экологического сознания учащихся располагает школьный курс географии и биологии. В своей работе «Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся» Д.С.Ермаков дает определение экологической компетентности, как нормативное требование к образовательной подготовке учащихся в области экологической деятельности, направленной на сохранение жизни, на практическое улучшение состояния среды обитания в процессе выявления, решения и предупреждения экологических проблем. Это владение знаниями об окружающем мире, умение анализировать, видеть проблемы и умение находить правильные решения этих проблем.

К сожалению, обучая и воспитывая учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в  школе для детей с недостатками  умственного  развития, мы не можем говорить о полном формировании экологической компетенции. Анализ ситуации, осмысление экологических проблем, умение найти правильное решение для большинства учащихся нашей школы недоступно. Экологическое образование на уроках естествознания и географии в коррекционной школе ставит своей целью формирование ответственного отношения наших воспитанников к окружающей среде. В связи с этим можно выделить следующую совокупность и взаимосвязь педагогических задач:

  1. Обучающие задачи - формирование знаний о единстве живой и неживой природы, закономерности природных явлений, о взаимодействии природы, общества и человека; информирование  об экологических проблемах и способах их разрешения; развитие практических умений по оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности;
  2. Воспитательные задачи - формирование ценностных ориентации экологического характера, потребностей, привычки экологически целесообразных поведения, воли, настойчивости в достижении экологических целей; способности формирования эстетических, нравственных, правовых суждений по экологическим вопросам в интересах устойчивого развития, стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
  3. Развивающие задачи - способность к элементарному анализу экологических ситуаций, выбору способов решения экологических проблем, формирование правильного экологического поведения, нацеленного на сохранение окружающей среды; в эмоциональной сфере - восприятия прекрасного и безобразного, удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью, природной и социокультурной среде.

Программа по естествознанию и географии для детей с недостатками  умственного  развития построена таким образом, что после изучения каждой темы есть материал, посвященный изучению вопросов сохранения окружающей среды, изучению правил, которые должен выполнять человек по отношению к себе, другим людям, к животным, окружающему миру.

Формирование экологического мышления — непрерывный процесс. В него включены семья и школа. В начальных классах ребенок на уроках окружающего мира, естествознания расширяет свои знания о компонентах природы, о цикличности явлений в природной среде. В среднем звене школы, когда формируется у учащихся абстрактное мышление, они осознают необходимость решения экологических проблем, многообразие отношений «Человек — природа», последствия этих отношений. Моя задача, как учителя географии, помочь детям  оценить хозяйственную деятельность человека, выявить причины возникновения экологических проблем и предложить пути решения.

Практически на любом уроке географии необходимо затрагивать вопросы экологической тематики. Главная цель таких уроков — формирование экологического мировоззрения у ребят, помощь в становлении экологически грамотной личности.

В связи с особенностями развития дети со сниженным интеллектом в большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанного усвоения общественного опыта у них не происходит. Успешность решения задач по формированию экологических компетенций, преодолению психофизических недостатков и исправлению некоторых патологических качеств личности детей с интеллектуальными нарушениями во многом будет зависеть от правильности выбора и использования методов работы и форм обучения. На начальном этапе изучения курса «Естествознания » основным методом является: рассказ, беседа с демонстрацией картин природы, иллюстраций с использованием мультимедийного оборудования, проведение простейших опытов. Учащиеся получают элементарные знаний об окружающем мире: вода и её свойства, воздух, почва, полезные ископаемые, животные и растения леса, луга, поля, сада, дикие и домашние животные. Дети проводят наблюдения фенологические и за живыми объектами ‚ усваивают самые первые правила и нормы поведения в природе. Например: «Нельзя шуметь в лесу», «Надо беречь птиц», «Нельзя разорять муравейники», «Не оставляй в лесу, в парке, на лугу, у реки мусор».

В старших классах при формировании экологических компетенций можно проводить уроки с элементами проблемного обучения. Так, например, тема «Овраг, его образование» и «Борьба с оврагами». Учащиеся уже знают, как образуется овраг. В начале следующего урока, учитель описывает проблему, которую надо решить –  1) овраг мешает хозяйственной деятельности человека,2)овраг растет. Учащимся предлагается несколько способов борьбы с оврагами. Дети должны выбрать правильный способ для конкретного случая и объяснить свой выбор.

