вынесение общего множителя за скобки
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

На изучение темы "Вынесение общего множителя за скобки" по программе в 7 классе отводится 3 урока.Представленный материал был проведен на 2-х уроках. На первом уроке рассмотрен алгоритм вынесения общего множителя за скобки, второй урок был посвящен отработке и закреплению навыков учащихся при выполнении заданий по данной теме. В  конце второго урока проведена самостоятельная работа, разработаны три варианта по уровню подготовленности учащихся данного класса: 1 вариант - самый легкий, 3 вариант - самый сложный. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vynesenie_mnozhitelya_za_skobki.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  алгебры  в 7 классе

 по теме «Вынесение общего множителя за скобки»

(2 урока)

Цели урока:

  1. Ввести алгоритм вынесения общего множителя за скобки.
  2. Применение алгоритма для решения заданий на разложение многочлена на множители
  3. Развитие внимания, мышления, памяти.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГМОМЕНТ

     Здравствуйте, ребята,садитесь! Сегодня на уроке мы рассмотрим новую тему « Вынесение общего множителя за скобки», изучим алгоритм ,применим полученные знания для решения конкретных заданий. Откроем тетради, запишем число, тему урока.  А начнем мы урок с устной работы.

  1. УСТНАЯ РАБОТА.
  1.  Выполнить умножение одночленов:

2*3ав;    2ав*(-а4);     6х2*(-2х);     -3с*5х;      -3х*(-ху2);

-4а2в*(-0,2ав2)

     2)  Какие одночлены следует поставить вместо *, чтобы

           получилось верное  равенство:

           х3* = х6;          - а6 = а4*;          *у7 = у8;             -2а3* = 8а5;

           5ху4* = 25х2у6

 3)  Представить одночлен  12х3у4  в виде произведения двух

       множителей, один из которых равен  3 ;    3;    -4х;    

       6ху;     -2х3у;      2у2.

 4)  (Работа в парах в тетради, взаимопроверка) Представить

       Различными  способами  одночлен  2у   в  виде

       произведения двух множителей.

 5)   Ученик умножил одночлен на многочлен, после чего

        одночлен  оказался стертым. Восстановите его.

            …*(х – у) = 3ах – 3ау

            …*(-х + у2 – 1) = ху2 – у4 +у2

            …*(а +в – 1) = 2ах +2вх – 2х

            …*(а – в) = а2в – а3

            …*(2у2 – 3) = 10у4 – 15у2

  6) Вспомнить свойства сложения и вычитания   (по таблице).

   7) Вычислить (работа в парах в тетрадях, взаимопроверка):

               57*58 + 43*58 =

               768*95 – 668*95 =

                76,8*9,5 + 23,2*9,5 =

  1. НОВЫЙ  МАТЕРИАЛ.

Иногда полезно представить многочлен в виде произведения одночлена и многочлена.

Найти значение выражения  а2 – 3ав  при  а = 106,45; в = 2,15.

Как это сделать?

    а) Можно подставить числовые значения а и в и найти значение выражения , но это сложно.

    в) А можно поступить иначе.

Для этого можно применить распределительный закон умножения:

 а2 – 3ав = а*а – а*3в = а*(а – 3в)

 106,45*(106,45 – 3*2,15) = 106,45*(106,45 – 6,45) =

  = 106,45*100 = 10645

  Представление многочлена в виде произведения двух или нескольких многочленов (среди которых могут быть и одночлены) называется разложением многочлена на множители.  Примененный способ разложения многочлена на множители называют вынесением общего множителя за скобки.

в)  Разложить на множители многочлен     12а2в – 9в2 :

   12а2в – 9в2 = 3*(4а2в – 3в2)

   12а2в – 9в2 = в*(12ав – 9в)

   12а2в – 9в2 = 3в*(4а2 – 3в)

    Какое из них более правильное? Все разложения верны. Но  

    было  бы правильнее вынести  за скобки самый большой

    множитель, входящий в оба слагаемых. Для этого надо

    найти НОД(9;12)=3 и  степень с наименьшим показателем в.

    За скобкой не будет переменной  а потому, что ее нет во

    втором  слагаемом. Если мы  все сделали правильно, то

    у оставшегося в скобках выражения больше нет одинаковых

    множителей.    

           Алгоритм вынесения общего множителя за скобки  

         (раздатка у учащихся на рабочем месте)            

1) Обычно за скобки выносят одночлен ( со знаком  + или - ), коэффициент которого равен НОД всех коэффициентов одночленов.

2) Из буквенных множителей одночленов выносятся за скобки те, которые имеются во всех членах, причем в   наименьшей из встречающихся степеней.

3) В скобках от каждого слагаемого остается одночлен, который при умножении на вынесенный за скобки множитель дает исходный член.

