Элективного курса «Алгебра модуля»
элективный курс по алгебре (10 класс) на тему

Костратова Валентина Сергеевна

Предлагаемый курс «Алгебра модуля» своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 10 классов, которым интересна математика. Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки  через решение большого класса задач. Стоит отметить, что навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль, и построение графиков элементарных функций, содержащих модуль, совершен­но необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах, но и хоро­шо подготовиться к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algebra_modulja_10_klass.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Рабочая программа

Элективного курса «Алгебра модуля»

 10 класс

Составитель: 

Костратова В.С., учитель математики

первой  квалификационной категории

2014-2015 учебный год .

Пояснительная записка

Предлагаемый курс «Алгебра модуля» своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 10 классов, которым интересна математика. Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки  через решение большого класса задач. Стоит отметить, что навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль, и построение графиков элементарных функций, содержащих модуль, совершенно необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах, но и хорошо подготовиться к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Материал данного курса содержит «нестандартные» методы, которые позволяют более эффективно решать широкий класс заданий, содержащих модуль, и, безусловно, может использоваться учителем как на уроках математики в 10 классах, так и на факультативных и дополнительных занятиях. Наряду с основной задачей обучения математики - обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, на ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.

Программа является обучающей и содержит: пояснительную записку, цели курса, примерное тематическое планирование, содержание курса, требования к умениям и навыкам, методические рекомендации, литературу, приложения.    

  Блок «Модуль» представляется особенно актуальным, так как вооружает

учащихся элементарными знаниями по теме «Модуль», необходимыми для дальнейшего изучения математики

Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы  позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с повседневной жизнью. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения.

Место курса в базисом плане

     Программа элективного курса  предназначена для учащихся 10 класса.

Курс рассчитан на 17 часов.(1 час в неделю)

 Содержание элективного курса направлено на то, чтобы

учащиеся осознали степень своего интереса к предмету и оценили возможности

овладения им с тем, чтобы к окончанию 10 класса они смогли сделать сознательный

выбор в пользу дальнейших либо углубленных, либо обычных занятий по математике.

Формы организации занятий и контроля 

Ф о р м а  з а н я т и й: практическая работа.

М е т о д ы   з а н я т и й: беседа, творческие задания.

Ф о р м а   к о н т р о л я: самостоятельная работа.

 Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных.

Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.

Курс является открытым, в него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо сюжеты другими. Главное, чтобы они были небольшими по объему, интересными для учащихся, соответствовали их возможностям. Программа мобильна, т. е. дает возможность уменьшить количество задач по данной теме (так как многие задания предназначены на отработку навыков по одному типу задач) при установлении степени достижения результатов. Блочное построение курса дает возможность учащимся, пропустившим по каким-либо причинам часть курса, спокойно подключиться к работе над другим разделом.

Программа может быть эффективно использована в 9 классах с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации. Минимальные требования к оснащению учебного процесса: раздаточный материал для проведения практических работ.

Цели курса:

  •  помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как: а) преобразование выражений, содержащих модуль; б) решение уравнений и неравенств, содержащих модуль; в) построение графиков элементарных функций, содержащих модуль;
  •  создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся;
  •  помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.

Задачи курса:

  •  научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;
  •  научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
  • научить строить графики, содержащие модуль;
  • помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Формирование и развитие у учащихся:

  •  интеллектуальных и практических умений в области решения уравнений, неравенств,
  • построения графиков, содержащих модуль;
  •  интереса к изучению математики;
  •  умения самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
  •  творческих способностей;
  • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе,
  • отстаивать свою точку зрения.
  • В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
  • решать уравнения, содержащие один, два, три модуля;
  • решать неравенства, содержащие модуль;

 строить графики функций, содержащих модуль;

  • сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
  •  способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
  • сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
  •  решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
  •  привить учащимся основы экономической грамотности;
  • интерпретировать результаты своей деятельности;
  • делать выводы;  
  • обсуждать результаты. 
  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Общеучебные навыки и компетенции учащихся

   1. Определения и основные теоремы

Основная цель – ознакомить учащихся с определением модуля числа, основными

теоремами. Теоретический материал излагается в виде лекции. Предусмотреть возможность

творчества учащихся.

В лекции учащимся раскрывается содержание понятия модуля, его

геометрическая интерпретация, основные теоремы. Лекция носит установочный характер и

готовит учащихся к практической деятельности, а именно – к решению упражнений,

связанных с операциями над модулями.

Во время практических занятий учащиеся коллективно, а затем по группам

работают над примерами различной степени сложности, содержащими модуль,

находят значения буквенных выражений, содержащих модули. Практические занятия

позволяют сформировать у учащихся достаточно полное представление о модуле числа,

его свойствах.

Самостоятельная работа в форме теста позволит учителю проверить степень усвоения

понятия модуль.

    2.Графики функций, содержащие выражения под знаком модуля

Основная цель- ознакомить учащихся с основными приёмами построения графиков

функций, содержащих модуль, их свойствами. Привлечь внимание к эстетической стороне

данного вида деятельности.

Предусмотреть возможность творчества учащихся.

Тема рассматривается в форме лекции и практических занятий.

