«Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ на уроках математики»
статья по алгебре (7 класс) на тему

Мишина Оксана Викторовна

Практика показывает, что каждый год увеличивается количество детей с проблемами и отклонениями в психическом и физическом развитии. В нашей школе в каждом классе по четыре таких ребёнка. Из 105 моих учеников 18 детей  с ОВЗ.  Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Отсутствие у учащихся с ОВЗ минимального фонда знаний по математике, несформированность приемов учебной деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ на уроках математики»

Оглавление

I. Вводная часть

1. Актуальность…………………………………………………………….…3

2. Цель и задачи ………………………………………………………………4                                                                

3. Ожидаемые результаты……………………………………………………4                                            

II. Основная часть                                                                                    

1. Формирование УУД на роках математики у обучающихся с ОВЗ……..5

2. Описание изменений в образовательном процессе:

2.1. Методы и приёмы формирования УУД у обучающихся с ОВЗ………7                                                          

2.2. Контрольно-оценочный блок……………………………………………8                                                                          

III. Заключение

  1. Методические рекомендации …………………………………………10

Практика показывает, что каждый год увеличивается количество детей с проблемами и отклонениями в психическом и физическом развитии. В нашей школе в каждом классе по четыре таких ребёнка. Из 105 моих учеников 18 детей  с ОВЗ.  Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Отсутствие у учащихся с ОВЗ минимального фонда знаний по математике, несформированность приемов учебной деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Опыт педагогической деятельности с детьми с ОВЗ показывает, что возникает противоречие между необходимостью введения ФГОС общего образования и особенностями и возможностями детей с ОВЗ. Основываясь на Конвенции о правах ребенка,  Законе «Об образовании», получение такими детьми качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности.

Дети  с ОВЗ в нашей школе, в основном, обучаются в интегрированных классах , и для них учителя корректируют рабочие программы. В своей работе с учащимися с ОВЗ  можно расставить следующие приоритеты: развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству. Важно создать атмосферу доброжелательности и активного сотрудничества.

               В стандартах второго поколения  особое место отводится формированию УУД:

          ЛИЧНОСТНЫЕ УУД – система ценностных ориентаций школьника,

отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам

окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа»,

«Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет

ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник»,

«собеседник», «пешеход» и др.).

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД отражают способность обучающегося строить

учебно – познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель,

мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД – это система способов познания

окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска,

исследования и совокупность операций по обработке, систематизации,

обобщению и использованию полученной информации.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД – способность обучающегося

осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения

в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация

речевой деятельности в устной и письменной форме.

Но в зависимости от возможностей самого ребёнка, он осваивает их на разных уровнях (начальный, средний, достаточный, высокий).

  1. Цель

-  Создание системы работы для учащихся с ОВЗ на уроках математики для успешного формирования УУД .

    Задачи

     - Анализ имеющихся методов и приёмов для работы с детьми ОВЗ,

     - Выделение приоритетных направлений в методике при формировании          УУД,

     - Создать систему коррекционной работы.

3 Ожидаемый результат

-Отработка  системы по  формировании УУД у учащихся с ОВЗ.

-Разработка методических рекомендаций.  

-Внедрение системы работы с детьми с ОВЗ позволяет создать условия для  их успешной самореализации, работать со всеми детьми, добиваясь  максимального развития умений, навыков, познавательных способностей.

Формирования УУД на уроках математики  у обучающихся с ОВЗ

              Важнейшей  задачей  современной  системы  образования  является формирование  универсальных  учебных  действий,  обеспечивающих школьникам  умение  учиться,  способность  к  саморазвитию  и  самосовершенствованию. Все  это достигается путем  сознательного,  активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются  как  производные  от  соответствующих  видов целенаправленных  действий,  т.е.  они  формируются,  применяются  и сохраняются  в  тесной  связи  с  активными  действиями  самих  учащихся

 Одним из важнейших познавательных универсальных действий – это  умение решать проблемы или задачи.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода. УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Учителю необходимо создать  такие условия что бы обучение детей с ОВЗ в условиях ФГОС стало возможным.

Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду наилучшим образом подходящую для работы с детьми с ОВЗ.

При введении ФГОС общего образования основополагающими технологиями, на наш взгляд, являются ИКТ-технологии и метод проектов, т.к. реализация системно-деятельностного подхода, на котором основано формирование УУД не возможна без их применения.

При применении метода проектов формируется умение детей работать в группе, принимать помощь от одноклассников и оказывать ее, формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж, презентация). Этот метод хорошо подходит при работе с детьми с ОВЗ, учащиеся чуствуют поддержку в группе и могут внести посильный вклад в работу.

Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации (таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, справочники и словари).

Информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, — реальность настоящего времени.

      На уроках математики, для осуществления поставленных задач, ставлю следующие приоритеты :

-овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;

-развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;

-формирование предметных основных общеучебных умений;

-создание условий для социальной адаптации учащихся.

     Как уже отмечалось ранее, основой обучения в классах, где есть дети с ОВЗ, является изучение особенностей личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе. На основе данных психологической службы, составляется рабочая программа по математике для детей с ОВЗ.

  Методы и приёмы  формирования УУД у обучающихся с ОВЗ.    

      Особенности рабочей программы  для детей с ОВЗ следующие:

-в основу положена программа по математике для общеобразовательных учреждений;

-проведена корректировка содержания программы в соответствии с целями обучения для детей с ОВЗ;

-реализовано систематическое включение блоков повторения изученного материала перед основными темами;

-предусмотрено увеличение времени на итоговое повторение содержания курса;

-пересмотрены требования к математической подготовке учащихся.

       В среднем звене при составлении календарно-тематического планирования я использую программы общеобразовательной школы, применяю материалы по адаптации содержания обучения для детей с ЗПР 5–9-го классов.

       В соответствии с выше указанными особенностями программы я провела следующую корректировку содержания курса математики для 5-9-го классов.

       В 5-м классе в начале учебного года провожу тест за курс начальной школы, чтобы выявить пробелы в знаниях учащихся и провести интенсивную коррекцию знаний.

      В курсах математики 5-8-х классов исключаю темы, которые даются в плане ознакомления для детей «нормы» (например, «Столбчатые диаграммы», «Масштаб», «Длина окружности», «Площадь круга», «Решение квадратного уравнения выделением квадрата двучлена»), некоторые темы даю в ознакомительной форме («Теорема Виета» в 8 кл). Не требую с детей с ОВЗ вывод формул, больше решаем задач. Освободившиеся часы использую на повторение и изучение тех тем, которые вызывают затруднения у учащихся этой категории.

       При изучении курса геометрии в 7-8-х классах все основные понятия ввожу на наглядной основе в процессе практических измерений, через решение задач. Все теоретические положения даю исключительно в ознакомительном плане и опираюсь на наглядные представления учащихся, я исключаю доказательства теорем, оставив для заучивания лишь формулировки, максимально использую наглядные средства обучения, большое внимание уделяю решению задач.

       В 8-м классе методы изучения ориентируются на дифференциацию обучения, усиление индивидуализации, на формирование и развитие самостоятельной учебной деятельности учащихся, на усиление связи изучаемого материала с личным опытом, практикой учащихся, формирование и развитие навыков контроля и самоконтроля.  

      В целях развития правильных геометрических представлений и логического мышления, обучение учащихся геометрии строю на решении задач при постоянном обращении к наглядности – рисункам и чертежам. В своей работе я использую задачи на готовых чертежах. В брошюре «Упражнения по планиметрии на готовых чертежах» представлены задачи по основным темам геометрии за курс 7-9-го классов. На этих задачах хорошо отрабатывать, например, признаки равенства треугольников, теорему Пифагора, свойства четырехугольников, и др.

      Следует отметить, что коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать учителя на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр.

