Урок математики в 5 классе по теме «Степень числа»
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Технологическая карта урока математики составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Актуальность работы обусловлено тем, что современный урок трудно представить без использования ИКТ. Использование презентаций и мультимедийных программ на уроке математики создает условия для эффективного усвоения обучающимися знаний и формирования УУД. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_5_nnv.docx146.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Степень числа»

Автор: Никандрова Надежда Витальевна

Место работы: МБОУ «Большевыльская СОШ»

Аликовского района Чувашской Республики

Преподаваемый предмет: математика


Технологическая  карта и конспект урока математики  в 5 классе.

Пояснительная записка.

Школа всегда ориентирована на усвоение учащимися научных истин, заложенных в программах, учебниках и учебных пособиях. Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения. Характерной особенностью обучения математике пятиклассников является создание предпосылок для формирования элементов учебной деятельности. В процессе обучения у школьников формируются и развиваются следующие умения: понимать учебное задание и планировать последовательность действий по его выполнению; работать по образцу, плану; выбирать способ разрешения предложенной учебной проблемы; устанавливать соответствие, сравнивать, упорядочивать, измерять, определять "на глаз", описывать, составлять модель.

Актуальность работы обусловлено тем, что современный урок трудно представить без использования ИКТ. Использование презентаций и мультимедийных программ на уроке математики создает условия для эффективного усвоения обучающимися знаний и формирования УУД. Компьютерная презентации позволяет выстроить урок логично, поэтапно, с использованием визуального сопровождения. 

Технологическая карта урока математики составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок по теме «Степень числа» это шестой урок в разделе «Натуральные числа». Данный урок проводился мной в 5 классе нашей школы в этом учебном году, а также был апробирован в прошлом учебном году в XXVI республиканском методическом фестивале «Уроки математики и информатики в современной школе», я была удостоена диплома 3 степени в номинации «Педагогическое мастерство».

Тема урока: Степень числа.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных знаний и УУД.

Вид урока:  комбинированный.

Используемые технологи:    технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации  опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе  рефлексии),  информационно – коммуникационные технологии (использование презентации на всех этапах урока), технология сотрудничества.

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать  текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.

Группы формируемых компетенций: 

Личностные УУД:  развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:  принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или  предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД:  участие в групповой работе с использованием речевых  средств для решения коммуникативных задач;  использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.

Познавательные УУД:  добывание новых знаний из текста учебника, раздаточного материала; переработка полученной информации для формулировки выводов.

Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа).

Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск решения примеров и задач).

Методы работы: проблемно – сообщающий (с опорой на наглядность в виде таблиц, схем, слайдов),  метод самоорганизации познавательной  работы на всех  этапах  урока.

Цель урока: организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.

Задачи урока:

1. Закрепить  знания и умения  детей в выполнении математических действий со степенями при решении задач.

2. Развивать личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Дидактические средства: проектор, интерактивная доска или экран, презентация,  раздаточный материал, кубики и квадраты, «смайлики» для самооценки, учебник «Математика 5» и рабочая тетрадь по математике.

Основные этапы урока:

  1. Организационный этап;
  2. Этап включения учащихся в активную деятельность;
  3. Актуализация опорных знаний, умений и навыков;
  4. Этап изучения нового материала;
  5. Этап первичного закрепления;
  6. Практическая работа;
  7. Физкультминутка;
  8. Этап закрепления, первичной проверки и коррекции изученного материала;
  9. Рефлексия;
  10. Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению;
  11. Подведение итогов урока.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

(универсальные учебные действия)

1. Организа-

ционный этап.

Психологи-ческая установка на урок.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Слайд  1.

Вам светло?

Вам тепло?

Прозвенел звонок?

Так начнем урок?

Учитель   организует учащихся для работы на уроке; проверяет готовность класса; вопросы по домашнему заданию.

Отвечают на вопросы.

Личностные:

– самоопределение;

 эмоционально-положительный настрой на урок.

Коммуникативные:

–  планирование ученического сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Этап включения учащихся в активную деятельность.

Включение учащихся в учебную деятельность.

Слайд  2.

Учитель демонстрирует слайды с заданиями устного счета. При   демонстрации слайдов задает вопросы.

Обучающиеся решают примеры.

Включаются в   активную деятельность.

Познавательные:

– умение действовать по алгоритму.

Коммуникативные:

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

– развитие произвольного внимания.

3. Актуали-зация  опорных знаний, умений и навыков.

Мотивация

к учебной деятельности.

Слайд 3.

– Что интересного в данном ряду выражений?

3 · 3;

3 · 3 · 3;

3 · 3 · 3 · 3;

3 · 3 · 3 · 3 · 3.

Сколько множителей содержит выражение, стоящее на 5-ом месте?

 На 10-ом?

 На 45-ом?

 На  100-ом?

    Запишите выражение, которое стоит в данном ряду на 1000-ом месте.

    Почему вы не смогли выполнить задание?

   Какова  цель нашего урока?

Как  можно сформулировать тему нашего урока?

Слушают учителя.  Постановка учебной задачи детьми.

Формулируют   и записывают тему, дату.

Коммуникативные:

– планирование учебного сотрудничества.

Познавательные:

– умение устанавливать аналогии;

– умение действовать по алгоритму.