Из содержания лекции учащиеся на базовом уровне повторяют графики

элементарных функций, а затем рассматривается влияние модуля на расположение

графиков на координатной плоскости. Обращается

внимание на необходимость этих графиков, симметричность, красоту.

На практических занятиях рекомендуется работа в парах. Каждая пара получает

набор карточек с функциями . Работая над построением графиков, каждая пара продумывает

рациональные способы построения графиков, свойства каждого типа функции, делает выводы.

Завершающим этапом планируется практическая работа.

   3.Графики уравнений с модулем.

Цель: ввести понятие уравнения, содержащего модуль и познакомить с

графическим способом решения.

Краткая лекция на основе базовых знаний об уравнении, типах уравнений, способах

их решения. Вводится понятие уравнения с модулем и рассматривается графический способ

решения уравнения: на число корней, на приближённый характер ответа.

На практических занятиях отрабатываются навыки решения различных типов

уравнений с модулями графическим способом.

Итоговое занятие по данной теме - проверочная самостоятельная работа.

   4.Уравнения, содержащие модуль. Способы их решения

Данная тема является наиболее важной в указанном курсе.

Формы занятий – лекция установочная, практические занятия и в завершении

практикум решения уравнений.

Практические занятия проводить используя как коллективную форму обучения, так и

индивидуальную. На практических занятиях рассматривать решения уравнений начиная с

простых и заканчивая уравнениями содержащих несколько модулей.

  5.Неравенства, содержащие модуль, их решение  

Тема излагается без рассмотрения теоретического материала путём проведения

практических занятий , решения конкретных неравенств, а затем делаются выводы. При

решении простейших неравенств типа х > a и x < a опираются на геометрическую

интерпретацию. В завершении практикум решения различных видов неравенств.

  6.Обобщающее занятие  

ЛИТЕРАТУРА

Литература для учителя

 Глейзер, Г. И. История математики в школе (4–6 кл.): пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.

Денищева, Л. О., Миндюк, М. Б., Седова, Б. А. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 9 класс. – М.: Издательский дом «Генжер», 2001.

Саранцев, Г. И. Упражнения в обучении математике. (Библиотека учителя математики). – М.: Просвещение, 1995. – 240 с.

      Петраков И.С. Математические кружки. М., «Просвещение», 1987 г. М.Я.Выгодский.

      Справочник по элементарной математике. М., «Астрель Аст», 2003 г.

Фальке Л.Я. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе М., «Илекса», 2002 г.

      25. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа  М., «Просвещение»,

1999 г.

       26. Гайдуков И.И. Абсолютная величина. М., «Просвещение», 1968 г.

       27. Журнал «Математика в школе»: №№4,8 ,2002г.,№9,2003 г.е. – 1997. – № 6. – С. 77.

Литература для учащихся

1. Сикорский К.П. Дополнительные главы по курсу математики. М.,«Просвещение», 1974

2. Галицкий М.Л. Сборник задач по алгебре 8 – 9 кл. М., «Просвещение», 1992 г.

Календарно тематическое планирование

элективного курса «Алгебра модуля»

№ п/п

 темы уроков

Дата проведения

По плану

фактич

1

Понятие модуля

2

Основные теоремы

3

Геометрическая интерпретация модуля

4

Простейшие операции. Значение выражений с модулем.

5

График функций содержащих модуль

6

Виды графиков и их свойства

7

Построение графиков с модулем

8

Исследование свойств функций содержащих модуль

9

Уравнения, содержащие модуль. Общие представления

10

Графические способы решения уравнений с модулем

11

Линейные уравнения с модулем

12

Квадратные уравнения с модулем

13

Различные уравнения с модулем. Решение задач

14

Простейшие неравенства, содержащие модуль

15

Практикум по решению задач.

16

Практикум по решению задач.

17

Обобщающее занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Знакомьтесь: модуль!"

Материал состоит из двух частей: пояснительной записки и календарно-тематического планирования на 4 четверть 2011-2012 учебного года. В пояснительной записке представлено нормативно-правовая база, цел...

рабочая прогамма элективного курса "Алгебра плюс"

Рабочая программа элективного курса  "Алгебра плюс: рациональные и иррацианальные уравнения"для 11 класса....

Элективный курс "Знакомьтесь, модуль!"

Элективный курс «Знакомьтесь, модуль!» разработан в рамках реализации профильного обучения на старшей ступени образования и соответствует Государственному стандарту среднего образования по математи...

Рабочая программа учебного элективного курса «Алгебра плюс: Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» (10-11 класс, профильный уровень)

Рабочая программа элективного учебного курса «Алгебра плюс: Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» для учащихся 10-11 класса составлена на основе авторской программы А.Н. Землякова, ка...

Рабочая программа элективного курса "Алгебра модуля", 9 класс

Данный элективный курс для учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки. На изучение этого курса по математике «Алгебра модуля»  в учебном плане отводится  8 часов.   Курс напра...

Элективный курс "Знакомьтесь: модуль!"

Курс "Знакомьтесь: модуль!" для учащихся 9 класса, которым интересна математика и которые хотят приобрести первоначальные навыки в решении задач, содержащих модули. Данный курс направлен на расширение...

Рабочая программа элективного курса "Алгебра плюс:Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики"

Рабочая программа элективного курса для углубленного изучения математики, в профильном классе....