      При объяснении нового материала термин ввожу не через определение понятия, а через образ. Так при изучении темы «Ромб» учащимся раздаю карточки с чертежом данного четырехугольника и квадрата. Внимательно предлагаю учащимся рассмотреть их, измерить элементы и определить какими свойствами они обладают. Исходя из свойств предлагаю вместе дать определение, что называется ромбом. При объяснении нового материала опираюсь на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, опорные таблицы (например, «Графики», «Квадратные уравнения»), на использование наглядных опор-схем (например, «Решение задач с помощью уравнений»), плакатов с алгоритмами (например, «Построение угла равного данному»), схем-таблиц. Постоянно работаю над развитием математической речи, формированием умения работать с учебником, справочной литературой (учащиеся ведут тетради по теории). Так при изучении некоторых тем ученикам раздаю карточки с вопросами по изучаемой теме. Ученики находят ответы в учебнике и отмечают карандашом. По окончании проверяем выполнение задания, корректируем, если нужно. Затем учащимся даю ключевые задания. Сильные ученики решают самостоятельно, а учеников с ОВЗ консультирую. На последующих уроках провожу зачет по теории, даю ученикам задания трех уровней: А, В, С. Выполнение заданий проверяю и выставляю оценки. Обязательно провожу анализ работ, индивидуальные консультации. На следующем уроке учащиеся с ОВЗ решают задания на доске. Как правило, они успешно справляются с заданиями, и это придает им уверенности. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

Контрольно-оценочные средства

Важным звеном процесса обучения математике является контроль знаний и умений школьников. Глубина и прочность знаний учащихся явно зависит от систематичности и глубины контроля. В процессе обучения контроль, как правило, присутствует на всех этапах, начиная с самых первых моментов в овладении учениками новым материалом, и до завершения темы. Существует достаточно много видов контроля, распространенных в школьной практике.

Математический диктант с последующей проверкой (с применением компьютерных технологий).

Блиц-опрос (быстрый опрос теории) и блиц-вопрос (три задачи, которые необходимо решить за несколько минут). Две задачи предлагаются по изучаемой теме, третья либо на повторение, либо “с изюминкой”.

Урок защиты домашнего задания

Тестовый контроль. При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся используют тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание ученика. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы. В процессе тестирования подсчитывается количество правильных ответов и по завершении тестирования ученику выставляется оценка на основе критерия для тестовых технологий.

Методические рекомендации для работы с учащимися с ОВЗ при формировании УУД.

1. Учителю необходимо:

- следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;

- посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;

- поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;

- разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;

- требовать структурирования действий при делении и умножении чисел. ------ повторение таблицы умножения остается хорошим упражнением для слабых в счете обучающихся

2. При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ОВЗ необходим хорошо структурированный материал.

Необходимо тщательно отбирать и  комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).

3. Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать  пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.

IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные) и нормативные документы:

  1. Закон РФ об образовании
  2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
  3. Письмо МО Об организации деятельности обр. учр. по обучению детей с ОВЗ от 26.03.2009 г
  4. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002, 271 с.
  5. Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. – М., 2007
  6. www.nsportal.ru,
  7.  www.maaam.ru,
  8.  www.sipkro.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования в МОУ «СОШ №2 с УИОП»

Формирование  универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования в МОУ «СОШ №2 с УИОП» Выступление на ММО учителей начальных классов. Обсуждение ФГОС второ...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся средствами учебного предмета «Информатика и ИКТ

Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования заставляет задуматься над особенностями и подходами формирования универсальных учебных действий (УУД). Инфо...

ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)

Личностное результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте и Образовательной системе «Школа 2100»...

ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Планируемые результаты освоения предметных программ начальной ступени образования являются одним из важнейших механизмов модернизации образования. Они строятся с учетом основных нормативных документов...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В материале представлены примерные виды заданий и упражнений. направленные на коррекцию и развитие высших психических функций. А также на формирование универсальных учебных действий...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В материале представлены некоторые виды заданий и упражнений, направленные на развитие высших психических функций и формирование УУД...

Формирование универсальных учебных действий через приемы проблемного обучения на уроках математики в 5-6 классах

Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать и бегать. Ему можно научиться только путем подражания и упражнения(Д.Пойа). Главной отличительной чертой современн...