Методическая разработка "Смешанные числа"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Иванова Александра Петровна

Урок математики в 5б  классе "Смешанные числа"

 

Тип урока: урок объяснения нового материала.

По дидактическим задачам: урок-введение нового понятия

По характеру: частично-поисковый. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smeshannye_chisla_5_klass.rar161.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5б  классе

 по теме "Смешанные числа"

На изучение темы «Смешанные числа» по программе выделяется 5 часов: 2 часа на введение понятия смешанного числа и алгоритмов перевода смешанного числа в неправильную дробь и выделение целой части из неправильной дроби, 3 часа на изучение правил сложения и вычитания смешанных чисел.


Тип урока: урок объяснения нового материала.

По дидактическим задачам: урок-введение нового понятия

По характеру: частично-поисковый.

Цели урока: 

Учебные:

  • Получить информацию о новом способе записи чисел.
  • Научиться переходить от записи неправильной дроби к смешанному числу, применяя деление с остатком.
  • Научиться выделять целую часть и дробную часть смешанного числа, как результат сложения.
  • Отработать алгоритм записи смешанных чисел.
  • Научиться представлять смешанное число в виде неправильной дроби.

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес учащихся;
  • развитие основ коммуникационного общения;
  • воспитывать стремление добиваться лучших результатов

Развивающие:

  • Развивать приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), памяти (лучше всего запоминается то, что связано с практическим применением, преодолением затруднений);
  • Способствовать развитию математической речи учащихся.
  • Способствовать алгоритмизации мыслительных процессов, формировать умение составлять план действий и действовать по полученному алгоритму.

Оборудование:

  • Математическое лото, карточки
  • проектор,
  • экран,
  • презентация.
  • Тетрадь-справочник.
  • учебник, рабочая тетрадь
  • стикеры для рефлексии, экран настроения.

Методы:

  • словесный
  • наглядный
  • Проблемно-поисковый.
  • Практический.
  • Фронтальная работа.
  • ИКТ-технологии                                                                                                                                                Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

примечания

  1. Организация начала урока

  1. Постановка целей  урока

  1. Актуализация опорных знаний

       

  1. Изучение нового материала:

А) практическая работа- проблемная ситуация

Б) исследование

            В) формулировка  

               выводов

  1. Первичное закрепление

  1. Закрепление

  1. Итог урока. Домашнее задание          

  1.                  Рефлексия урока

Сегодня мы узнаем о новой форме записи чисел: о смешанных числах. Как вы считаете, какие числа так называют и почему?

Число, тема, классная работа.

Каковы будут цели урока? Что я хочу узнать, чему хочу научиться?

Сегодня мы научимся получать смешанное число из неправильной дроби путем деления с остатком, запишем правило в справочник. Научимся переводить неправильную дробь в смешанное число.

Устный счет:

Выбрать правильные ответы, получится картинка.

1.Какая из дробей неправильная? (определение)

2. Найди пример, где правильно выполнено деление с остатком. О чем надо помнить? Назовите компоненты при делении  с остатком.

3. найди пример, где правильно знак деления заменен на черту дроби.

4. Задача: В классе 40 человек. Из них 13 человек умеют плавать. Какая часть класса еще не умеет плавать?

5. В магазин привезли 20 кг фруктов. 4/5 из них составляют яблоки. Сколько килограммов яблок привезли в магазин?

6.Рабочие заасфальтировали 12 км дороги, что составляет 2/3 от всей дороги. Какова длина всей дороги?

Приглашаю 3 исследователей. Нужно разделить поровну 3 яблока на двоих детей

Похожие случаи: 3+7/8= 3 7/8

                                 12+1/4= 12 ¼

                                 Сами придумайте.

3  87         

                               дробная часть

целая часть

3/2- неправильная дробь.

Что получается?  3/2= 1 ½ ? удобно ли каждый раз практически резать, разливать и т.д.? Есть правило, как из неправильной дроби выделить целую часть.

=18:7=2

18     7

14

  4     2

Потренируйтесь: 26/3

А если наоборот? Чтобы перевести смешанное число в неправильную дробь

1 ½= 3/2

1.Нужно целую часть умножить на знаменатель дробной части, прибавить числитель и записать в числителе

2. Знаменатель оставить без изменения. Правило (с 169)

   =

Презентация  Показываю образец записи

  1. Представьте число в виде суммы его целой и дробной части3=           =
  2. Запишите сумму в виде смешанного числа 4+=      18+
  3. Запишите в виде смешанного числа частные 7:3=      87:10=
  4. Выделите целую часть
  5. Представь в виде неправильной дроби
  6. =19:3=

Работа с учебником № 1086, №1092

Что нового узнали? Над чем работали? Какие номера помогут нам закрепить изученные правила?

Кому было сложно на уроке? Покажите уровень тревожности: «красный»- сложно

                           «желтый» нормально

                           «зеленый»-комфортно

Высказывают предположения.

1.Что такое смешанные числа?

2.Как их получают, читают, записывают?

                          3.Складывают, вычитают и т.д

Двое у доски выполняют домашнее задание:

  1. Замена знака деления чертой дроби (№1076)
  2. Замена черты дроби знаком деления (№1077)
  3. Выполнение деления с остатком (№1074).

2738:125=21 (ост113)

3049:134=22 (ост 101)

1 вариант: каждому раздать по одному целому яблоку и по половине. На доске появляется запись:  1+1/2=1 ½

Запись, состоящая из целой и дробной части, называется смешанной записью числа или просто смешанным числом.

2 вариант: каждое яблоко разрезать на две части, каждому ребенку раздать по 3/2 части.

Правило:

1 заменить черту дроби знаком деления.

2разделить с остатком числитель на знаменатель.

3.Неполное частное будет целой частью

4.остаток будет числителем дробной части

5. Знаменатель останется без изменения.

Находят правило в учебнике (с 168)

Цепочкой выходят работать у доски

Один у доски с комментарием

№1109,1110, 1111, выписать алгоритмы в справочник

Приклеивают стикеры на экран настроения.

Зеленая доска

Математическое лото «Львенок»

В справочник

В справочник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Система упражнений. Числа и тождественные преобразования".

В данном методическом пособии предложена система упражнений с решениями по теме "Числа и тождественные преобразования" для подготовки учащихся 10-11 классов к ЕГЭ....

Методическая разработка интегрированного урока "Стандартный вид числа"

Методическая разработка интегрированного урока (математика + физика)  Урок обобщения - повторения при подготовке к ГИА....

Методическая разработка урока «Нахождение части от числа и числа по его части»

Тема урока: «Нахождение части от числа и числа по его части»Урок в 5 классе . Цели:повторение и обобщение изученного материала;контроль за усвоением знаний;развитие математического кругозора, мышления...

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби".

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"....

3.3.4. Научные, научно-методические и учебно-методические публикации по французскому языку, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Методические разработки:Организация внеурочной деятельности на французском языке с использованием ИКТ и возможностей современных мультимедиа технологий....