Логические:

– анализ объектов с целью выделения признаков;

– актуализация

мыслительных операций, необходимых для решения задач урока.

4. Изучение нового материала.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Слайд 4.

В математике принято записывать:

3 · 3= 32

  Как записать второе произведение?

  Третье? И т. д.

Учитель излагает новую тему, приводит примеры.

 Работа в тетради. №№ 252, 254, 266.

Слушают и работают с учителем.

Регулятивные:

–  целеполагание.

Личностные:

– самоопределение-мотивация учения.

Познавательные:

–  умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

– умение слушать и понимать речь других;

– умение устанавливать аналогии;

– умение классифицировать и систематизировать.

Учебно — информационные:

–  умение искать дополнительную информацию в учебнике.

5. Этап первичного закрепления.

Коллективное взаимо-обучение.

Слайд 5.

– А теперь работаем в парах.

Запишите в виде степени произведение:

7 · 7 · 7 · 7 =

4 · 4 · 4 · 4 · 4 · 4 · 4 · 4 · 4 =

Найдите значение выражения:

4 2 =

34  =  и др. примеры.

Два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик», задают друг другу примеры на степени и решают их.

Коммуникативные:

– умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

– контроль, оценка.

Познавательные:

– умение ориентироваться в своей системе знаний;

– умение структурировать знания, логическое выдвижение.

6. Практиче-ская работа.

Навыки практической деятельности.

Слайд 6.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\img5.jpg

Учитель раздает кубики,  квадраты и план действий на листах.

– Найдите площадь квадрата и объем куба.

Учащиеся измеряют размеры тел, вычисляют величины по алгоритму.

Регулятивные:

–  формирование умений, навыков и компетентностей в практической деятельности.

Личностные:

–  обеспечение успешного усвоения знаний.

Познавательные:

–  умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя шаблон.

7. Физкульт-минутка.

Психологи-ческая и физическая разгрузка.

Слайд 7.

Выполняют упражнения   физкультминутки.

Личностные:

–  укрепление здоровья.

Регулятивные:

–  формирование чувства ритма, пластики и эстетических чувств.

8.   Этап закрепления, первичной проверки и коррекции изученного материала.

Определение границ собственного знания или «незнания».

Слайд 8.

Учитель раздает карточки с заданиями самостоятельной работы различной степени сложности.

Самостоятельная работа и

самооценка.

Обучающиеся самостоятельно проверяют результаты с готового листа с решенными заданиями,  ставят

 «+» или « - ».

Регулятивные:

–  умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

–  умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

9. Рефлексия.  

Самооценка результатов своей деятельности.

Слайд 9.

–  Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики.

C:\Users\user\Desktop\см1.jpgC:\Users\user\Desktop\см3.jpg    C:\Users\user\Desktop\см2.jpg

Я очень доволен своей работой

Мне надо разобраться в некоторых вопросах

У меня много ошибок

Обучающиеся осуществляют рефлексию.

Крепят смайлики в тот столбик, как себя оценили.

Коммуникативные:

–оценивание учебного сотрудничества.

Личностные:

–  проведение самооценки работы на уроке.

10. Этап ин-формации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Задание домашней работы.

Слайд 10.

– Запишем домашнее задание:

№ 267.

Учитель поясняет способ решения.

Записывают домашнее  задание в дневниках.

Личностные:

–  проведение самооценки работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности.

11. Подведение итогов урока.

Подведение итогов урока.

–  Молодцы, ребята!  Со всеми заданиями вы справились. Наш урок подошел к концу. Спасибо за урок!

Оценивают  процесс и результаты деятельности.

Познавательные:

–  самостоятельное выделение познавательной цели.

Регулятивные:

– оценка,  выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование

Литература:

  1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций под ред. Г. В. Дорофеева, И. Р. Шарыгина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
  2. Математика: поурочные разработки для 5 кл.: книга для учителя/ С. А. Бокарева, Т. В. Смирнова. – М.: Просвещение, 2014.
  3. http://nsportal.ru/
  4. https://open-lesson.net

Приложение.

Самостоятельная работа  на три уровня самооценки.

1 вариант

2 вариант

1 уровень

1.  Запишите в виде степени:

а) 5·5

а) 3·3·3

б) 10·10·10·10

б) 2·2·2·2·2·2

в) 1·1·1·1·1·1·1  

в) 4·4

2.  Вычислите:

а) 43

а) 33

б) 122

б) 112

в) 303

в) 204

2 уровень

1.  Вычислите:

а) 7·103

а) 33·10

б) 3·22

б) 4·22

в) (3·2)2

в) (2·4)2

2.  Сравните числа:

а) 23 и 32

а) 34 и 43

б) 42 и 32

б) 62 и 53

в) 43 и 53

в) 34 и 24

3 уровень

1.  Определите показатель степени числа и запишите его вместо звездочки:

а) 8* = 512

а) 3* = 81

б) 2* = 64

б) 7* = 343

в) 6* = 1296

в) 5* = 3125

2.  Упростите запись, используя степень:

а) 2·2·2·5

а) 8·3·3

б) (2·5) · (2·5) · (2·5)

б) 17·5·5·5·17

в) 13·6·6·6·6·13

в) (5·3) · (5·3) · (5·3) · (5·3)