При изучении экологических проблем природных регионов России в 7 классе, можно использовать групповую форму работы, решение проблемной ситуации. Учащиеся должны найти причину экологической проблемы и найти из предложенного списка наиболее верное решение. По кругу учащиеся предлагают варианты решения. Группа выслушивает мнение каждого, и с помощью сигнальных карточек 2-х цветов, голосуют, либо принимают данную точку зрения, либо её отвергают. В завершение подводится итог, отмечается лучшее решение.

Также это может быть уроки с выполнением практических заданий. Например, изготовление кормушек для птиц, скворечников; раздельный сбор мусора, мониторинг загазованности воздуха, чистоты воды в близлежащих водоемах.

Одной из форм организации учебного процесса является экскурсия, которая позволяет привить нормы экологического поведения в природе. Учитель должен тщательно готовиться к такому занятию:

  • выбрать тему. Желательно, чтобы тема экскурсии звучала эмоционально;
  • определить цель, задачи и составить план, разработать маршрут;
  • подобрать познавательный, игровой материал, загадки, стихи к теме;
  • провести с учащимися предварительную беседу, инструктаж, спланировать формы деятельности учащихся, распределить обязанности между участниками экскурсии:
  • помочь детям обобщить наблюдения, сделать правильные выводы.

Особое значение для экологического образования имеет проведение уроков-занятий совместно с работниками музея им. Дарвина. Посещение Политехнического и Зоологического музея. Их занятия в оригинальной, веселой, занимательной форме с демонстрациями опытов помогают детям со сниженным интеллектом лучше усвоить учебный материал.

Еще одной формой экологического воспитания может быть проектная деятельность. Когда изучение одной проблемы происходит на разных уроках. Например, по теме «Зимующие птицы Московской области» учащиеся изучают поведение зимующих птиц на уроках естествознания, дают описательный портрет птиц на уроках русского языка и литературы, рисуют птиц Московского региона на уроках ИЗО, а на уроках труда мастерят кормушки. Итогом такой работы может стать праздник «День птиц» с подведением итога работы. В празднике могут участвовать нескольких классов. Каждому мероприятию предшествует большая подготовительная работа, в ходе которой дети готовят сообщения, разучивают загадки, стихи, пословицы, рисуют иллюстрации. По такому сценарию проводилась подготовка к празднику «Хлеб всему голова», «Ядовитые растения — враги и друзья».

«Экология и здоровье человека». Этот раздел ориентирован, на учащихся 9 классов, которые исследуют индивидуальное здоровье человека и его зависимость от экологических факторов. При изучении тем программы можно привлечь родителей, товарищей, что способствует социализации школьников и развитию их коммуникативной культуры.  

 Игровые технологии помогают в решении многих из перечисленных выше проблем. Они направлены на решение следующих задач: собственно дидактических по освоению содержания той или иной предметной области; психологических, то есть развитие познавательной и личностной сферы субъектов образовательного процесса, оптимизация отношений между детьми, а также между педагогом и обучающимися; коммуникативных, как основы для формирования культуры общения.

К числу эффективных методических приемов, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ, относится дидактическая игра. Дидактические игры дают прекрасные возможности для коррекции и развития высших психических функций. Они активизируют мыслительную деятельность: учат анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять лишнее. При разгадывании загадок, ребусов, кроссвордов пополняется словарный запас учащихся, закрепляются навыки правильного написания трудных слов, природоведческих терминов (например, при решении кроссвордов орфографические ошибки не позволяют вписать в пересекающиеся колонки правильно отгаданные слова). У учащихся развивается произвольное внимание. В процессе игровой деятельности, особенно в играх соревновательного характера по рядам, командам, группам у учеников развивается чувство коллективизма. Ребята переживают не только за себя, но и за одноклассников, стараются помочь друг другу. Во время игры на уроке создается хороший эмоциональный настрой, быстро снимается усталость. Нельзя не отметить, что у учащихся вырабатывается бережное отношение к играм, раздаточному материалу, они стараются не испортить их, потому что не смогут играть на последующих уроках; то есть положительное воздействие игры на детей со сниженным интеллектом не вызывает сомнения.