г) Вынести за скобки общий множитель:

              19а – 38в =

               3а2в + 4вс =

               6ав + 3в – 12вс =

               - 5ав + 15а2в =     (вынести за скобки 5а и -5а)

д) Устно: Ученик вынес за скобки общий множитель. Правильно ли  

                  он это сделал?

                  7х – 7ху = 7*(1 – у)

                   20х4у3 + 15х3у2 = 5х3у2*(4ху + 3)

                   3ав – 3а =  -3а*(-в + 1)

                   12х3у2 – 16х2у4 = 4х2у2*(3х – 4у)

е) Выполнить     №655(а,г,е,з) и №657(а,б,г,е,з,к).  

ж)Письменно:  Запишите вместо многоточия недостающий

                  многочлен:

  3а2 -15а2в + 5ав2 = а*(…………………)

  6m2n3 + 12m3n3 + 15m3n2 = 3m2n2*(……………..)

  • 4x3y + 6x2y2 – 8x2y = -2x2y*(…………….)

20x4 – 25x2y2 – 10x3 = 5x2*(……………….)  

 з)Выполнить № 668  (самостоятельно)

4. ЗАДАНИЕ НА ДОМ:  п. 28

                                           № 658; №674(а)

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА (дифференцированно)

        1 вариант  

  1. Закончите разложение многочлена на множители:

                  5ах – 30ау = 5а(…………..)

                  х4 – 5х3 – х2 = х2(…………..)

  1. Разложите на множители  многочлен  - 5ав + 15а2в, вынося за скобки множитель: а) 5а;  б) -5а.
  2. Разложите  на множители:

                   5х + 5у =                                  7ав + 14ас=

                   20а – 4в=                                  5mn – 5=

                   ах – ау=                                    3x2 – 6x=      

                   2а – 10ау=                                15a2 + 5a3=

             2 вариант          

  1. Закончите запись:  

                18ав +16в= 2в(…………)

                 4а2с – 8ас= 4ас(………..)

  1. Разложите на множители многочлен -15а2в + 5ав4 двумя  способами:

         а) вынося  за скобки множитель 5ав;

         б) вынося за скобки множитель -5ав.

3.  Вынесите за скобки общий множитель:  

              5х+6ху=                                    2ав – 3а3в=

              12ав – 9в=                                 х3-4х2+6х=

              6а4 – 4а2=                                  4а4-8а3+12а2=

              24х2у -12ху=                             9в2-6в4+3в=

      4. Найдите значение выражения, разложив его на множители:

       ху2 +у3  при  х=97, у=3.

             3 вариант

  1. Вынесите за скобки общий множитель и выполните проверку, умножив одночлен на многочлен:

а) 12ху+ 18х=                б) 36ав2 – 12а2в=

            2. Закончите запись:

                 -18а3в2+36ав = 18ав(…………)

                 -18а3в2+36ав = -18ав(…………)

             3. Вынесите за скобки общий множитель:

                   12а2+16а=                      -11х2у2 +22ху=

                    2а4-6а2=                         -12а3в3+6ав=

                    30а4в- 6ав4=                  х8-8х42=

              4. Замените М  многочленом или одночленом так, чтобы

                   получившееся равенство было тождеством:

                     12а2в-8ав2+6ав=М*(6а-4в+3)

                     15х2у-10х3у2+25х4у3=5х2у*М

               5. Найдите значение выражения:

                      а) 2,76а-ав   при  а=1,25  и  в=0,76;

                      б) 2ху+2у2   при   х=0,27 и  в=0,73.

                         

  1. ИТОГ  УРОКА. Учащиеся рисуют карту настроения.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Вынесение общего множителя за скобки"

Представляю презентацию к уроку "Вынесение общего множителя за скобки" для 5 класса по учебнику Мордковича и др. Ее можно использовать на уроке объяснения нового материала....

Математическое лото по теме "Вынесение общего множителя за скобки"

практическая работа по теме "Вынесение общего множителя за скобки"  представлена в форме  игры - математическое лото....

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе по теме "Разложение многочленов на множители способом вынесения общего множителя за скобки и способом группировки"

Урок закрепления и обобщения знаний и способов учебных действий. Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, по цепочке, фронтальная. В конце урока использован эффект незавершенного действия....

математическое лото на тему "Вынесение общего множителя за скобки и разложение многочлена на множители"

Данное математическое лото использовать на этапе закрепления учебного материала. Использовать при групповой деятельности. класс делим на 3 группы...

Конспект урока по алгебре в 7 классе по теме: «Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки»

Тип урока: урок закрепления знаний. Урок соответствует требованиям ФГОС. Рассмотрены задания типа: задания с проверкой по эталону, групповая работа, физкульминутка, рефлексия...

Конспект урока с технологической картой по теме "Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки"

Научить учеников раскладывать многочлены на множители гораздо сложнее, чем научить умножать многочлены. Овладеть приёмами разложения многочлена на множители очень важно. Такого рода преобразования буд...