Привлечение различных дидактических игр позволяет учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся с ОВЗ. К примеру, всему классу раздаются разрезные картинки, дается задание сложить их и назвать получившееся животное (растение). Одни ученики получают набор картинок, из которых можно сложить двух животных, другие — картинки, разделенные на 6-8 частей, третьи — на 4 части. Отдельным детям дополнительно дают большую карточку, на которой нарисован контур животного. Важно, чтобы у учащихся создавалось впечатление идентичности полученных заданий.

Игра может быть использована на любом этапе урока, например, виде загадки, ребуса, шарады может быть дана тема урока. Использование игры уместно в процессе объяснения нового материала. Так, при проведении урока на тему «Растение — целостный организм» предлагается игра «Где ошибся художник?» Ученики должны исправить ошибки, переставив отдельные карточки таким образом, чтобы сложить целостное цветковое растение (корень, стебель, лист, цветок).

Уроки по формированию экологической компетенции носят междисциплинарный характер: природоведение, естествознание, география, социально-бытовая ориентация, уроки сельскохозяйственного труда, используются межпредметные связи. Так математические навыки необходимые при вычислении скорости и высоты полета разных птиц, разницы дневных и ночных температур, скорости таяния ледников. При вычислении количества вытекающей из плохо закрытого крана воды. Или количество деревьев для изготовления одного комплекта учебников.

Существует немало художественной литературы для познания экологии. Это экологические сказки Б.Заходера, рассказы В.Бианки, стихотворения о природе И.Бунина, Ф.Тютчева‚ русское народное творчество - пословицы и поговорки. На уроках СХТ закрепляются знания о культурных растениях, о свойствах почвы, о способах ее обработки отрабатываются практические навыки.

Одна из задач, стоящая перёд учителем естествознания и географии - воспитание человека, для которого природа - его родной дом, о сохранности и чистоте которого надо заботиться. А все живущие вокруг - самые близкие существа, которых надо любить и беречь.

Экология — один из серьезных факторов общественного бытия. Здесь пересекаются самые влиятельные процессы и обстоятельства, на которых строятся формы устойчивого развития. Экология — это забота не столько о среде обитания, но прежде всего о самом человеке.

Список литературы:

1. Галеева А.М. Педагогические основы системы социально-экологического образования и воспитания // Проблемы социальной экологии. М., 1991.

2. Шилова В.С. Социально-экологическое образование: теория и практика. М., 1999.

3. Экологическое образование школьников //под ред. Зверева И.Д., И.Т. Суравегиной. М., 1983.

4. Якушкин В. П. Экологическое образование — социальный аспект// Экология планеты, 1990, № 3.

5.  Ермаков Д. С. Приоритеты экологического образования: от изучения экологии – к устойчивому развитию // Народное образование. – 2005. – № 2.

5.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической компетенции обучающихся средствами географии

Аннотация В докладе рассмотрена теоретическая основа компетентностного подхода, экологической компетенции, предложены методические рекомендации по формированию экологической компетенции обучающихся с...

Доклад "Формирование экологической компетенции на уроках английского языка

Представлен материал доклада на международных педагогических чтениях 2012 года....

Формирование экологических компетенций на уроках химии

Экологическое воспитание учащихся на уроках химии и во внеурочное время...

Формирование экологических компетенций на уроках математики.

Экологизация математики способствует получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах, осуществляется мотивация учебной деятельности учащихся и решение задач экологического ...

Доклад на заседании ШМО "Особенности экологического воспитания на уроках биологии в условиях коррекционной школы для детей с ОВЗ

В докладе говорится об особенностях экологического воспитания в условиях коррекционной школы для детей с нарушениями слуха....

Формирование экспериментальной компетенции на уроках химии у выпускников основной школы

Особенности преподавания химии в школе при исправительной колонии...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе.

laquo;Задача учителя – сделать человекасуществом самостоятельным,существом со свободной волей»                  Георг Вильгельм ГегельУже...